г. Москва |
|
07 ноября 2022 г. |
Дело N А40-111835/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Свиридова,
судей: |
Ж.В. Поташовой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Всероссийской общественной организации "Союз композиторов России" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.08.2022 по делу N А40-111835/22 (130-782)
по иску Всероссийской общественной организации "Союз композиторов России"
к 1) Префектуре Юго-Восточного административного округа города Москвы
2) Управе района Лефортово города Москвы
третье лицо - Государственная инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
о признании незаконным п. 3 решения,
при участии:
от истца: |
Шатский Н.В. по дов. от 18.04.222; |
от ответчиков: |
1) Быстров А.А. по дов. от 11.04.2022; 2) Однороженко Т.С. по дов. от 10.01.2022; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Всероссийская общественная организация "Союз композиторов России" обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с требованиями к Префектуре Юго-Восточного административного округа города Москвы, Управе района Лефортово города Москвы о признании незаконным п.3 решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы, оформленного протоколом N 10 от 26 апреля 2022 г. о демонтаже бетонного забора с металлическими воротами протяженностью 20 п.м., шлагбаума, ограничивающих доступ на городской земельный участок, расположенный по адресу: Юрьевский пер., вл.13А.
Решением суда от 15.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзывов на апелляционную жалобу не поступало.
Представитель Всероссийской общественной организации "Союз композиторов России" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель Управы района Лефортово города Москвы поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и' принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель Управы района Лефортово города Москвы поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица, суд располагает доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, заслушав позиции сторон, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как указывает заявитель, Всероссийской общественной организацией "Союз композиторов России" получено решение Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Юго-восточного Административного округа г.Москвы (выписка из протокола N 10 от 26.04.2022) о необходимости демонтажа бетонного забора с металлическими воротами протяженностью 20 п.м. шлагбаум, ограничивающие доступ на городской земельный участок, расположенный по адресу Юрьевский пер. вл. 13А.
Согласно п.6. Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614- ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов", государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в ходе проверок использования земельных участков при выявлении незаконно размещенных на земельных участках объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в течение 1 рабочего дня с даты составления акта обследования земельного участка направляет указанный акт в префектуру соответствующего административного округа города Москвы.
В соответствии с п.7.2 вышеуказанного Положения, префектура административного округа города Москвы: в течение 5 рабочих дней с момента поступления в префектуру административного округа города Москвы акта о выявлении незаконно размещенного на земельном участке объекта, не являющегося объектом капитального строительства, или акта обследования земельного участка обеспечивает рассмотрение и принятие Окружной комиссией решения: О демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов (п. 7.2.1). Окружная комиссия является постоянно действующим рабочим органом. Регламент работы Окружной комиссии определяется Положением. Состав Окружной комиссии утверждается префектом административного округа города Москвы. Согласно п.2 вышеуказанного Положения об рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства. Согласно п.3.1. Положения, незаконно размещенные на земельных участках объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, - объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, в том числе нестационарные торговые объекты, размещенные на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, либо в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов.
В соответствии с п.7.2 вышеуказанного Положения, префектура административного округа города Москвы: в течение 5 рабочих дней с момента поступления в префектуру административного округа города Москвы акта о выявлении незаконно размещенного на земельном участке объекта, не являющегося объектом капитального строительства, или акта обследования земельного участка обеспечивает рассмотрение и принятие Окружной комиссией решения: О демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов (п. 7.2.1).
Окружная комиссия является постоянно действующим рабочим органом. Регламент работы Окружной комиссии определяется Положением. Состав Окружной комиссии утверждается префектом административного округа города Москвы.
Согласно п.2 вышеуказанного Положения об рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства.
Согласно п.3.1. Положения, незаконно размещенные на земельных участках объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, - объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, в том числе нестационарные торговые объекты, размещенные на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, либо в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов.
В соответствии п.1.1. и 1.2 Положения об Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы", Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа города Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов незаконного размещения на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые на разграничена, объектов, не являющихся объектами капитального строительства (далее - незаконно размещенные объекты), а также выработки предложений по совершенствованию механизмов выявления, профилактики и пресечения самовольного строительства на территории соответствующего административного округа города Москвы.
Распоряжением Префектуры ЮВАО г. Москвы от 11.06.2013 N 359 (в редакции от 05.03.2021 N Р-54/21) утверждён состав окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы. 22.04.2022 года Госинспекцией по недвижимости направлена информация в Префектуру ЮВАО г.Москвы о проведенном обследовании земельного участка площадью 8624 кв.м. с кадастровым номером: 77:04:0001001:10553, расположенного по адресу: г.Москва, Юрьевский переулок, вл. 13А.
Установлено, что на участке размещены ограждающие устройства, а именно: бетонный забор, шлагбаум и металлические ворота. Согласно данным информационной системы единых объектов недвижимости города Москвы, указанный земельный участок площадью 8624 кв.м. с кадастровым номером: 77:04:0001001:10553 земельно-правовыми отношениями не обременен, информация о наличии разрешений уполномоченных органов власти на размещение вышеуказанных объектов в Госинспекции по недвижимости отсутствует.
Пунктом 6 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы N 614-ПП указано, что Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в ходе проверок использования земельных участков при выявлении незаконно размещенных на земельных участках объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в течение 1 рабочего дня с даты составления акта обследования земельного участка направляет указанный акт в префектуру соответствующего административного округа города Москвы.
В течение 5 рабочих дней с момента поступления в префектуру административного округа города Москвы акта о выявлении незаконно размещенного на земельном участке объекта, не являющегося объектом капитального строительства или акта обследования земельного участка обеспечивает рассмотрение и принятие Окружной комиссией решения, (п. 7.2 Приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП).
Согласно п.1.1 Положения об Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы" (далее - Положение об Окружной комиссии), Окружная комиссия является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа города "Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов незаконного размещения на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, объектов, не являющихся объектами капитального строительства (далее незаконно размещенные объекты), а также выработки предложений по совершенствованию механизмов выявления, профилактики и пресечения самовольного строительства на территории соответствующего административного округа города Москвы.
В соответствии с п.2.3 указанного Положения об Окружной комиссии определено, что для выполнения функций в соответствии с настоящим Положением, Окружная комиссия имеет право давать поручения органам исполнительной власти города Москвы, учреждениям и предприятиям города Москвы в части их компетенции по рассматриваемым вопросам, а также запрашивать у застройщиков, заказчиков и иных организаций информацию в объеме, необходимом для полного, всестороннего и объективного исследования вопросов, входящих в компетенцию Окружной комиссии.
26.04.2022 года на заседании Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы, оформленном протоколом N 10 (далее - Окружная комиссия), был рассмотрен вопрос о законности размещения на земельном участке площадью 8624 кв.м. с кадастровым номером: 77:04:0001001:10553, расположенного по адресу: г.Москва, Юрьевский переулок, вл.13А бетонного забора с металлическими воротами, шлагбаума (пункт 3 выписки из Протокола N 10 от 26.04.2022 года). Окружной комиссией была принята информация Госинспекции по недвижимости, что проведен осмотр земельного участка по указанному адресу, в ходе которого выявлены указанные некапитальные объекты (исх. N ГИН-ИСХ.-18425/22 от 22.04.2022 года).
По сведениям информационной системы по формированию реестра единых объектов недвижимости города Москвы, земельно-правовые отношения в установленном порядке не оформлены, разрешительная документация на размещение объектов отсутствует. Сведения в информационной базе Росреестра online о зарегистрированных правах на объекты отсутствуют.
Комиссией принято решение освободить земельный участок от бетонного забора с металлическими воротами, шлагбаума в порядке, установленном вышеуказанным постановлением.
На основании пункта 2.3.14 Положения о Префектуре, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", Префектура в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы организует работу по демонтажу и (или) перемещению, хранению на специально организованных площадках, возврату правообладателям либо утилизации незаконно размещенных на территории административного округа объектов, не являющихся объектами капитального строительства (их составляющих элементов), а также товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно размещенных объектах.
В соответствии с пунктом 1.1 Приложения 3 к Постановлению Правительства Москвы от 31 мая 2011 г. N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы" Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа города Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов строительства (реконструкции) объектов, обладающих признаками самовольных построек, и самовольного занятия земельных участков, а также принятия действенных мер по выявлению, профилактике и пресечению самовольного строительства на территории соответствующего административного города Москвы, а решения Окружной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти города Москвы, учреждениями и предприятиями города Москвы, а также всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории административного округа.
Из пункта 2 Приложения 1 к Постановлению N 614-ПП следует, что рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства.
Перечень документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, приведен в пункте 3.2 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 02 ноября 2012 г. N 614-ПП.
К числу документов, являющихся основанием для размещения объектов некапитального строительства, относятся: действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства; действующий договор аренды земельного участка для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства; действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства.
Такие документы в материалы дела не представлены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В материалах дела отсутствуют доказательства регистрации права собственности на спорные объекты как на объекты недвижимого имущества, в то время как право собственности может быть зарегистрировано лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Учитывая, что спорные объекты размещены в отсутствие документов, являющихся основанием для размещения объектов, они не являются объектами капитального строительства, следует признать, что обжалуемое по настоящему делу решение является законным и обоснованным.
"26" мая 2022 земельный участок был освобожден от бетонного забора с металлическими воротами, шлагбаума.
Решение Окружной комиссии, оформленное протоколом N 10 от 26.04.2022 года, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и интересы заявителя.
Информация о принятом решении Окружной комиссии была доведена управой до заявителя.
Оспариваемое решение принято Окружной комиссией в пределах ее полномочий, предусмотренных п.п.2.3.3, 2.3.5 Положения о префектуре административного округа г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП и пунктами 1.1, 1.5, 2.2 Положения об окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы".
Таким образом, решение Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы принято в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы и является законным.
Возражения заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.08.2022 по делу N А40-111835/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-111835/2022
Истец: ВСЕРОССИЙСКАЯ "СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ РОССИИ"
Ответчик: ПРЕФЕКТУРА ЮГО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, УПРАВА РАЙОНА ЛЕФОРТОВО ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ