город Ростов-на-Дону |
|
28 февраля 2024 г. |
дело N А01-2392/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Димитриева М.А.,
судей Николаева Д.В., Сулименко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Альковой О.М.,
при участии:
генерального директора АО "Понежукайский пищекомбинат" Алиева Р.С., лично, по паспорту,
при участии посредством проведения онлайн-заседания в режиме веб-конференции:
от УФНС России по Республике Адыгея: представителя Ефремова Д.С. по доверенности от 10.01.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Понежукайский пищекомбинат" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 23.08.2023 по делу N А01-2392/2022 об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 108 от 21.01.2022 по заявлению акционерного общества "Понежукайский пищекомбинат" к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Понежукайский пищекомбинат" (далее - общество, заявитель) в Арбитражный суд Республики Адыгея поступило заявление о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея (далее - управление, заинтересованное лицо) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 108 от 21.01.2022.
Решением от 23.08.2023 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Акционерное общество "Понежукайский пищекомбинат" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить судебный акт, принять новый.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайств об истребовании доказательств и отложении судебного заседания. Вывод суда о пропуске обществом трехмесячного срока на обращение в суд, противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку копию решения от 21.01.2022 N 108, общество не получало.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель АО "Понежукайский пищекомбинат" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель УФНС России по Республике Адыгея поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в отношении открытого акционерного общества "Понежукайский пищекомбинат" в период с 11.02.2020 по 30.12.2020 проведена выездная налоговая проверка на основании решения Межрайонной ИНФС России N 3 по Республике Адыгея от 11.02.2020 N 6. По результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 26.02.2021 N 4.
Общество представило возражения по акту.
По результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля инспекцией составлено дополнение к акту налоговой проверки от 04.06.2021 N 1.
Извещение от 29.12.2021 N 3380 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки на 20.01.2022 направлено в адрес общества почтовой связью (почтовый идентификатор 80103667852664). Указанная корреспонденция получена обществом 08.01.2022 г.
Рассмотрение материалов выездной налоговой проверки состоялось 20.01.2022 г. в отсутствие общества, извещенного о времени и месте их рассмотрения.
По результатам проведенной выездной налоговой проверки 21.01.2022 налоговым органом вынесено решение N 108 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу доначислен налог на добавленную стоимость в размере 8 351 004 руб. и пеня в размере 2 946 744,50 руб.
При этом заявитель, не оспаривая решение налогового органа по существу, обжалует его в связи с допущенными, по мнению общества, нарушениями процедуры проведения выездной налоговой проверки, что выразилось в нарушении предусмотренных ст. 101 НК РФ. Указывает, что налогоплательщик не был уведомлен о переносе даты рассмотрения материалов налоговой проверки на 20.01.2022 и решение от 21.01.2022 N 108 вынесено в отсутствие налогоплательщика, не извещенного о времени и месте его принятии, что повлекло за собой существенное нарушение его прав и законных интересов.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен в частности установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.
Пунктом 7 статьи 101 НК РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В силу пункта 14 статьи 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Как видно из материалов дела, в отношении открытого акционерного общества "Понежукайский пищекомбинат" в период с 11.02.2020 по 30.12.2020 проведена выездная налоговая проверка на основании решения Межрайонной ИНФС России N 3 по Республике Адыгея от 11.02.2020 N 6.
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт налоговой проверки от 26.02.2021 г. N 4.
Акт, извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки от 05.03.2021 г. N 4 вручены лично руководителю обществу, о чем свидетельствует личная подпись Алиева Р.С.
Общество 06.04.2021 представило возражение по акту от 26.02.2021 N 4.
По результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля инспекцией составлено дополнение к акту налоговой проверки от 04.06.2021 г. N 1.
Дополнение к акту, а также извещение от 11.06.2021 г. N 8 о времени и месте рассмотрения акта налоговой проверки вручены лично руководителю общества 11.06.2021 г., о чем свидетельствует личная подпись Алиева Р.С.
В адрес ОАО "Понежукайский пищекомбинат" направлено извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки N 3380 от 29.12.2021.
Согласно извещению время рассмотрения материалов налоговой проверки назначено на 20.01.2022 с 11 час. 00 мин. до 11 час. 30 мин.
В материалы дела представлен отчет об отслеживании, согласно которому 08.01.2022 извещение было вручено обществу.
Следовательно, вопреки доводам налогоплательщика, общество надлежащим образом было извещено о дате и времени рассмотрения материалов налоговой проверки.
Доказательств обратного обществом не представлено.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки управлением вынесено решение от 21.01.2022 N 108 об отказе в привлечении в ответственности за совершение налогового правонарушения, которое направлено в адрес общества по почте.
Более того, указанные обстоятельства направления извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки N 3380 от 29.12.2021. и получения данного извещения обществом 08.01.2022 подтверждаются решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 23.11.2022 по делу А01-2262/2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2023.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, довод заявителя о неуведомлении общества о назначении даты рассмотрения материалов выездной налоговой проверки на 20.01.2022 подлежит отклонению.
Иных процессуальных нарушений общество не указывает.
Общество не представило надлежащих (относимых, допустимых) доказательств несоблюдения налоговым органом требований к производству по делу о налоговом правонарушении, повлекшим за собой существенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
В заявлении общества указывается только на нарушение процедуры проведения налоговой проверки без оспаривания обоснованности доначисления налога на добавленную стоимость и пени.
Общество не привело иных оснований для признания решения управления недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 8 351 004 руб. и соответствующих сумм пени.
Управлением заявлено о пропуске обществом срока на обжалование решения N 108 от 21.01.2022.
Рассматривая довод управления, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно частям 1, 4 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В силу пункта 9 статьи 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).
Оспариваемое решение от 21.01.2022 N 108 было направлено обществу заказным письмом и согласно отслеживанию Почты России получено налогоплательщиком 01.02.2022.
Данные обстоятельства подтверждаются также решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 23.11.2022 по делу А01-2262/2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2023, в котором установлено направление решения об отказе в адрес организации и его вручение, ввиду чего, налоговым органом были выполнены требования Налогового кодекса Российской Федерации о направлении в адрес налогоплательщика спорного решения.
Решение N 108 от 21.01.2022 вступило в силу 01.03.2022. Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган обществом не подавалась.
Решение МИ ФНС России по ЮФО от 06.06.2022 N 07-10/378 принято по жалобе общества на вступившее в силу решение управления N 108 от 21.01.2022.
При этом с настоящим заявлением общество обратилось в арбитражный суд 20.07.2022, то есть за пределами установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячного срока на обращение в суд.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование обществом не заявлено.
В соответствии со ст. 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Пропуск установленных законом процессуальных сроков на обжалование является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Заявителем не представлены доказательства несоблюдения управлением требований действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов ОАО "Понежукайский пищекомбинат".
Оценив фактические обстоятельства дела и представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Все доводы, изложенные в обоснование позиции общества при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Относительно доводов, заявленных обществом в дополнении к апелляционной жалобе, необходимо отметить следующее.
Как было указано выше, заявитель, не оспаривая решение управления по существу, обжаловал его исключительно по процессуальным основаниям (не извещение общества о времени и месте его принятия), доводов и доказательств в обоснование несогласия с решением налогового органа по существу не приводил.
В дополнении к апелляционной жалобе приведены доводы, направленные на несогласие по существу с вмененными обществу нарушениями налогового законодательства.
Между тем, из содержания судебного акта следует, что указанные доводы в суде первой инстанции не заявлялись. При этом существо данных доводов подразумевает изменение оснований иска, которое в силу ст. 49 АПК РФ допускается лишь при рассмотрении дела судом первой инстанции до принятия им решения.
Таким образом, исходя из положений ч. 7 ст. 268 АПК РФ, доводы общества, приведенные в дополнении к апелляционной жалобе и связанные с несогласием по существу с решением управления, не могут являться предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
При этом в самой апелляционной жалобе обществом также приведены только доводы о процессуальных нарушениях со стороны налогового органа при вынесении решения.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 1500 руб. следует возвратить акционерному обществу "Понежукайский пищекомбинат" из федерального бюджета на основании ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 23.08.2023 по делу N А01-2392/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Понежукайский пищекомбинат" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей по чеку-ордеру от 23.09.2023.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
М.А. Димитриев |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2392/2022
Истец: АО "Понежукайский пищекомбинат", ОАО "Понежукайский пищекомбинат"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея, УФНС России по РА