город Томск |
|
8 ноября 2022 г. |
Дело N А03-5376/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Повалихинский комбинат зернопереработки "Алтайские закрома" (N 07АП-9554/22), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 31.08.2022 по делу N А03-5376/2022 (судья Захарова Я.В.) по иску Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, г. Барнаул Алтайского края (ОГРН 1052241873012, ИНН2221114472) к обществу с ограниченной ответственностью "Повалихинский комбинат зернопереработки "Алтайские закрома", с. Повалиха Первомайского района Алтайского края ОГРН 1042201595578, 2263023026), о взыскании 124 600 руб. 61 коп. суммы предоставленной ответчику субсидии,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, г. Барнаул Алтайского края (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Повалихинский комбинат зернопереработки "Алтайские закрома", с. Повалиха Первомайского района Алтайского края, о взыскании 124 600 руб. 61 коп. суммы предоставленной ответчику субсидии.
Решением суда от 31.08.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
Истец в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 16.11.2021 между Управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, которому как получателю средств краевого бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ООО "Повалихинский комбинат зернопереработки "Алтайские закрома" в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, государственной программой Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае", утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 02.03.2020 года N 90 (далее - Программа), Порядком субсидирования части затрат, связанных с приобретением субъектами малого и среднего предпринимательства оборудования в рамках реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 928-р, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 28.07.2020 N 324 (далее - Правила предоставления субсидии), заключено соглашение N 10-2021-76573, предметом которого является предоставление из бюджета Алтайского края в 2021 году субсидии: в целях возмещения затрат получателя, связанных с приобретением оборудования, в рамках реализации мероприятия 1.2.4.2 "Субсидирование части затрат, связанных с приобретением СМСП оборудования" Программы (далее - субсидия) (пункт 1.1.1. соглашения).
В соответствии с предоставленной обществом отчетностью по итогам 2021 года установлено, что уровень средней заработной платы одного работника по итогу отчетного года составляет 15 468,1 рублей (расчет в соответствии с формулой: 25429510,57/137/12 = 15468,1), что является нарушением положений Порядка и условий соглашения.
Управлением в адрес общества было направлено требование о возврате средств субсидии от 16.02.2022 N 43-04-01/П/640, которое до настоящего времени не исполнено.
В ответ на требование было получено письмо от 03.03.2022 N 176 с отказом возврата средств субсидии. Истец, ссылаясь на наличие у ответчика обязанности по возврату бюджетной субсидии, обратился в суд с настоящим иском.
Принимая обжалуемое решение, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований в части. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования. В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Однако требование о безвозвратности субсидии не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий. При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).
Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок субсидирования части затрат, связанных с приобретением субъектами малого и среднего предпринимательства оборудования в рамках реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 928-р, регламентирован положениями постановления Правительства Алтайского края от 28.07.2020 N 324 (далее - Порядок).
Предоставление указанной меры государственной поддержки осуществляется в рамках реализации вышеуказанной индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края на 2020 - 2024 годы и государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае", утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 02.03.2020 N 90.
Настоящий Порядок устанавливает условия и процедуру предоставления субсидии на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 928-р, и государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае", утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 02.03.2020 N 90 (далее - "субсидия", "региональная программа социально-экономического развития" соответственно), по заключенным договорам приобретения оборудования или лизинга, источником финансового обеспечения которой являются в том числе средства федерального бюджета (далее - "Порядок") (пункт 1.1 Порядка).
Пунктом 1.3 Порядка установлено, что субсидия предоставляется управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (далее -"управление"), которому в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателю бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год и на плановый период. Согласно пункту 2.1. соглашения, субсидия предоставляется получателю на цели, указанные в разделе I настоящего соглашения, в общем размере 124 467 рублей 74 копейки, в том числе: в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных предоставителю как получателю средств бюджета Алтайского края, по кодам классификации расходов бюджета Алтайского края (далее - коды БК) в следующем размере в 2021 году 124 467 (сто двадцать четыре тысячи четыреста шестьдесят семь) рублей 74 копейки - по коду БК 110 0412 59 1 00 R3260 811 (пункт 2.1.1. соглашения). Из пункта 3.1 соглашения следует, что субсидия предоставляется в соответствии с правилами предоставления субсидии, указанных в пунктах 3.1.1. - 3.1.2. Перечисление субсидии осуществляется единовременно на счет получателя, открытый в Алтайском РФ АО Россельхозбанк, не позднее 90 рабочего дня, следующего за днем представления получателем предоставителю документов, указанных в пункте 3.1.2 настоящего соглашения (пункт 3.2 соглашения). Условием предоставления субсидии является согласие получателя на осуществление предоставителем и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии. Выражение согласия получателя на осуществление указанных проверок осуществляется путем подписания настоящего соглашения (пункт 3.3 соглашения).
Из платежного поручения N 613627 от 08.12.2021 следует, что ООО "Повалихинский комбинат зернопереработки "Алтайские закрома" была перечислена субсидия в размере 124 600 руб. 61 коп. на основании соглашения N 10-2021-76573 от 16.11.2021 года.
В соответствии с пунктом 4.3. соглашения получатель субсидии обязан: - представлять предоставителю документы, установленные пунктом 3.1.2 настоящего соглашения (4.3.1.); - обеспечить достижение значений результатов предоставления субсидии и соблюдение сроков их достижения, устанавливаемых в соответствии с пунктом 4.1.4.1 настоящего соглашения (4.3.2);
Согласно пункту 4.3.3 соглашения, получатель обязуется представлять предоставителю: (4.3.3.1.) отчет о достижении значений результатов предоставления Субсидии, показателей результативности в соответствии с пунктом 4.1.5.1 настоящего Соглашения не позднее 15 "Сформировано в подсистеме бюджетного планирования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", системный номер N 10-2021-76573" рабочего дня, следующего за отчетным год; (4.3.3.2.) справку о списочной численности и заверенную копию формы 4-ФСС за 12 месяцев 2021 года в соответствии с пунктом 4.1.5.2 настоящего соглашения, не позднее 15 рабочего дня, следующего за отчетным годом; (4.3.3.3.) дополнительную отчетность за 2021 год по форме "Анкета субъекта" (приложение N 6 к приказу управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 06.08.2021 N 43/пр/72) в срок не позднее 15 рабочего дня, следующего за отчетным годом, за 2022 и 2023 годы по форме, установленной в приложении N 5 к настоящему соглашению, являющейся неотъемлемой частью настоящего соглашения, в срок не позднее 30 января года, следующего за отчетным. (4.3.4.) направлять по запросу предоставителя документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидии в соответствии с пунктом 4.1.7 настоящего соглашения, в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного запроса; (4.3.5.) в случае получения от предоставителя требования в соответствии с пунктом 4.1.7 настоящего соглашения: (4.3.5.1.) устранять факт(ы) нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии в сроки, определенные в указанном требовании; (4.3.5.2.) возвращать в бюджет алтайского края субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании; (4.3.6) обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых предоставителю в соответствии с настоящим соглашением.
В соответствии с пунктом 4.1. соглашения, предоставитель обязуется: (4.1.1.) обеспечить предоставление субсидии в соответствии с разделом III настоящего соглашения; (4.1.2.) осуществлять проверку представляемых получателем документов, указанных в пункте 3.1.2 настоящего соглашения, в том числе на соответствие их правилам предоставления субсидии, в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока приема заявок, определенного в соответствии с правилами предоставления субсидии; (4.1.3.) обеспечивать перечисление субсидии на счет получателя, указанный в разделе VIII настоящего соглашения, в соответствии с пунктом 3.2 настоящего соглашения.
Пунктом 6.1.3 соглашения предусмотрено, что сохранение либо увеличение среднего уровня заработной платы одного работника получателя (среднемесячного размера выплат одному члену сельскохозяйственногопроизводственного кооператива за его личное трудовое участие) оценивается управлением во исполнение пункта 4.1.5 соглашения по данным формы 4 - ФСС за 12 месяцев 2021 года в сравнении с данными формы 4-ФСС за 6 месяцев 2021 года (по формуле, установленной пунктом 2.3 Порядка).
В пункте 2.3 Порядка определено, что субсидия предоставляется при условии, что субъекты на момент подачи заявки в наступившем отчетном периоде: -имеют списочную численность работников в количестве не менее 5 человек, для субъектов монопрофильных муниципальных образований - не менее 2 человек; -имеют средний уровень заработной платы одного работника (среднемесячный размер выплат одному члену сельскохозяйственного производственного кооператива за его личное трудовое участие) не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством на конец соответствующего периода, увеличенного на районный коэффициент (расчет суммы субъект осуществляет по данным формы 4-ФСС, применяя следующие значения: итоговая база для начисления страховых взносов, среднесписочная численность работников, отчетный период).
Для целей настоящего Порядка расчет среднего уровня заработной платы осуществляется субъектом по следующей формуле: СУЗП = БНСЗ / СЧР / П, где: СУЗП - средний уровень заработной платы одного работника (среднемесячный размер выплат одному члену сельскохозяйственного производственного кооператива за его личное трудовое участие); БНСЗ - совокупная база для начисления страховых взносов по данным формы 4-ФСС (страница 2, таблица 1, код строки 3, столбец 3); СЧР - среднесписочная численность работников по данным формы 4-ФСС (страница 1); П - количество месяцев в отчетном периоде формы 4-ФСС.
В соответствии с пунктом 5.4 Порядка, Главным администратором указанных в пунктах 5.2 и 5.3 настоящего Порядка доходов выступает управление, которое в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации принимает меры по своевременному возврату средств, в том числе обращается в суд с исковыми заявлениями.
Как следует из материалов дела, ООО "ПКЗ "Алтайские закрома" на основании соглашения о предоставлении из бюджета Алтайского края субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат в связи с производством товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг от 16.11.2021 N 10-2021-76573, с учетом дополнительного соглашения от 22.11.2021 N 10-2021-76573/1 получена от управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры субсидия в размере 124 600 рублей 61 копейка.
В приложении N 2 к соглашению установлено значение результата сохранение либо увеличение среднего уровня заработной платы одного работника (среднемесячного размера выплат одному члену сельскохозяйственного производственного кооператива за его личное трудовое участие) по итогу отчетного года в размере 15 989 рублей.
При этом как ранее изложено, формула для расчета среднего уровня заработной платы установлена пунктом 2.3 Порядка субсидирования части затрат, связанных с приобретением субъектами малого и среднего предпринимательства оборудования в рамках реализации индивидуальной программы социально- экономического развития Алтайского края на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 928-р, регламентирован положениями постановления Правительства Алтайского края от 28.07.2020 N 324 (далее - Порядок): СУЗП = БНСЗ / СЧР / П, где: СУЗП - средний уровень заработной платы одного работника (среднемесячный размер выплат одному члену сельскохозяйственного производственного кооператива за его личное трудовое участие); БНСЗ - совокупная база для начисления страховых взносов по данным формы 4- ФСС (страница 2, таблица 1, код строки 3, столбец 3); СЧР - среднесписочная численность работников по данным формы 4-ФСС (страница 1); П - количество месяцев в отчетном периоде формы 4-ФСС.
Исходя из расчета по установленной формуле выявлено недостижение результата - сохранение либо увеличение среднего уровня заработной платы одного работника (среднемесячного размера выплат одному члену сельскохозяйственного производственного кооператива за его личное трудовое участие) по итогу отчетного года (далее - результат), при этом Порядком не предусмотрено изменение методики расчета средней заработной платы в связи с болезнью сотрудников получателя государственной поддержки.
Ответчик, в жалобе повторяя свою позиции, указывает, что в соответствии с пунктом 2.3 Порядка средний уровень заработной платы одного работника остался на уровне не ниже МРОТ, установленного законодательством на конец соответствующего периода, увеличенного на районный коэффициент. Однако наличие среднего уровня заработной платы одного работника не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством на конец соответствующего периода, увеличенного на районный коэффициент, в соответствии с пунктом 2.3 Порядка является необходимым условием для получения субсидии, а не показателем выполнения результата ее предоставления.
Между тем, пунктом 6.1.3 соглашения о предоставлении из бюджета Алтайского края субсидии юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 16.11.2021 N 10-2021-76573 предусмотрено, что сохранение либо увеличение среднего уровня заработной платы одного работника получателя субсидии оценивается управлением по данным формы 4-ФСС за 12 месяцев 2021 года в сравнении с данными формы 4-ФСС за 6 месяцев 2021 года (по формуле, установленной пунктом 2.3 Порядка).
На основании данных формы 4-ФСС за 6 месяцев 2021 года значение результата установлено на уровне 15989 рублей, что закреплено в приложении N 2 к соглашению, соответственно достижением результата будет являться сохранение либо увеличение данного уровня заработной платы.
Корректировка расчета среднего уровня заработной платы с учетом пособий по листкам временной нетрудоспособности, начисленных работодателем и выплат ФСС РФ противоречит пункту 2.3 Порядка, а также ставит в неравное положение других получателей субсидии.
Как было указано ранее, основания для возврата средств бюджета, предоставленных в виде субсидий и субвенций, определены законом и договором.
В силу пункта 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в нормативном акте указывается порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Данное положение не может быть применено для произвольного установления уполномоченным органом условий возврата предоставленной субсидии по формальным основаниям.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно согласился с позицией Управления о том, что произведенный заявителем расчет не основан на нормах Порядка и соглашения.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 26.01.2017 N 134-0, статья 78 БК РФ, определяя порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, предусматривает возможность возврата таких субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
При этом порядок возврата субсидий определяется нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий, принятыми в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887).
Судом установлены допущенные ответчиком нарушения, обществом не достигнуто значение по сохранению либо увеличению среднего уровня заработной платы одного работника по итогу отчетного года (2021).
Таким образом, ответчиком не было представлено документов в подтверждение среднего размера заработной платы одного работника, указанного в справке, что является нарушением положения, предусмотренного абзацем 14 пункта 2.13 Порядка.
На основании пункта 4.2 Порядка в случае несоблюдения субъектом целей, условий и порядка предоставления субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных Управлением и органами государственного финансового контроля, субсидия подлежит возврату в доход краевого бюджета в течение 30 дней с даты обнаружения соответствующего нарушения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Управления о взыскании с ответчика 124 600 руб. 61 коп. суммы предоставленной субсидии.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам. В целом доводы, изложенные в жалобе, были рассмотрены судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции, а также иное толкование фактических обстоятельств и условий соглашения не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм права. С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется. Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 31.08.2022 по делу N А03-5376/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Повалихинский комбинат зернопереработки "Алтайские закрома" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-5376/2022
Истец: Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры
Ответчик: ООО "ПКЗ "Алтайские закрома"