г. Москва |
|
08 ноября 2022 г. |
Дело N А41-85924/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску СНТ "ЮЖНАЯ КОЛЬЧИХА" к Администрации городского округа Красногорск Московской области, Комитету лесного хозяйства Московской области, Управлению Росреестра по Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, Рослесхоз о признании незаконным решения Администрации городского округа Красногорск Московской области,
УСТАНОВИЛ:
СНТ "ЮЖНАЯ КОЛЬЧИХА" (далее - Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации городского округа Красногорск Московской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) N Р001-951655632-49178375 от 15.09.2021 г. и обязании Администрации принять решение об отнесении земельного участка КН 50:11:0050208:520, вид разрешенного использования: для ведения садоводства, к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.07.2022 по делу N А41-85924/21 заявленные требования СНТ "ЮЖНАЯ КОЛЬЧИХА" удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Комитет лесного хозяйства Московской области и Федеральное агентство лесного хозяйства обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2022 суд перешел к рассмотрению дела N А41-85924/21 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции явились следующие обстоятельства.
14.06.2022 судом первой инстанции вынесено определение об отложении судебного разбирательства, в котором к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ТУ Росимущества в Московской области и Федеральное агентство лесного хозяйства.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания или проведения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или проведения процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Извещения направляются арбитражным судом по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, либо по месту нахождения организации (филиала, представительства юридического лица, если иск возник из их деятельности) или по месту жительства гражданина (часть 4 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
Первым судебным актом для лица, участвующего в деле, является определение о принятии искового заявления (заявления) к производству и возбуждении производства по делу (часть 6 статьи 121 АПК РФ).
Между тем, из материалов дела следует, что на момент вынесения решения 19.07.2022 (резолютивная часть) суд первой инстанции не располагал сведениями о надлежащем извещении третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства, в материалах дела отсутствует информация о получении третьим лицом Федеральным агентством лесного хозяйства судебных извещений.
При таких обстоятельствах третье лицо Федеральное агентство лесного хозяйства не может считаться надлежащим образом извещенным о начавшемся судебном процессе по настоящему делу.
В связи с этим, решение суда первой инстанции подлежит отмене по безусловным основаниям.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Комитета лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества Московской области, Управления Росреестра по Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства заявил ходатайство об отложении судебного заседания.
Ходатайство Федерального агентства лесного хозяйства об отложении судебного заседания, рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и в его удовлетворении отказано на основании следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Таким образом, совершение данного процессуального действия является правом суда, а не обязанностью. В каждой конкретной ситуации суд, исходя из обстоятельств дела и мнения лиц, участвующих в деле, самостоятельно решает вопрос об отложении дела слушанием, за исключением тех случаев, когда суд обязан отложить рассмотрение дела ввиду невозможности его рассмотрения в силу требований АПК РФ.
В силу части 2 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Заявляя ходатайство об отложении рассмотрения дела, лицо, участвующее в деле, должно указать и обосновать, для совершения каких процессуальных действий необходимо отложение судебного разбирательства. Заявитель должен также обосновать невозможность разрешения спора без совершения таких процессуальных действий и в его отсутствие.
Невозможность рассмотрения дела в настоящем судебном заседании не установлена, в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания судом апелляционной инстанции отказано в связи с отсутствием предусмотренных статьей 158 АПК РФ оснований.
У третьего лица имелось достаточно времени для ознакомления с материалами дела
Представитель СНТ "ЮЖНАЯ КОЛЬЧИХА" поддержал заявленные исковые требования.
Представитель Администрации городского округа Красногорск Московской области не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, решением Исполкома Красногорского городского Совета народных депутатов N 1109 от 23.07.1982 г. ЦКБ ПО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" под коллективное огородничество во временное пользование отведен земельный участок площадью 8 га.
Решением Исполкома Красногорского городского Совета народных депутатов N 469 от 17.05.1985 г. разрешено огородническому товариществу "Кольчиха" временное пользование отведенным земельным участком в течении 3-х лет.
Решением Исполкома Красногорского городского Совета народных депутатов N 1163/1-22 от 14.10.2988 г. утверждены границы отвода земельного участка ЦКБ ПО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" под коллективное свдоводческое товарищество "Кольчиха", площадью 10 га из земель Красногорского лесопарка, Опалиховского лесопарка, кв. 52-53.
Решением Исполкома Красногорского городского Совета народных депутатов N 209/6 от 23.02.1990 г. утвержден проект организации и застройки коллективного сада "Кольчиха" "ЦКБ КМЗ".
19 сентября 1996 г. на основании постановления N 414/4 от 03.04.1996 г., между Администрацией Красногорского района Московской области и Огородным товариществом "Кольчиха" заключен договор аренды земельного участка площадью 13, 3 га, сроком до 2005 года.
Постановлением Администрации N 2189/9 от 18.08.2013 г. утверждена схема расположения земельного участка площадью 132 000 кв. м на кадастровом плане территории, расположенного в юго-восточной части кадастрового квартала 50:11:0050208.
23 сентября 2013 года земельный участок КН 50:11:0050208:520, площадью 132 000 кв. м поставлен на кадастровый учет.
Постановлением Администрации N 2657/11 от 01.11.2013 г. установлен вид разрешенного использования земельный участок КН 50:11:0050208:520, площадью 132 000 кв. м - для ведения садоводства.
Категория земельного участка не установлена.
Товарищество обратилось в Администрацию с заявлением о принятии решения об отнесении земельного участка КН 50:11:0050208:520, вид разрешенного использования: для ведения садоводства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Решением Администрации г N Р001-951655632-49178375 от 15.09.2021 г. в удовлетворении заявления Товарищества отказано со ссылкой на то, что согласно сведениям РГИС МО границы земельного участка налагаются на земли лесного фонда.
Не согласившись с указанным решением администрации, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (п. 8 ч. 1 указанной статьи).
Статьей 7 ЗК РФ предусматривает, что земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В рассматриваемом случае заявитель просит установить в качестве категории земель для спорного участка - "земли сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
В рассматриваемом случае участок находится в составе территориальных зон сельскохозяйственного использования, а именно в территориальной зоне СХ-2. предназначенной для ведения садоводства и дачного хозяйства (согласно Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Красногорск.
Указанная зона в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, предусматривает следующие виды разрешенного использования: ведение огородничества, ведение садоводства, ведение дачного хозяйства.
Спорный участок не противоречит Классификатору, поскольку в качестве вида разрешенного использования установлен "для ведения садоводства".
Доводы Администрации о том, что спорный земельный участок имеет наложение на земли лесного фонда судом отклоняются по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 данного Кодекса границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае если допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (статья 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ).
Таким образом, в силу статей 4.2 и 4.4 Закона о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, с помощью которых можно произвести их идентификацию.
В материалы дела не представлены доказательства наложения земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050208:520 на земли лесного фонда.
Информация, содержащаяся в базе данных РГИС МО не является доказательством наложения границ.
11.08.2017 года в силу вступил Федеральный закон от 29.07.2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
В частности, указанным Законом внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Согласно выписки из ЕГРН, земельный участок был поставлен на кадастровый учет 23.09.2013 г.
Поскольку, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что спорный участок имеет наложения на земли лесного фонда, решение Администрации г N Р001-951655632-49178375 от 15.09.2021 признается судом апелляционной инстанции незаконным.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявленные требования подлежат удовлетворения в полном объеме.
С Администрации городского округа Красногорск Московской области в пользу СНТ "ЮЖНАЯ КОЛЬЧИХА" подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.07.2022 года по делу N А41-85924/21 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным решение Администрации городского округа Красногорск Московской области N Р001-951655632-49178375 от 15.09.2021 г.
Обязать Администрацию городского округа Красногорск Московской области принять решение об отнесении земельного участка КН 50:11:0050208:520, вид разрешенного использования: для ведения садоводства, к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Взыскать с Администрации городского округа Красногорск Московской области в пользу СНТ "ЮЖНАЯ КОЛЬЧИХА" 3 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-85924/2021
Истец: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ЮЖНАЯ КОЛЬЧИХА"
Ответчик: Администрация г.о. Красногорск
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентство по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства в Московской области, Федеральное дорожное агенство, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Комитет лесного хозяйства Московской области, Начальник управления земельно-имущественных отношений Администрации городского округа Красногорск Москоской области Татарчук Е. Г., УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ