27 февраля 2024 г. |
Дело N А83-22296/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судей |
Приваловой А.В., Архипенко А.М., Кравченко В.Е., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
при участии представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю - Шишовой Т.В., по доверенности N 8 от 10.01.2024,
в отсутствие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 декабря 2023 года по делу N А83-22296/2023, рассмотренному по заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю (далее - заявитель, страхователь, УФСИН России по Республике Крым г. Севастополю) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее - отделение фонда) от 06.06.2023 N 091S19230003597 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, в части размера назначенной финансовой санкции, превышающего 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.12.2023 заявленные требования удовлетворены, оспоренное решение признано незаконным в части применения штрафа в размере 5 000 руб., сумма штрафа снижена до 500 руб.
Не согласившись с принятым решением, отделение фонда обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неподтвержденность доказательствами обстоятельств, признанных судом смягчающими, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы отделение фонда указывает, что в результате проведенной сверки СЗВ-СТАЖ за 2022 год и сведений по форме СЗВ-М за отчетные периоды 2022 года было выявлено несвоевременное предоставление страхователем сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год в отношении 10 застрахованных лиц, в связи с чем отделением фонда принято решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, установленной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде финансовых санкций в размере 5 000,00 руб. Отделение фонда считает, что действовало в рамках действующего законодательства, у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что отсутствуют правовые основания для отмены судебного акта, просил судебное решение оставить без изменений.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу Севастополю 21.07.2014 зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию (регистрационный номер N 091001002152).
03.03.2023 управлением в адрес отделения фонда был предоставлен отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год (тип формы "исх").
По результатам проведенной сверки представленных сведений в отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год и по форме СЗВ-М за отчетные периоды 2022 года отделением фонда оформлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.04.2023 N 091S18230003035, в котором зафиксирован факт несвоевременного предоставления сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год в отношении 10 застрахованных лиц.
На основании указанного акта отделением фонда вынесено решение N 091S19230003597 от 06.06.2023 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ, за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее - решение) за нарушение срока, установленного пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, нарушение обязанности своевременного представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ, установленной статьей 15 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере 5 000,00 руб. (10 застрах. лиц х 500,00 руб. = 5 000,00 руб.).
На основании принятого решения страхователю направлено требование об уплате финансовых санкций от 10.07.2023 N 091S01230004032.
Не оспаривая по существу факта допущенного нарушения, УФСИН России по Республике Крым г. Севастополю обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании решения отделения фонда незаконным в части размера финансовых санкций, полагая возможным снизить размер штрафа до 500 рублей, учитывая наличие смягчающих ответственность обстоятельств: незначительность просрочки (2 дня), отсутствие умысла на нарушение законодательства, отсутствие задолженности по уплате страховых взносов, привлечение к ответственности за это нарушение впервые, поскольку ранее такая отчетность предоставлялась в срок.
Признавая вину в совершении правонарушения, заявитель указывает, что причиной нарушения срока сдачи отчетности явилось увольнение ответственного работника кадрового подразделения и неопытность временно исполняющего обязанности сотрудника, допустившего просрочку сдачи отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год на 2 дня.
Оценив представленные доказательства с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями Закона N 27-ФЗ, Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, но установив смягчающие ответственность обстоятельства, снизил размер примененной к страхователю финансовой санкции до суммы 500 руб. и признал оспариваемое решение отделения фонда не соответствующим Закону N 27-ФЗ в соответствующей части. По выводам суда, размер примененных санкций в данном случае фактически зависит от количества лиц, указанных в форме, а не от тяжести совершенного проступка. При оценке виновности действий заявителя, арбитражный суд учел незначительный период просрочки, отсутствие неблагоприятных последствий.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда и отклоняет доводы апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования".
В соответствии с пунктом 1 статьи 8, статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок предоставлять органам Фонда сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, представило отчетность со сведениями в отношении 10 застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год. Расчет финансовой санкции осуществлен верно, нарушений в порядке расчета судом не установлено.
При таких обстоятельствах привлечение заявителя в ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, является правомерным.
Вместе с тем, оценив имеющиеся доказательства и фактические обстоятельства дела, исходя из необходимости обеспечения баланса публичных и частных интересов, учитывая степень вины правонарушителя, формальный характер состава правонарушения, совершение нарушения впервые, незначительность периода просрочки представления отчетности (2 дня), отсутствие негативных последствий допущенного нарушения, а также задолженности по уплате страховых взносов в бюджет фонда, принимая во внимание действие принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, а также принцип неотвратимости наступления ответственности, суд в связи с установлением обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение допущенного правонарушения, обоснованно пришел к выводу о необходимости уменьшения размера наложенного штрафа по решению от 06.06.2023 N 091S19230003597 до 500 руб., снизив размер штрафа в 10 раз.
На возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств судом указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 19.01.2016 N 2-П.
В постановлении от 15.07.1999 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Неприменение при указанных обстоятельствах положений о смягчении ответственности нарушает конституционный принцип справедливости наказания, так как по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что примененная в настоящем случае к страхователю санкция в размере 5000 руб. явно несоразмерна допущенному им нарушению, в связи с чем, снизил размер штрафа до 500 руб.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по сути, повторяют позицию, изложенную отделением фонда в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции по указанным в апелляционной жалобе доводам.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 декабря 2023 года по делу N А83-22296/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
А.М. Архипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-22296/2023
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И Г. СЕВАСТОПОЛЮ
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ