г.Москва |
|
27 февраля 2024 г. |
Дело N А40-195104/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алексеевой Е.Б.,
судей Головкиной О.Г., Александровой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воргулевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.12.2023 по делу N А40-195104/23
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468, ОГРН 1125024004918)
к ГК "Российские автомобильные дороги" (ИНН 7717151380, ОГРН 1097799013652)
об обязании разработать и представить проект компенсационного лесовосстановления по договору аренды,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Харитонов К.П. по доверенности от 12.05.2023, диплом ВСГ 5800728 от 07.07.2011,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд г.Москвы с исковым заявлением к Государственной компании "Российские автомобильные дороги" об обязании разработать и представить в Комитет лесного хозяйства Московской области Проект компенсационного лесовосстановления на общей площади 2,8123 га.; обязании ответчика выполнить работы по лесовосстановлению на площади земельного участка, равной 2,8123 га. в порядке, предусмотренном Правилами выполнения работ по лесовосстановлению и лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 05.12.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал решение суда, представил отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие представителей истца, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не находит оснований для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, 27.05.2020 между Комитетом лесного хозяйства Московской области Государственной Компанией "Российские автомобильные дороги" заключен договор аренды N 50-0194-08-13-06 лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов общей площадью 2.8123 га. имеющих следующие характеристики:
1) площадью 0.2605 га расположенного в квартале 87, выделе 17, 18, 19 Московской области, городского округа Одинцовского, гп Кубинка. Звенигородского лесничества, Кубинского участкового лесничества, КН 50:20:0070752:1407, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
2) площадью 0.4093 га, расположенного в квартале 19, выделе 7, 8, 9, 10, 11.41 Московской области, городского округа Одинцовского, гп Кубинка. Звенигородского лесничества, Кубинского участкового лесничества. КН 50:20:0000000:297733. для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
3) площадью 1.7086 га. расположенного в квартале 16, выделе 14, 15, 22, 23, 31, 32 Московской области, городского округа Одинцовскою, гп Кубинка Звенигородского лесничества, Кубинского участкового лесничества. КН 50:20:000'0000:297731, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
4) площадью 0,2917 га. расположенного в квартале 244, выделе 9, 10. 11, 12, 17, 21 Московской области, городского округа Одинцовского, гп Кубинка, Звенигородского лесничества, Кубинского участкового лесничества. КН 50:20:0000000:297726, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
5) площадью 0.0082 га, расположенного в квартале 18, выделе 3 Московской области, городского округа Одинцовского, гп Кубинка, Звенигородского лесничества. Кубинскою участкового лесничества, КН 50:20:0000000:297732. для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
6) площадью 0,0340 га, расположенного в квартале 88, выделе 13 Московской области, городского округа Одинцовского, гп Кубинка. Звенигородского лесничества. Кубинского участкового лесничества, КН 50:20:0070752:1410. для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Статьей 304 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения; названным правом обладают также лица, хотя и не являющиеся собственниками, но владеющие имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (ст.305 Гражданского кодекса РФ).
Проект лесовосстановления и проект лесоразведения являются самостоятельными документами, предусмотренными ст.89.1 и 89.2 Лесного кодекса РФ, состав и порядок разработки которых ранее был установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.03.2019 N 188 "Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений" (в настоящее время действует приказ Минприроды России от 04.12.2020 N 1014 "Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений") и приказом Минприроды России от 28.12.2018 N 700 "Об утверждении Правил лесоразведения, состава проекта лесоразведения, порядка его разработки" (в настоящее время действует приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 541 "Об утверждении Правил лесоразведения, состава проекта лесоразведения, порядка его разработки").
Таким образом, проект лесовосстановления представляет собой самостоятельный документ (ст.62 и 89.1 Лесного кодекса РФ), как и проект лесоразведения (ст.63 и 89.2 Лесного кодекса РФ). При этом компенсационное лесовосстановление, предусмотренное ст.63.1 Лесного кодекса РФ, осуществляется арендаторами не на основании проекта освоения лесов (документ касается лишь самого арендованного лесного участка по договору аренды), а на основании проекта лесовосстановления и лесоразведения.
Истец полагает, что обязанность по компенсационному лесовосстановлению вытекает не из положений договора, а из действующего лесного законодательства и факта проведения рубки лесных насаждений. Отсутствие в договоре аренды прямо предусмотренной обязанности арендатора провести работы по лесовосстановлению, не освобождает последнего от исполнения такой обязанности, возложенной на него законодательством Российской Федерации
В соответствии со ст.63.1 Лесного кодекса РФ Постановлением Правительства Российской Федерации N 566 от 07.05.2019 утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со ст.43 - 46 Лесного кодекса РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка.
Согласно ч.2 ст.63.1 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда.
Согласно п.2 Правил N 566, утвержденных, работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, настоящими Правилами, Правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с ч.3 ст.62 Лесного кодекса РФ, или правилами лесоразведения,установленными в соответствии с ч.2 ст.63 Лесного кодекса РФ, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном ст.89.1 и 89.2 Лесного кодекса РФ соответственно.
В п.5 Правил N 566 установлено, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в п.3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной ст.26 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений
Согласно письму Минприроды России от 03.09.2020 N 16-29-22839 и письму Рослесхоза от 12.07.2019 НК-09-27/12651 "О выполнении компенсационного лесовосстановления (лесоразведения)" обязанность по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению) в соответствии с действующим лесным законодательством при использовании лесов в соответствии со ст.ст.43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации возникает у лиц, осуществляющих рубку лесных насаждении после 01.01.2019 вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
Также согласно Федеральному закону от 31.07.2020 N 303-ФЗ "О внесении изменении в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ, согласно которому в новой редакции изложены ст.ст.62-63.1, 89.2 Лесного кодекса РФ.
В силу положений ст.63.1 Лесного кодекса РФ на лиц, использующих леса в соответствии со ст.ст.43-46.1 Лесного кодекса РФ, возложена обязанность обеспечить лесовосстановление на площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон и особенностей условий использования территорий, предусмотренных ст.21 Лесного кодекса РФ.
Вместе с тем, как указывает истец, ответчиком не исполнена обязанность проведения работ по лесовосстановлению или лесоразведению, возложенная на него законодательно.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия с требованием исполнить обязанность по лесовосстановлению и предоставить проекты компенсационного лесопользования и лесоразведения оставлена последним без ответа и исполнения, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно ст.309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства и дав оценку представленным по делу доказательствам, пришел к выводу о необоснованности заявленных требований и в удовлетворении исковых требований отказал. Кроме того, истцом был пропущен срок исковой давности.
Апелляционная коллегия, отклоняя доводы жалобы, соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с Программой деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочной период (2010-2020 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации в редакции от 23.05.2014 N 876-р, Государственная компания "Российские автомобильные дороги" выполняло функции заказчика, при реализации инженерного проекта "Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-1 "Беларусь" - от Москвы через Смоленск до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест) на участке км 33 - км 84, Московская область" II пусковой комплекс. Подготовка территории строительства".
Как установлено судом первой инстанции, на переданных Государственной компании в 2020 году в рамках Договора аренды от 27.05.2020 N 50-0194-08-13-06 лесных участках леса не располагались, поскольку работы по рубке лесных насаждений проводились в период с 2014 по 2016 года в рамках подготовительных работ 6 при реализации проекта "Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-1 "Беларусь" - от Москвы через Смоленск до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест) на участке км 33 - км 84, Московская область" II пусковой комплекс. Подготовка территории строительства" до вступления в силу Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения", что подтверждается справками и актами выполненных работ (прилагаются).
Так, в соответствии с договором от 20.10.2014 N ЗТЭ-2014-973 работы по вырубке леса в 2014 по 2016 годах, а также получение необходимых для этого разрешений, реализация необходимых природоохранных мероприятий на участке строительства автомобильной дороги М-1 выполняло ООО "ИФСК "АРКС".
Согласно актам о приемке выполненных работ и справкам о стоимости выполненных работ и затрат ООО "ИФСК "АРКС" выполнялись подготовительные работы (рубка леса) в рамках реализации проекта "Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-1 "Беларусь" - от Москвы через Смоленск до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест) на участке км 33 - км 84, Московская область" II пусковой комплекс. Подготовка территории строительства".
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799, период времени, в который осуществлялась рубка лесных насаждений, является фактическим обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дела.
Поскольку ст.63.1 Лесного кодекса РФ введена Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2019, и строительство завершено до вступления в силу указанных изменений, на ответчика не может быть возложена обязанность осуществления действия в соответствии с ч.1 ст.63.1 Лесного кодекса РФ.
Часть 2 ст.63.1 Лесного кодекса РФ согласно ст.4 Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ вступила в силу с 01.09.2021.
Таким образом, поскольку законодательством Российской Федерации не было предусмотрено обязанности по выполнению работ по лесовосстановлению, работы по рубке лесных насаждений, которые проводились в 2014-2016, на ответчика не может быть возложена обязанность осуществления действия в соответствии с ч.1 ст.63.1 Лесного кодекса РФ.
Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (п.1 ст.4 Гражданского кодекса РФ). Новые положения закона применяют в отношении прав и обязанностей, возникших после вступления в силу новых норм (п.2 ст.4 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с ч.1 ст.89.1 Лесного кодекса РФ лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению, составляют проект лесовосстановления.
На основании ч.4 ст.89.1 Лесного кодекса РФ форма, состав, порядок согласования проекта лесовосстановления, основания для отказа в его согласовании, а также требования к формату в электронной форме проекта лесовосстановления утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Состав, порядок согласования проекта лесовосстановления, основания для отказа в его согласовании, а также требования к формату в электронной форме проекта лесовосстановления установлены приложение 2 к приказу Минприроды России от 29.12.2021 N 1024.
Согласно ч.4 Порядка согласования проекта лесовосстановления, лица, осуществляющие рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со ст.ст.43-46 Лесного кодекса РФ, представляют в уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления проект лесовосстановления не более чем за 60 рабочих дней и не менее чем за 30 рабочих дней до начала выполнения работ по лесовосстановлению.
В соответствии с ч.5 Порядка уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления в течение 15 рабочих дней рассматривают поступившие проекты лесовосстановления и направляют лицу, составившему соответствующий проект, решение о согласовании проекта лесовосстановления или обоснованный отказ в его согласовании.
Установив, что требование истца о согласовании проекта по лесовосстановлению располагается за пределами предоставленных ответчику полномочий и находится в введении уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, суд первой инстанции правомерно в удовлетворении исковых требованиях отказал, т.к основания для возложения на ответчика обязанности по разработке и согласованию проекта лесовосстановления, производству лесовосстановления отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что жалоба истца не подлежит удовлетворению, поскольку отсутствуют соответствующие основания, предусмотренные ст.270 АПК РФ для отмены решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения Арбитражного суда г.Москвы.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05.12.2023 по делу N А40-195104/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-195104/2023
Истец: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: "РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ"
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2025 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-82778/2024
18.11.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-195104/2023
26.06.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11120/2024
27.02.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-744/2024
06.12.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-195104/2023