г. Москва |
|
26 июня 2024 г. |
Дело N А40-195104/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего - судьи Филиной Е.Ю.
судей Колмаковой Н.Н., Ярцева Д.Г.,
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Мишин А.В., доверенность от 07.09.2023;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.12.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2024
по делу по иску Комитета лесного хозяйства Московской области
к ГК "Российские автомобильные дороги"
об обязании разработать и представить проект компенсационного лесовосстановления по договору аренды,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Государственной компании "Российские автомобильные дороги" об обязании разработать и представить в Комитет лесного хозяйства Московской области проект компенсационного лесовосстановления на общей площади 2,8123 га.; об обязании ответчика выполнить работы по лесовосстановлению на площади земельного участка, равной 2,8123 га. в порядке, предусмотренном Правилами выполнения работ по лесовосстановлению и лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.12.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2024 решение Арбитражного суда города Москвы от 05.12.2023 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с указанными судебными актами судов первой инстанции и апелляционной инстанций, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование кассационной жалобы истец указал на нарушение судом норм материального и процессуального права, считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Истец своего представителя в суд кассационной инстанции не направил, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам отзыва, приобщенного судебной коллегией к материалам дела.
Обсудив заявленные доводы, выслушав ответчика, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что принятые по делу судебные акты судом первой и апелляционной инстанций подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы по следующим основаниям.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 27.05.2020 между Комитетом лесного хозяйства Московской области Государственной Компанией "Российские автомобильные дороги" заключен договор аренды N 50-0194-08-13-06 лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов общей площадью 2.8123 га.
В соответствии со ст.63.1 Лесного кодекса РФ Постановлением Правительства Российской Федерации N 566 от 07.05.2019 утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со ст.43 - 46 Лесного кодекса РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка.
Согласно ч.2 ст.63.1 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда.
Согласно п.2 Правил N 566, работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, настоящими Правилами, Правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с ч.3 ст.62 Лесного кодекса РФ, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с ч.2 ст.63 Лесного кодекса РФ, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном ст.89.1 и 89.2 Лесного кодекса РФ соответственно.
В п.5 Правил N 566 установлено, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в п.3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной ст.26 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений. Согласно письму Минприроды России от 03.09.2020 N 16-29-22839 и письму Рослесхоза от 12.07.2019 НК-09-27/12651 "О выполнении компенсационного лесовосстановления (лесоразведения)" обязанность по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению) в соответствии с действующим лесным законодательством при использовании лесов в соответствии со ст.ст.43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации возникает у лиц, осуществляющих рубку лесных насаждении после 01.01.2019 вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
Также согласно Федеральному закону от 31.07.2020 N 303-ФЗ "О внесении изменении в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ, согласно которому в новой редакции изложены ст.ст.62-63.1, 89.2 Лесного кодекса РФ.
В силу положений ст.63.1 Лесного кодекса РФ на лиц, использующих леса в соответствии со ст.ст.43-46.1 Лесного кодекса РФ, возложена обязанность обеспечить лесовосстановление на площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон и особенностей условий использования территорий, предусмотренных ст.21 Лесного кодекса РФ.
Вместе с тем, как указывает истец, ответчиком не исполнена обязанность проведения работ по лесовосстановлению или лесоразведению, возложенная на него законодательно.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия с требованием исполнить обязанность по лесовосстановлению и предоставить проекты компенсационного лесопользования и лесоразведения оставлена последним без ответа и исполнения, в связи с чем, истец обратился в суд с иском.
Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, сославшись на положения статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6.1, 7, 8, 21, 24, 25, 62, 63.1, 72, 89.1 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 303-ФЗ), исходили из того, что на переданных в 2020 году в рамках договора аренды от 27.05.2020 N50-0194-08-13-06 лесных участках леса не располагались, поскольку работы по рубке лесных насаждений проводились в период с 2014 по 2016 года в рамках подготовительных работ при реализации проекта "Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-1 "Беларусь" - от Москвы через Смоленск до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест) на участке км 33 - км 84, Московская область" II пусковой комплекс. Подготовка территории строительства" до вступления в силу Федерального закона от 19.07.2018 N212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения.
Поскольку ст.63.1 Лесного кодекса РФ введена Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2019, и строительство завершено до вступления в силу указанных изменений, на ответчика не может быть возложена обязанность осуществления действия в соответствии с ч.1 ст.63.1 Лесного кодекса РФ.
Часть 2 ст.63.1 Лесного кодекса РФ согласно ст.4 Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ вступила в силу с 01.09.2021.
Таким образом, поскольку законодательством Российской Федерации не было предусмотрено обязанности по выполнению работ по лесовосстановлению, работы по рубке лесных насаждений, которые проводились в 2014-2016, на ответчика не может быть возложена обязанность осуществления действия в соответствии с ч.1 ст.63.1 Лесного кодекса РФ.
Установив, что требование истца о согласовании проекта по лесовосстановлению располагается за пределами предоставленных ответчику полномочий и находится в введении уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, суды отказали в удовлетворении исковых требованиях, так как основания для возложения на ответчика обязанности по разработке и согласованию проекта лесовосстановления, производству лесовосстановления отсутствуют.
Между тем суды трех инстанций не учли следующее.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 415-ФЗ).
Право аренды лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами (часть 1 статьи 9 Лесного кодекса).
Частью 1 статьи 71 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды.
Как следует из части 4 статьи 71 Лесного кодекса, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом.
Таким образом, нормы лесного законодательства являются специальными, имеют приоритет перед нормами Гражданского кодекса и Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу частей 1 и 5 статьи 12 Лесного кодекса освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (в действующей редакции - лесного комплекса); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов, работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются в том числе лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса к видам использования лесов относятся строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Исходя из части 1 статьи 45 Лесного кодекса использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
В силу части 1 статьи 61 Лесного кодекса вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 Лесного кодекса воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление. Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых Лесным кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (часть 3 статьи 61 Лесного кодекса).
В соответствии со статьей 62 Лесного кодекса, в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ (до 01.01.2019), лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (часть 1); на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Таким образом, до 01.01.2019 Лесным кодексом обязанность по лесовосстановлению возлагалась на арендаторов, осуществлявших на основании договора аренды соответствующий вид деятельности (заготовку древесины) на участке лесного фонда.
Аналогичное правило было закреплено в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 183 (подпункт "а" пункта 4), и в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2016 N 375 (подпункт "а" пункта 4).
Законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ, вступившим в силу в соответствии со статьей 4 с 01.01.2019, в Лесной кодекс были внесены в том числе следующие изменения.
Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса, в редакции Закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ, лесовосстановление осуществляется на основании соответствующего проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
Таким образом, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.
Также Законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ Лесной кодекс был дополнен статьей 63.1, согласно части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, статьей 63.1 Лесного кодекса установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43), строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (статья 44), строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45), создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (статья 46).
Для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Нормы аналогичного содержания были предусмотрены в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.03.2019 N 188.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ (далее - Закон N 303-ФЗ) в Лесной кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса.
При этом как в соответствии с частью 2 статьи 62 Лесного кодекса в редакции, действовавшей с 01.01.2019, так и в соответствии с частями 5, 6 статьи 62 Лесного кодекса в редакции, действующей с 01.09.2021, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, также обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 303-ФЗ Закон вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Согласно пункту 2 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 (далее - Правила N 566) работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса соответственно.
Пункт 5 Правил N 566 содержит указание на то, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Учитывая, что частью 2 статьи 62 Лесного кодекса, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, то следовательно у лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
Данные правовые выводы приведены также в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799, от 23.08.2022 N 307-ЭС22-5959, от 07.03.2024 N 304-ЭС23-22274.
Из совокупного толкования приведенных выше норм права, учитывая основные принципы лесного законодательства (статья 2 Лесного кодекса), в том числе принципы использования лесов с учетом их глобального экологического значения, длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, лесное законодательство является комплексной отраслью права, включающей нормы как частного, так и публичного права. При этом нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, являются нормами публичного права и подлежат применению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры.
Между тем судами не исследованы фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения данного дела, в частности для какой цели был заключен спорный договор аренды, в какой период времени была осуществлена рубка лесных насаждений, был ли возведен линейный объект на предоставленном в аренду лесном участке, продлено ли действие договора для эксплуатации линейного объекта и не применены перечисленные выше нормы Лесного кодекса в редакциях Закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ и Закона N 303-ФЗ к спорным правоотношениям. Существенные обстоятельства оставлены судами без исследования и оценки, а выводы судебных инстанций об отсутствии обязанности выполнять работы по лесовосстановлению вне зависимости от целей перевода земель лесного фонда основаны на неверном толковании и применении норм материального права.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуются процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции, принимая во внимание необходимость установления фактических обстоятельств спора применительно к вышеназванным нормам материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, правильно применив нормы материального и процессуального права, разрешить спор.
Судебные расходы в связи с рассмотрением кассационной жалобы подлежат распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05.12.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2024 по делу N А40-195104/2023 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий - судья Е.Ю. Филина
Судьи |
Н.Н. Колмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решения нижестоящих судов, установив, что ответчик не исполнил обязательства по лесовосстановлению на арендованном участке, несмотря на отсутствие лесных насаждений на момент заключения договора. Суд указал на необходимость учета всех фактических обстоятельств и правильного применения норм лесного законодательства при новом рассмотрении дела.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 июня 2024 г. N Ф05-11120/24 по делу N А40-195104/2023