27 февраля 2024 г. |
А11-11925/2022 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ковбасюка А.Н., судей Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Завод им. В.А. Дегтярева" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.10.2023 по делу N А11-11925/2022,
по иску администрации города Коврова Владимирской области, ИНН 3305005930, ОГРН 1033302200381, к открытому акционерному обществу "Завод им. В. А. Дегтярева", Владимирская область, ИНН 3305004083, ОГРН 1023301951397, об обязании принять в эксплуатацию сеть водоотведения,
при участии в судебном заседании представителей: от истца администрации города Коврова Владимирской области - не явился, извещен;
от ответчика открытого акционерного общества "Завод им. В. А. Дегтярева" -
Сазанова Д.В. (по доверенности от 06.10.2023 N 27-1110 сроком на 5 лет, диплому),
установил.
Администрация города Коврова Владимирской области (далее - Администрация, истец), обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском к открытому акционерному обществу "Завод им. В. А. Дегтярева" (далее - ОАО "ЗиД", Общество, Завод, ответчик), об обязании принять в эксплуатацию по акту приема-передачи сеть водоотведения, расположенную по адресу: Владимирская область, г. Ковров, от д. 37 по ул. Полевая до д. 1 по ул. Полевая, диаметр трубы: 110 мм, материал: чугун, ПВХ, инженерные сооружения на сети в количестве 17 штук.
Решением от 19.10.2024 Арбитражный суд Владимирской области обязал ОАО "ЗиД" принять в эксплуатацию по акту приема-передачи спорную сеть водоотведения.
Не согласившись с принятым по делу решением, Завод обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области на основании положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель обратил внимание на то, что суд первой инстанции не учел положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644. Так в силу пункта 31 Правил N 644 и схемы подключения индивидуальных (частных) жилых домов к центральной системе водоотведения по ул. Полевая, инженерные сооружения (смотровые колодцы), расположенные на сети водоотведения, являются неотъемлемой частью выпусков абонентов.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить в иске отказать.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.08.2022 в адрес администрации города Коврова Владимирской области поступило обращение председателя КТОС N 9 по вопросу принятия на баланс сетей водоотведения по адресу: Владимирская область, г. Ковров, от д. 37 по ул. Полевая до д. 1 по ул. Полевая.
Комиссия в составе, определенном постановлением администрации города Коврова от 26.03.2021 N 626, провела обследование бесхозяйной сети водоотведения, расположенной по адресу: Владимирская область, г. Ковров, от д. 37 по ул. Полевая до д. 1 по ул. Полевая, диаметр трубы: 110 мм, материал: чугун, инженерные сооружения на сети в количестве 17 штук.
По результатам обследования был составлен акт обследования бесхозяйной линейной сети от 13.05.2022.
Постановлением администрации города Коврова от 26.10.2018 N 2638 "Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения города Коврова" ответчик определен гарантирующей организацией для централизованного водоотведения муниципального образования город Ковров (пункт 3 постановления, пункт 5.2.1 приложения к постановлению).
Пунктом 5.3 приложения к постановлению предусмотрено, что в муниципальном образовании г. Ковров организацией, уполномоченной на эксплуатацию выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, является ОАО "ЗиД".
С письмом от 27.06.2022 N 01-27/1255 истец направил в адрес ответчика для оформления передаточный акт объекта коммунальной инфраструктуры - сети водоотведения, расположенной по адресу: Владимирская область, г. Ковров, от д. 37 по ул. Полевая до д. 1 по ул. Полевая, протяженностью 620,0 м, диаметр трубы: 110 мм, материал: чугун, примерный срок строительства 2009, инженерные сооружения на сети в количестве 17 штук.
В связи с уклонением ОАО "ЗиД" от подписания передаточного акта истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Изучив материалы дела, проверив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Первый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, правильно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, пришел в соответствии с вышеприведенными нормами права к обоснованным выводам.
Обжалуемый судебный акт отвечает требованиям законности, обоснованности и мотивированности, предусмотренным частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основан на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, содержит обоснование сделанных судом выводов применительно к конкретным обстоятельствам дела.
При разрешении настоящего дела, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу приведенного определения бесхозяйным имущество является в силу отсутствия у него собственника или иного законного владельца и независимо от постановки его на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В материалы дела представлены уведомление от 15.09.2022 об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правах на спорные сети, письмо ГУП Владимирской области "Бюро технической инвентаризации" от 01.08.2022 N 2759-01-09 об отсутствии технического паспорта на объект, проектной и иной разрешительной документации по строительству, сообщения Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Коврова Владимирской области от 15.09.2022 N 08-01-06/3282, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от 31.08.2022 N 33/18989 о том, что спорные сети водоотведения не числятся в реестре имущества муниципального образования г. Ковров и в реестре федерального имущества.
Как следует из материалов дела, собственник спорной сети водоотведения неизвестен. Документальное подтверждение ее строительства за счет жителей домов улицы Полевая отсутствует.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
По смыслу положений ГК РФ и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ орган местного самоуправления обязан принимать меры к надлежащему обслуживанию бесхозяйных объектов, в том числе централизованной системы водоснабжения, учету таких объектов и их обращению в муниципальную собственность.
При этом в силу части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Закона N 416-ФЗ), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 8 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
В силу статей 12, 13 и 14 Закона N 416-ФЗ гарантирующая организация либо организации, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечить абонента соответствующим ресурсом (услугой).
Из содержания пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), следует, что организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации и своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией.
Анализ вышеприведенных положений Федерального N 416-ФЗ и Правил N 644 позволяет прийти к выводу о том, что обязанность содержать бесхозяйные объекты централизованных систем водоснабжения (водоотведения) лежит на гарантирующей организации либо организации, которая осуществляет водоснабжение (водоотведение) и сети водоснабжения (водоотведения) которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов.
Договоры водоснабжения (водоотведения) и единый договор водоснабжения (водоотведения) являются публичными, то есть организация, осуществляющая соответствующую деятельность не вправе отказать абоненту в заключении таких договоров за исключением случаев подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения (водоотведения) с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе.
При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента.
В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 32 Правил N 644).
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принадлежность спорного участка сетей какому-либо лицу на праве собственности или ином законном основании, а также правопритязаний третьих лиц на указанную сеть водоотведения.
Судом также установлено и материалами подтверждается, что ОАО "ЗиД" осуществляет профессиональную деятельность в сфере водоснабжения (водоотведения) и в силу постановления администрации г. Коврова от 26.10.2018 N 2638 "Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения города Коврова" ОАО "ЗиД" является гарантирующей организацией для централизованной системы водоотведения. Таким образом, именно на ответчика возлагается обязанность обеспечить надлежащую эксплуатацию бесхозяйной централизованной системы водоотведения в указанной зоне деятельности.
Сети водоотведения, расположенные по адресу: Владимирская область, г. Ковров, от д. 37 по ул. Полевая до д. 1 по ул. Полевая, присоединены к сетям, обслуживание и эксплуатация которых осуществляется ответчиком.
Присоединение спорной сети и инфраструктуры к иным владельцам сетей судом не установлено.
В силу изложенного арбитражный суд пришел к верному выводу о том, что администрацией обоснованно инициирована процедура передачи сети водоотведения, расположенной по адресу: Владимирская область, г. Ковров, от д. 37 по ул. Полевая до д. 1 по ул. Полевая, ответчику для дальнейшей эксплуатации.
При таких обстоятельствах на ОАО "ЗиД" подлежит возложению обязанность принять на обслуживание вышеуказанную сеть водоотведения.
Соблюдение процедур, направленных на постановку имущества в качестве бесхозяйного по правилам статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", возможно после принятия объектов в эксплуатацию гарантирующей организацией.
Тот факт, что спорная сеть водоотведения на учет в качестве бесхозяйного имущества не поставлена, не свидетельствует об отсутствии оснований для возложения на Общество обязанности принять в эксплуатацию линейный объект.
Невозможность включить в тариф затраты на содержание спорной бесхозяйной сети до постановки ее на учет в качестве бесхозяйного имущества, не освобождает ОАО "ЗиД", как гарантирующую организацию, от обязанности принять спорное имущество в эксплуатацию.
При подтвержденной невозможности компенсации затрат на содержание спорного участка сети за счет потребителей, гарантирующий поставщик не лишен права требовать возмещения убытков, связанных с бездействием Администрации, в то время как освобождение гарантирующей организации от обязанности принять в эксплуатацию бесхозяйное имущество не отвечает интересам публичного образования и не позволяет органу местного самоуправления решать должным образом вопросы местного значения в условиях дефицита бюджета.
Вопреки позиции заявителя жалобы перечень существенных условий договора холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе о границах эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей холодное водоснабжение (водоотведение), определенные по признаку ответственности за эксплуатацию этих сетей, определен п. 5 ст. ст. 13, 14 Закона о водоснабжении и водоотведении и Правилами N 644.
Граница эксплуатационной ответственности является местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение (п. 7 ст. ст. 13, 14 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и этой организации по водопроводным и канализационным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения и водоотведения (п. 7 ст. 13 и п. 7 ст. 14 Закона о водоснабжении).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 граница балансовой принадлежности является линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.
Граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения (водоотведения) или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
К правоотношениям по поставке коммунального ресурса в точки поставки регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Точка поставки коммунальных ресурсов в многоквартирный дом, а равно в индивидуальный жилой дом, по общему правилу, должна находиться на внешней стене дома в месте соединения внутридомовой сети с внешними сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома.
Исходя из изложенного, при отсутствии доказательств принадлежности смотровых колодцев собственникам индивидуальных жилых домов, суд первой инстанции сделал правильный вывод о возложении на ответчика обязанности приять указанные объекты на баланс.
В рассматриваем деле, ответчик обладает необходимой компетенцией по содержанию спорного имущества.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.
Оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.10.2023 по делу N А11-11925/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Завод им. В.А. Дегтярева"- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ковбасюк |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-11925/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОВРОВ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ОАО "ЗАВОД ИМ. В.А. ДЕГТЯРЕВА"