8 ноября 2022 г. |
Дело N А83-1624/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 ноября 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Баукиной Е.А., |
|
|
|
Рыбиной С.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каримовым А.А.,
при участии в судебном заседании представителя:
от Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Ульякиной Ю.В. по доверенности от 06.09.2021 N РМ-Д/16,
в отсутствие представителей надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания: Муниципального унитарного предприятия "Октябрьская водная компания", Совета министров Республики Крым, администрации Октябрьского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Октябрьская водная компания" на решение Арбитражного Республики Крым от 09.08.2022 по делу N А83-1624/2022 по иску Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Муниципальному унитарному предприятию "Октябрьская водная компания" о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к муниципальному унитарному предприятию "Октябрьская водная компания" (далее - Предприятие) взыскании 1 552 186,10 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16.08.2022 исковые требования удовлетворены. С муниципального унитарного предприятия "Октябрьская водная компания" взыскано 1 552 186,10 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду; также в доход федерального бюджета взыскано 28 522 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт и принять новый судебный акт о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие за окружающие среду в размере 733 211,45 руб.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд необоснованно оставил без внимания доводы о том, что согласно приложению N 3 к постановлению Совета Монстров Республики Крым от 26.12.2017 N 714 "Об утверждении единой системы водоснабжения и водоотведения Республике Крым" установлено, что в отношении централизованных систем водоотведения Красногвардейского района обеспечивается соблюдение совокупности критериев отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, утвержденными позже постановлением правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 691 (далее - Постановление N 691 от 31.05.2019). Согласно пункту 2 Постановления N 691 от 31.05.2019 органам, уполномоченным на утверждение схемы водоснабжения и водоотведения, рекомендовано до 01.01.2020 обеспечить внесение соответствующих изменений в схемы водоснабжения и водоотведения в части отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов. Постановление Совета министров Республики Крым от 26.12.2017 N 714 "Об утверждении единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым" вступило в силу 10.01.2018 и действует по настоящее время. При этом какие-либо нормативно-правовые акты, приостанавливающие или отменяющие действие указанного Постановления отсутствуют.
Апеллянт считает, что применение норм Постановления Совета Министров Республики Крым от 26.12.2017 N 714 "Об утверждении единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым" за 2020 год является допустимым. Таким образом, при расчете верным будет применение коэффициента Кво равного 0,5, а не 100.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Согласно положению о Южном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденному приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 N 476 "Об утверждении Положения о Южном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования", Управление осуществляет контроль за правильностью исчисления, полной и своевременностью внесения платы за негативное воздействия на окружающую среду.
В рамках реализации своих полномочий в части осуществления контроля за правильностью исчисления, полной и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, проведена проверка первичной декларации МУП "Октябрьская водная компания" о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 года от 03.03.2021 (т.1, л.34-40). В ходе проверки были выявлены несоответствия, которые отображены в требовании N 10-26/22/21 от 22.09.2021 о предоставлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Предприятие 08.10.2021 в ответ на полученное требование представило в Роспотребнадзор уточненную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
В ходе рассмотрения уточненной Декларации от 08.10.2021, а также документов Предприятия, Роспотребнадзор выявил ряд несоответствие в задекларированных сведения, повлекших за собой занижение начисленной суммы платы в части сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.
Так в разделе 2 требования от 22.09.2021 указано, что расчет суммы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, по эксплуатируемому объекту негативного воздействия код: 35-0291-004424-П (II категория) расчет платы произведен в пределах нормативов допустимых сбросов со ссылкой, на указанные в строке "разрешительные документы" следующие реквизиты документа, на основании которого осуществляются сбросы загрязняющих веществ в водные объекты от 09.08.2018 N 91-21-02-00-002 Р-рсбк-с-2018-00662/00 срок действия до 01.08.2021, при этом в декларации отсутствуют сведения "установленные сбросы".
Предприятие неверно указало документ в строке декларации "разрешительные документы". Документ с указанными реквизитами не является разрешительным документом в части сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, а лишь дает предприятию право пользования водным объектом.
В том числе в ходе проверки, установлено, что при расчете суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты раздела 2 Декларации, некорректно применен стимулирующий коэффициент, Кво, равный 0,5. Также Предприятием не представлены документы, подтверждающие отнесение централизованной системы водоотведения Предприятия к централизованной системам водоотведения поселений или городских округов, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 N 691 "Об утверждении правил отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов и о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 05.09.2013 N 782". Кроме того, Предприятием некорректно произведен расчет итоговой суммы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты по строкам 1,2,4,9 столбца 20.
Выявленные нарушения и несоответствия в ходе проверки отображены Роспотребнадзором в Акте проведения контроля за начислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 15.10.2021 N 10-24/09/21 (т.1, л. 25-33).
Неверное начисление Предприятием суммы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный 2020 год, повлекло за собой занижение размера исчисленной и внесенной в бюджет бюджетной системы Российской Федерации суммы платы в части сброса загрязняющих веществ в водные объекты.
Из указанного акта следует, что сумма планы на НВОС на 2020 год, исчисленная предприятием по уточненной декларации составляет 345 574,34 руб., согласно сведений о внесенных предприятием платежах за отчетный 2020 год, содержащимся в Федеральной государственной информационной системе ПТК "Госконтроль" сумма внесенной платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты составила 85 763, 20 рублей.
Управление самостоятельно исчислило сумму платы ответчика за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, которая составила 5 239 794,88 рублей (т. 1, л. 24). Также в акте от 14.10.2021 Предприятию предложено устранить выявленное несоответствие путем направления в адрес Управления уточненной декларации с учетом замечаний.
15 октября 2021 года Южное межрегиональное управление Росприроднадзора выдало Предприятию требование N 10-25/10/21 о доначислении и довнесении в бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду (т.1, л. 19-24).
В ответ на полученное требование предприятием представлена уточненная декларация (т.1, л. 55-68) с учетом устранения нарушений, указанных в акте контроля от 14.10.2021.
При этом Предприятие самостоятельно устранило ошибки в первичной декларации в части количественных показателях сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. Согласно представленным сведениям сумма платы за НВОС в части сбросов загрязняющих веществ в водные объекты составила 1 637 949,3 руб., соответственно сумма довнесения в бюджет составила 1 552 186,10 руб. (1 637 949,3 - 85 763, 20). Управление согласилось с приведенными в уточненной декларации расчетами платы за НВОС.
Поскольку ответчик не внес в бюджет задекларированные суммы платы за НВОС, Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим исковым заявлением.
Как следует из материалов дела, Предприятие согласно с платой за негативное воздействие на окружающую среду в размере 733 211,45 руб. Вместе с тем, Предприятие фактически не согласно с расчетом платы за НВОС в части применения коэффициента Кво равным 100.
В соответствие с частью 2 Постановления Правительства 1Ф от 31.05.2019 N 691 "Об утверждении Правил отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782" централизованная система водоотведения (канализации) подлежит отнесению к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов при соблюдении совокупности критериев отнесения централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, указанных в пункте 4 настоящих Правил.
Отнесение централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов осуществляется посредством утверждения схемы водоснабжения и водоотведения, содержащей сведения об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, или актуализации (корректировки) схемы водоснабжения и водоотведения в связи с внесением в нее сведений об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов (далее - утверждение или актуализация (корректировка) схемы водоснабжения и водоотведения).
Централизованная система водоотведения (канализации) считается отнесенной к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов со дня вступления в силу акта органа, уполномоченного на утверждение схемы водоснабжения и водоотведения, об утверждении или актуализации (корректировке) схемы водоснабжения и водоотведения.
Как следует из пункта 4 Постановления N 691 централизованная система водоотведения (далее - ЦСВ) (канализации) подлежит отнесению к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов (далее - ЦСВ ПГО) при соблюдении совокупности следующих критериев (за исключением случая, предусмотренного пунктом 8 настоящих Правил):
а) объем сточных вод, принятых в централизованную систему водоотведения (канализации), указанных в пункте 5 настоящих Правил, составляет более 50 процентов общего объема сточных вод, принятых в такую централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - объем сточных вод, являющийся критерием отнесения к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов);
б) одним из видов экономической деятельности, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, организации, указанной в пункте 3 настоящих Правил, является деятельность по сбору и обработке сточных вод.
Таким образом, статус ЦСВ считается присвоенным с момента вступления в силу акта государственного органа об утверждении (актуализации) схемы водоснабжения и водоотведения.
Наличие статуса ЦСВ ПГО позволяет организации получить комплексное экологическое разрешение, установить показатели наилучших доступных технологий, проводить инвентаризацию и осуществлять контроль меньшего количества сбрасываемых веществ, применять понижающий коэффициент (0,5) при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с Приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 N 3 и от 30.12.2019 N 899" коэффициент пересчета Кво, равный 0,5, применяется к ставкам платы за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды).
Как верно отметил суд первой инстанции, единая схема водоснабжения и водоотведения Республики Крым актуализирована и утверждена постановлением Совета министров Республики Крым от 15.11.2021 N 682 "О внесении изменения в постановление Совета министров Республики Крым от 26.12.2017 N 714", следовательно централизованную систему водоотведения Предприятия можно отнести к централизованной системе водоотведения поселений, городских округов с момента вступления в законную силу постановления N 682, а именно с 15.11.2021.
Таким образом, действие Постановления N 682 не может распространятся на отношения, возникшие в 2020 году. В связи с чем, применение стимулирующего коэффициента равному 0,5 невозможно.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что во исполнение требования Управления Предприятие в силу допущенных ошибок в количественных показателях сбросов загрязняющих веществ в водные объекты при подаче первичной декларации, самостоятельно произвело уточненный расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, что составило 1 637 949,3 руб. С произведенным Предприятием расчетом Управление согласилось.
На основании изложенного, взыскание судом доначисленной платы в размере 1 552 186,10 руб. является правомерным.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.08.2022 по делу N А83-1624/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Октябрьская водная компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1624/2022
Истец: ЮЖНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: МУП "ОКТЯБРЬСКАЯ ВОДНАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, АДМИНИСТРАЦИЯ ОКТЯБРЬСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Министерство ЖКХ Республики Крым, Совет министров РК