07 ноября 2022 г. |
А11-5896/2022 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ковбасюка А.Н., судей Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цадкиной А.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Судогодский район на решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.09.2022 по делу N А11-5896/2022,
по иску Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области, ИНН 3329013633, ОГРН 1023303357472, к Муниципальному образованию Судогодский район Владимирской области, в лице администрации муниципального образования Судогодский район, ИНН 3324005050, ОГРН 1023302753869, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Совет народных депутатов муниципального образования Судогодский район Владимирской области, ИНН 332400376263, ОГРН 1063337000011, акционерное общество "Газпром газораспределение Владимир", ИНН 3328101380, ОГРН 1023301461810, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области, ИНН 3329032820, ОГРН 1043303406464, об обязании принять в муниципальную собственность объекты недвижимости,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
установил.
Департамент имущественных и земельных отношений Владимирской области (далее - Департамент, ДИЗО, истец) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Муниципальному образованию Судогодский район Владимирской области, в лице администрации муниципального образования Судогодский район, (далее - Администрация, ответчик) об обязании принять в муниципальную собственность муниципального образования Судогодский район следующие объекты недвижимости:
1) Газопровод низкого давления по ул. К. Маркса от ШРП до жилого дома N 82, протяженностью 152 м, расположенный по адресу: Владимирская область, Судогодский р-н., г. Судогда, ул. Карла Маркса, с кадастровым номером 33:11:010216:124 (запись о государственной регистрации права N 33-33- 32/007/2014-096 от 30.04.2014);
2) Газопровод низкого давления для газоснабжения жилых домов в д. Бараки, протяженностью 7583 м, расположенный по адресу: Владимирская область, Судогодский р-н., д. Бараки, с кадастровым номером 33:11:060101:220, (запись о государственной регистрации права N 33-33-32/007/2014-095 от 30.04.2014);
3) Газопровод высокого давления Р<0.6 МПа до ШРП, ШРП, распределительные газопроводы низкого давления, газопроводы-вводы для газоснабжения жилых домов по ул. Степная, ул. Молодежная, ул. Юбилейная, ул. Лесная, ул. Первомайская, ул. Леспромхозная, ул. Железнодорожная в п. Муромцево Судогодского района, протяженностью 9822 м, расположенный по адресу Владимирская область, Судогодский р-н., п. Муромцево, с кадастровым номером 33:11:000000:758, (запись о государственной регистрации права N 33- 33-32/007/2014-094 от 30.04.2014);
4) Распределительный газопровод и газопроводы-вводы низкого давления для газоснабжения жилых домов по ул. Совхозная, ул. Фабричная (15 домов) в п. Муромцево Судогодского района, протяженностью 1187 м, расположенный по адресу Владимирская область, Судогодский район, МО Муромцевское сельское поселение, пос. Муромцево, с кадастровым номером 33:11:140104:1327 (запись о государственной регистрации права N 33-33-32/007/2014-092 от 30.04.2014);
5) Газопровод высокого давления Р<0,6МРа до ШРП N 1,2, ШРП N 1,2 распределительные газопроводы низкого давления и газопроводы-вводы для газоснабжения жилых домов в п. Головино Судогодского района Владимирской области, протяженностью 38719 м, расположенный по адресу: Владимирская область, Судогодский район, МО Головинское (сельское поселение), п. Головино, с кадастровым номером 33:11:080203:519 (запись о государственной регистрации права N 33-33-32/010/2014-342 от 13.08.2014).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены: Совет народных депутатов муниципального образования Судогодский район Владимирской области, акционерное общество "Газпром газораспределение Владимир", Департамент жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области.
Решением от 05.09.2022 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил иск. Обязал Администрацию Судогодского района Владимирской области принять в муниципальную собственность Судогодского района Владимирской области спорное имущество.
Не согласившись с принятым по делу решением, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области на основании положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба не содержит мотивированных доводов.
Истец в отзыве просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, во исполнение постановления Губернатора Владимирской области от 15.11.2013 N 1288 "Об организации работы по передаче распределительных газовых сетей в государственную собственность Владимирской области" приняты:
1) распоряжение Губернатора Владимирской области от 14.03.2014 N 113-р "О принятии имущества из муниципальной собственности Судогодского района Владимирской области в государственную собственность Владимирской области";
2) распоряжение администрации Владимирской области от 28.07.2014 N 325-р "О принятии имущества из муниципальной собственности Судогодского района Владимирской области в государственную собственность Владимирской области";
3) распоряжение администрации Владимирской области от 08.07.2014 N 325-р "О принятии имущества из муниципальной собственности муниципального образования Судогодского района Владимирской области в государственную собственность Владимирской области".
В соответствии с указанными распоряжениями в государственную собственность Владимирской области приняты вышеуказанные объекты недвижимости.
Право собственности Владимирской области зарегистрировано в установленном порядке 30.04.2014, 13.08.2014 что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Указанные объекты газоснабжения предоставлены во временное владение и пользование открытому акционерному обществу "Газпром газораспределение Владимир" по договорам аренды государственного имущества от 24.04.2015 N 78/2014-01-ОГ40-0201 для транспортировки газа юридическим и физическим лицам на территории Судогодского района Владимирской области.
Постановлением администрации Владимирской области от 11.12.2019 N 860 "О внесении изменений в постановление Губернатора области от 02.04.2014 N 312 и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов области в сфере жилищно-коммунального хозяйства" признано утратившим силу постановление Губернатора Владимирской области от 15.11.2013 N 1288.
Администрацией Владимирской области и Департаментом предложено главе администрации Судогодского района и Совету народных депутатов Судогодского района рассмотреть вопрос о принятии в собственность муниципального образования Судогодский район вышеуказанного недвижимого имущества.
Письмом от 20.072021 N 3435-01-11/3908 администрация Судогодского района Владимирской области отказала в принятии имущества в муниципальную собственность, так как бюджет Судогодского района является дотационным на 75%, а дополнительные затраты на несение налогового бремени на содержание и обслуживание газопроводов составит не менее 2 млн. руб.
Ответ Совета народных депутатов Судогодского района по содержанию аналогичен ответу администрации Судогодского района (исх. от 16.05.2022 N 43).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Изучив материалы дела, проверив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Первый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, правильно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, пришел в соответствии с вышеприведенными нормами права к обоснованным выводам.
Обжалуемый судебный акт отвечает требованиям законности, обоснованности и мотивированности, предусмотренным частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основан на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, содержит обоснование сделанных судом выводов применительно к конкретным обстоятельствам дела.
При разрешении возникшего между сторонами спора суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
На основании части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд признает бездействие органов местного самоуправления незаконным, если установит, что оспариваемое бездействие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 20.12.2005 N 739, на Департамент возложены функции по ведению учета объектов государственной собственности Владимирской области, управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в государственной собственности Владимирской области, также Департамент осуществляет полномочия по защите в судебном порядке имущественных прав и законных интересов Владимирской области.
Согласно статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами местного самоуправления для целей, установленных статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных решений в соответствии с передаточным актом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.02.2012 N 234-О-Р "Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Совета народных депутатов Кемеровской области о разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П", арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Таким образом, при рассмотрении спора о возложении на муниципальное образование обязанности принять имущество суд устанавливает факт соблюдения обязательного порядка, предусмотренного Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, а также наличие согласия органа местного самоуправления на передачу ему объектов; в случае отказа органа местного самоуправления принять объекты - обоснованность такого отказа.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Законом вопросов местного значения.
Правоотношения по газоснабжению в Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Согласно статье 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ организация в границах поселения газоснабжения населения является вопросом местного значения поселения.
Пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация в границах муниципального района газоснабжения поселений.
В соответствии со статьей 1 Закона Владимирской области от 13.05.2005 N 60-О3 "О наделении Судогодского района и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ" муниципальное образование Судогодский район наделено статусом муниципального района.
Муниципальные образования город Судогда, Вяткинское (сельское поселение) д.Бараки и Муромцевское (сельское поселение) входят в состав территории Судогодского района. В состав территории муниципального образования Вяткинское (сельское поселение) входят, в том числе, деревня Бараки; в состав территории муниципального образования Головинское (сельское поселение) входит, в том числе, поселок Головино; в состав территории муниципального образования Селецкое (Муромцевское) входит, в том числе, поселок Муромцево.
С учетом изложенного к ведению именно муниципального образования Судогодский район относится организация газоснабжения на территории муниципального образования Судогодский район и входящих в его состав поселений, следовательно, у ответчика имеется фактическая заинтересованность в объектах, предназначенных для решения данных вопросов местного значения.
При изложенных обстоятельствах отсутствие волеизъявления ответчика на принятие объекта в муниципальную собственность не может препятствовать процедуре передачи имущества с учетом законных на то оснований.
Напротив нахождение имущества в государственной собственности при наличии оснований для его передачи в муниципальную собственность и в отсутствие какого-либо решения относительно этого вопроса, нарушает права и законные интересы уполномоченного представителя собственника государственного имущества.
С учетом изложенного, поскольку к ведению именно муниципального образования Судогодский район относится организация газоснабжения на территории поселений, у ответчика имеется фактическая заинтересованность в объектах, предназначенных для решения данных вопросов местного значения, требование истца является обоснованными и правомерно удовлетворенный судом первой инстанции.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.
Оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая, что заявитель жалобы является лицом, которое в силу подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.09.2022 по делу N А11-5896/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Судогодский район - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ковбасюк |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-5896/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СУДОГОДСКИЙ РАЙОН" ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАДИМИР", ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, Совет народных депутатов муниципального образования Судогодский район Владимирской области