г. Чита |
|
09 ноября 2022 г. |
Дело N А10-1825/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Луценко О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 06 сентября 2022 года по делу N А10-1825/2022 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН 1020300966256, ИНН 0323057082) об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Шелковников Андрей Иннокентьевич,
в отсутствии в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - заявитель, ПАО "Россети Сибирь" или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России, Управление или антимонопольный или административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 11.05.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Шелковников Андрей Иннокентьевич (далее - Шелковников А.И.).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 06 сентября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, просит принять во внимание малозначительность совершенного правонарушения и прекратить производства по делу, по доводам, изложенным в жалобе.
Управление в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Шелковников А.И. отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 04 июля 2005 года ПАО "Россети Сибирь" зарегистрировано в качестве юридического лица. Основным видом его деятельности является передача электроэнергии.
На основании приказа Федеральной службы по тарифам от 28 мая 2008 года N 179-э ПАО "МРСК Сибири" (в настоящее время - ПАО "Россети Сибирь") включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии".
Шелковников А.И. обратился в ПАО "Россети Сибирь" с заявкой от 11.01.2022 на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности). В заявке Шелковников А.И. просил в связи с новым присоединением осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств - малоэтажная жилая застройка (Индивидуальный жилой дом / Садовый / Дачный дом), расположенных по адресу 671610, Республика Бурятия, Баргузинский район, НП Баргузинский, ул. Набережная, д. 4.
В пункте 6 заявки указано, что максимальная мощностью энергопринимающих устройств (присоединяемых и ранее присоединенных) составляет 15,0 кВт, при напряжении 20 кВ. Заявляемая категория энергопринимающего устройства по надежности электроснабжения - III (по одному источнику электроснабжения).
К заявке приложены:
- план расположения энергопринимающих устройств, из которого следует, что устройства расположены на территории села Катунь,
- копия свидетельства о государственной регистрации права собственности Шелковникова А.И. на жилой дом площадью 38,6 кв.м. по адресу Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Катунь, ул. Набережная, д. 4.
ПАО "Россети Сибирь" отложило заявку, направив Шелковникову А.И. замечания по заявке, в которых указало, что ближайшие электросетевые объекты ПАО "Россети Сибирь" расположены на расстоянии более 25 км от границы принадлежащего Шелковникову А.И. земельного участка, согласно предварительным техническим решениям для технологического присоединения потребуется выполнить исключительные мероприятия: строительство ВЛ-10 кВ, ТП-10/0,4 кВ, ЛЭП - 0,4 кВ. Указано, что расходы сетевой организации на осуществление мероприятий по строительству включаются в тариф на услуги по передаче электрической энергии потребителям всей Республики Бурятия. Это существенно повлияет на стоимость поставляемой электрической энергии в регионе в сторону ее увеличения. ПАО "Россети Сибирь" отмечает, что установленный законодательством срок для выполнения мероприятий со стороны сетевой компании по технологическому присоединению составляет 1 год. ПАО "Россети Сибирь" указало, что Шелковникову А.И. надлежит рассмотреть вопрос электроснабжения за счет собственных средств либо средств Администрации МО Баргузинского района Республики Бурятия с возможностью устройства автономного электроснабжения. Отмечено, что в целях снижения нагрузки на тариф за электрическую энергию Программой развития определена возможность электроснабжения вышеуказанных объектов с применением мини-АГЭУ (солнечные панели, сопряженные с дизельными станциями и аккумуляторными батареями).
Шелковниковым А.И. подана жалоба в Бурятское УФАС России N 532 от 27.01.2022 о том, что заявка N 3580532 в ПАО "Россети Сибирь" филиал "Бурятэнерго" на технологическое присоединение отложена под предлогом "получение недостающих сведений". Шелковниковым А.И. в жалобе указано, что письмо-уведомление заявителя о некомплектности заявки не несет сведений о некомплектности и вводит его в заблуждение. Заявитель просил привлечь ПАО "Россети Сибирь" к административной ответственности и обязать заключить с ним договор на технологическое подключение.
Бурятское УФАС России письмом от 04.02.2022 N 05-30/367 уведомило ПАО "Россети Сибирь" - "Бурятэнерго" о поступлении обращения Шелковникова А.И., о необходимости представить в срок не позднее 16.02.2022 письменные пояснения по указанному обращению.
Ответ ПАО "Россети Сибирь" от 16.02.2022 N 1.2/01/328 в Управление содержал пояснения о том, что на территории Республики Бурятия возможность электроснабжения удаленных сельскохозяйственных объектов рассмотрена в Программе развития электроэнергетической отрасли Республики Бурятия на 2018-2022 годы, разработанной и утвержденной филиалом ПАО "Россети Сибирь" - "Бурятэнерго" совместно с Правительством Республики Бурятия. В целях снижения нагрузки на тариф за электрическую энергию Программой развития определена возможность электроснабжения вышеуказанных объектов с применением мини АГЭУ. В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства Республики Бурятия N178 от 05.04.2013 предоставляются субсидии на приобретение данных установок в размере 95% за счет средств республиканского бюджета. ПАО "Россети Сибирь" пояснило, что в этой связи, а также учитывая экономическую и технологическую целесообразность, заявителю Шелковникову А.И. предложено рассмотреть возможность автономного энергосбережения.
Уведомлением от 17.02.2022 N 05-13/506 Управление уведомило ПАО "Россети Сибирь" о возбуждении производства по делам об административном правонарушении и о необходимости явки 01.03.2022 для дачи объяснений по факту нарушения. Письмо направлено по электронной почте.
ПАО "Россети Сибирь" направило в административный орган ходатайство от 01.03.2022 об отложении составления протокола на иное время и дату в связи с занятостью представителя в судебном процессе.
По ходатайству ПАО "Россети Сибирь" составление протокола отложено до 10.03.2022, о чем направлено уведомление от 04.03.2022 N 05-13/719.
Протокол N 003/04/9.21-153/2022 об административном правонарушении составлен 10.03.2022 начальником отдела антимонопольного контроля и рекламы Бурятского УФАС России Баргаевой Е.А. в присутствии представителя ПАО "Россети Сибирь" Цыбиковой С.С., действовавшей на основании доверенности от 01.12.2020 N 03/461. Согласно протоколу Цыбикова С.С. поддержала письменные пояснения филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Бурятэнерго" от 16.02.2022 N 1.2/01/328. В протоколе зафиксирована дата рассмотрения дела об указанном административном правонарушении - 23.03.2022 в 10 часов 00 минут по адресу г. Улан-Удэ, ул. Ленина, д. 55, каб. 114.
Указанный протокол направлен ПАО "Россети Сибирь" с использованием электронной почты.
Постановление от 23.03.2022 N 003/04/9.21-153/2022 об административном правонарушении вынесено руководителем административного органа на основании рассмотрения протокола и материалов дела об административном правонарушении N 003/04/9.21-153/2022 в присутствии представителя ПАО "Россети Сибирь" Сачек В.Е. по доверенности от 01.12.2020 N 03/463.
Согласно Постановлению от 23.03.2022 N 003/04/9.21-153/2022 представитель Сачек В.Е. вины не признал, считал, что в действиях ПАО "Россети Сибирь" отсутствует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. По мнению общества, ПАО "Россети Сибирь" добросовестно осуществляло действия в соответствии с требованиями Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, нарушения Правил не допущено.
Постановлением от 23.03.2022 N 003/04/9.21-153/2022 ПАО "Россети Сибирь" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
ПАО "Россети Сибирь", не согласившись с постановлением от 23.03.2022 N 003/04/9.21-153/2022, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о проверке его законности и отмене.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в числе других проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
С учетом положений статей 23.48, 28.3 КоАП РФ, Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 23.07.2015 N 649/15, Перечня должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2004 N 180, протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление принято должностным лицом антимонопольного органа в пределах предоставленных полномочий.
Диспозиция части 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при технологическом присоединении энергопринимающих устройств требований соответствующих нормативных актов.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектов электросетевого хозяйства.
Субъектом естественной монополии согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В статье 3 Закона об электроэнергетике установлено, что услугой по передаче электрической энергии признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями. Следовательно, технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, определяющие порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям (пункт 1 Правил технологического присоединения).
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения, действовавших на момент поступления заявки Шелковникова А.И., сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами (пункт 6 Правил N 861).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 N 179-э ОАО "МРСК Сибири" (в настоящее время - ПАО "Россети Сибирь"), осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным N 24.1.58.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
В пункте 15 Правил технологического присоединения предусмотрено, что сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Поскольку ПАО "Россети Сибирь" в письме об отложении заявки и в замечаниях к нему не указало сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также не направило заявителю для подписания заполненный и подписанный ПАО "Россети Сибирь" проект договора в 2 экземплярах и технические условия, суд считает, что событие административного правонарушения имело место, состав административного правонарушения образуют:
Объективная сторона - нарушение пункта 15 Правил N 861 в части необоснованного отложения заявки Шелковникова А.И. N3580532 по основаниям, указанным ПАО "Россети Сибирь" в замечаниях.
Способ совершения: нарушение Правил N 861 путем необоснованного отложения 12.01.2022 заявки Шелковникова А.И. по основаниям, указанным ПАО "Россети Сибирь" в замечаниях, и не направления в адрес заявителя оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Место совершения административного правонарушения - Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Проспект 50-летия Октября, д. 28 (место нахождения филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Бурятэнерго").
Время совершения административного правонарушения - 12.01.2022.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно согласился с выводами антимонопольного органа о том, что неисполнение сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению, обязанности заключения договора в установленный Правилами N 861 срок, нарушает положения Правил N 861 и свидетельствует о совершении ПАО "Россети Сибирь" административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях (бездействии) ПАО "Россети Сибирь" объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательства по делу об административном правонарушении согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ это любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные на основании части 2 статьи 26.2 КоАП РФ устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, событие и объективная сторона вменяемого заявителю административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении от 10.03.2022,
- пояснениями ПАО "Россети Сибирь",
- иными материалами административного дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Учитывая, что доказательств, подтверждающих факт принятия ПАО "Россети Сибирь" исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, наличия объективной невозможности соблюдения установленных требований Правил N 861, в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) общества вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Судом первой инстанции рассмотрен довод ПАО "Россети Сибирь" о том, что энергопринимающие устройства Шелковникова А.И. расположены в Баргузинском районе Республики Бурятия, с. Катунь, то есть на территории Забайкальского Национального парка, в котором запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: строительство магистральных дорог, линий электропередачи и других коммуникаций, а также проведение сплошных рубок леса.
ПАО "Россети Сибирь" представило снимок экрана сайта ФГБУ "Заповедное Подлеморье" с указанием на то, что в границах Забайкальского национального парка находится 2 населенных пункта: Курбулик и Катунь.
Также ПАО "Россети Сибирь" представлен ответ ФГБУ "Заповедное Подлеморье" от 06.04.2022 N 234 о том, что Забайкальский национальный парк расположен в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории (далее - ЦЭЗ БПТ). В ответе пояснено, что строительство линейных объектов электроснабжения до с. Катунь будет неотъемлемо связано с проведением сплошных рубок лесных насаждений, так как населенный пункт находится в лесном массиве парка. В соответствии с Перечнем видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2399, в ЦЭЗ БПТ запрещено проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 25.1 Федерального закона "Об охране озера Байкал". ФГБУ "Заповедное Подлеморье" считает строительство линейных объектов энергоснабжения на территории Забайкальского национального парка невозможным.
В соответствии с частями 5, 11, 21 пункта 9 Положения о Забайкальском национальном парке, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.11.2012 N 376 на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров и объектов, связанных с функционированием национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов; деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира; проведение сплошных рубок леса, за исключением сплошных санитарных рубок, рубок, связанных с тушением лесных пожаров, в том числе с созданием противопожарных разрывов, и рубок, связанных со строительством, реконструкцией и эксплуатацией линейных объектов, осуществляемых в соответствии с настоящим Положением.
Вместе с тем, отложение заявки Шелковникова А.И. не содержало указанных доводов, а связано было с некомплектностью заявки.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что материалы дела содержат достаточную совокупность допустимых и относимых доказательств, достаточных для установления в деянии состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истек.
Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности, административным органом и судом не установлены.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности, судом не установлены.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение, указанные в статье 4.1.1 КоАП РФ в редакции проверяемого периода отсутствовали, поскольку общество не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Размер административного штрафа определён административным органом в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ - 100 000 рублей.
Оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление от 23.03.2022 N 003/04/9.21-153/2022 является законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 211 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Вместе с тем, в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Исходя из положений пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" (далее - Постановление N 37) в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно пункту 2 Постановления N 37, если лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступил в силу 25.07.2022) внесены изменения в КоАП РФ, часть 1 статьи 4.1.1 которого в измененном виде имеет следующее содержание: "За впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи".
Оспариваемое постановление и материалы дела не содержат сведений и Управлением не представлено соответствующих доказательств о том, что заявитель ранее привлекался к административной и что имеются исключения, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, для применения положений части 1 статьи 4.1.1. данного кодекса.
Из системного толкования части 2 статьи 1.7, пункта 2 статьи 31.7, статьи 31.8 КоАП РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", следует, что после принятия закона, исключающего административную ответственность за содеянное правонарушение, иным образом улучшающее положение лица, привлеченного к административной ответственности, неисполненное (полностью или в части) к моменту вступления в силу такого закона постановление о назначении административного наказания исполнению не подлежит.
При этом положения пункта 2 статьи 31.7 КоАП РФ возлагают на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление о назначении административного наказания, обязанность совершить соответствующие действия по прекращению исполнения этого постановления независимо от обращения лица, привлеченного к административной ответственности, с соответствующим заявлением.
Таким образом, постановление Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 23.03.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 003/04/9.21-153/2022 подлежат признанию не подлежащими исполнению в полном объеме.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 167 - 170, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 06 сентября 2022 года по делу N А10-1825/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН 1020300966256, ИНН 0323057082) от 23.03.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 003/04/9.21-153/2022 признать не подлежащим удовлетворению.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1825/2022
Истец: ПАО Россети Сибирь
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5015/2022
09.02.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7150/2022
09.11.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5015/2022
06.09.2022 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-1825/2022