город Омск |
|
09 ноября 2022 г. |
Дело N А46-6428/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мартыновым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11946/2022) общества с ограниченной ответственностью "Аркада" на решение Арбитражного суда Омской области от 26.08.2022 по делу N А46-6428/2022 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аркада" (ОГРН 1115543044605, ИНН 5507228114, адрес: 644119, город Омск, улица Перелета, дом 32, квартира 7) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Омской области (ОГРН 1045513022180, ИНН 5507072393, адрес: 644015, город Омск, улица Суворова, дом 1а) о признании недействительными решений от 13.01.2022 N 161, N 169,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Аркада" посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) - Шубина Антона Илесовича (по доверенности от 08.08.2022 N 13/2022 сроком действия 31.12.2022;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Омской области - Бахваловой Елены Валерьевны (по доверенности от 02.02.2022 N 01-12/033-д сроком действия 31.01.2023, Бендер Марины Васильевны (по доверенности от 01.01.2022 N 01-12/033-д сроком действия до 23.01.2023),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аркада" (далее - заявитель, общество, ООО "Аркада") обратилось в Арбитражный суд Омской области с уточненным в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением о признании незаконным и отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Омской области (далее - заинтересованное лицо, МИФНС N 8 по Омской области, налоговый орган) от 13.01.2022 N 161 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 140 040 руб., доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 700 201 руб., начисления пени за несвоевременную уплату налога в размере 107 212 руб. 43 коп. Делу присвоен N А46-6428/2022.
Также общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с уточненным в порядке части 1 статьи 49 АПК РФ заявлением о признании незаконным и отмене решения МИФНС N 8 по Омской области от 13.01.2022 N 169 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 60 090 руб., доначисления НДС в размере 300 450 руб., начисления пени за несвоевременную уплату налога в размере 38 220 руб. 58 коп. Делу присвоен N А46-6432/2022.
Определением от 20.06.2022 дело N А46-6428/2022 объединено с делом N А46-6432/2022 для совместного рассмотрения в одно производство, делу присвоен N А46-6428/2022.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.08.2022 по делу N А46-6428/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования общества удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указал, что местом реализации услуг следует признать территорию государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) - территорию Республики Казахстан, в этой связи подлежат применению положения подпункта 2 пункта 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС, далее - Протокол), соответственно, такие услуги НДС в Российской Федерации не облагаются; подпункт 5 пункта 29 Протокола в рассматриваемом случае не применим, поскольку оказанные услуги непосредственно связаны с транспортными средствами (подвижным составом).
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2022 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание по её рассмотрению назначено на 03.11.2022.
От налогового органа 13.10.2022 поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители заинтересованного лица с доводами апелляционной жалобы не согласились, поддержали доводы отзыва, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведены камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций по НДС за 3, 4 кварталы 2020 года, представленных обществом 01.02.2021 и 25.01.2021 соответственно.
По итогам проведенных проверок МИФНС N 8 по Омской области в отношении общества вынесены решения от 13.01.2022 N 161 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 140 040 руб., доначислении НДС в размере 700 201 руб., начислении пени за несвоевременную уплату налога в размере 107 212 руб. 43 коп., N 169 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 60 090 руб., доначислении НДС в размере 300 450 руб., начислении пени за несвоевременную уплату налога в размере 38 220 руб. 58 коп.
ООО "Аркада", не согласившись с указанными решениями, обратилось с апелляционными жалобами в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области, решениями которого от 17.03.2022 N 16-22/04085@, N 16-22/04091@ апелляционные жалобы ООО "Аркада" оставлены без удовлетворения, решения инспекции - без изменения.
Несогласие с решениями МИФНС N 8 по Омской области послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
По результатам рассмотрения заявлений принято решение Арбитражного суда Омской области от 26.08.2022, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен нормами статьи 148 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 148 НК РФ в случае, если организацией или индивидуальным предпринимателем выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ местом реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой и транспортировкой, не перечисленных в подпунктах 4.1 - 4.3 пункта 1 статьи 148 НК РФ, территория Российской Федерации не признается.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь 29.05.2014 подписали Договор о ЕАЭС, который вступил в силу с 01.01.2015.
Таким образом, с 01.01.2015 в связи со вступлением в силу Договора о ЕАЭС взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в ЕАЭС производится в порядке, установленном пунктом 2 статьи 72 Договора, а также Протоколом.
Согласно пункту 28 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в пункте 31 Протокола). При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разделом IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола.
Пунктом 29 Протокола предусмотрено, что местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена ЕАЭС, если:
- работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства (подпункт 2 пункта 29 Протокола);
- налогоплательщиком этого государства - члена ЕАЭС приобретаются в частности консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы (подпункт 4 пункта 29 Протокола).
Согласно разделу IV Протокола место реализации услуг по перевозке определяется по месту нахождения исполнителя услуг на основании подпункта 5 пункта 29 Протокола, если иное не предусмотрено подпунктами 1 - 4 пункта 29 Протокола.
Положения подпункта 5 пункта 29 Протокола применяются также при аренде, лизинге и представлении в пользование на иных основаниях транспортных средств.
Пунктом 1 статьи 154 НК РФ установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено указанной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения суммы налога.
Налоговая ставка по НДС, предусмотренная пунктом 3 статьи 164 НК РФ, установлена в размере 20 процентов.
Сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз (пункт 1 статьи 166 НК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Аркада" в налоговых декларациях по НДС за 3, 4 кварталы 2020 года отнесло к необлагаемым НДС операциям услуги по предоставлению железнодорожных вагонов по маршруту со станциями отправления и назначения, находящимися за пределами территории Российской Федерации, оказанные заказчику, зарегистрированному на территории Республики Казахстан, в результате чего обществом занижена налоговая база по НДС.
Из материалов камеральной налоговой проверки следует, что ООО "Аркада" (исполнитель) заключены Договоры N А-20-034/1 от 28.05.2020 с ТОО "ВостокУгольПром" (заказчик), N А20-036 от 15.07.2020 с ТОО "TransMentor" (заказчик), N А-20-079 от 12.08.2020 с ТОО "Iron Partners" (заказчик) на оказание услуг по предоставлению вагонов, согласно которым исполнитель оказывает услуги по предоставлению подвижного состава для осуществления перевозок грузов заказчика по маршрутам. Услуги считаются оказанными с момента отправки груженого вагона исполнителя на заявленную заказчиком станцию.
В обязанности исполнителя входит обеспечение заказчика исправным подвижным составом, сообщение заказчику даты подхода, количество и номера вагонов в соответствии с заявками, информирование заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих надлежащему оказанию услуг, предоставление инструкции по заполнению перевозочных документов.
В обязанности заказчика входит осуществление планирования отгрузок путем направления исполнителю заявок, передача заявок перевозчику (ОАО "РЖД"), информирование исполнителя о начале перевозок, обеспечение сохранности вагонов, своевременная оплата услуг исполнителя, организация погрузочно-разгрузочных работ, организация расчетов с администрациями железных дорог в части оплаты провозных и прочих платежей, предоставление исполнителю перевозочных документов, обеспечение очистки вагонов после перевозки, при повреждении вагонов произвести за свой счет ремонт подвижного состава и др.
Согласно представленным на проверку в налоговый орган универсальным передаточным документам, выставленных в адрес ТОО "ВостокУгольПром", ТОО "TransMentor", ТОО "Iron Partners", ООО "Аркада" оказало услуги по организации грузоперевозок железнодорожным транспортом, также в названных актах указаны номера вагонов, даты отправки и даты прибытия вагонов и стоимость услуг без НДС.
Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ ставка НДС в размере 0 процентов применяется при оказании услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)) железнодорожного подвижного состава и контейнеров для осуществления международных перевозок.
В целях применения статьи 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Применение нулевой ставки НДС только в пределах Российской Федерации или только за пределами территории Российской Федерации, нормами пункта 1 статьи 164 Кодекса не предусмотрено.
Как установлено судом первой инстанции, условиями договоров на оказание услуг по предоставлению вагонов предусмотрено предоставление транспортных средств (полувагонов) для исполнения заявок заказчиков на территории Республики Казахстан, при этом само ООО "Аркада" находится на территории Российской Федерации, и в целях исчисления НДС местом реализации спорных услуг признается территория Российской Федерации на основании подпункта 5 пункта 29 Протокола.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, при определении места реализации работ (услуг), оказанных по договорам с хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС, необходимо руководствоваться не общими правилами, установленными в статье 148 НК РФ, а специальными, закрепленными в разделе IV Протокола.
Согласно пункту 28 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в пункте 31 Протокола).
При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разделом IV Протокола.
Место реализации услуг по аренде, лизингу и предоставлению в пользование на иных основаниях транспортных средств, к которым согласно пункту 2 раздела I "Общие положения" Протокола относятся единицы железнодорожного подвижного состава, определяется в соответствии с подпунктом 5 пункта 29 Протокола по стране налогоплательщика, оказывающего эти услуги.
В связи с изложенным, местом реализации услуг по предоставлению подвижного состава (железнодорожных вагонов), оказываемых российской организацией хозяйствующему субъекту государства - члена ЕАЭС, в том числе с целью их использования за пределами территории Российской Федерации, признается территория Российской Федерации, и налогообложение таких услуг осуществляется в соответствии с НК РФ.
Таким образом, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции, согласно которому вышеуказанные услуги подлежат налогообложению налогом НДС в Российской Федерации по ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Кодекса, в размере 20 процентов, в связи с чем решение налогового органа является законным и обоснованным.
Как верно указано судом первой инстанции, согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ ставка НДС в размере 0% применяется при оказании услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и контейнеров для осуществления международных перевозок. При этом в целях применения статьи 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации. Применение нулевой ставки НДС только в пределах Российской Федерации или только за пределами территории Российской Федерации нормами пункта 1 статьи 164 НК РФ не предусмотрено.
Доводу о том, что в рамках договора исполнителем оказываются услуги по обработке информации в интересах казахстанской организации, местом реализации указанных услуг является территория Республики Казахстан, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку подобного рода услуги являются вспомогательными по отношению к услугам по предоставлению вагонов, а потому, согласно части 3 статьи 148 НК РФ оценка места их реализации должна производиться по месту реализации основных услуг.
То обстоятельство, что услуги осуществляются на территории Республики Казахстан, не влияет на порядок определения места реализации услуг, поскольку материалами дела подтверждается, что общество зарегистрировано на территории Российской Федерации, следовательно, в целях применения НДС местом реализации спорных услуг признается территория Российской Федерации и, операции по реализации этих услуг являются объектом налогообложения по НДС по ставке 20 процентов (часть 3 статьи 164 НК РФ).
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленного обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на общество.
Поскольку при обжаловании судебных актов в апелляционном порядке по делам о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1500 руб., на основании статьи 104 АПК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату ее плательщику.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 26.08.2022 по делу N А46-6428/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аркада" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Аркада" из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 22.09.2022 N 367.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6428/2022
Истец: ООО "АРКАДА"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 8 ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ