г. Санкт-Петербург |
|
08 ноября 2022 г. |
Дело N А56-2942/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Козак В.В. по доверенности от 17.01.2022,
от ответчика: 1 - Мирзеханов Р.С. по доверенности от 13.05.2022, 2 - Агапова Г.Б. по доверенности от 03.09.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26008/2022) Администрации муниципального образования Дружногорское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2022 по делу N А56-2942/2022, принятое по иску муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства "Сиверский"
к 1) Администрации муниципального образования Дружногорское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области
2) обществу с ограниченной ответственностью "Очаг"
о признании,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Сиверский" МО "Гатчинский район" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о признании недействительным открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, пос. Дружная Горка, ул. Введенского, дом 7 (извещение N 261121/1793656/01), проведенного Администрацией МО "Дружногорское городское поселение" (далее - ответчик-1), признании недействительным договора управления указанным многоквартирным домом N 1 от 13.12.2021, заключенного по результатам открытого конкурса (извещение N 261121/1793656/01) между Администрацией МО "Дружногорское городское поселение" и ООО "Очаг" (далее - ответчик-2).
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2022 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик 1, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, в иске отказать. По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что нарушений при проведении конкурса не выявлено, в том числе и УФАС по Ленинградской области. ООО "Очаг" было единственным участником конкурса, то есть конкурс в силу норм действующего законодательства, не состоялся, следовательно, недействительными торги не могут быть признаны.
ООО "Очаг" также в своем отзыве на жалобу просит решение отменить, в иске отказать, указывая на то, что после принятия решения существенным образом изменились существенные обстоятельства по делу.
В судебном заседании вышеизложенные доводы поддержаны.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 26.11.2021 в 14:27 на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru было опубликовано извещение N 261121/1793656/01 о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным, домом по адресу: Ленинградская область, Газнийский район, пос. Дружная Горка, ул.Введенского, дом 7. Организатор торгов - Администрация МО Дружногорское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области (ИНН 4705031100, адрес местонахождения и почтовый адрес - 188377, Ленинградская область, Гатчинский район, посёлок Дружная Горка, улица Садовая, дом 4, электронный адрес: adm.drgp@ya.ru телефоны: 8(81371) 65-268, 65-030, 65-484).
В соответствии с пунктом 37 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 75 от 06.02.2006 года, извещение о проведении конкурса размещается организатором конкурса чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Извещение о проведении конкурса размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте торгов - www.torgi.gov.ru - 26.11.2021, дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 01.12.2021.
13.12.2021 между Администрацией и ООО "Очаг" заключен договор управления многоквартирным домом N 1 от 13.12.2021.
Ссылаясь на то, что в нарушение пункта 37 Правил, организатором торгов извещение о проведении торгов размещено менее чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, в связи с чем МУП ЖКХ "Сиверский" было лишено возможности принять участие в торгах и, возможно, стать их победителем, МУП ЖКХ "Сиверский" обратилось в Ленинградский УФАС России c заявлением о нарушении антимонопольного законодательства при отборе управляющей организации для многоквартирных домов.
22.12.2021 вынесено решение по жалобе N 047/10/18.1-2756/2021, по которому жалоба МУП ЖКХ "Сиверский" к организатору торгов - Администрации МО Дружногорское городское поселение Гатчинского муниципального района ЛО признана обоснованной, предписание не выдано.
Кроме того, организатор торгов - МО Дружногорское городское поселение Гатчинского муниципального района ЛО в нарушение подпункта 12 пункта 41 Правил не установил размер и срок представления обеспечения исполнения обязательств.
На основании изложенного, полагая, что торги были проведены с нарушениями действующего законодательства, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга с соответствующим иском.
Суд первой инстанции иск удовлетворил, правомерно руководствуясь следующими нормами материального права.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Пунктом 5 Информационного письма N101 предусмотрено, что при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил конкурс проводится, если: 1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; 2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; 3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано; 4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Согласно пункту 39 Правил следует, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
На основании пункта 5 Правил нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 75 установлено, что с 1 января 2007 года органы местного самоуправления проводят в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим Постановлением, открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, для проведения конкурсов по отбору управляющей организации установлены специализированные Правила.
Согласно статье 448 Гражданского кодекса Российской Федерации извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения.
В соответствии с пунктом 37 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 75 от 06.02.2006 года, извещение о проведении конкурса размещается организатором конкурса чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Извещение о проведении конкурса размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте торгов - www.torgi.gov.ru - 26.11.2021, дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 01.12.2021.
Материалы дела подтверждают то обстоятельство, что администрацией нарушены условия сроков извещения о проведении торгов. Таким образом, в нарушение пункта 37 Правил, организатором торгов извещение о проведении торгов размещено менее чем за 30 дней до даты окончания срока подача заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с пунктом 58 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утв. Постановлением Правительства РФ N 75 в случае если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, она рассматривается в порядке, установленном разделом VII настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 70 Правил на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия принимает решение о признании претендента участником конкурса или об отказе в допуске претендента к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным пунктом 18 настоящих Правил. Конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе по форме согласно приложению N 7, который подписывается присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Текст указанного протокола в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе размещается на официальном сайте организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией.
На официальном сайте www.torgi.gov.ru размещены Протокол вскрытия конвертов заявок от 02.12.2021 и Протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 02.12.2021. Из данных протоколов следует, что ООО "Очаг" признан участником конкурса.
В соответствии с пунктом 71 Правил в случае, если только один претендент признан участником конкурса, организатор конкурса в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе передает этому претенденту проект договора управления многоквартирным домом, входящий в состав конкурсной документации. При этом договор управления многоквартирным домом заключается на условиях выполнения работ и услуг, указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса. Такой участник конкурса не вправе отказаться от заключения договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктами 82, 83 Правил конкурсная комиссия ведет протокол конкурса по форме согласно приложению N8, который подписывается в день проведения конкурса. Указанный протокол составляется в 3 экземплярах, один экземпляр остается у организатора конкурса.
В соответствии с пунктом 83 Правил Организатор конкурса в течение 3 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса передает победителю конкурса один экземпляр протокола и проект договора управления многоквартирным домом.
На основании пункта 90 Правил победитель конкурса, участник конкурса в случаях, предусмотренных пунктами 71 и 93 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса представляет организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств.
В соответствии с пунктом 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. Таким образом, договор управления многоквартирным домом по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, пос. Дружная Горка, ул. Введенского, дом 7 не мог быть заключен без проведения открытого конкурса в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В Решении УФАС от 22.12.2021 года по делу N 047/10/18.1-2756/2021 указано, что Комиссией УФАС установлено, что по итогам проведенного конкурса 13.12.2021 в соответствии с пунктом 91 Постановления Правительства РФ N 75 между Администрацией МО Дружногорское городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области и ООО "Очаг" заключен договор N1 на управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, пос. Дружная Горка, ул. Введенского, дом 7.
Пунктом 41 Правил проведения органом местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утверждены обязательные требования к содержанию конкурсной документации. Подпункт 12 пункта 41 вышеуказанных Правил устанавливает, что в конкурсной документации указывается размер и срок представления обеспечения исполнения обязательств, реализуемого в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения управляющей организацией обязательств по договорам управления многоквартирным домом, в том числе в случае невыполнения обязательств по оплате коммунальных ресурсов ресурсоснабжающим организациям, а также в случае причинения управляющей организацией вреда общему имуществу.
Пунктом 42 Правил установлена формула для расчета размера обеспечения исполнения обязательств.
В соответствии с пунктом 90 Правил победитель Конкурса, участник конкурса в случаях, предусмотренных пунктами 71 и 93 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса представляет организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств.
Кроме того, судом установлено, что Администрацией были нарушены требования пункта 41 Правил, в соответствии с которыми должен был быть сформирован конкретный перечень работ и услуг и определена расчетная стоимость каждой из работ и услуг, что ею сделано не было. При этом, в подписанном с ООО "Очаг" договоре управления конкретный перечень услуг со стоимостью каждой из работ и услуг присутствует. В нарушение п.п.13 п.41 Правил Администрация также не установила размер и срок предоставления обеспечения исполнения обязательств.
С учетом вышеизложенных обстоятельств и норм материального права, подлежащих применению, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, пос. Дружная Горка, ул. Введенского, дом 7 (извещение N 261121/1793656/01) является недействительным.
Доводы апелляционной жалобы противоречат положениям действующего законодательства, ссылка на то, что в торги не состоялись, соответственно, не могут быть признаны недействительными, подлежит отклонению. Так как на основании данных торгов был заключен договор на управление МКД, что также подтверждено в решении УФАС по Ленинградской области.
Позиция ООО "Очаг" в отзыве, также не подлежит исследованию по правилам статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку содержит ссылки на обстоятельства, которые возникли после принятия решения по настоящему делу и не были, соответственно, предметом исследования в суде первой инстанции.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области является законным и обоснованным, апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2022 по делу N А56-2942/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2942/2022
Истец: МУП ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА "СИВЕРСКИЙ" МО "ГАТЧИНСКИЙ РАЙОН"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДРУЖНОГОРСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ГАТЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "Очаг"