г. Красноярск |
|
09 ноября 2022 г. |
Дело N А74-3105/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "01" ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" ноября 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Барыкина М.Ю., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Титан": Комарова А.А., представителя на основании доверенности от 01.08.2022, удостоверения адвоката,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Таштыпского района Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "19" июля 2022 года по делу N А74-3105/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Титан" (ИНН 1901134347, ОГРН 1171901001744, далее - заявитель, общество, ООО "Титан") обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным отказа администрации Таштыпского района Республики Хакасия (ИНН 1909051438, ОГРН 1031900758042, далее - администрация района) в предварительном согласовании для осуществления недропользования границ земельного участка площадью 55 376 кв.м., выраженного в письме от 16.03.2022 N 663; об обязании администрации района предварительно согласовать границы земельного участка площадью 55 376 кв.м.
Определением от 30.05.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, привлечена администрация Таштыпского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия (далее - третье лицо, администрация сельсовета).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "19" июля 2022 года по делу N А74-3105/2022 заявление удовлетворено. Признано незаконным решение администрации Таштыпского района Республики Хакасия об отказе в предварительном согласовании границ земельного участка площадью 55 376 кв.м., выразившееся в письме от 16.03.2022 N 663. В качестве мер по устранению нарушений прав и законных интересов заявителя на администрацию Таштыпского района Республики Хакасия возложена обязанность в десятидневный срок с момента вступления в законную силу настоящего судебного акта принять решение о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями законодательства, а также утвердить схему расположения земельного участка, предоставленную с заявлением от 10.11.2020. С администрации района в пользу ООО "Титан" взыскано 3000 руб. расходов по государственной пошлине, уплаченной платежным поручением от 11.04.2022 N 42.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация Таштыпского района Республики Хакасия обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе администрация района приводит следующие доводы:
- отказ администрации в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 55 376 кв.м. обусловлен тем, что схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане подготовлена с наложением на уже сформированный земельный участок с кадастровым номером 19:09:000000:691; данный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование администрации Таштыпского сельсовета для выпаса сельскохозяйственных животных, для сенокошения и выпаса скота граждан, а затем данный участок перешел в собственность администрации Таштыпского сельсовета;
- для предварительного согласования предоставления земельного участка обществу необходимо осуществить изъятие земельного участка, для этого необходимо установить, насколько экономически и социально выгоднее использование земельного участка обществом, чем его использование администрацией сельсовета в качестве сельскохозяйственных угодий.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Администрация района и администрация сельсовета, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе, посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Судом апелляционной инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не рассматривает вопрос о приобщении дополнительных доказательств, приложенных к апелляционной жалобе, (постановление администрации Таштыпского сельсовета от 25.04.2017 N 80 (с приложением N 1); постановление администрации Таштыпского сельсовета от 12.04.2018 N 112 (с приложением N1); схема из стереотопографической съемки 1993 года; копия схемы с наложением на уже сформированный земельный участок), в связи с отсутствием ходатайства о приобщении указанных доказательств к материалам дела, с обоснованием невозможности их представления в суд первой инстанции.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
ООО "Титан" на основании лицензии АБН 80208 ТЭ предоставлено право пользования недрами с целью разведки и добычи суглинков и глины (кирпично-черепичное сырье) на участке Таштыпского месторождения на территории муниципального образования Таштыпского района Республики Хакасия.
Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия к лицензии АБН 80208 ТЭ на пользование недрами ООО "Титан" 01.07.2019 выдан горноотводный акт сроком действия до 22.02.2044, удостоверяющий уточненные границы горного отвода.
Решением от 06.06.2019 Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия согласовало технический проект на разработку запасов суглинков и глины (кирпично-черепичное сырье) на участке Таштыпского месторождения.
Первоначально с заявлением о предварительном согласовании земельного участка площадью 65 315 кв.м. ООО "Титан" обратилось в администрацию района 24.10.2019, оформив лицензию, получив горноотводный акт и согласовав технический проект.
Таким образом, администрация района в октябре 2019 года узнала о наличии на её территории месторождения полезного ископаемого, наличии лицензии на его разработку.
После проведения технической работы по составлению иной схемы расположения спорного земельного участка, согласно которой границы испрашиваемого земельного участка не пересекают границы населенного пункта, ООО "Титан" 10.11.2020 обратилось в администрацию Таштыпского района Республики Хакасия с заявлением о предварительном согласовании расположения земельных участков площадью 7492 кв.м. и 55 376 кв.м, расположенных в Таштыпском районе Республики Хакасия над Таштыпским месторождением суглинков и глины, для осуществления права пользования недрами. К заявлению приложена копия лицензии АБН 80208 ТЭ на пользование недрами, схема расположения испрашиваемых участков
В письме от 04.12.2020 N 2975 был изложен отказ администрации района в предварительном согласовании предоставления обществу земельных участков, поскольку схема расположения испрашиваемого земельного участка площадью 55 376 кв.м. подготовлена с наложением на уже сформированный земельный участок с кадастровым номером 19:09:000000:691 (местоположение: Российская Федерация, Республика Хакасии, Таштыпский муниципальный р-н, сельское поселение Таштыпский сельсовет, восточнее района "Известка" контур 29, 30).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.08.2021 по делу N А74-1174/2021, оставленным без изменения постановлениями Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022 и Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.05.2022, признано незаконным решение администрации района, изложенное в письме от 04.12.2020 N 2975. На администрацию района возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Титан" путем повторного рассмотрения заявления общества от 10.11.2020 о предварительном согласовании границ земельных участков, площадью 55 376 кв.м., площадью 7492 кв.м., в соответствии с нормами статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Повторно рассмотрев заявление ООО "Титан", администрацией района вновь было принято решение об отказе, изложенное в письме от 16.03.2022 N 663. В качестве основания для отказа администрация района сослалась на наложение испрашиваемого участка на уже сформированный земельный участок с кадастровым номером 19:09:000000:691, который находится в муниципальной собственности Таштыпского сельсовета, а также указала на расположение испрашиваемого участка в санитарной защитной зоне кладбищ. Заявителю было рекомендовано обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия с ходатайством об изъятии земельного участка с кадастровым номером 19:09:000000:691 из муниципальной собственности для нужд Республики Хакасия.
Вместе с тем, в отношении земельного участка площадью 7492 кв.м. подготовлено постановление "О предварительном согласовании предоставлении земельного участка".
Общество, не согласившись с отказом администрации в предоставлении земельного участка, выраженным в письме от 16.03.2022 N 663, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии со статьей 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
В пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В частности, без проведения торгов недропользователю предоставляется земельный участок, необходимый для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов определен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. Так в указанной норме сформулированы следующие этапы предоставления:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Статья 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирует процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка. Под предварительным согласованием предоставления земельного участка понимается вынесение уполномоченным органом власти решения по промежуточному одобрению предоставления без проведения торгов земельного участка с конкретными характеристиками (адресные ориентиры, кадастровый номер, вид разрешенного использования, площадь, категорию земель) в случае, если земельный участок предстоит образовать либо границы существующего земельного участка подлежат уточнению. Предварительное согласование предоставления земельного участка оформляется решением властного органа. Для получения такого решения заинтересованным лицам надлежит обращаться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Перечень оснований отказа предусмотрен в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом в силу пункта 7 названной статьи решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии со статьей 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
ООО "Титан" является владельцем лицензии на пользование недрами АБН 80208 ТЭ, также обществу выдан горноотводный акт от 01.07.2019, которым уточнены границы горного отвода в соответствии с Законом о недрах. Горноотводный акт содержит ведомость координат угловых точек горного отвода. Кроме того, заявителем разработан "Технический проект на разработку запасов суглинков и глины на участке Таштыпского месторождения", который согласован Минприроды Республики Хакасия.
Обращаясь с заявлением в администрацию района, общество представило все необходимые документы: копию лицензии АБН 80208 ТЭ на пользование недрами; схему расположения испрашиваемого участка.
Довод администрации о том, что схема расположения испрашиваемого земельного участка площадью 55 376 кв.м. подготовлена с наложением на уже сформированный земельный участок с кадастровым номером 19:09:000000:691, который находится в собственности администрации сельсовета, был исследован судами в рамках дела N А74-1174/2021. Решение Арбитражного суда Республики Хакасия по указанному делу вступило в законную силу 03.02.2022.
Таким образом, повторный отказ администрации района по указанному основанию с учетом выводов судов по делу N А74-1174/2021, признается апелляционным судом неправомерным.
В апелляционной жалобе администрация района также приводит доводы о том, что спорный участок находится в собственности администрации Таштыпского сельсовета, а вид его разрешенного использования - для выпаса сельскохозяйственных животных, для сенокошения и выпаса скота; пастбища являются сельскохозяйственными угодьями, для которых Земельным кодексом установлен приоритет в использовании, такие земельные участки подлежат особой охране; для предоставления земельного участка заявителю необходимо осуществить его изъятие для государственных или муниципальных нужд. Суд апелляционной инстанции, изучив указанные доводы, отклоняет их в силу следующего.
Указанные доводы ответчика направлены на переоценку выводов, изложенных судами в судебных актах при рассмотрении дела N А74-1174/2021, вступивших в законную силу.
Вместе с тем, как указано выше, ООО "Титан" первоначально обратилось в администрацию района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 65 315 кв.м. 24.10.2019, предоставив при этом копию лицензии АБН 80208 ТЭ на пользование недрами; схему расположения испрашиваемого участка. То есть в октябре 2019 года администрация района узнала о наличии на её территории месторождения полезного ископаемого, наличии лицензии на его разработку.
Согласно выписке из ЕГРН от 27.05.2022 N КУВИ-001/2022-80938388 государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования за администрацией Таштыпского сельсовета зарегистрировано лишь 23.11.2020, тогда как оснований для передачи земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование у администрации района, осведомленной о наличии у ООО "Титан" права на пользование недрами в границах участка, не имелось.
Согласно статье 3.3. Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Следовательно, полномочным органом для решения вопроса заявителя является администрация Таштыпского района.
Ссылка администрации на то, что спорный участок находится в зоне с особыми условиями использования территории - санитарно-защитной зоне кладбищ, является документально не подтвержденным.
Кроме того отсутствует объект защиты от источника воздействия, поскольку территория горного отвода не предполагает размещение жилой застройка, а также иных объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания (пункты 2.1, 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74).
Более того, в силу пункта 4 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых, использование таких земельных участков регламентируется Законом о недрах.
Таким образом, отказ администрации района, выраженный в письме от 16.03.2022 N 663, обоснованно признан судом первой инстанции не соответствующим положениям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы общества.
С учетом фактических обстоятельств дела восстановительная мера избрана судом первой инстанции верно, отвечает предмету и характеру спора и направлена на устранение нарушения законных прав и интересов заявителя.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация района освобождена от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "19" июля 2022 года по делу N А74-3105/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-3105/2022
Истец: ООО "ТИТАН"
Ответчик: Администрация Таштыпского района Республики Хакасия
Третье лицо: Таштыпский сельсовет Таштыпского района Республики Хакасия