город Воронеж |
|
9 ноября 2022 г. |
Дело N А64-2318/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 ноября 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 9 ноября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Протасова А.И.,
Аришонковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области: Харитонова Н.О. - представитель по доверенности от 30.12.2021 N 03/8524, сроком до 31.12.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от частного учреждения здравоохранения "Больница "РЖД - Медицина" города Мичуринск": Сухарев С.И. - представитель по доверенности от 15.01.2022 N 1, действительна до 31.12.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ; Буцких Е.А. - представитель по доверенности от 21.10.2022 N 7, паспорт РФ.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.06.2022 по делу N А64-2318/2022 по исковому заявлению Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области к Частному учреждению здравоохранения "Больница "РЖД - Медицина" города Мичуринск" о взыскании гранта в размере 2 447 209 руб. 80 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Частному учреждению здравоохранения "Больница "РЖД - Медицина" города Мичуринск" (далее - ЧУЗ "Больница "РЖД - Медицина" города Мичуринск", ответчик) о взыскании гранта размере 2 447 209 руб. 80 коп., выделенного по соглашению N 30-2020-01623 от 26.11.2020 о предоставлении из бюджета Тамбовской области грантов в форме субсидий в соответствии с п. 7 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.06.2022 по делу N А64-2318/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области указывает на допущенные получателем субсидии нарушения порядка, целей и условий предоставления гранта, что является основанием для возврата гранта в соответствии с п. 3.1 ст. 78 БК РФ. В частности, ответчиком осуществлено расходование средств гранта на приобретение основных средств, стоимостью свыше 100,0 тыс. руб. за каждую единицу на общую сумму 2 447 209,80 руб., что с учетом указаний Министерства труда и социальной защиты РФ, изложенных в письме N 27-5/10/В-12523 от 23.12.2020, доведенных до сведения учреждения, свидетельствует об обязанности возвратить субсидию в названном размере в бюджет Тамбовской области.
В отзыве на апелляционную жалобу ЧУЗ "Больница "РЖД - Медицина" города Мичуринск" ссылается на то, что выделенные на основании соглашения от 26.11.2020 денежные средства были использованы Учреждением в соответствии с целями их предоставления. Возможность использования средств гранта по статье расходов - приобретение основных средств- была согласована сторонами в дополнительном соглашении N 30-2020-01623/2 от 12.07.2021.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для частичной отмены судебного акта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1915 (далее - Постановление N 1915) " О реализации в субъектах Российской Федерации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности" предписано обеспечить осуществление оказания медицинской помощи в ходе реализации в субъектах Российской Федерации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности.
Реализация пилотного проекта осуществляется за счет бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в объеме, не превышающем остатка не использованных в соответствующем году лимитов бюджетных обязательств на указанные цели путем предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета частным медицинским организациям на оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности.
Во исполнение вышеуказанного постановления постановлением Администрации Тамбовской области от 02.10.2020 N 793 утвержден Порядок предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Тамбовской области частным медицинским организациям, оказывающим медико-социальные услуги лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, проживающим на территории Тамбовской области, в том числе в сельской местности в 2020 году.
Ответчик в 2020 году был включен в перечень частных медицинских организаций, отобранных по результатам конкурсного отбора, участвующих в пилотном проекте на оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности,
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 26.11.2020 между Управлением (предоставитель) и ЧУЗ "Больница "РЖД - Медицина" города Мичуринск" (получатель) заключено соглашение N 30-2020-01623 о предоставлении из бюджета Тамбовской области грантов в форме субсидий в соответствии с п. 7 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ (далее - соглашение от 26.11.2020).
В соответствии п. 1.1 соглашения от 26.11.2020 предметом настоящего соглашения является предоставление получателю из бюджета Тамбовской области в 2020 году гранта в форме субсидий (грант) на реализацию пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг гражданам в возрасте 65 лет и старше, являющимися гражданами РФ, проживающим на территории Тамбовской области, в том числе в сельской местности (л.д. 18-29).
Согласно п. 1.1.1 соглашения от 26.11.2020 результатом предоставления гранта является охват 105 человек в возрасте 65 лет и старше, получивших медико-социальные услуг в амбулаторных условиях на дому.
Из п. 1.2. соглашения от 26.11.2020 следует, что грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно Приложению N 1 к соглашению (л.д. 25), которое является неотъемлемой частью соглашения.
В силу п. 2.1 соглашения от 26.11.2020 Грант предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Предоставителю как получателю средств бюджета Тамбовской области по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - коды БК) на цель в разделе I.настоящего Соглашения, в размере 18 126 864,00, в том числе: в 2020 году 18 126 864 (восемнадцать миллионов сто двадцать шесть тысяч восемьсот шестьдесят четыре) рублей 00 копеек - по коду БК 008 1002 07 2 РЗ 51090 813.
В соответствии с п. 4.1.7 соглашения от 26.11.2020 предоставитель обязуется в случае установления Предоставителем или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления гранта, предусмотренных Правилами предоставления гранта и (или) настоящим Соглашением, в том числе указания в документах, представленных Получателем в соответствии с Правилами предоставления гранта и (или) настоящим Соглашением, недостоверных сведений, направлять Получателю требование об обеспечении возврата Субсидии в бюджет Тамбовской области в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Согласно п. 4.1.8 соглашения от 26.11.2020 предоставитель обязуется направлять частной медицинской организации письменное требование о возврате гранта в бюджет Тамбовской области за недостижение результата предоставления гранта, которое подлежит исполнению в течение 30 календарных дней со дня получения требования.
В силу п. 4.3.2 соглашения от 26.11.2020 получатель обязуется направлять грант на финансовое обеспечение затрат на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения.
Соглашение вступает в силу с даты его подписания лицами, имеющими право действовать от имени каждой из сторон, но не ранее доведения лимитов бюджетных обязательств, указанных в п. 2.1. соглашения, и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по нему (п. 6.2. соглашения от 26.11.2020).
В соответствии с п. 6.4.2 соглашения от 26.11.2020 расторжение настоящего Соглашения в одностороннем порядке осуществляется, в том числе в случае, нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления гранта, установленных Правилами предоставления гранта и настоящим Соглашением.
В Приложении N 1 к соглашению от 26.11.2020 стороны установили перечень затрат финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств Гранта из бюджета Тамбовской области в следующих размерах:
1. Наблюдение врача - 3 922 000 руб.;
2. Наблюдение медицинской сестры - 3 922 000 руб.;
3. Клинико-лабораторные исследования - 2 700 000 руб.; 4. Лечебно-диагностические исследования - 2 700 000 руб.;
5. Ведение медицинской документации и оформление реестров для подачи в страховую компанию - 600 000 руб.;
6. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы - 4 282 864 руб.
Всего: 18 126 864 руб.
Дополнительными соглашениями N 30-2020-01623/1 от 11.05.2021 и N 30-2020-01623/2 от 12.07.2021 (л.д. 30-36) в Приложение N 1 к соглашению вносились соответствующие изменения.
В приложении N 1 к дополнительному соглашению N 30-2020-01623/2 от 12.07.2021 стороны установили следующий перечень затрат финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств Гранта из бюджета Тамбовской области:
1. Выплата заработной платы с начислениями - 14 872 703,00 руб.;
2. Материалы - 1 133 521,00 руб.;
3. Клинико-лабораторные исследования - 100 000,00 руб.;
4. Лечебно-диагностические исследования - 100 000,00 руб.;
5. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы - 1 000 000,00 руб.;
6. Основные средства 920 640,00 руб. Всего: 18 126 864,00 руб.
Во исполнение условий соглашения Управление перечислило ЧУЗ "Больница "РЖД - Медицина" города Мичуринск" денежные средства по соглашению в размере 18 126 864 руб. 00 коп., что подтверждается платежным поручением N 509636 от 30.11.2020 (л.д. 37).
При проверке отчетов ответчика о расходовании средств гранта Управлением выявлены три факта расходования средств гранта на приобретение основных средств стоимостью выше 100 000 руб. 00 коп. на общую сумму 2 447 209 руб. 80 коп., а именно, приобретены:
- 11.11.2021 - портативный рентгеновский аппарат стоимостью 1 151 000 руб. 00 коп.,
- 19.11.2021 - дефибриллятор-монитор стоимостью 651 209 руб. 80 коп.
- 25.11.2021 - дефибриллятор-монитор стоимостью 645 000 руб. 00 коп.
Приобретение ЧУЗ "Больница "РЖД - Медицина" города Мичуринск" указанной медицинской техники на средства гранта подтверждается отчетом ответчика о расходах, источником финансового обеспечения которых являются средства гранта, а также платежными поручениями (л.д. 38-42).
Полагая, что ЧУЗ "Больница "РЖД - Медицина" города Мичуринск" допущены нарушения условий соглашения от 26.11.2020, Управлением ответчику было предъявлено требование N 02/416 от 26.01.2022 (л.д. 43, 44) о возврате части гранта на сумму 2 447 209 руб. 80 коп.
Неисполнение ЧУЗ "Больница "РЖД - Медицина" города Мичуринск" требования N 02/416 от 26.01.2022, послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассмотренным иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности нарушения ответчиком порядка, целей и условий предоставления гранта, поскольку ни постановлением Правительства РФ N 1915 от 27.12.2019, ни Порядком предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Тамбовской области, равно как и соглашением от 26.01.2022 не установлен запрет получателю субсидии приобретать основные средства по цене, превышающей 100 000 руб. за единицу товара. Кроме того, суд первой инстанции учел то обстоятельство, что портативный рентгеновский аппарат и два дефибриллятора-монитора на общую сумму 2 447 209 руб. 80 коп. были приобретены ответчиком до разъяснений Министерства труда и социальной защиты РФ, изложенных в письме N 27-5/10/В-12523 от 23.12.2020, которые носят рекомендательный характер и не содержат обязательных для исполнения требований.
Между тем суд апелляционной инстанции полагает, что, отказывая в полном объеме в удовлетворении заявленных требований, Арбитражным судом Тамбовской области не было учтено следующее.
По требованиям пункта 1 части 1 статьи 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из положений статей 1, 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) следует, что бюджетные правоотношения, в том числе по исполнению бюджета и контролю за его исполнением, регулируются бюджетным законодательством.
Исходя из статей 6, 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации денежные средства из бюджета выделяются посредством бюджетных ассигнований, в том числе на предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Статьей 28 и статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 7 статьи 78 БК РФ, в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым пункта 7 статьи 78 БК РФ.
В случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).
В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 02.10.2020 N 793 утвержден Порядок предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Тамбовской области частным медицинским организациям, оказывающим медико-социальные услуги лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, проживающим на территории Тамбовской области, в том числе в сельской местности в 2020 году.
Согласно пункту 5.2 Порядка при выявлении, в том числе по фактам проверок, проведенных Управлением и органами государственного финансового контроля, нарушения целей, условий и порядка предоставления гранта, установленных настоящим Порядком, грант подлежит возврату в бюджет Тамбовской области в полном объеме.
Между Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области и частное учреждение здравоохранения "Больница "РЖД - Медицина" города Мичуринск" в соответствии с постановлением администрации области от 02.10.2020 N 793 "Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Тамбовской области частным медицинским организациям, оказывающим медико-социальные услуги лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, проживающим на территории Тамбовской области, в том числе в сельской местности в 2020 году" 26.11.2020 заключено "Соглашение о предоставлении из бюджета Тамбовской области грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации" N 30-2020-01623.
В соответствии с п. 4.1.7 соглашения от 26.11.2020 предоставитель обязуется, в случае установления Предоставителем или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления гранта, предусмотренных Правилами предоставления гранта и (или) настоящим Соглашением, в том числе указания в документах, представленных Получателем в соответствии с Правилами предоставления гранта и (или) настоящим Соглашением, недостоверных сведений, направлять Получателю требование об обеспечении возврата Субсидии в бюджет Тамбовской области в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Таким образом, возврат гранта обусловлен нарушением Получателем порядка, целей и условий предоставления гранта.
Согласно п. 2.1 соглашения от 26.11.2020 Грант предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Предоставителю как получателю средств бюджета Тамбовской области по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - коды БК) на цель в разделе I настоящего Соглашения, в размере 18 126 864,00, в том числе: в 2020 году 18 126 864 (восемнадцать миллионов сто двадцать шесть тысяч восемьсот шестьдесят четыре) рублей 00 копеек - по коду БК 008 1002 07 2 РЗ 51090 813.
Грант перечислен Управлением ЧУЗ "Больница "РЖД - Медицина" города Мичуринск" по соглашению от 26.11.2020 в полном размере 18 126 864 руб., что подтверждается платежным поручением N 509636 от 30.11.2020 (л.д. 37) и сторонами не оспаривается.
Из п. 1.2. соглашения от 26.11.2020 следует, что грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно Приложению N 1 к соглашению (л.д. 25), которое является неотъемлемой частью соглашения.
Разделом 4.3 соглашения стороны согласовали обязанности получателя гранта.
Так, в силу требований п. 4.3.2 соглашения получатель гранта обязан направлять грант на финансовое обеспечение затрат на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения.
Дополнительным соглашением N 30-2020-01623/2 от 12.07.2021 (л.д. 30-36), стороны внесли изменения в Приложение N 1 к соглашению, установив следующий перечень и размер затрат финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств Гранта из бюджета Тамбовской области:
1. Выплата заработной платы с начислениями - 14 872 703,00 руб.;
2. Материалы - 1 133 521,00 руб.;
3. Клинико-лабораторные исследования - 100 000,00 руб.;
4. Лечебно-диагностические исследования - 100 000,00 руб.;
5. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы - 1 000 000,00 руб.;
6. Основные средства - 920 640,00 руб.; Всего: 18 126 864,00 руб.
Следовательно, в соответствии с соглашением от 26.11.2020 (с учетом дополнительного соглашения N 30-2020-01623/2 от 12.07.2021) ЧУЗ "Больница "РЖД - Медицина" города Мичуринск" могло израсходовать бюджетные средства в виде гранта на приобретение основных средств только в размере 920 640 руб., не более.
Из отчета ЧУЗ "Больница "РЖД - Медицина" города Мичуринск" о расходах, источником финансового обеспечения которых являются средства гранта в форме субсидий из бюджета Тамбовской области следует, что по состоянию на 01.01.2022 ответчиком были израсходованы средства гранта на приобретение основных средств на общую сумму 2 447 209,80 руб., что превышает предусмотренный соглашением от 26.11.2020 (с учетом дополнительного соглашения N 30-2020-01623/2 от 12.07.2021) лимит на приобретение основных средств в размере 920 640 руб.
Таким образом, использование средств гранта на приобретение основных средств в размере, превышающем 920 640 руб. является нарушением условий п. 1.2 соглашения от 26.11.2020 (с учетом дополнительного соглашения N 30-2020-01623/2 от 12.07.2021), а именно целей и порядка использования гранта.
Также, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее:
Пунктом 23 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа эффективности, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Судом установлено, что соглашение о предоставлении субсидии для оказания социальных услуг гражданам в возрасте 65 лет и старше заключено 26.12.2020. В силу п. 4.3.2 соглашения от 26.11.2020 получатель обязуется направлять грант в сумме 18 126 864 руб. на финансовое обеспечение затрат на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения.
Согласно положениям п. 23 Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 N 1915 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов)" размер норматива финансовых затрат на оказание одному гражданину в возрасте 65 лет и старше медико-социального патронажа рассчитывается исходя из ежемесячного норматива финансовых затрат на один случай оказания медико-социального патронажа в размере 14386,4 рубля, умноженного на соответствующий коэффициент дифференциации, рассчитанный в соответствии с методикой распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования", и умноженного на число месяцев, в течение которых будет оказываться лицам в возрасте 65 лет и старше медико-социальный патронаж частной медицинской организацией (период реализации пилотного проекта).
Сумма гранта в общем размере 18 126 864 руб. была рассчитана истцом, исходя из ежемесячного норматива финансовых затрат на один случай оказания медико-социального патронажа в размере 14386,4 руб., умноженного на соответствующее количество обслуживаемых лиц (105 человек) и период реализации гранта (12 месяцев), т.е срок действия соглашения составил 12 месяцев.
Основные средства ЧУЗ "Больница "РЖД - Медицина" города Мичуринск" в общем размере 2 447 209,80 руб. были приобретены по платежным поручениям только 11.11.2021, 19.11.2021, 25.11.2021, то до 26.11.2021, практически за несколько дней до окончания действия соглашения от 26.11.2020.
Вышеуказанное обстоятельство свидетельствует о том, что медицинское учреждение не успело осуществить оказание медико-социальных услуг гражданам в возрасте 65 лет и старше, являющимися гражданами РФ, проживающим на территории Тамбовской области, в том числе в сельской местности с использованием приобретенных основных средств в срок до 26.11.2021 года, то есть не использовало приобретенные средства с учетом целей предоставления гранта.
Согласно представленному в материалы дела журналу регистрации рентгенологических обследований ( т.1 л.д.100-102), рентгеновский аппарат использовался только два дня (27 и 29.11.2020).
В связи с этим при вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает недоказанным ответчиком эффективность осуществленных расходных операций на приобретение основных средств за несколько дней до окончания срока действия соглашения.
При согласовании сторонами размера средств гранта, которые должны быть направлены на приобретение основных средств всего в сумме 920 640 руб., ответчик не представил убедительных доводов, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи, исходя из целей соглашения, должны быть выполнены с использованием большего объема средств, израсходованных по статье расходов - "основные средства" или что используя больший объем средств, чем было предусмотрено соглашением, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело, выяснял вопрос о том, обращался ли получатель субсидии к истцу с предложением перераспределения средств полученной субсидии применительно к статьям расходов, исходя из необходимости приобретения основных средств в большем размере для оказания социальных услуг гражданам старше 65 лет.
В материалы дела ЧУЗ "Больница "РЖД - Медицина" города Мичуринск" представлено письмо от 10.11.2021 N 233/1, в котором учреждение просило Управление пересмотреть распределение денежных средств, предусмотрев возможность расходование средств гранта на приобретение основных средств в размере 2 876 962,00 руб.
Управление пояснило, что поскольку срок действия соглашения от 26.11.2020 заканчивался и причины необходимости внесения изменений Учреждением указаны не были, то перераспределение денежных средств согласовано не было.
При вышеуказанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что у ответчика не было законных оснований для использования средств гранта по статье расходов "основные средства2 в большем размере, чем было согласовано сторонами в Приложении N 1.
Ссылка Управления на нецелевой характер использования гранта в общем размере 2 447 209,80 руб., обоснованная превышением стоимости каждой единицы приобретенного основного средства над суммой 100 тыс. руб., мотивированная позицией Министерства труда и социальной защиты РФ, изложенной в письме N 27-5/10/В-12523 от 23.12.2020 (л.д. 48-50), отклоняется судом апелляционной инстанции.
Из письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.12.2020 N 27-5/10/В-12523 следует, что в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326 от 29.11.2010 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно Методике расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ N 108н от 28.02.2019 "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Тариф на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
С учетом изложенного, Министерство труда и социальной защиты РФ в письме N 27-5/10/В-12523 от 23.12.2020 указывает, что целесообразным является расходование средств федерального бюджета, полученных частными медицинскими организациями в рамках реализации пилотного проекта, предусматривать на оплату затрат, непосредственно связанных с оказанием услуг, а также затрат, необходимых для обеспечения деятельности организации в целом, по направлениям расходов аналогично включенным в тариф на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Вместе с тем, соглашение между сторонами заключено 26.11.2020, а письмо датировано 23.12.2020.
Согласно п. 6.3 соглашения от 26.11.2020 (с учетом дополнительного соглашения N 30-2020-01623/1 от 11.05.2021) изменение настоящего Соглашения, в том числе в соответствии с положениями пункта 4.2.1 настоящего Соглашения, осуществляется по соглашению Сторон и оформляется в виде дополнительного соглашения, являющегося неотъемлемой частью настоящего Соглашения. Вместе с тем, таких соглашений между сторонами достигнуто не было.
Помимо этого, в Приложении N 1 к соглашению от 26.11.2020 ( с учетом изменений по состоянию на 12.07.2021) стороны не согласовали запрет получателю субсидии на приобретение основных средств по цене, превышающей 100 000 руб. за единицу товара, письмо уже в указанный период времени было направлено в адрес управления.
Доводы частной медицинской организации на произведенный ранее возврат денежных средств гранта в сумме 1 460 219 руб. 60 копеек и необходимости учета возвращенных средств при рассмотрении настоящего дела отклоняются как необоснованные.
Из материалов дела следует, что 23.06.2022 Управлением в адрес ЧУЗ "Больница "РЖД - Медицина" города Мичуринск" было направлено требование о возврате денежных средств в размере 1 460 219 руб. 60 копеек в связи с актом от 31.04.2021 о проведенной внеплановой проверки управления па соблюдение получателем бюджетных средств порядка, целей и условий предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Тамбовской области частным медицинским организациям, оказывающим медико-социальные услуги лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, проживающим па территории Тамбовской области, в том числе в сельской местности в ЧУЗ "Больница "РЖД-Медицина" города Мичуринск" за период с 26.11.2020 по 31.12.2020 установлен факт предоставления в адрес управления фиктивных сведений о количестве граждан, которым оказывалась медицинская помощь, что со стороны ЧУЗ "Больница "РЖД-Медицина" города Мичуринск" является прямым нарушением целей и порядка предоставления гранта.
30.06.2021 в соответствии с платежным поручением денежные средства ЧУЗ "Больница "РЖД-Медицина" города Мичуринск" были возвращены.
В связи с чем, указанная сумма субсидии была возвращена ввиду иных допущенных ответчиком нарушений, не связанных с настоящим делом.
При таких обстоятельства, учитывая, что денежные средства в размере 1 526 569 руб. 80 коп. (2 447 209 руб. 80 коп. - 920 640 руб.) были израсходованы ЧУЗ "Больница РЖД-Медицина" города Мичуринск не для целей предоставления гранта и за пределами лимитов бюджетных ассигнований в сумме 920 640 руб., установленных перечнем затрат, утвержденным дополнительным соглашением, заключенным между управлением социальной защиты и семейной политики области и ЧУЗ "РЖД-Медицина" города Мичуринск" 12.07.2021 N 30-2020-01623/2, то ответчиком нарушен порядок использования средств гранта.
В связи с чем, требования Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области в части взыскания с Учреждения средств гранта в размере 1 526 569 руб. 80 коп. подлежат удовлетворению, а решения Арбитражного суда Тамбовской области от 16.06.2022 по делу N А64-2318/2022 - отмене в соответствующей части.
В остальной части решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.06.2022 по делу N А64-2318/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области - без удовлетворения.
С учетом частичного удовлетворения заявленных требований, на основании статьи 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 21 980,22 руб. и за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 1 871 руб. подлежат отнесению на ЧУЗ "Больница РЖД-Медицина" города Мичуринск и взысканию в доход федерального бюджета..
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.06.2022 по делу N А64-2318/2022 в части отказа во взыскании суммы гранта по соглашению N 30-2020-01623 от 26.11.2020 о предоставлении из бюджета Тамбовской области гранта в форме субсидии в соответствии с п. 7 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в размере 1 526 569 руб. 80 коп. - отменить.
Взыскать с частного учреждения здравоохранения "Больница "РЖД - Медицина" города Мичуринск" (ОГРН 1046870522819, ИНН 6827014547) в пользу Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (ОГРН 1156829004232, ИНН 6829111225) сумму гранта по соглашению N 30-2020-01623 от 26.11.2020 о предоставлении из бюджета Тамбовской области гранта в форме субсидии в соответствии с п. 7 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в размере 1 526 569 руб. 80 коп.
В остальной части решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.06.2022 по делу N А64-2318/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области - без удовлетворения.
Взыскать с частного учреждения здравоохранения "Больница "РЖД - Медицина" города Мичуринск" (ОГРН 1046870522819, ИНН 6827014547) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 21 980 руб. 22 коп. за рассмотрение дела в суде первой инстанции,1871 руб.- за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2318/2022
Истец: Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области
Ответчик: здравоохранения "Больница РЖД - Медицина" г.Мичуринск
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд