г. Тула |
|
9 ноября 2022 г. |
Дело N А62-1741/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.11.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фахреевой Д.Р., в отсутствие истца - государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области, ответчика - Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.07.2022 по делу N А62-1741/2022 (судья Ерохин А.М.),
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202737062, ИНН 3201002268) (далее - истец, учреждение, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям" (г. Смоленск, ОГРН 1106732008910, ИНН 6732009161) (далее - ответчик, ФКУ "УФО МО РФ по Смоленской, Брянской и Орловской областям", управление) о взыскании 95 057 руб. 23 коп. убытков.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.07.2022 исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе пенсионный фонд просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции указывает на то, что незаконные действия ответчика повлекли за собой причинение ущерба бюджету пенсионного фонда, поскольку решением Дубровского районного суда, увольнение Цымбалюк Л.П. признанно незаконным. Считает, что имеется причинно-следственная связь между действиями ответчика, выразившимися в незаконном увольнении Цымбалюк Л.П. и причинением бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации убытков в размере 95 057 руб. 23 коп.
В отзыве на апелляционную жалобу управление, опровергая доводы жалобы, просит в ее удовлетворении отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, Цымбалюк Людмила Петровна, 22.07.1961 года рождения является получателем пенсии в пенсионном фонде.
Отчетность по форме СЗВ-М в пенсионный фонд за июнь 2018 года управлением была представлена 07.07.2018, далее отчетность за период с июля 2018 года по октябрь 2021 года была сдана несвоевременно - 10.12.2021, в связи с чем был произведен перерасчет размера пенсии как неработающему пенсионеру.
Факт несвоевременной сдачи сведений возник по причине незаконного увольнения Цымбалюк Л.П. работодателем ФКУ "УФО МО РФ по Смоленской, Брянской и Орловской областям".
Решением Дубровского районного суда от 19.11.2021 года Цымбалюк Л.П. была восстановлена на работе, в связи с чем работодателем была сдана дополняющая форма СЗВ-М за указанные периоды.
Учитывая факт возникновения переплаты пенсии по старости (перерасчет пенсии как неработающему пенсионеру) Цымбалюк Л.П. за период с 01.07.2018 по 31.01.2022 в размере 95 057 руб. 23 коп., выплаченные Цымбалюк Л.П. денежные средства в размере 95057 руб. 23 коп., подлежат возврату.
Пенсионный фонд 24.01.2021 обратился в управление с просьбой о возврате переплаченных денежных средств, однако управление отказалось возмещать причиненный фонду ущерб, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении искового требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Таким образом, по общему правилу, для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков необходимо установить совокупность следующих условий: факт причинения убытков и их размер, наличие причинно-следственной связи между понесенными убытками и противоправными действиями ответчика, вину причинителя вреда.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика - застрахованного лица).
Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения предоставляются по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением правления Фонда от 01.02.2016 N 83 п.
Таким образом, в целях ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования работодатель обязан ежемесячно в срок не позднее 15 числа, следующего за отчетным месяцем предоставлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается, исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Следовательно, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно части 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (часть 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Статьей 28 Закона N 400-ФЗ установлена ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, в том числе повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В силу части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (часть 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, в целях своевременного увеличения и выплаты суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, прекратившим трудовую (иную) деятельность, статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен следующий порядок.
Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного учета), проводится уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности.
В случае отсутствия сведений индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работающих пенсионеров, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязан принять решение об увеличении и выплате страховой пенсии такому лицу.
Из приведенных положений закона следует, что решение о выплате проиндексированной пенсии принимается пенсионным фондом на основании сведений о том, что получатель пенсии прекратил работу и (или) иную деятельность.
В статье 26.1 Закона N 400-ФЗ установлены сроки, исчисляемые в месяцах, последовательного совершения действий органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по увеличению и выплате страховой пенсии прекратившему трудовую (иную) деятельность пенсионеру, а именно: месяц работы застрахованного лица, месяц предоставления отчета по форме СЗВ-М, месяц принятия решения об увеличении и выплате страховой пенсии, месяц выплаты увеличенной страховой пенсии, которые текут последовательно друг за другом.
Частью 4 статьей 28 Закона N 400-ФЗ установлен срок прекращения выплаты ошибочного перерасчета к страховой пенсии, а именно: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Пунктом 13 постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 15.04.2021 N 103п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)" и Порядка заполнения формы указанных сведений" (зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2021 N 63505) предусмотрена возможность представления сведений по форме СЗВ-М в трех видах: исходная форма - форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; дополняющая форма - форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых Пенсионным фондом сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; отменяющая форма - форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Как установлено судом и следует из материалов дела, что Цымбалюк Л.П., 22.07.1961 года рождения является получателем страховой пенсии по старости.
В спорный период управление выполняло функции страхователя в отношении застрахованного лица Цымбалюк Л.П., работающей в войсковой части 41495.
Приказом командира войсковой части 41495 от 06.06.2018 N 103 Цымбалюк Л.П. уволена с 14.06.2018 по сокращению численности штата работников.
Решением Дубровского районного суда Брянской области от 19.11.2021 по делу N 2-115/2021 приказ командира войсковой части 41495 от 06.06.2018 N 103 в части, касающейся увольнения Цымбалюк Л.П., отменен.
Из войсковой части 41495 24.11.2021 в адрес управления поступила выписка из приказа командира войсковой части 41495 от 23.11.2021 N 220 (вх. N 16738), согласно которой в соответствии с решением Дубровского районного суда Брянской области от 19.11.2021 N 2-115/2021, приказ командира войсковой части 41495 от 06.06.2018 N 103, в части касающейся увольнения Цымбалюк Л.П. отменен, Цымбалюк Л.П. восстановлена на работе с 14.06.2018.
Согласно протоколу проверки отчетности от 14.12.2021 сведения по форме СЗВ-М в отношении Цымбалюк Л.П. за ноябрь 2021 года (тип сведений "исходная") представлены 13.12.2021 в пенсионный фонд по каналам ТКС и приняты.
Сведения по форме СЗВ-М за периоды работы с июля 2018 года по октябрь 2021 года (тип сведений "дополняющая") в отношении Цымбалюк Л.П. представлены истцу по каналам ТКС 16.12.2021 и приняты.
Основанием для представления управлением сведений по форме СЗВ-М (тип: дополняющая) в отношении работника войсковой части 41495 Цымбалюк Л.П. явились приказ командира войсковой части 41495 от 23.11.2021 N 220, решение Дубровского районного суда Брянской области от 19.11.2021 N 2-115/2021.
В свою очередь, как верно отметил суд первой инстанции, до вынесения Дубровским районным судом Брянской области решения от 19.11.2021 и издания командиром войсковой части 41495 приказа от 23.11.2021 N 220 оснований представлять ежемесячные сведения по форме СЗВ-М в отношении работника Цымбалюк Л.П. в пенсионный фонд за период с июля 2018 года по октябрь 2021 года у управления не имелось.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что непредставление управлением сведений по форме СЗВ-М (тип: исходная) в отношении Цымбалюк Л.П. за период с июля 2018 года по октябрь 2021 года вызвано объективными причинами, связанными с увольнением работника, в отсутствие неправомерного бездействия страхователя и его вины.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в обоснование своих позиций доказательства, суд первой инстанции правомерно не установил необходимые в силу статьи 15 ГК РФ условия для взыскания с ответчика убытков вследствие недоказанности учреждением прямой причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками, возникшими у истца, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Каких-либо убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих правомерность выводов суда первой инстанции и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с пунктом 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.07.2022 по делу N А62-1741/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1741/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области, ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО БРЯНСКОЙОБЛАСТИ
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СМОЛЕНСКОЙ, БРЯНСКОЙ И ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТЯМ"