г. Тула |
|
8 ноября 2022 г. |
Дело N А62-489/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2022 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В., Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ушаковым В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания), апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Ландыш" в лице ликвидатора Демьянова Владимира Александровича на решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.05.2022 по делу N А62-489/2022 (судья Ерохин А.М.), принятое по заявлению жилищно-строительного кооператива "Ландыш" (г. Смоленск, ОГРН 1036758330916, ИНН 6729010791) в лице ликвидатора Демьянова Владимира Александровича к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1126732044449, ИНН 6732044448), третье лицо: управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1046758339320, ИНН 6730054955) о признании незаконным решения от 06.12.2021 N 13409 А об отказе в государственной регистрации;
при участии в заседании:
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Смоленской области: Кучина А.О.;
от управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области: Максурова Т.В. (доверенность от 30.11.2021 б/н);
иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
жилищно-строительный кооператив "Ландыш" (далее - кооператив) в лице ликвидатора Демьянова Владимира Александровича (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Смоленской области (далее - инспекция) о признании незаконным решения от 06.12.2021 N 13409А об отказе в государственной регистрации.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 26.05.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, кооператив обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование своей позиции апеллянт, повторяя позицию, изложенную в суде первой инстанции, ссылается на то, что законодательно установленный запрет указывать в форме N Р15016 срок ликвидации в отношении организаций, чья организационно-правовая форма отлична от общества с ограниченной ответственностью, отсутствует.
Инспекция и привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области (далее - управление), в отзывах на апелляционную жалобу просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 29.11.2021 в связи с принятием решения о ликвидации кооператива и назначении ликвидатора, кооператив представил в инспекцию заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица по форме N Р15016, подписанное Демьяновым Владимиром Александровичем (вх. N 13409А).
По результатам рассмотрения представленного кооперативом заявления инспекцией принято решение от 06.12.2021 N 13409А об отказе в государственной регистрации на основании пп. "ц" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), так как в нарушение п. 102 Требований к оформлению заявления (уведомления) о ликвидации юридического лица (форма N Р15016), утвержденных приказом ФНС России от 31.08.2020 NЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее, соответственно, - требования, приказ), кооперативом в п. 2 страницы 1 заявления ошибочно заполнен срок ликвидации общества с ограниченной ответственностью.
Не согласившись с решением инспекции, кооператив 07.12.2021 обратился в управление с жалобой (вх. N 49876 от 10.12.2021), которая решением управления от 20.12.2021 N 06-17/15866@ была оставлена без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием обращения кооператива в Арбитражный суд Смоленской области.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен ст. 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а порядок государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица - гл. VII (ст. 20 - 22) Закона N 129-ФЗ.
Основанием внесения записи о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (ст. 11 Закона N 129-ФЗ).
Статьей 2 Закона N 129-ФЗ установлено, что государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона N 129-ФЗ сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (форма N Р15016) с приложением такого решения в письменной форме.
Указанное уведомление заполняется в соответствии с требованиями, п. 102 которых установлено, что в п. 2 "Причина представления заявления (уведомления)" в поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующее цифровое значение: 1 (принятие решения о ликвидации юридического лица), 2 (формирование ликвидационной комиссии/назначение ликвидатора), 3 (принятие решения о ликвидации юридического лица и формирование ликвидационной комиссии/назначение ликвидатора), 4 (составление промежуточного ликвидационного баланса), 5 (продление срока ликвидации общества с ограниченной 3 ответственностью), 6 (принятие решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица) или 7 (завершение ликвидации юридического лица).
Для значений 1, 3, 5 при их проставлении в отношении общества с ограниченной ответственностью с учетом положений п. 6 требований указывается срок (дата) ликвидации общества с ограниченной ответственностью.
В соответствии с п. 6 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.
На юридические лица иных организационно-правовых форм указанная норма не распространяется и внесению в ЕГРЮЛ соответствующая информация не подлежит.
Основания для отказа в государственной регистрации юридического лица приведены в ст. 23 Закона N 129-ФЗ. К таковым, в частности, относится представление документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с п. 1.1 и абзацем первым п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Пунктом 1.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
С учетом изложенного, указание кооперативом в п. 2 страницы 1 заявления (форма N Р15016) срока ликвидации, что распространяется исключительно на общества с ограниченной ответственностью, является нарушением требований, в связи с чем, вопреки доводу апеллянта, решении инспекции от 06.12.2021 N 13409А об отказе в государственной регистрации является законным и обоснованным, а требование кооператива - не подлежащим удовлетворению.
Судебная коллегия также отмечает, что ни в заявлении, поданном в суд первой инстанции, ни в апелляционной жалобе, кооперативом в нарушение ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", не представлено доказательств несоответствия решения инспекции от 06.12.2021 N 13409А об отказе в государственной регистрации действующему законодательству.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на нормах законодательства и обстоятельствах дела. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апеллянта не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.05.2022 по делу N А62-489/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-489/2022
Истец: Жилищно-строительного кооператива "Ландыш" в лице ликвидатора Демьянова Владимира Александровича, ЖСК "Ландыш", ЛИКВИДАТОР ЖСК "ЛАНДЫШ" ДЕМЬЯНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 5 ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ