город Ростов-на-Дону |
|
08 ноября 2022 г. |
дело N А53-4220/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии: от акционерного общества "Донэнерго" Суслова Д.Д. по доверенности от 26.04.2021, диплом, паспорт;
от Южного межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Карбовская И.А. по доверенности от 29.08.2022, диплом, паспорт; Пожидаева Т.И. по доверенности от 25.10.2022, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Донэнерго"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.09.2022 по делу N А53-4220/2022
по заявлению акционерного общества "Донэнерго" (ИНН 6163089292, ОГРН 1076163010890)
к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН 6163071295, ОГРН 1046163010244)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении и представления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Донэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным постановления Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Управление) от 03.02.2022 по делу об административном правонарушении N 07-29/1 и представления от 03.02.2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.09.2022 в удовлетворении требований Общества было отказано.
Решение мотивировано наличием в действиях Общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным,
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что протокол Ростовского отдела Управления от 28.05.2021 не соответствует нормам действующего законодательства.
Общество, как сетевая организация, осуществляет деятельность исключительно по передач электрической энергии и не является субъектом правоотношений по договорам энергоснабжения с потребителями.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.12.2021 по делу N А53-20713/2021 гарантирующий поставщик - ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону", привлечён к административной ответственности.
Управление не уполномочено контролировать соблюдение юридическими лицами нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Испытательной лабораторией проводились испытания показателей качества электроэнергии в точке передачи электроэнергии потребителю, а не в пункте контроля, предусмотренном положениями ГОСТ Р58289-2018, в связи с чем, имеют место нарушения Федерального закона N 294-ФЗ.
Суд не учёл наличие оснований для признания административного правонарушения малозначительным.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества "Донэнерго" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме, подал ходатайство о приобщении к материалам дела письменных пояснений. Апелляционный суд приобщил пояснения к материалам дела.
Представители Управлению просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Ростовским отделом Управления в соответствии с решением прокуратуры Ростовской области о согласовании проведения внеплановой выездной проверки ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" от 26.04.2021 N 7/3-111/134-2021 и приказами Управления от 23.04.2021 N 01-30/213, с целью осуществления государственного контроля (надзора) на основании поступившей 05.04.2021 жалобы и в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", по обращению граждан, представление о необходимости проведения внеплановой проверки от 23.04.2021 N 6, в период с 30.04.2021 по 31.05.2021 проведена внеплановая выездная проверка.
Для целей проверки соответствия качества реализуемой (поставляемой) потребителям продукции - электрической энергии, передаваемой от центра питания - ПС 110/6 кВ "С-1", ВЛ-0,4 кВ, опора N 2-14 у жилого дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г.Красный Сулин, ул.Луначарского, 4 от ТП-105, Л-127, установленным требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а именно - обязательным требованиям п. 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 по показателям: "медленное изменение напряжения", в соответствии с требованиями ГОСТ 33073-2014, с применением методов измерений показателей качества электрической энергии (ПКЭ), установленных ГОСТ 30804.4.30-2013, произведены испытания (измерение показателей качества) электрической энергии в 1-м пункте контроля, расположенном на границе раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, в точке передачи электрической энергии пользователю электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц ВЛ-0,4 кВ, опора N 2-14 у жилого дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Красный Сулин, ул. Луначарского, 4 от ТП -105, Л-127, центр питания: ПС 110/6 кВ"С-1". В ходе проверки установлено, что ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" допустило реализацию потребителям в границах электрических сетей трансформаторной подстанций (ТП 105, Л-127) реализацию продукции - электрической энергии потребителям:
- показатели качества которой не соответствуют обязательным требованиям пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" по показателю - "медленные изменения напряжения (положительные и отрицательные отклонения)", а именно: согласно Протоколу N 021-21 испытаний показателей качества электрической энергии от 28.05.2021 и экспертному заключению ФБУ "Ставропольский ЦСМ": в точке испытаний: опора ВЛ-0,4 кВ N 2-14 жилого дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Красный Сулин, ул. Луначарского, 4 (ТП -105, Л-127), центр питания: ПС 110/6 кВ "С-1": электрическая энергия не соответствует обязательным требованиям п.4.2.2 ГОСТ 32144-2013 по отрицательным отклонениям напряжения. Фаза А: время выхода за допустимые значения составило 5,84% (9 часов 48 минут) от общего времени измерения с 20.05.2021 по 26.05.2021 (168 часов). Полученное максимальное значение составило 165 В (25%) при допустимом значении не менее 198 В (10%). Общее время измерений для всех параметров составляет: 7 суток (168 часов).
Общество осуществляет передачу электрической энергии от принадлежащей ему ТП-105, Л-127, не соответствующей требованиям пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" по показателю - "медленные изменения напряжения". Обществу выдан Сертификат соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации N РОСС RU СRU.AA57.B.00071/20 со сроком действия с 27.11.2020 по 26.11.2023.
14.01.2022 начальнику Ростовского отдела Управления от старшего государственного инспектора Ростовского отдела Управления поступила служебная записка, согласно которой в действиях сетевой организации - Общества усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
14.01.2022 по результатам рассмотрения служебной записки, Ростовским отделом Управления было принято решение о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
26.01.2022 старшим государственным инспектором Ростовского отдела Управления, в отсутствие представителя Общества, был составлен протокол об административном правонарушении N 07-28/7.
Обществу вменяется административное правонарушение, выразившееся в реализации (передаче) с 20.05.2021 по 26.05.2021 в период проведения измерений (испытаний, экспертизы) показателей качества поставляемой (реализуемой) потребителям продукции - электрической энергии, на предмет их соответствия обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 - электрической энергии от принадлежащего ему центра питания (ТП-105) до точек отпуска электрической энергии в электрические сети потребителей, показатели качества которой не соответствуют обязательным требованиям пункта 4.2Л ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" по показателю- "медленные изменения напряжения (положительные и отрицательные отклонения)", что является нарушением Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
03.02.2022 начальником Ростовского отдела Управления вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 07-29/1 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В связи с выявленными нарушениями, 03.02.2022 начальником Ростовского отдела Управления вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Объектом данного правонарушения являются охраняемые государством правоотношения в сфере технического регулирования, то есть правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также правового регулирования отношений в области оценки соответствия продукции обязательным требованиям.
Объективную сторону правонарушения образуют действия или бездействие лица, нарушающие установленные требования законодательства о техническом регулировании, технических регламентов или обязательные к исполнению требования государственных стандартов к продукции на всех стадиях ее жизненного цикла (производства, хранения, транспортировки, реализации и т.п.).
Субъектами правонарушения являются, индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица, которые, в соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признаются виновными в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у них имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ)
Частью 1 статьи 38 Федерального закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколами испытаний, протоколом об административном правонарушении подтверждено, что Обществом допущена реализация продукции - электрической энергии потребителям не соответствующей требованиям пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" по показателю - "медленные изменения напряжения", ввиду чего вопреки доводу апелляционной жалобы, административный орган сделал обоснованный вывод о том, что обществом осуществлялась реализация несертифицированной электрической энергии (товар), а не оказывалась коммунальная услуга и верно квалифицировал совершенное правонарушение по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приложение N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, содержит отсылки к обязательным требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации регулируются Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) указанный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 32 Федерального закона N 184-ФЗ, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов (и подлежащих обязательному исполнению требований национальных стандартов) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 17 июня 2004 N 294, полномочия по контролю и надзору за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, утверждено Положение о государственном жилищном надзоре, в котором содержится исчерпывающий перечень полномочий органов государственного жилищного надзора. Согласно Положению, основными задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.
В пункте 11 указанного Положения, содержится перечень обязательных требований, на предмет соблюдения которых органы государственного жилищного надзора уполномочены проводить контрольно-надзорные мероприятия. При этом, указанный перечень не содержит полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов в установленной сфере деятельности, в том числе за соблюдением обязательных требований к качеству продукции, поставляемой потребителям по договорам предоставления коммунальных услуг, -коммунальным ресурсам. Таким образом, Правительство Российской Федерации не наделило органы государственной жилищной инспекции (надзора) соответствующими полномочиями по осуществлению государственного надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов в установленной сфере деятельности.
Из изложенного следует, что согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 17.06.2004 N 294, полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, применительно к качеству продукции - коммунальных ресурсов, поставляемых потребителям по соответствующим договорам (за исключением коммунальных ресурсов, к которым применяются обязательные требования, установленные законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), закреплены за Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
В соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 01.08. 2017 N 2514, государственную функцию по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов исполняет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт) и его территориальные органы - межрегиональные территориальные управления Госстандарта (МТУ Госстандарта).
Организация и исполнение государственной функции осуществляется должностными лицами Госстандарта, в обязанности которых входят вопросы осуществления государственного контроля (надзора), а также должностными лицами МТУ Госстандарта.
В соответствии с пунктом 5 Административного регламента, государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов осуществляется в отношении продукции или в отношении продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих национальных стандартов и технических регламентов.
Таким образом, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, и, в частности, его территориальный орган - Управление, является уполномоченным органом, осуществляющим контроль за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований к продукции на всех стадиях её жизненного цикла.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные государственными стандартами, подлежат обязательному исполнению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно пункту 1.1 статьёй 46 Федерального закона N 184-ФЗ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к электрической энергии устанавливаются ГОСТ 32144-13 и постановлением Правительством Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, которым утверждается и ежегодно уточняется единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Таким образом, электрическая энергия, которую ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" реализует гражданам для личных нужд, должна удовлетворять требованиям по безопасности, регламентированным ГОСТ 32144-13, и соответствие этим требованиям должно соответствовать требованиям Технических регламентов.
Из содержания пункта 1 статьи 539 и пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Показатели и нормы качества электрической энергии (КЭ) в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц, которые в данном случае являются и точками общего присоединения (то есть электрическая энергия в данных точках может передаваться нескольким потребителям, в том числе возможна передача электрической энергии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а, следовательно, не может являться коммунальной услугой), устанавливает ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".
Пункт 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 регламентирует качество электроэнергии по такому показателю как медленные изменения напряжения электропитания.
Для указанного выше показателя качества установлены следующие нормы: положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать +10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю.
В ходе контрольно-надзорных мероприятий был подтверждён факт реализации (поставке, продаже) некачественной электрической энергии потребителям.
Систематическая передача некачественной электрической энергии потребителям, нарушает безопасность потребителей, пожаробезопасность, а также влечет за собой повышенный расход электрической энергии, снижение сроков эксплуатации электрических бытовых приборов и риск, влияющий на здоровье потребителей.
Доказательств, опровергающих выявленные нарушения в виде реализации электроэнергии, не отвечающей обязательным требованиям, Обществом не представлено.
При таких обстоятельствах, административным органом обоснованно сделан вывод о наличии в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы общества о том, что являясь гарантирующим поставщиком и не являясь владельцем электросетевого оборудования (сетевой организацией), не имеет возможности обеспечить надлежащее напряжение электрической энергии, не принимается апелляционным судом.
Поскольку Общество является сбытовой организацией, реализующей электрическую энергию населению, следовательно, при осуществлении данного вида деятельности обязано соблюдать требования к её качеству.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришёл к выводу о том, что Общество своими действиями нарушило требования технических регламентов, что указывает о наличии в его деяниях объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Общества о том, что действия надлежит квалифицировать по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, апелляционный суд находит основанным на неверном толковании норм права.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что диспозицией статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена возможность привлечения нарушителей к административной ответственности при возникновении угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, вследствие нарушения обязательных требований к продукции (в рассматриваемом случае - электроэнергии).
В силу статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии. Вместе с тем, деятельность исполнителей коммунальных услуг по предоставлению энергетических ресурсов потребителям по заключенным договорам энергоснабжения, неразрывно связана с взиманием платы за поставляемую (реализуемую) электрическую энергию, то есть с осуществлением деятельности по купле-продаже продукции.
Таким образом, Общество, в силу своего статуса сетевой организации, а также в силу прямого запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и её купле-продаже, не является и не может являться исполнителем коммунальных услуг, и, соответственно, не может являться субъектом административного правонарушения, квалифицируемого по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершённое Обществом деяние посягает не только на отношения, связанные с соблюдением обязательных требований при реализации продукции (электрической энергии), но и на отношения, связанные с обеспечением населения коммунальными услугами, однако их нарушение обществу не вменялось, в связи с чем, основания для квалификации действий по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и составлении протокола об административном правонарушении апелляционным судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока для привлечения к административной ответственности, установленного статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для признания совершённого правонарушения малозначительным, в материалы дела не представлены.
Вместе с тем, одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьёй 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, который, при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
Доказательства того, что Общество ранее, в течение года привлекалось к административной ответственности, в материалы дела не представлены.
Санкция части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей.
Оспариваемым постановлением Обществу назначено наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 100000 рублей.
Общество вину в совершении правонарушения не признало, мер к устранению нарушений не приняло.
Апелляционный суд находит постановление Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 03.02.2022 N 07-29/1 о назначении административного наказания законным и не подлежащим отмене.
Обществом заявлено требование о признании незаконным и отмене представления от 03.02.2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
С учетом того, что постановление Управления от 03.02.2022 N 07-29/1 о привлечении к административной ответственности признано судом законным, следовательно представление от 03.02.2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения является законным и не подлежит отмене.
В части требования Общества о прекращении производство по административному делу, апелляционный суд отмечает, что в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 25 и федеральном законе об административных правонарушениях. Судам при рассмотрении дел, отнесенных к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.
Статья 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусматривает прекращение производства по делу при признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Таким образом, рассмотрение требований о прекращении производства об административном правонарушении не предусмотрено арбитражным процессуальным законодательством.
Доводы апелляционной жалобы Общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.09.2022 по делу N А53-4220/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-4220/2022
Истец: АО "ДОНЭНЕРГО"
Ответчик: ЮЖНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ