город Воронеж |
|
08 ноября 2022 г. |
Дело N А64-2922/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 ноября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области: Заботнова Т.В.- представитель по доверенности N 2-Д от10.11.2022, предъявлен паспорт;
от публичного акционерного общества "Россети Центр" и Челяпина И.Н. представители судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.08.2022 по делу N А64-2922/2022, по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (ОГРН 1026801156172, ИНН 6831001163),
третье лицо: Челяпин И.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россетти Центр" в лице филиала ПАО "Россетти Центр" - "Тамбовэнерго" (далее - Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - антимонопольный орган, заинтересованное лицо, Тамбовское УФАС России) от 31.03.2022 N 068/04/9.21-1192/2021 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Дело рассматривалось при участии третьего лица Челяпина И.Н. (далее также- третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "Россети Центр" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать постановление незаконным.
Считает, что просрочка осуществления фактического присоединения была допущена вследствие ограниченной функциональности в условиях пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19). В период исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям филиал ПАО "Россети Центр"-"Тамбовэнерго" функционировал в чрезвычайных и непредотвратимых условиях, а также при обстоятельствах по объективным причинам ограничивающих количественный кадровый состав в связи с принятием мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
Судебное заседание проходило путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области.
В судебном заседании представитель УФАС по Тамбовской области возражал на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение - без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ПАО "Россети Центр" и Челяпин И.Н. явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
19.02.2021 глава КФХ "Маяк" Челяпин И.Н. обратился в ПАО "Россети Центр" с заявкой на технологическое присоединение склада, расположенного по адресу: Тамбовская область, Жердевский район, с.Григорьевка, ул.Северный Микрорайон, д.6, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир домовладение, участок находится примерно в 350 м от ориентира по направлению на северо-восток, КН 68:03:0508003:4, к электрическим сетям с максимальной мощностью 15 кВт.
24.02.2021 ПАО "Россетти Центр" зарегистрирована заявка Челяпина И.Н. на технологическое присоединение, которой присвоен N 17048336.
03.03.2021 (с нарушением установленного срока) ПАО "Россети Центр" письмом N MP1-ТБ/17-02/1317 уведомило главу КФХ "Маяк" Челяпина И.Н. о необходимости предоставления недостающих документов, а именно: уточнения наименования подключаемого объекта. После устранения нарушения сетевой организацией направлен договор об осуществлении технологического присоединения в адрес главы КФХ "Маяк" Челяпина И.Н.
06.04.2021 Челяпиным И.Н. произведена оплата за технологическое присоединение по договору, а также подписан договор N 42078951 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Пунктом 6 вышеуказанного договора установлено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
Челяпину И.Н. было направлено дополнительное соглашение N 1 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 42078951, согласно которому, в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы, а именно, неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, срок начала выполнения обязательств сторон по договору был перенесен на период ограничения трудовой деятельности в Российской Федерации, установленный Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239.
При этом, дополнительное соглашение N 1 к указанному договору не содержит новый срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
15.12.2021 главы КФХ "Маяк" обратился в Тамбовское УФАС России с жалобой о невыполнении ПАО "Россети Центр" мероприятий по технологическому присоединению жилого дома к электрическим сетям.
Определением от 24.12.2021 уполномоченным должностным лицом Тамбовского УФАС России в отношении ПАО "Россетти Центр" возбуждено дело N 068/04/9.21-1192/2021 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
17.02.2022 уполномоченным должностным лицом Тамбовского УФАС России в отношении ПАО "Россети Центр", в присутствии представителя Общества по доверенности составлен протокол об административном правонарушении N 068/04/9.21-1192/2021 по ч.2 ст.9.21 КоАП РФ.
Как следует из протокола, обществу вменено нарушение п. 15 и 16 Правил технологического присоединения N 861, выразившееся в нарушении 6-месячного срока по проведению работ технологического присоединения к электрическим сетям.
31.03.2022 постановлением Тамбовского УФАС России по делу об административном правонарушении N 068/04/9.21-1192/2021 ПАО "Россети Центр" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 650 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ПАО "Россети Центр" обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 до 1 000 000 рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в области энергетики.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение правил установленного недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям субъекта естественной монополии.
Субъектом правонарушения являются, в том числе, юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает, как указано выше, Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 названного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила ТП N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, регламентируют процедуру технологического присоединения, устанавливают существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с пунктами 3 и 6 Правила ТП N 861 сетевая организация на основании заявки заявителя обязана заключить с ним договор на технологическое присоединение, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств заявителя мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно абзацу 3 пункта 15 Правил N 861 в адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
В соответствии с абзацем 13 пункта 15 Правил N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Существенные условия договора указаны в пункте 16 Правил ТП.
К ним, в частности, относится срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который составляет 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Как усматривается из материалов дела, с учетом даты заключения договора (06.04.2021), технологическое присоединение к электрическим сетям склада главы КФХ "Маяк" Челяпина И.Н. должно было быть осуществлено в срок не позднее 06.10.2021.
На момент обращения с заявлением в УФАС технологическое присоединение не произведено.
Таким образом, обязательства сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя в установленные сроки не выполнены, что свидетельствует о нарушении п. 15,16 Правил ТП N 861.
Факт нарушения подтверждается: определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.12.2021 N 068/04/9.21-1192/2021, протоколом об административном правонарушении от 17.02.2022 N 068/04/9.21-1192/2021; договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям 06.04.2021; Информацией о поданной заявке на технологическое присоединение к электросетям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения - совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ).
Наличие повторности как квалифицирующего признака вмененного правонарушения подтверждено постановлением Тамбовского УФАС России по делу N 069/04/9.21-508/2020, (вступило в законную силу 16.07.2021, исполнено 23.08.2021).
Таким образом, на момент совершения данного правонарушения, общество считалось подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение.
Таким образом, административным органом доказано наличие в деянии лица объективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности допущено не было.
Обстоятельств, исключающих вину Общества не усматривается.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ не пропущен.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о совершении ПАО "Россети Центр" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Административный штраф назначен обществу правомерно в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Оснований для его уменьшения не имеется.
Размер штрафа определен с учетом отягчающего обстоятельства, в качестве которого учтено пренебрежительное отношения ПАО "Россети Центр" к исполнению своих публичных обязанностей - неоднократного совершения однородных правонарушений за короткий период времени.
В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований обоснованно отказано.
Доводы общества о невозможности соблюдения срока технологического присоединения вследствие действия ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) являлись предметом оценки суда и мотивировано отклонены, поскольку деятельность общества не приостанавливалась и не отнесена к пострадавшим отраслям, что заявителем жалобы не опровергается.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.08.2022 по делу N А64-2922/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2922/2022
Истец: ПАО "Россети Центр" в лице филиала "Россети Центр " - "Тамбовэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы Тамбовской области
Третье лицо: Челяпина И.Н., 19 Арбитражный апелляционный суд