г. Пермь |
|
09 ноября 2022 г. |
Дело N А60-25157/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 ноября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии:
от заявителя: Поморцев К.И. - представитель по доверенности от 07.02.2022, диплом, паспорт.
от заинтересованного лица - представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества "Маминская горнорудная компания",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 августа 2022 года по делу N А60-25157/2022
по заявлению акционерного общества "Маминская горнорудная компания" (ИНН 6643008230, ОГРН 1026602035943)
к государственному учреждению - Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252) (филиал N 5)
о признании недействительными решений N 660521200102704 от 14.02.2022, N 660521200102705 от 14.02.2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Маминская горнорудная компания" (далее - заявитель, общество, АО "МГК") обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) (далее - заинтересованное лицо, отделение Фонда) о признании недействительными решений N 660521200102704 от 14.02.2022, N 660521200102705 от 14.02.2022.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11 августа 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым полностью удовлетворить заявленные требования.
Заявитель настаивает на том, что Фонд был не вправе истребовать документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов за прошлые периоды, равно как результаты проверки периодов, предшествующих периоду образования задолженности, не могут быть учтены при принятии решения по факту обращения Общества в Фонд за возмещением страховых взносов применительно к выплатам за 2020 год, а также по принятию к зачету расходов на выплату страхового обеспечения. Полагает, что суд первой инстанции неправильно истолковал норму п. 9 ст. 431 НК РФ при обосновании позиции об отсутствия контроля со стороны Фонда при проведении налоговым органом зачета расходов на выплату страхового обеспечения за периоды, предшествующие 2020 году. Указывает, что судом первой инстанции не было осуществлено полное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела - в частности, не дана оценка доводам Общества о недоказанности Фондом отсутствия возможности проверки расчетов по страховым взносам за 2017-2018 годы.
Заинтересованное лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя доводы жалобы поддерживает в полном объёме, просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить. Кроме того представитель заявителя ходатайствовал о приобщении к материалам дела письменных пояснений.
Заинтересованное лицо, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направило, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела без участия их представителей.
Письменные пояснения заявителя приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, филиалом N 5 ГУ-Свердловского РО ФСС РФ в отношении АО "МГК" была проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2017 по 31.12.2020.
Основанием для проведения проверки послужило обращение страхователя с заявлением от 17.11.2021 N 6605211127 о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения в сумме 283 168,59 руб.
Решением филиала от 14.02.2022 N 660521200102705 страхователю отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов в сумме 283 168,59 руб.
Причиной отказа послужило нарушение АО "МГК" п. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее по тексту - Закон N 255-ФЗ), выразившееся в непредставлении документов, подтверждающих расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности и ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с 01.01.2017 по 31.12.2018.
Решением филиала от 14.02.2022 N 660521200102704 расходы АО "МГК" на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 323 549,87 руб. не приняты к зачету. Страхователю предложено произвести корректировку суммы расходов и доплатить страховые взносы в сумме непринятых к зачету расходов в счет уплаты страховых взносов в сумме 323 549,87 руб.
Полагая, что указанные решения вынесены заинтересованным лицом неправомерно, АО "МГК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель по доводам жалобы настаивает на том, что решение подлежит отмене.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьей 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
На основании пункта 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ и подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Статьей 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ установлено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения (часть 1).
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету (часть 4).
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления АО "МГК" от 17.11.2021 о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, специалистами филиала выявлено, что задолженность за Фондом в счет превышения расходов на 01.01.2021 в сумме 283 168,59 руб. образовалась с учетом остатков всех предыдущих отчетных периодов, в том числе и с учетом произведенных расходов за 2017, 2018 года, не подтвержденных документально. А именно, в нарушение пункта 5 статьи 15 Закона N 255-ФЗ страхователь не представил документы, подтверждающие расходы за период с 01.01.2017 по 31.12.2018 на оплату пособия по временной нетрудоспособности и ежемесячного пособия по уходу за ребенком на сумму 323 549,87 руб.
Заявитель повторно настаивает на том, что при проведении камеральной проверки Фонд не вправе истребовать документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов за прошлые периоды. Сумма 283 168,59 руб. образовалась исключительно за 2020 год, а не нарастающим итогом с 01.01.2017.
С 01.01.2017 отчет по форме 4-ФСС в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в территориальные органы Фонда не представляется. Администрирование страховых взносов в этой части осуществляют налоговые органы, а проверка правильности осуществления расходов на выплату страхового обеспечения сохраняется за ФСС РФ.
Взаимодействие ФСС РФ и ФНС России регламентировано Порядком от 22.07.2016, утвержденным ФНС России N ММВ-23-1/11@, Правлением ФСС РФ N02-11-10/06-3098П, в соответствии с которым формирование карточки расчетов со страхователями осуществляется территориальными органами Фонда на основании данных, получаемых из ФНС.
В период с 01.01.2017 по 31.12.2020 страхователи-работодатели осуществляли выплату пособий по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд, тем самым сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшалась на сумму произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду страхования (ч. 2 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ, п. 2 ст. 431 Налогового кодекса РФ).
Правило, предусмотренное пунктом 2 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), действовало непосредственно и не было поставлено законодателем в зависимость от итогов отчетных периодов. Таким образом, если на конец отчетного периода формировалась задолженность за Фондом за счет превышения расходов либо за счет переплаты страховых взносов, то такая задолженность засчитывалась в счет предстоящих платежей по страховым взносам.
Зачет расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в счет предстоящих платежей по страховым взносам по данному виду страхования, согласно пункту 9 статьи 431 НК РФ, производился до 31.12.2020 налоговым органом без представления плательщиками страховых взносов заявления на осуществление указанного зачета.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно карточке расчетов со страхователем, расходы на цели обязательного социального страхования АО "МГК" за 2017 год составили 130 636,81 руб., за 2018 год 192 913,06 руб. Расходы в течение 2017-2018 гг. производились в счет уплаты страховых взносов. На 01.01.2019 задолженность за Фондом за счет превышения расходов над начисленными взносами составила 60 136,05 руб. и была зачтена в счет предстоящих платежей по страховым взносам в 2019 году. Таким образом, остатки в отчетных данных за 2020 год образовались с учетом остатков всех предыдущих отчетных периодов, уменьшенных на сумму произведенных в этот период расходов.
Заявление о выделении 238 168,59 руб. на выплату страхового обеспечения по обязательному социальное страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством поступило в филиал от АО "МГК" по состоянию на 01.01.2021.
Согласно части 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей в период проведения камеральной проверки), при рассмотрении обращений страхователей о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы.
Действующее законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании не предусматривает ограничение каким-либо сроком права страхователей на обращение с заявлением о выделении средств на выплату страхового обеспечения. Территориальные органы Фонда социального страхования также не ограничены законодательством в определении периода, проверяемого в рамках камеральной проверки. Денежные средства из бюджета Фонда не могут быть выделены без проверки документов, подтверждающих законность и обоснованность произведенных страхователями расходов.
В качестве нормативных обоснований предъявленных к филиалу требований заявитель ссылается на статьи 26.15 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которой срок проведения камеральной проверки ограничен тремя месяцами, а период, который проверяется в рамках выездной проверки, не может превышать трех лет.
Камеральная проверка в отношении заявители проведена в период с 17.11.2021 по 28.12.2021, т.е. в срок, установленный законом. Выездная проверка правильности произведенных страхователем расходов не проводилась. Иные законодательно установленные сроки при проведении камеральной проверки в отношении ООО "МГК" страховщиком не нарушены.
Территориальные органы Фонда социального страхования РФ проводят камеральные проверки правильности осуществления расходов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством:
- на основании сведений из расчета по страховым взносам, полученным из налогового органа;
- по заявлению страхователя на возмещение средств на выплату страхового обеспечения.
Отличительной особенностью камеральной проверки с связи с обращением страхователя за выделением средств является то, что она проводится не периодически, а по мере поступления от страхователей соответствующих обращений. В связи с этим, она может охватывать не только отчетный период.
АО "МГК" одновременно с заявлением от 17.11.2021 о выделении средств представлены копии документов, подтверждающих произведенные расходы за 2020 г. в сумме 283 168,59 руб. на выплату пособия по беременности и родам.
Филиал, руководствуясь частью 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей в период проверки), направил в адрес страхователя требование от 17.11.2021 N 660521200102701 о предоставлении документов, подтверждающих расходы за 2017, 2018 гг. Страхователем документы не представлены, правомерность произведенных расходов не подтверждена.
Согласно пункту 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей в период проведения проверки страхователя) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей в период проведения проверки страхователя) для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, справку из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие.
В связи с тем, что задолженность за Фондом за счет превышения расходов на 01.01.2021 в сумме 283 168,59 руб. образовалась у заявителя с учетом остатков всех предыдущих отчетных периодов, в том числе и с учетом произведенных расходов за 2017, 2018 гг. в сумме 323 549,87 руб., не подтвержденных АО "МГК", филиалом N 5 ГУ - Свердловского РО ФСС РФ приняты оспариваемые решения об отказе в выделении 283 168,59 руб. и о непринятии к зачету в счет уплаты страховых взносов 323 549,87 руб.
Доводы апелляционной жалобы (со ссылкой на конкретные обстоятельства или доказательства) выводов суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с данной судом оценкой.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что они аналогичны доводам в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 августа 2022 года по делу N А60-25157/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-25157/2022
Истец: АО МАМИНСКАЯ ГОРНОРУДНАЯ КОМПАНИЯ
Ответчик: ГУ СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ