г. Вологда |
|
01 ноября 2022 г. |
Дело N А66-7904/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 ноября 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зреляковой Л.В., судей Зайцевой А.Я. и Колтаковой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Парок" представителя Колесниковой О.К. по доверенности от 10.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Парок" на решение Арбитражного суда Тверской области от 26 августа 2022 года по делу N А66-7904/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Парок" (ОГРН 1146952019972, ИНН 6949013886; адрес: 171277, Тверская обл., Конаковский р-н, п. г. т. Изоплит, ул. Пионерская, д. 20; далее - Общество) обратилось в арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Собственности (далее - АПК РФ), к муниципальному учреждению администрации городского поселения - поселка Изоплит (ОГРН1056910027646, ИНН 6911024046; адрес: 171278, Тверская обл., Конаковский р-н, п. Озерки, ул. Школьная, д. 1а; далее - Администрация), в котором просило:
признать незаконным решение Администрации об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 18 015 кв. м протяженностью 3 600 м, расположенного на территории муниципального образования "Городское поселение - поселок Изоплит" Конаковского района Тверской области, с кадастровым номером 69:15:0000000:1195, для использования железнодорожного пути необщего пользования, содержащееся в письме от 25.05.2021 N 273;
возложить на Администрацию обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 18 015 кв. м, для использования железнодорожного пути необщего пользования протяженностью 3 600 м, расположенного на территории муниципального образования "Городское поселение - поселок Изоплит" Конаковского района Тверской области, с кадастровым номером 69:15:0000000:1195;
возложить на Администрацию обязанность поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 18 015 кв. м, для использования железнодорожного пути необщего пользования протяженностью 3 600 м, расположенного на территории муниципального образования "Городское поселение - поселок Изоплит" Конаковского района Тверской области, с кадастровым номером 69:15:0000000:1195 согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане, прилагаемой к заявлению об утверждении схемы.
Определением суда от 28 октября 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен кадастровый инженер общества с ограниченной ответственностью "Центр Недвижимости 2кад" Семенов Николай Анатольевич.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 26 августа 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что отказ Администрации в утверждении схемы расположения земельного участка препятствует постановке данного участка на кадастровый учет и оформлению арендных отношений. Суд не дал оценки межевому плану, который подготовлен в результате выполнения кадастровых работ; не запросил повторно инвентарный план земельного участка. Обязательное наличие полосы отвода не свидетельствует о невозможности сформировать меньший по размеру земельный участок. Суд неверно интерпретировал необходимость выделения земельного участка равным ширине полосы отвода.
Администрация, третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. В связи с этим жалоба рассмотрена без участия представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
От Администрации поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Представитель Общества возражает относительно заявленного ходатайства.
Судом в удовлетворении заявленного ходатайства отказано в связи с отсутствием правовых оснований, предусмотренных статьей 158 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя Общества, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - железнодорожный путь необщего пользования протяженностью 3 600 м, с кадастровым номером 69:15:0000000:1195. Данный объект частично расположен на территории муниципального образования "Городское поселение - поселок Изоплит" Конаковского муниципального района Тверской области. Протяженность пути по названной территории составляет 2,5 км.
Общество обратилось в Администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 18 015 кв. м с видом разрешенного использования - железнодорожный транспорт для размещения линейного объекта (железнодорожного пути необщего пользования).
Администрация 25.05.2021 отказала Обществу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 18 015 кв. м для целей использования железнодорожного пути необщего пользования, поскольку утверждение приложенной к заявлению схемы противоречит пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Ссылаясь на то, что данный отказ является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, не признал заявленные требования обоснованными по праву и отказал в удовлетворении требований.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом, поскольку выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ определено, что основным принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружении, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.2 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Пунктом 2 статьи 11 ЗК РФ определено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и, в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу пункта 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
На основании пункта 2 статьи 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения железнодорожных путей;
2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацам семнадцатому и восемнадцатому пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; охранные зоны - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям.
Пунктом 2 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611, предусмотрено, что в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог (далее - полоса отвода) или уточнения их границ владелец железнодорожного пути необщего пользования или иное заинтересованное лицо обеспечивает проведение соответствующих кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.
Пунктом 7 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 N 126 "Об утверждении норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог" установлено, что ширина земельных участков (в метрах), отводимых для земляного полотна на перегонах (при отсутствии боковых резервов, кавальеров, укрепительных сооружений, снегозадерживающих лесных насаждений и устройств), устанавливается в соответствии с таблицей 1 для насыпей высотой до 12 метров и с таблицей 2 для выемок глубиной до 12 метров.
Согласно данным таблицам основными параметрами, влияющими на ширину земельных участок, являются категория железнодорожного пути, уклон местности, высота насыпи или глубина выемки.
В соответствии с таблицей 1 для железнодорожного пути IV категории при поперечном уклоне местности до 1:10 и высоте насыпи 1 м ширина полосы отвода будет составлять 20 м. Указанная ширина земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, является минимальным значением, установленным действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, ширина отвода земельного участка под железнодорожным путем не может составлять менее ширины земельного участка согласно требованиям законодательства, предъявляемым к ширине земельного участка под составной частью железнодорожного пути - земляным полотном, и быть менее 20 м.
Обществом с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для целей использования железнодорожного пути необщего пользования представлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой ширина полосы отвода составляет всего 7,6 м.
Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить в том числе к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Материалами дела подтверждается, что железнодорожный путь Общества пролегает вдоль автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Тверской области 2-го класса Городня - Редкино - Стариково (28 ОП МЗ 28Н-770). По информации Министерства транспорта Тверской области ширина отвода под данной дорогой составляет 20 м (по 10 м от оси в каждую сторону). Расстояние между осями железнодорожного пути и автодорогой составляет минимальное значение 20 м, что также подтверждает норму отвода ширины земельного участка под железнодорожным путем не менее 20 м.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что представленная Обществом схема расположения земельного участка подготовлена с нарушением требований закона, поэтому Администрация обоснованно отказала в ее утверждении.
Доводы подателя жалобы о том, что суд не дал оценки межевому плану, который подготовлен в результате выполнения кадастровых работ; не запросил повторно инвентарный план земельного участка, подлежат отклонению апелляционной коллегией, поскольку не имеют правового значения для дела.
Ссылки Общества на то, что обязательное наличие полосы отвода не свидетельствует о невозможности сформировать меньший по размеру земельный участок, основаны на неверном толковании изложенных выше положений законодательства.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, с учетом конкретных обстоятельств дела, основания для отмены решения суда по заявленным доводам, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26 августа 2022 года по делу N А66-7904/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Парок" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зрелякова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-7904/2021
Истец: ООО "ПАРОК"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ -ПОСЕЛОК ИЗОПЛИТ
Третье лицо: ООО "Центр Недвижимости 2 кад" Семенов Н.А., Бугаенко Марина Валерьевна, Колесникова Ольга Константиновна, ОАО Филиал "РЖД" Центральная дирекция инфраструктуры Октябрьская дирекция инфраструктуры Тверская дистанция пути