г. Самара |
|
28 февраля 2024 г. |
Дело N А55-11089/2023 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 февраля 2024 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 февраля 2024 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" - представитель Хритоненков М.Н.(доверенность от 01.01.2024),
от общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" - представители Леньшин М.М.(доверенность от 01.01.2024), Юдаков А.А.(доверенность от 01.01.2024),
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 февраля 2024 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2023 года по делу N А55-11089/2023 (судья Рысаева С.Г.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара"
об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" (Истец, ГРО) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" (Ответчик, Поставщик) об урегулировании разногласий, при заключении договора поставки газа N 45 -5-0009/23ТН от 05.12.2022, изложив спорные пункты 2.1, 4.3, 4.11, 5.3, 5.3,1, 5.3.4, 5.6, в предложенной редакции (с учетом заявлений об уточнении исковых требований).
06.10.2023 ООО "Средневолжская газовая компания" заявлено ходатайство об уточнении исковых требований.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2023 года уточнения исковых требований приняты, судом постановлено урегулировать разногласия, возникшие между обществом с ограниченной ответственность "Средневолжская газовая компания" и обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" при заключении договора поставки газа N 45-5-0009/23ТН от 05.12.2022, в следующей редакции:
п.2.1 изложить в следующей редакции:
"Поставщик обязуется поставлять ГРО на выходе из магистральных газопроводов газотранспортной организации и/или на границе раздела сетей ООО "Газпром газораспределение Самара" и сетей ГРО газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный (далее - газ) в расчетных объемах, согласованных в Приложении N 1 к Договору, а ГРО обязуется принимать газ, использовать его для технологических нужд, возникающих при проведении регламентных работ, в том числе при продувке газопроводов и оборудования, регулировке и настройке газового оборудования при вводе в эксплуатацию объектов газоснабжения и после их капитального ремонта, при плановом техническом обслуживании газового оборудования объектов газоснабжения и котельных, в иных случаях проведения регламентных работ, для выполнения пуско-наладочных работ и комплексного опробования газоиспользующего оборудования согласно заключенных договоров и оплачивать Поставщику стоимость газа, плату за снабженческо-сбытовые услуги. В случаях, когда транспортировка газа от выхода из магистральных газопроводов газотранспортной организации до границы раздела сетей ГРО производится по газораспределительной сети ООО "Газпром газораспределение Самара", Поставщик обязуется обеспечить транспортировку газа, а ГРО обязуется оплачивать Поставщику стоимость услуг по транспортировке газа".
Пункт 4.3. Договора изложить в следующей редакции: "Объем газа Поставщика, израсходованного ГРО для технологических нужд, подлежащего оплате Поставщику, ежемесячно определяется ГРО в соответствии с Правилами поставки газа в РФ, Правилами учёта газа, действующими стандартами и нормативными документами за вычетом объема газа, приобретенного ГРО в соответствующий расчётный период для технологических нужд у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах.
Данные, используемые при расчете объема газа, расходуемого на технологические нужды, по требованию Поставщика должны быть подтверждены показаниями узлов измерения расхода газа (при наличии)".
ГРО не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет Поставщику расчет объема газа на технологические нужды по форме Приложения N 3 к настоящему договору.
Пункт 4.11. Договора - исключить.
Пункт 5.3. Договора изложить в следующей редакции: "Расчеты с Поставщиком за поставленный газ и оказанные снабженческо-сбытовые услуги производятся ГРО в соответствии с Актом о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах и товарной накладной на отпуск газа, оформленной по форме ТОРГ-12, перечислением денежных средств на расчетный счет Поставщика путем выписки ГРО платежных поручений на основании счета-фактуры в течение 10 рабочих дней с момента его получения".
Пункт 5.3.1. Договора - исключить.
Пункт 5.3.4. Договора - исключить.
Дополнить Договор пунктом 5.6. и изложить в следующей редакции: "Общая сумма договора на момент его заключения ориентировочно составляет 65 842 541 руб. 17 коп. в т.ч. НДС 10 973 756 руб. 86 коп. Данная сумма не является окончательной и может изменяться в период действия настоящего Договора. Оплата производится по тарифам (ценам, расценкам и т.п.), действующим в соответствующем расчетном периоде, за фактически принятый объем газа в соответствии с Актами о количестве поставленного - принятого газа".
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт, изложив спорные пункты в редакции ООО "Газпром межрегионгаз Самара".
В апелляционной жалобе ссылается на то, что суд первой инстанции пришел к выводу, что предлагаемый истцом в пункте 2.1 Договора перечень технологических нужд, на которые ГРО вправе расходовать газ по Договору, и которые возложены на ГРО, соответствует нормативным требованиям. Однако заявитель полагает, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными и основаны на неверном толковании и применении норм материального права. По мнению апеллянта, ссылки суда на п. 3.1.4 "Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету газа в газораспределительных организациях ТЭК России. РД 153-39.0-071-01", утв. приказом Минэнерго России от 04.04.2001 N 100, на письмо ФАС России N ВК/80941/23 от 04.10.2023, п. 6 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531 являются необоснованными.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
ООО "Средневолжская газовая компания" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебное заседание 24.01.2024 определением суда было отложено на 19.02.2024 на 10 час 20 мин.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между сторонами: ООО "Газпром межрегионгаз Самара" (Поставщик) и ООО "СВГК" (ГРО) при заключении договора N 45-5-0009/23ТН от 05.12.2022 (далее также - Договор) возник спор об урегулировании разногласий, подлежащий разрешению в судебном порядке.
Принимая решение об определении условий договора поставки газа в редакции, указанной в обжалуемом судебном акте, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 ГК РФ договор в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
На основании пункта 1 статьи 446 ГК РФ договор в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Порядок и условия заключения и исполнения договоров поставки газа определены в Правилах поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа).
Как следует из пункта 11 Правил поставки газа, согласие на заключение договора поставки газа или договора транспортировки газа (подписанный проект договора) должно быть направлено стороной, получившей предложение о заключении договора (оферту), не позднее 30 дней с момента его получения, если иной срок не определен в оферте. При несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана выслать другой стороне протокол разногласий, в случае неполучения в 30-дневный срок со дня отправления подписанного поставщиком протокола разногласий обратиться в арбитражный или третейский суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Преддоговорный спор возник между сторонами по договору поставки газа, который относится к договорам энергоснабжения. Указанный вид договоров регулируется положениями § 6 главы 30 ГК РФ и иными федеральными законами и подзаконными актами в сфере энергоснабжения.
В силу пункта 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в целях приобретения газа для технологических нужд в 2023 году ООО "СВГК" обратилось к ООО "Газпром межрегионгаз Самара" с заявкой N 03 -12/14862 от 31.08.2022 на заключение договоров поставки газа.
В ответ ООО "Газпром межрегионгаз Самара" письмом N 08-02-12/32680 от 30.12.2022 была направлена оферта договора поставки газа N 45-5-0009/23ТН от 05.12.2022. Рассмотрев проект договора, ООО "СВГК" не согласилось с рядом предложенных условий и оформило протокол разногласий, который был направлен в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Самара" с письмом N 03-12/03125 от 07.02.2023. ООО "Газпром межрегионгаз Самара" подписало данный протокол с протоколом согласования разногласий (направлен с письмом N 08 -02-14/3232 от 07.03.2023). В ходе судебного разбирательства сторонами оформлен протокол урегулирования разногласий, которым принята согласованная редакция по пунктам 3.1, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 4.9, 5.4, 8.1, 9.7, 9.9, 9.10, разделу 10, приложениям N 2 и N 3 договора.
В процессе заключения договора поставки газа N 45-5-0009/23ТН от 05.12.2022 между ООО "СВГК" и ООО "Газпром межрегионгаз Самара" возникли разногласия, которые не были урегулированы в досудебном порядке, что является основанием для их разрешения в судебном порядке.
При заключении Договора ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило следующую редакцию пункта 2.1:
"2.1. Поставщик обязуется поставлять ГРО на выходе из магистральных газопроводов газотранспортной организации газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный (далее - газ) в расчетных объемах, согласованных в Приложении N 1 к Договору, а ГРО обязуется принимать газ, использовать его для технологических нужд, возникающих при эксплуатации газораспределительных сетей и объектов газораспределения, принадлежащих ГРО на праве собственности и/или иных законных основаниях, и оплачивать Поставщику стоимость газа и плату за снабженческо-сбытовые услуги. Под технологическими нуждами Стороны понимают потребность газораспределительной организации в газе, обусловленную особенностями технологий, применяемых в процессе эксплуатации сетей газораспределения. В случаях, когда транспортировка газа от выхода магистральных газопроводов газотранспортной организации до границ раздела сетей ГРО производится по газораспределительной сети ООО "Газпром газораспределение Самара", Поставщик обязуется обеспечить транспортировку газа, а ГРО обязуется оплачивать Поставщику стоимость услуг по транспортировке".
ООО "СВГК" не согласилось с данной редакцией, предложив иную (в протоколе разногласий):
"2.1. Поставщик обязуется поставлять ГРО на выходе из магистральных газопроводов газотранспортной организации газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный (далее - газ) в расчетных объемах, согласованных в Приложении N 1 к Договору, а ГРО обязуется принимать газ, использовать его для технологических нужд, возникающих при проведении регламентных работ, в том числе при продувке газопроводов и оборудования, регулировке и настройке газового оборудования при вводе в эксплуатацию объектов газоснабжения и после их капитального ремонта, при плановом техническом обслуживании газового оборудования объектов газоснабжения, в иных случаях проведения регламентных работ, для выполнения пуско-наладочных работ и комплексного опробования газоиспользующего оборудования согласно заключенных договоров, и оплачивать Поставщику стоимость газа, плату за снабженческо-сбытовые услуги. В случаях, когда транспортировка газа от выхода из магистральных газопроводов газотранспортной организации до границы раздела сетей ГРО производится по газораспределительной сети ООО "Газпром газораспределение Самара", Поставщик обязуется обеспечить транспортировку газа, а ГРО обязуется оплачивать Поставщику стоимость услуг по транспортировке газа".
Таким образом, ответчик в данном пункте Договора определил, что под технологическими нуждами понимается потребность газораспределительной организации в газе, обусловленная исключительно особенностями технологий, применяемых в процессе эксплуатации сетей газораспределения.
Истец же предложил конкретизировать цели использования газа: для технологических нужд, возникающих при проведении регламентных работ, в том числе при продувке газопроводов и оборудования, регулировке и настройке газового оборудования при вводе в эксплуатацию объектов газоснабжения и после их капитального ремонта, при плановом техническом обслуживании газового оборудования объектов газоснабжения, в иных случаях проведения регламентных работ, для выполнения пуско-наладочных работ и комплексного опробования газоиспользующего оборудования согласно заключенных договоров.
Истец настаивает на предложенной им редакции, поскольку она, по его мнению, в полном объеме соответствует действующему нормативному регулированию в сфере газоснабжения и позволяет ООО "СВГК" надлежащим образом исполнять все свои обязательства в качестве ГРО, включая мероприятия по подключению (технологическому присоединению), а также надлежащим образом производить учет расходуемого газа для технологических нужд.
Разногласия сторон по данному пункту касаются предмета Договора в части целей использования ГРО газа на технологические нужды.
В соответствии со статьей 18 от 31.03.1999 N 69-ФЗ ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством РФ правилами поставок газа и правилами пользования газом в РФ, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
В статье 2 Закона о газоснабжении определено, что газораспределительная организация - специализированная организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы.
При этом в пункте 44 ГОСТ Р 53865-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения, утвержденного Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1428-ст (далее - ГОСТ), предусмотрено, что расход газа на технологические нужды газораспределительной организации - это потребность газораспределительной организации в газе, обусловленная особенностями технологий, применяемых в процессе эксплуатации сетей газораспределения, а также расход газа на пуско-наладочные работы при вводе объекта в эксплуатацию.
В силу пункта 6 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531, организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления должны: выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией.
В соответствии с пунктами 71, 79 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 (далее - Технический регламент), при эксплуатации технологических устройств эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение утечек природного газа, проверку срабатывания предохранительных и сбросных клапанов, техническое обслуживание, текущие ремонты и наладку. При вводе в эксплуатацию сети газопотребления и после выполнения ремонтных работ газопроводы, подсоединенные к газоиспользующему оборудованию, должны быть продуты природным газом до вытеснения всего воздуха.
Согласно пункту 3.1.4 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету газа в газораспределительных организациях ТЭК России. РД 153-39.0-071-01, утвержденных Приказом Минэнерго России от 04.04.2001 N 100, хозяйственные операции ГРО, связанные с отбором газа на собственные технические цели, включают в себя проведение следующих регламентных работ: продувку газопроводов и оборудования при вводе в эксплуатацию объектов газоснабжения; продувку газопроводов и оборудования после капитального ремонта объектов газоснабжения; регулировку и настройку газового оборудования при вводе в эксплуатацию объектов газоснабжения; регулировку и настройку газового оборудования после капитального ремонта объектов газоснабжения; по плановому техническому обслуживанию газового оборудования объектов газоснабжения; по плановому техническому обслуживанию оборудования котельных и т.д.
Таким образом, предлагаемый истцом в пункте 2.1 Договора перечень технологических нужд, на которые ГРО вправе расходовать газ по Договору и которые возложены на ГРО, соответствует вышеуказанным нормативным требованиям. При этом в данном пункте также указаны обязательные мероприятия, связанные с технологическим присоединением и пуско-наладкой объектов.
В свою очередь, указанный ответчиком в пункте 2.1 Договора перечень технологических нужд, для которых ГРО вправе использовать газ, ограничен исключительно эксплуатацией (обслуживанием) собственных сетей, а следовательно, не полностью отражает потребности ГРО в газе в процессе осуществления своей деятельности, включая осуществление технологического присоединения пуско-наладочных работ.
В силу требований пункта 72 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила подключения), исполнитель обязан осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению)).
Как следует из пункта 71 Правил подключения, осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении) производится после подписания исполнителем и заявителем акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).
При этом согласно пунктам 2, 3 Правил подключения исполнителем должно быть осуществлено фактическое присоединение, представляющее собой комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) сети газораспределения с сетью газопотребления с осуществлением пуска газа в газоиспользующее оборудование.
Кроме того, пунктом 92 Технического регламента предусмотрено, что приемка сети газопотребления после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ, а также пусконаладочных работ и комплексного опробования газоиспользующего оборудования.
Аналогично в силу пункта 25 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 (далее - Правила пользования газом), по окончании строительно-монтажных работ на построенном, реконструированном или модернизируемом газоиспользующем оборудовании и оборудовании, переводимом на газ с других видов топлива, проводятся обязательные пусконаладочные и режимно-наладочные работы.
Согласно пункту 2 Правил пользования газом пусконаладочные работы - комплекс работ, включающий подготовку к пуску и пуск газоиспользующего оборудования с коммуникациями и арматурой, доведение нагрузки газоиспользующего оборудования до согласованного с организацией - владельцем оборудования уровня, а также наладку топочного режима газоиспользующего оборудования без оптимизации коэффициента полезного действия; режимно-наладочные работы - комплекс работ, включающий наладку газоиспользующего оборудования в целях достижения проектного (паспортного) коэффициента полезного действия в диапазоне рабочих нагрузок, наладку средств автоматического регулирования процессов сжигания топлива, теплоутилизирующих установок и вспомогательного оборудования, в том числе оборудования водоподготовки для котельных.
Таким образом, в силу приведенных нормативных положений регламентные работы по подключению и вводу в эксплуатацию объектов газопотребления включают в себя, в том числе, фактическое присоединение и проведение пуска газа в газоиспользующее оборудование, пусконаладочные и режимно-наладочные работы и комплексное опробование оборудования.
Следовательно, как верно указывает истец, в ходе выполнения данных мероприятий ГРО необходимо использовать газ для технологических нужд не только на принадлежащих ей газораспределительных сетях и оборудовании, но и на сетях газопотребления и газоиспользующем оборудовании потребителей.
Указанные выводы подтверждаются разъяснениями, данными Федеральной антимонопольной службы в письме N ВК/80941/23 от 04.10.2023 в ответ на запрос ООО "СВГК".
В свою очередь, суд правомерно отклонил доводы ответчика о том, что ГРО не вправе использовать газ, закупаемый у Поставщика на технологические нужды, для целей подключения и пуско-наладки объектов потребителей газа.
По общим правилам статей 704, 709, 745 ГК РФ работы выполняются иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами, на котором лежит обязанность по обеспечению материалами, а цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика.
Как было указано выше, пункт 44 ГОСТ относит расход газа на пуско-наладочные работы при вводе объектов в эксплуатацию к расходу газа на технологические нужды газораспределительной организации.
Кроме того, в пункте 8 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденного Приказом ФАС России от 16.08.2018 N 1151/18, предусмотрено, что в состав расходов ГРО на осуществление фактического присоединения и проведение пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя входят расходы, в том числе: на выполнение технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) газораспределительной сети ГРО с сетью газопотребления; на отключение и возобновление подачи газа в сети газоснабжения третьих лиц на период выполнения пусконаладочных работ на сети газопотребления объекта капитального строительства; на приобретение газа, используемого на продувку газопроводов и газоиспользующего оборудования.
Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 21.12.2022 N 906 установлены стандартизированные тарифные ставки, используемые для определения величины платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения на 2023 год, в том числе ставка С7.2 "на покрытие расходов ГРО, связанных с осуществлением фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя к газораспределительной сети".
Таким образом, проведение технологического присоединения в части пуска газа и наладочных работ выполняется ГРО с использованием собственного газа (иждивением подрядчика). Указанные выводы также подтверждаются разъяснениями Федеральной антимонопольной службы в письме N ВК/80941/23 от 04.10.2023.
Судом первой инстанции верно указано, что доводы ответчика о том, что пункт 44 ГОСТ касается исключительно пуско-наладочных работ при вводе в эксплуатацию объектов газораспределения, которые принадлежат ГРО, основаны на неверном ограничительном толковании данной нормы. В данном пункте указано о вводе в эксплуатацию объектов, без исключения объектов газораспределения. ГОСТ регламентирует понятия, связанные как с объектами газораспределения, так и объектами газопотребления. В частности, в пункте 12 ГОСТ содержится термин "сеть газопотребления природного газа" - технологический комплекс газораспределительной системы, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, а также другие сооружения, технические и технологические устройства, предназначенный для транспортировки газа от газопровода-ввода до газоиспользующего оборудования.
Ответчик также ошибочно ссылается на пункт 13 Правил подключения, который, по его мнению, не предусматривает расход газа при выполнении подключения в границах земельного участка заявителя. Данный пункт регулирует порядок выполнения мероприятий по подключению в границах земельного участка заявителя в части подготовки сети газопотребления. Эти мероприятия касаются проектирования и строительства объекта заявителя силами исполнителя-ГРО (по заявлению заявителя), но не выполнения его фактического присоединения, включающего в себя врезку и пуск газа (пункты 3, 72 Правил подключения).
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание доводы ответчика об отсутствии у ГРО права поставлять газ потребителям. В силу того, что ответчик ошибочно полагает, что такой газ поставляется ГРО потребителям, тогда как он расходуется самой ГРО (в качестве материала) при выполнении регламентных работ (в том числе по подключению и пуско-наладке), то есть используется ГРО непосредственно для технологических нужд.
Суд также обоснованно отклонил доводы ответчика о том, что объем газа, расходуемый в целях выполнения пуско-наладки на оборудовании потребителя, подлежит оплате самим потребителем в адрес поставщика на основании соответствующего договора поставки газа, а иное означает несанкционированный (бездоговорный) отбор газа.
Пункт 74 Правил подключения, пункт 6 типовой формы договора о подключении возлагает на заявителя обязанность заключить договор поставки газа. В свою очередь, в пункте 39 типовой формы договора о подключении также определено, что отношения, связанные с поставкой газа на объект капитального строительства заявителя, договором не регулируются, а поставка газа на объект заявителя осуществляется на основании договора поставки газа, заключаемого заявителем с поставщиком газа.
Между тем, пунктом 26 Правил пользования газом предусмотрено, что пуск газа на построенное, реконструированное или модернизированное газоиспользующее оборудование и оборудование, переводимое на газ с других видов топлива, для проведения пусконаладочных работ (комплексного опробования) и приемки оборудования в эксплуатацию производится на основании акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).
Согласно условиям типовой формы договора о подключении (приложение N 2 к Правилам подключения) акт о готовности составляется исполнителем по результатам мониторинга выполнения заявителем технических условий и подписывается заявителем и исполнителем непосредственно в день проведения осмотра (пункты 27, 28 типовой формы договора). Для осуществления мониторинга выполнения заявителем технических условий заявитель представляет исполнителю уведомление о выполнении технических условий с приложением документов, предусмотренных пунктом 95 Технического регламента, а также копии сертификатов соответствия на газоиспользующее оборудование (если оборудование подлежит обязательной сертификации) и (или) сопроводительной технической документации (технические паспорта оборудования), содержащей сведения о сертификации.
В пункте 95 Технического регламента определен перечень документов и материалов, которые предоставляются при приемке сетей газораспределения и газопотребления, осуществляемой приемочной комиссией, включая: а) проектная документация (исполнительная документация); б) положительное заключение экспертизы на проектную документацию; в) журналы: надзора за строительством со стороны организации, разработавшей проектную документацию; технического надзора со стороны эксплуатационной организации; контроля производства строительных работ; г) протоколы: проведения испытаний на герметичность сетей газораспределения и газопотребления; проверки сварных соединений и защитных покрытий; д) строительные паспорта газопроводов, газоиспользующего оборудования и технологических устройств; е) документы, подтверждающие соответствие используемых технических устройств, труб, фасонных частей, сварочных и изоляционных материалов; ж) технико-эксплуатационная документация изготовителей технических и технологических устройств (паспорта, инструкции по эксплуатации и монтажу); з) акты о: разбивке и передаче трассы; приемке скрытых работ; приемке специальных работ; приемке внутренней полости газопровода; приемке изоляционного покрытия; приемке установок электрохимической защиты; проверке состояния промышленных дымоотводящих и вентиляционных систем; о результатах пусконаладочных работ и комплексном опробовании газоиспользующего оборудования; и) копия приказа о назначении лица, ответственного за безопасность эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления; к) положение о газовой службе или договор с организацией, имеющей опыт проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления; л) план локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
При этом в силу пунктов 26, 80 Правил подключения исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных указанными Правилами, а также запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены указанными Правилами.
Таким образом, пуск газа производится ГРО после проведения мониторинга готовности сети газопотребления и подписания акта о готовности, для чего заявитель предоставляет документацию согласно установленному перечню. Однако, как следует из содержания вышеуказанных норм, в перечень документов, необходимых для мониторинга готовности сети газопотребления (оформления акта о готовности) и пуска газа, договор поставки газа не включен.
Судом учтено, что установленные Правилами подключения для ГРО сроки подключения нормативно ограничены и не могут произвольно продлеваться. Такой срок может не превышать десяти рабочих дней по подпункту "б" пункта 55 Правил подключения. В то же время, срок заключения договора поставки газа между поставщиком и потребителем (включая подачу заявки, направление оферты, ее рассмотрение) может превышать предельные сроки подключения. Следовательно, заключение потребителем договора поставки газа в установленные сроки подключения может быть объективно не возможным. Вместе с тем, Правила поставки газа (пункт 5(1)) для заключения договора поставки газа допускают предоставление заявителем (вместе с заявкой) акта о подключении или акта о готовности сетей газопотребления.
С учетом изложенного, суд первой инстанции также правомерно отклонил довод ответчика о бездоговорном (несанкционированном) отборе газа в случае отсутствия при проведении пуска газа и пуско-наладки договора, заключенного потребителем с поставщиком. В этом случае расходуемый газ приобретается ГРО у Поставщика для технологических нужд на основании договора поставки газа, а поставка и отбор газа оформляются отчетными документами и оплачиваются в соответствии с условиями договора.
Приведенная ответчиком ситуация (аналогичные доводы приведены в апелляционной жалобе) с проведением пусконаладочных работ на отдельном объекте конкретного потребителя не опровергает вышеуказанные выводы. В подтверждение факта выполнения пусконаладочных работ и расхода газа для этих целей истцом предоставлены подтверждающие документы (акты приемки выполненных работ, справки, акты регистрации состояния оборудования). Израсходованный газ учтен и заактирован (подтверждено актами регистрации состояния оборудования, актом отбора газа на проведение регламентных работ, актом о количестве поставленного-принятого газа, товарной накладной), а также оплачен ГРО Поставщику (подтверждено платежными поручениями). Расход газа производился ООО "СВГК" на законных основаниях, а факт несанкционированного отбора Ответчиком не доказан.
Вышеуказанные выводы подтверждаются разъяснениями, данными в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022 по делу N А55-12191/2021 (по аналогичному преддоговорному спору между теми же сторонами): на основании приведенных положений законодательства при подключении (технологическом присоединении) и проведении ПНР газ может расходоваться ГРО не только на принадлежащих ГРО сетях газораспределения и оборудовании, но и на сетях газопотребления и построенном, реконструированном или модернизированном газоиспользующем оборудовании потребителя, а также оборудовании, которое переводится на газ с других видов топлива; перечень хозяйственных операций ГРО по отбору газа для технологических нужд шире, чем это указано в редакции п. 2.1 Договора, предложенной Поставщиком.
Судом учтено, что в ранее заключенном аналогичном договоре поставки газа N 45 -5-0011/22 от 19.11.2021 (на предыдущий период) стороны без разногласий и возражений определили в пункте 2.1 цели использования газа на технологические нужды и согласовали возможность его расхода на выполнение пуско-наладочных работ.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости урегулирования разногласий по пункту 2.1 Договора в редакции истца - ООО "СВГК".
При заключении Договора ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило следующую редакцию пункта 4.3 Договора:
"4.3. Объем газа, израсходованный ГРО на Технологические нужды, определяется (рассчитывается) ГРО, за исключением случая, определенного в настоящем Договоре (непредоставления в адрес Поставщика информации о расходе газа и документально обоснованных расчетов на технологические нужды).
ГРО не позднее 2-го числа, следующего за отчетным, предоставляет:
- расшифровку расчета предоставленных объемов газа на газораспределительных сетях с указанием выходов ГРС, к которым присоединены газораспределительные сети, и объектам системы газораспределения согласно Приложению N 3;
- документально обоснованную информацию о расходе ГРО газа при проведении следующих работ, влияющих на достоверность определения объема газа: продувка газом газопроводов и оборудования при вводе в эксплуатацию (в т.ч. и повторном после текущего и капитального ремонтов) наружных и внутренних газопроводов; регулировка и настройка при вводе в эксплуатацию (в т.ч. и повторном после текущего и капитального ремонтов) газового оборудования ГРП, ШРП, ГРУ, газифицированных котельных и газоиспользующих производственных установок, технологического оборудования ГНС, ГНИ, АГЗС, внутридомового бытового газового оборудования; периодическое техническое обслуживание оборудования ГРП, ШРП, ГРУ (продувка импульсных трубок к КИП, предохранительно-запорному клапану и регулятору давления; проверка параметров настройки запорных и сбросных клапанов); периодическое техническое обслуживание газового оборудования котельных и газоиспользующих производственных установок и т.п., в том числе информацию о времени, затраченном ГРО на проведение вышеуказанных работ;
- технические характеристики объектов системы газораспределения и газового оборудования ГРП, ШРП, ГРУ (диаметр и протяженность газопроводов, коэффициент запаса, избыточное давление газа в системе, коэффициент негерметичности, характеризующий падение давления в системе и т.п.), на которых ГРО проводились (выполнялись) работы в течение расчетного периода.
В случае непредоставления документально обоснованной информации о расходе газа и расчетов, объемы газа определяются на основании данных Поставщика, исходя из технических характеристик объектов системы газораспределения и круглосуточной работы газового оборудования ГРП, ШРП, ГРУ. Информацию о технических характеристиках объектов системы газораспределения и газового оборудования ГРП, ШРП, ГРУ (диаметр и протяженность газопроводов, коэффициент запаса, избыточное давление газа в системе, коэффициент негерметичности, характеризующий падение давления в системе и т.п.) ГРО обязано предоставить в адрес Поставщика по его письменному требованию в срок, указанный в требовании.
В случае непредоставления ГРО в адрес Поставщика документально обоснованной информации о расходе газа и расчетов, а также технических характеристик объектов системы газораспределения и газового оборудования ГРП, ШРП, ГРУ, по письменному требованию Поставщика ГРО обязано уплатить Поставщику штраф в размере 1/12 стоимости объема газа, указанного ГРО в заявке на приобретение газа на технологические нужды на 2023 год. Оплата штрафа не освобождает ГРО от обязанности предоставить в адрес Поставщика информацию и документы, указанные в настоящем пункте. При этом Поставщик вправе в судебном порядке истребовать у ГРО документально обоснованную информации о расходе газа и расчет технологических нужд, а также информацию и документы, подтверждающие технические характеристики объектов системы газораспределения и газового оборудования ГРП, ШРП, ГРУ.
Данные, используемые при расчете объема газа, расходуемого на технологические нужды, по требованию Поставщика должны быть подтверждены, сведениями из журнала технического обслуживания ГРП, отчета по выполнению плана ремонтных работ и другой рабочей документации.
Поставщик в срок до 05 числа месяца, следующего за расчетным, вправе направить мотивированное возражение на расчет ГРО.
В случае если Стороны не пришли к соглашению об объемах газа, направленных на технологические нужды, Поставщик вправе обратиться в суд с требованием о взыскании стоимости газа, израсходованного ГРО на Технологические нужды, но не учтенного ГРО, с применением коэффициентов, установленных Правилами поставки газа в РФ".
ООО "СВГК" не согласилось с данной редакцией и предложило (с учетом заявления об уточнении исковых требований) иную редакцию пункта 4.3 Договора:
"4.3. Объем газа Поставщика, израсходованного ГРО для технологических нужд, подлежащего оплате Поставщику, ежемесячно определяется ГРО в соответствии с Правилами поставки газа в РФ, Правилами учёта газа, действующими стандартами и нормативными документами за вычетом объема газа, приобретенного ГРО в соответствующий расчётный период для технологических нужд у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах.
Данные, используемые при расчете объема газа, расходуемого на технологические нужды, по требованию Поставщика должны быть подтверждены показаниями узлов измерения расхода газа (при наличии).
ГРО не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет Поставщику Расчет объема газа на технологические нужды по форме Приложения N 3 к настоящему Договору".
Разногласия сторон по данному пункту касаются порядка учета газа, израсходованного ГРО на технологические нужды.
В соответствии с пунктами 21, 22 Правил поставки газа поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются. Учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В пунктах 1.2, 1.3 Правил учета газа, утвержденных Приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961, предусмотрено, что при проведении учета газа осуществляется упорядоченный сбор, регистрация и обобщение информации о количественных и (или) о количественных и качественных их показателях в натуральном выражении, о наличии и движении путем документального оформления всех операций, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением и потреблением. Последовательно выполняемые действия по сбору, накоплению и составлению информации об учете газа и ее отражению в первичных учетных документах должны предусматривать совокупность операций, выполняемых для определения количественных значений объемов газа и (или) их количественных и качественных показателей, регистрацию, а при необходимости расчет его количественных и (или) количественных и качественных показателей.
Учет газа, израсходованного на технологические нужды в процессе выполнения регламентных работ, осуществляется ГРО как лицом, эксплуатирующей газораспределительные сети и осуществляющим транспортировку по ним газа.
Предложенная ООО "СВГК" редакция пункта 4.3 Договора соответствует установленному нормативному порядку и является достаточной для проведения взаиморасчетов.
В оформленном сторонами протоколе урегулирования разногласий Договор дополнен (приложение N 3) условиями об оформлении ГРО и предоставлении Поставщику предлагаемого Ответчиком Расчета объема газа на технологические нужды. Данный расчет содержит сведения об объектах, газораспределительных станциях (выходах), видах расхода газа и объемах газа. С учетом этого, в Договоре урегулированы вопросы учета газа на технологические нужды ГРО, включая предоставление Поставщику необходимой информации о расходе поставленного газа и его фактических объемах. Указанные договорные условия обеспечат баланс интересов сторон.
Кроме того, редакция ООО "СВГК" содержит механизм, позволяющий ГРО приобретать полностью или частично газ на восполнение потерь у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах. Возможность приобретения ГРО газа у иных поставщиков и(или) на организованных биржевых торгах не запрещена действующим законодательством, является законным правом ГРО и подтверждается разъяснениями ФАС России в письме N ПЗ/21104/20 от 17.03.2020 и сложившейся арбитражной практикой по аналогичным спорам в рамках дел NА55-7808/2022, N А55-7939/2022, N А55-9405/2022.
В свою очередь, пунктом 4.3 Договора в редакции Поставщика на ГРО возлагается дополнительная обязанность по предоставлению Поставщику расшифровки расчетов объемов газа, документально обоснованной информации о расходе газа, технических характеристиках объектов системы газораспределения и газового оборудования. В противном случае Ответчик предлагает определять объемы газа на основании данных Поставщика, исходя из технических характеристик объектов системы газораспределения и круглосуточной работы газового оборудования.
Между тем, оформление и предоставление такой документации не предусмотрено правовыми и техническими актами, а какого-либо нормативного и фактического обоснования требовать их ответчик не приводит. Ответчик предъявляет избыточные требования и возлагает на истца обязанности, не обусловленные нормативными положениями. Указанные выводы содержатся также в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022 по делу N А55-12191/2021.
Суд правомерно отклонил ссылку ответчика на положения статей 455, 465 ГК РФ как несостоятельную, поскольку эти нормы не регулируют отношения в сфере газоснабжения, которые регламентированы § 6 главы 2 ГК РФ. Данные нормы также не обязывают покупателя предоставлять поставщику требуемую Ответчиком документацию. Указанные статьи предусматривают указание в договоре поставки количества товара или порядок его определения. В спорном Договоре сторонами согласовано количество поставляемого газа (в приложении N 1, разногласия по которому отсутствуют), а порядок его учета нормативно определен в Правилах поставки газа, Правилах учета газа.
Кроме того, как верно указано судом из содержания пункта 4.3 Договора в редакции ответчика невозможно установить, какие сведения и документы должны быть предоставлены ГРО, в каком виде они должны быть оформлены и каким требованиям соответствовать. Указанная ответчиком часть документов (журналы технического обслуживания ГРП, отчеты по выполнению плана ремонтных работ) относятся к исполнительно-технической документации, которая не содержит сведения об объемах газа.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о невозможности включения в пункт 4.3 Договора обязательств ГРО по предоставлению Поставщику неопределенной информации и документов, поскольку это не основано на требованиях действующего законодательства. Данные обязанности являются избыточными и не обоснованы императивными требованиями, а также не связаны с предметом заключаемого Договора.
Предложенный ответчиком расчетный способ (из круглосуточной работы оборудования) является неправомерным и не предусмотрен правовыми и техническими нормами. Данный способ также объективно не применим, так как эксплуатируемое ГРО оборудование не является газоиспользующим. Со своей стороны, Поставщик не является лицом, эксплуатирующим газораспределительные сети, и не имеет возможности самостоятельно определять объемы газа, расходуемого на технологические нужды ГРО. Соответственно, данные Поставщика не могут быть использованы для определения объемов газа, поставленного по Договору. Кроме того, ответчиком не обосновано, откуда будут получены используемые Поставщиком для расчета данные.
Указание ответчика на применение к ГРО штрафных санкций за непредоставление документально обоснованной информации и расчетов (штраф в размере 1/12 стоимости объема газа в заявке) является необоснованным и неправомерным. Действующее законодательство не предусматривает подобного рода ответственности ГРО и не предоставляет Поставщику права требовать уплаты такого штрафа. Данный штраф, по сути, представляет собой требование оплаты стоимости газа (исходя из плановых объемов), который фактически Поставщиком не поставлялся и ГРО не расходовался. Из разъяснений пункта 11 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.07.2020 N 56 следует, что арбитражный суд не вправе устанавливать договорную неустойку за нарушение обязательств, если одна из сторон возражает против ее удовлетворения. В связи с этим включение в Договор условия о данном штрафе возможно только по соглашению сторон, которое не было достигнуто сторонами. Следовательно, названное условие не подлежит включению в Договор.
Судом учтено, что в ранее заключенном аналогично договоре поставки газа N 45 -5-0011/22 от 19.11.2021 (на предыдущий период) стороны определили в пункте 4.3 аналогичный порядок учета, предлагаемый истцом, и исключили избыточные требования о предоставлении документации.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о принятии пунктов 2.1, п.4.3 Договора в редакции ООО "СВГК" (Истца).
При заключении Договора ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило следующую редакцию пункта 4.11 Договора:
"4.11. При возникновении разногласий относительно объема газа, израсходованного на технологические нужды, Стороны вправе требовать проведение экспертизы".
ООО "СВГК" не согласилось с этим и предложило исключить пункт 4.11 из Договора.
Разногласия сторон в части указанного пункта касаются порядка разрешения разногласий путем проведения экспертизы.
Суд первой инстанции правомерно согласился с позицией истца о том, что данное условие предусматривает проведение экспертиз в процессе учета газа, что не предусмотрено действующим законодательством в сфере газоснабжения. В частности, подобные условия отсутствуют в Правилах поставки газа, Правилах учета газа. Напротив, в пункте 28 Правил поставки газа указано, что при несогласии одной из сторон с определением объема переданного газа она подписывает акт, изложив особое мнение; при наличии разногласий стороны вправе обратиться в суд.
Предлагаемое ответчиком условие не является существенным для договоров поставки газа и не обязательно для исполнения сторонами своих обязательств по нему.
Вне зависимости от договорных условий любая из сторон вправе самостоятельно проводить экспертные исследования, а также требовать проведения судебной экспертизы в случае судебного разбирательства, что предусмотрено арбитражным процессуальным законодательством. Специальное указание на это в Договоре не требуется, а отсутствие такого условия не ограничивает права сторон.
Таким образом, включение в Договор пункта 4.11 является необоснованным и излишним, стороны не достигли по нему соглашения, а, следовательно, оно подлежит исключению.
При заключении Договора ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило следующую редакцию пунктов 5.3, 5.3.1 Договора:
"5.3. Расчеты за газ по настоящему Договору производятся в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294.
5.3.1. Стоимость планируемых месячных поставок газа определяется как произведение планируемого месячного договорного объема поставок газа в целом по Договору, определенного по состоянию на 15 числа месяца поставки газа, и цены, определенной в соответствии с пунктом п. 5.1 настоящего Договора".
ООО "СВГК" не согласилось с этим и предложило иную редакцию пункта 5.3 Договора, а также исключить пункт 5.3.1 Договора:
"5.3. Расчеты с Поставщиком за поставленный газ и оказанные снабженческо-сбытовые услуги производятся ГРО в соответствии с Актом о количестве поставленного -принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах и товарной накладной на отпуск газа, оформленной по форме ТОРГ-12, перечислением денежных средств на расчетный счет Поставщика путем выписки ГРО платежных поручений на основании счета-фактуры в течение 10 рабочих дней с момента его получения".
Разногласия сторон в части указанного пункта касаются порядка расчетов за поставленный газ по Договору.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Действующие законодательные и подзаконные акты в сфере газоснабжения не устанавливают порядок и периодичность внесения ГРО платы за утерянный газ в пользу Поставщика.
Вместе с тем, как следует из вышеуказанных норм ГК РФ, Правил поставки газа и иных условий Договора (пункты 4.4, 4.8), сдача-приемка поставленного газа оформляется путем подписания актов о количестве поставленного-принятого газа, товарных накладных и счетов-фактур. Учитывая, что обязательства ГРО состоят в оплате поставленного газа, условия об оплате после его поставки и соответствующего актирования являются обоснованными. В связи с этим суд полагает, что предложенная Истцом редакция вносит определенность в обязательства сторон и предполагает конкретный и разумный срок оплаты: в течение 10 рабочих дней с момента получения счета-фактуры.
Учитывая, что оплата должна производиться за фактически поставленный объем газа, указанный в отчетных документах, необходимость определения стоимости планируемых поставок газа отсутствует. Соответственно при таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об исключении пункта 5.3.1 Договора.
Поскольку редакция ответчика не содержит конкретных сроков оплаты, судом верно указано на отсутствие оснований для ее принятия.
Суд пришел к верному выводу, что порядок расчетов за природный газ, на который ссылается ответчик, не подлежит применению к отношениям сторон по Договору в связи со следующим.
Указанный Порядок устанавливает правила расчетов за природный газ между поставщиками природного газа независимо от их организационно-правовой формы и потребителями (юридическими лицами) природного газа. Потребителем газа в соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении является лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.
Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 12.07.2005 N 3007/05 по делу N А32-7490/2004-58/3 также был сделан вывод о том, что потребителем газа признается лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.
В пункте 3 Правил поставки газа содержится определение понятия "газораспределительных организаций" - это специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.
Из изложенного следует, что указанный Порядок не подлежит применению к отношениям сторон по Договору, поскольку ООО "СВГК" является газораспределительной организацией и не относится к категории потребителей газа по смыслу статьи 2 Закона о газоснабжении. В данном случае газ не используется истцом в качестве топлива или сырья, а расходуется на технологические нужды ГРО. Возмещение ГРО Поставщику стоимости такого газа объективно не может быть признано его потреблением для собственных хозяйственных нужд (в качестве топлива или сырья), поскольку технологические нужды ГРО возникают в процессе эксплуатации сетей, а не потребления газа газопотребляющим оборудованием.
Указанные выводы подтверждаются сложившейся арбитражной практикой по преддоговорным спорам между Поставщиком и ГРО Самарской области (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.04.2023 по делу N А55-7939/2022, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2023 по делу N А55-7808/2022).
Судом учтено, что в ранее заключенном аналогичном договоре поставки газа N 45 -5-0011/22 от 19.11.2021 (на предыдущий период) стороны без разногласий и возражений определили в пункте 5.3 предлагаемый истцом срок оплаты - в течение 5 рабочих дней.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правильно признал обоснованным принятие пункта 5.3 Договора в редакции ООО "СВГК" (Истца) и исключении из Договора пункта 5.3.1.
При заключении Договора ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило следующую редакцию пункта 5.3.4 Договора:
"5.3.4. В случае ненадлежащего исполнения ГРО обязательства по оплате за газ, в том числе сроков внесения платежей, подлежащих оплате в течение расчетного месяца, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294, Поставщик имеет право требовать от ГРО уплаты пени, в размере, установленном законодательством РФ. Размер пени определяется Поставщиком исходя из ставок, установленных статьей 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
ООО "СВГК" не согласилось с данным условием и предложило исключить пункт 5.3.4 из Договора.
Разногласия сторон по указанному пункту касаются применения мер ответственности к ООО "СВГК" (ГРО) за просрочку исполнения обязательств по оплате газа.
Истец возражает против включения в Договор указанного пункта, поскольку предусмотренная статьей 25 Закона о газоснабжении неустойка распространяется на отношения поставщика с потребителями, а не газораспределительными организациями. Соответственно, ответчик не вправе требовать установления договорной неустойки в соответствии с указанной нормой.
Как было указано выше, по смыслу статьи 2 Закона о газоснабжении ГРО не является потребителем газа. В свою очередь, положения статьи 25 Закона о газоснабжении о законной неустойке распространяется на отношения поставщика с потребителями, а не газораспределительными организациями.
Указанные выводы подтверждаются сложившейся арбитражной практикой по преддоговорным спорам между Поставщиком и ГРО Самарской области (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.04.2023 по делу N А55-7939/2022, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2023 по делу N А55-7808/2022).
Кроме того, из разъяснений пункта 11 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.07.2020 N 56 следует, что арбитражный суд не вправе устанавливать договорную неустойку за нарушение обязательств, если одна из сторон возражает против ее удовлетворения.
Таким образом, включение в Договор условий о неустойке, в том числе предусмотренной статьей 25 Закона о газоснабжении, возможно только по соглашению сторон (договорная неустойка) в порядке статей 330, 331 ГК РФ.
Учитывая, что стороны не достигли согласия относительно возможности включения в Договор пункта 5.3.4 о применении неустойки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что названное условие не подлежит включению в Договор и исключается из него.
При заключении Договора ООО "СВГК" предложило (в протоколе разногласий) дополнительно пункт 5.6 в следующей редакции (с учетом заявления об уточнении):
"5.6. Общая сумма договора на момент его заключения ориентировочно составляет 65 842 541 руб. 17 коп. в т.ч. НДС 10 973 756 руб. 86 коп. Данная сумма не является окончательной и может изменяться в период действия настоящего Договора. Оплата производится по тарифам (ценам, расценкам и т.п.), действующим в соответствующем расчетном периоде, за фактически принятый объем газа в соответствии с Актами о количестве поставленного - принятого газа".
Со своей стороны, ООО "Газпром межрегионгаз Самара" не согласилось дополнять Договор пунктом 5.6. В своем отзыве ответчик не возражал против такого дополнения.
Как указал ответчик, на ООО "СВГК" (ГРО) как субъекта естественной монополии распространяет свое действие Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках). Пунктом 19 статьи 4 Закона о закупках предусмотрена обязанность ООО "СВГК" не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать в единой информационной системе сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Договор, являющийся предметом настоящего спора, относится к числу закупок, осуществляемых у единственного поставщика в соответствии со статьей 3.6 Закона о закупках, а также пунктами 27.3, 27.5.2.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО "СВГК".
Таким образом, суд первой инстанции правомерно согласился, что предлагаемое истцом условие пункта 5.6 (в редакции ООО "СВГК") основано на требованиях статьи 4 Закона о закупках, в соответствии с которой ГРО как субъект естественной монополии обязана раскрывать информацию о стоимости заключаемых договоров. Подобное условие не нарушает права и законные интересы Поставщика.
Общая стоимость Договора, указанная Истцом в пункте 5.6 Договора (с учетом заявления об уточнении), верно определена исходя из планового объема поставки газа, согласованного сторонами в Приложении N 1 к Договору, и действующих оптовых цен на газ, платы за снабженческо-сбытовые услуги, тарифов на транспортировку газа и специальных надбавок (приказы ФАС России N 775/22 от 31.10.2022, N 820/22 от 16.11.2022, N 828/22 от 16.11.2022, приказ Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 917 от 28.12.2022).
Суд обоснованно не принял во внимание доводы ответчика о неподтверждении истцом планового объема поставки газа для расчета общей стоимости, поскольку они определены сторонами без разногласий в приложении N 1 к Договору.
Судом учтено, что в ранее заключенном аналогичном договоре поставки газа N 45 -5-0011/22 от 19.11.2021 (на предыдущий период) стороны без разногласий и возражений определили в пункте 5.6 общую ориентировочную стоимость.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о принятии пункта 5.6 Договора в редакции ООО "СВГК" (Истца).
В соответствии со статьей 173 АПК РФ, по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Судебные расходы, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, распределены судом первой инстанции верно.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2023 года по делу N А55-11089/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11089/2023
Истец: ООО "Средневолжская газовая компания"
Ответчик: ООО "Газпром межрегионгаз Самара"