г. Красноярск |
|
10 ноября 2022 г. |
Дело N А69-2275/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Шелега Д.И.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства спорта Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 06 сентября 2022 года по делу N А69-2275/2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство спорта Республики Тыва (ИНН 1701048884, ОГРН 1111719000470, далее по тексту - министерство, заявитель) обратилось с заявлением в арбитражный суд к Управлению Федерального казначейства по Республике Тыва (ИНН 1700000390, ОГРН 1021700512052, далее по тексту - уполномоченный орган, управление) о признании незаконным представления от 30.04.2021 N 12-12-16/22-2749.
Решением от 06.09.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Министерство полагает состоявшийся судебный акт подлежащим отмене, ссылаясь на обжалование представления управления в установленный процессуальным законодательством срок.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, уполномоченным органом на основании приказа от 28.01.2021 N 52 проведена плановая проверка учреждения в целях осуществления контроля за использованием средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта".
По результатам проверки уполномоченным органом составлен акт выездной проверки учреждения от 02.04.2021, вынесено представление от 30.04.2021 N 12-12-16/22-2749 об устранении выявленных бюджетных нарушений.
Не согласившись с представлением, министерство обжаловало его в судебном порядке.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц могут быть оспорены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из системного толкования части 4 статьи 113, частей 1, 2 статьи 117, части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - постановление от 28.06.2021 N21) заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, следующего за днем, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен.
Судом установлено, что оспариваемое представление получено министерством 27.08.2021, что подтверждается штампом входящей корреспонденции от 27.08.2021 N 119, а также указано в возражениях от 21.09.2021 N 908-02.
В качестве уважительности пропуска срока на обжалование оспариваемого представления заявитель указывает, что в целях внесудебного обжалования результатов проверки министерством направлялись в уполномоченный орган возражения от 21.09.2021 N 908-02 на представление, ответ на которые до настоящего времени не получен.
В том случае, когда гражданин, организация в установленные законодательством сроки по своему усмотрению обжаловали решение, действие (бездействие) в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу и в удовлетворении жалобы отказано или ответ на жалобу не получен в установленный срок, соответствующее решение, действие (бездействие) также могут быть оспорены в суде. В этом случае обращение с жалобой может являться основанием для восстановления срока (часть 4 статьи 198 АПК РФ, абзац 5 пункта 16 постановления от 28.06.2021 N 21).
Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц (федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1237 (далее - постановление от 17.08.2020 N1237).
Из материалов дела видно, что министерство, направив 21.09.2021 в адрес Управления Федерального казначейства по Республике Тыва возражения на представление и не получив на него ответ в установленный постановлением от 17.08.2020 N 1237 тридцатидневный срок, более полугода никаких действий, направленных на выяснение итогов рассмотрения заявленных возражений, не осуществляло и обратилось в суд с заявлением о признании представления от 30.04.2021 N 12-12-16/22-2749 недействительным лишь 21.07.2022, то есть со значительным пропуском установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока на обжалование, что свидетельствует о безразличном отношении заявителя к рассматриваемым правоотношениям.
При этом ни в заявлении, ни в апелляционной жалобе министерство не обосновало, чем вызвана столь длительная задержка подачи в суд настоящего заявления после неполучения ответа на возражения от управления; не привело причин, которые объективно препятствовали в период с октября 2021 года по январь 2022 года обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Таким образом, довод министерства об уважительности пропуска срока на обжалование представления управления опровергается вышеуказанными процессуальными нормами и представленными в материалы дела доказательствами.
Других доказательств наличия уважительных причин пропуска срока на обращение в арбитражный суд, которые свидетельствовали бы о наличии исключительных и непреодолимых обстоятельств, не зависящих от воли заявителя и препятствовавших своевременному обращению за судебной защитой, министерство не представило.
Довод жалобы о необходимости исчисления срока с момента получения уведомления о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении, отклоняется апелляционным судом как несостоятельный, поскольку право на обращение в суд с соответствующим заявлением возникло у министерства по истечении тридцатидневного срока с момента направления возражений (22.10.2021). Именно с указанной даты заявитель мог самостоятельно сделать вывод о том, нарушает ли данное представление его права и законные интересы или нет, и принять меры для своевременного обращения за судебной защитой.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права и учитывая, что пропуск без уважительных причин срока на обжалование ненормативных правовых актов недействительным является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, учитывая, что предусмотренный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации тридцатидневный срок для обжалования в настоящем случае истек, суд пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных министерством требований.
При изложенных обстоятельствах, основания для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы, регламентированные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 06 сентября 2022 года по делу N А69-2275/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-2275/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА