г. Москва |
|
09 ноября 2022 г. |
Дело N А41-5146/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Терликовой Д.А.,
при участии в заседании:
от ТСЖ "Велес": Новиков Д.В., представитель по доверенности от 17.06.2022;
от Администрации городского округа Щёлково: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Велес" на решение Арбитражного суда Московской области от 01 июня 2022 года по делу N А41-5146/22, по заявлению ТСЖ "Велес" к Администрации городского округа Щёлково о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ "Велес" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Щёлково о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с сентябрь 2019 г. по октябрь 2021 г. в размере 62 123 руб. 70 коп., неустойки за период с 10.09.2019 по 29.10.2021 в размере 8 465 руб. 87 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 июня 2022 года по делу N А41-5146/22 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ТСЖ "Велес" обжаловало его в апелляционном порядке.
Истец направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела, в 2019 году между Администрацией г.о. Щелково Московской области и ЖСК "Велес" был заключен акт приема передачи квартир, согласно которому ЖСК "Велес" передал, а Администрация приняла пять квартир, расположенных по адресу: Московская обл., г. Щелково, ул. Институтская, д. 14.
Также Администрация городского округа Щелково Московской области является наймодателем жилого помещения - квартиры N 38, расположенной по указанному адресу.
Как следует из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 20.07.2019 г., обслуживание данного дома осуществляет Товарищество собственников жилья "Велес".
Между ТСЖ "Велес" и МУП ЩМР Межрайоного Щелковского водоканала заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.09.2019 г. N 167, между ТСЖ "Велес" и ОАО "Мосэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения от 26.09.2019 г. N 85875514, между ТСЖ "Велес" и ОАО Теплоэнергетическое предприятие заключен договор теплоснабжения от 01.10.2019 г. N 394, между ТСЖ "Велес" и ООО ЧОП "Бастион-Н" заключен договор на оказание услуг по охране N 17-12/2019 от 01.10.2019.
Истец направлял ответчику платежные документы для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанные платежные документы ответчик не оплатил.
Таким образом, у ответчика образовалась задолженность по оплате жилого помещения и коммунальные услуги за период с сентября 2019 г. по октябрь 2021 г. в размере 62 123 руб. 70 коп.
В связи с чем, 01.12.2021 г. истец обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа (N А41-87851/2021).
29.12.2021 ответчиком были поданы возражения относительно исполнения судебного приказа. Судом вынесено определение об отмене судебного приказа.
Уклонение ответчика от оплаты задолженности послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;
2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;
6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;
7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Судом установлено, что Администрация городского округа Щелково приняла в муниципальную собственность квартиры в многоквартирном доме по адресу: Московская обл., г. Щелково, ул. Институтская, д. 14, постановлением от 25.12.2019.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Таким образом, обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг возлагается на Администрацию городского округа Щелково.
Удовлетворяя иск в части, суд первой инстанции посчитал, что истцом не подтвержден факт оказания услуг "домофон" и "охрана". Кроме того, суд первой инстанции указал, что поскольку в удовлетворении исковых требований частично отказано, расчет начисления неустойки по первоначально представленному истцом расчету и за указанный период, не может быть произведен.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о начислении платы за услугу "домофон" и "охрана", суд первой инстанции указал следующее.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290. Услуги "домофон" и "охрана" в этот минимальный и обязательный перечень не входят и могут оказываться на договорной основе в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 17 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и- ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Из приведенных нормативных положений следует, что принятие решения об оказании собственникам многоквартирного дома дополнительных услуг, в частности, услуг "домофон" и "охрана", отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Это решение принимается с соблюдением процедуры и в форме, предусмотренными нормами жилищного законодательства; в таком решении должны быть определены перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. В этом решении общего собрания собственников также должно быть определено лицо, которое от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещении в многоквартирном доме иными лицами.
Истцом не представлены решения общего собрания собственников об оказании собственникам дополнительной услуги "домофон" и определении размера оплаты (ежемесячного сбора) за эти услуги.
Также истцом не представлены документы, подтверждающие несение расходов на оказание услуг по охране. Согласно представленному истцом протоколу общего собрания от 20.06.2019 собственниками принято решение о проработке вопроса по заключению договора на охрану общего имущества после получения акта ввода дома в эксплуатацию. Однако иных протоколов общего собрания не представлено, договор на оказание услуг по охране, документов, подтверждающих факт оказания охранных услуг, платежные документы, подтверждающие оплату услуг, истцом не представлено.
В связи с вышеизложенным, требования о взыскании платы за услуги "Домофон" не подлежат удовлетворению.
Апелляционный суд поддерживает указанные выводы суда первой инстанции.
В части отказа в удовлетворении требования о взыскании неустойки апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции ошибочными.
Истцом были заявлены требования о взыскании неустойки за период с августа 2019 г. по август 2021 г. в размере 8 465 руб. 87 коп.
В силу части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 данной статьи.
В силу ч. 15, ст. 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При этом наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Определением от 18 октября 2022 года апелляционный суд предложил лицам, участвующим в деле представить нормативно и документально обоснованный расчет неустойки.
Истец представил расчет, согласно которому неустойка подлежит взысканию в сумме 4 576,09 руб.
Апелляционный суд признает расчет истца ошибочным, так как он произведен без учета частичного удовлетворения задолженности и положений Постановления Правительства РФ от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году", установлено, что до 01 января 2023 г. начисление и уплата пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 г.
Согласно статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного Постановления).
На основании п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Из анализа вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что в период действия моратория (с 01.04.2022 до 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.
Исходя из изложенного, апелляционный суд самостоятельно произвел расчет неустойки, согласно которому за период с 26.12.2019 по 29.10.2021 подлежит взысканию неустойка в сумме 2 955, 12 руб.
Исходя из изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки, а также в части взыскания государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 01.06.2022 по делу N А41-5146/22 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки, а также в части взыскания государственной пошлины.
Взыскать с Администрации г.о Щёлково (ИНН 5050002154) в пользу ТСЖ "Велес" (ИНН 5050143620) неустойку за период с 26.12.2019 по 29.10.2021 в сумме 2 955, 12 руб. а также 3 186, 06 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 01.06.2022 по делу N А41-5146/22 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-5146/2022
Истец: ТСЖ "ВЕЛЕС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ