г. Чита |
|
10 ноября 2022 г. |
Дело N А78-9627/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Луценко О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Геолайн Технологии" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 сентября 2022 года по делу N А78-9627/2022 по заявлению Государственной инспекции Забайкальского края (ОГРН 1167536058480, ИНН 7536162983) к обществу с ограниченной ответственностью "Геолайн Технологии" (ОГРН 1117847029673, ИНН 7813492792) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от Государственной инспекции Забайкальского края - Барановой А.В. - представителя по доверенности N 316 от 29.12.2021,
от общества с ограниченной ответственностью "Геолайн Технологии" - не явился,
УСТАНОВИЛ:
Государственная инспекция Забайкальского края (далее - заявитель, Госинспекция Забайкальского края, Инспекция или административный орган) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края к обществу с ограниченной ответственностью "Геолайн Технологии" (далее - ООО "Геолайн Технологии", общество или лицо, привлекаемое к ответственности) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 20 сентября 2022 года общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и прекращении производства по делу, по доводам, изложенным в жалобе.
Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что предписание 101/22 исполнено в установленный срок, следовательно, событие административного правонарушения отсутствует.
Инспекция в представленных возражениях на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В судебном заседании представитель Инспекции доводы возражений поддержала.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, выслушав представителя инспекции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 10 августа 2022 года ООО "Геолайн Технологии" зарегистрировано в качестве юридического лица 1 февраля 2022 года ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1117847029673.
Общество осуществляет строительство объекта капитального строительства "Школа в г. Чите", находящегося по адресу: Забайкальский край, городской округ "Город Чита", город Чита, Центральный административный район, Каштакский микрорайон, дом 5 на основании договора подряда от 11 марта 2022 года N 311-ГП, заключенного с ООО "Школа будущего".
В ходе выездной проверки, проведенной в соответствие с программой проведения проверок от 21.03.2022 в отношении ООО "Геолайн Технологии", в связи с подачей извещения о сроках завершения работ, подлежащих проверке от 27 апреля 2022 года, на основании решения N 94 от 05 мая 2022 года в период с 19 мая по 01 июня 2022 года, Инспекцией выявлены нарушения обязательных требований.
Решение о проведении выездной проверки и уведомление о проведении проверки от 06.05.2022 получено представителем общества 06.05.2022, что подтверждается соответствующей отметкой о получении на указанных документах.
Согласно протоколу осмотра от 20.05.2022 и акту выездной проверки N 101/22 от 01.06.2022 Госинспекцией Забайкальского края установлены следующие нарушения:
- не подтверждено армирование монолитной железобетонной фундаментной плиты арматурой диам. 20 мм А500С (в представленных актах по армированию фундаментной плиты указана арматура АIII диам. 12 мм и 16 мм);
- не представлена исполнительная документация: общий журнал работ, журнал бетонных работ, журнал сварочных работ, акт геодезической разбивочной основы объекта, акт разбивки осей объекта на местности, акты освидетельствования скрытых работ, документы о качестве на устройство бетонной подготовки под фундаменты, протоколы испытаний бетона на прочность на бетонную подготовку под фундаменты; исполнительная документация на устройство опалубки для монолитной железобетонной фундаментной плиты, протоколы испытаний бетона на прочностью, морозостойкость и водонепроницаемость на монолитную железобетонную фундаментную плиту в осях 7-22/А-Н;
- в представленном акте проверки качества грунтов основания в открытом котловане отсутствуют выводы оценки соответствия грунтов основания котлована (не установлено соответствие свойств грунтов, отметок рабочего горизонта, воды и т.д. проектной документации).
Также не подтверждено отсутствие промораживания и замачивания грунтов основания котлована. К акту не приложены материалы испытания грунтов, а также не определена возможность заложения фундаментов на проектной отметке.
Акт выездной проверки N 101/22 от 01 июня 2022 года получен представителем общества 01.06.2022.
В этот же день обществу выдано предписание N 101/22 об устранении указанных нарушений при строительстве объекта капитального строительства в срок до 01 июля 2022 года.
В связи с мотивированным представлением должностного лица Инспекции 08 июля 2022 года должностным лицом принято решение о проведении выездной проверки исполнения ООО "Геолайн Технологии" ранее выданного предписания N 101/22 от 01 июня 2022 года.
Решением N 0163 от 11.07.2022 прокуратурой Забайкальского края согласовано проведение контрольного (надзорного) мероприятия.
Уведомление о проведении проверки и решение получены представителем общества 11.07.2022.
При проведении проверки 12 июля 2022 года установлено, что предписание N 101/21 от 01 июня 2022 года об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства обществом не исполнено.
По итогам внеплановой выездной проверки составлен акт N 142/22 от 12 июля 2022 года, в котором указано, что обществом предписание не исполнено.
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, о чем 08 августа 2022 года должностным лицом инспекции составлен соответствующий протокол N 87/22.
На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП РФ, статьи 202 АПК РФ Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Геолайн Технологии" к административной ответственности, предусмотренной части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, объективная сторона названного правонарушения выражается в невыполнении законного предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленный срок.
Объектом правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного строительного надзора.
Субъектом административного правонарушения в данном случае является лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание органа государственного строительного надзора.
Согласно части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются градостроительным законодательством.
В соответствии со статьей 1 ГрК РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10).
Государственный строительный надзор в силу статьи 54 ГрК РФ осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.
Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (с учетом изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 1 части 2).
Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора (часть 4).
До 01.01.2022 региональный государственный строительный надзор осуществлялся в соответствии с Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54.
В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами региональный государственный строительный надзор осуществляется путем проведения контрольных (надзорных) мероприятий: документарная проверка, выездная проверка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности), выездное обследование.
В 2022 году региональный строительный надзор проводится в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2161 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1087 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение N 2161).
Контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении регионального государственного строительного надзора в соответствии с частью 14 статьи 54 ГрК РФ проводятся на основании программы проверок.
Программа проверок формируется не позднее чем через 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ на весь срок строительства, реконструкции объекта капитального строительства и содержит перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается информация, предусмотренная пунктами 1 - 3 части 14 статьи 54 ГрК РФ.
К событиям, наступление которых является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с программой проверок, относятся:
а) завершение выполнения работ, которые подлежат проверке;
б) завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства (пункт 30 Положения N 2161).
О наступлении события, указанного в подпункте "а" пункта 30 настоящего документа, свидетельствует поступление от контролируемого лица извещения о сроках завершения работ, подлежащих проверке, а в случае непоступления такого извещения - истечение предполагаемого согласно программе проверок срока завершения работ, подлежащих проверке (пункт 31 Положения).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что лицом, осуществляющим строительство объекта, является ООО "Геолайн Технологии". Проверка проведена в связи с поступлением извещения о сроках завершения работ, подлежащих проверке от 27 апреля 2022 года N 2937 по программе проведения проверок от 21 марта 2022 года на основании Постановления Правительства Российской Федерации N 336 от 10 марта 2022 года "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336, абзац 6 подпункта "а" пункта 3).
Согласно пункту 1 Положения о Госинспекции Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 02.12.2016 N 443, Инспекция является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным осуществлять на территории Забайкальского края региональный государственный строительный надзор.
Таким образом, право Инспекции, как органа государственного строительного надзора осуществлять в рамках своих полномочий надзор за объектами, подпадающими под действие государственного строительного надзора, предусмотрено действующим законодательством.
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство) в соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).
Лицо, осуществляющее строительство в силу части 6 статьи 52 ГрК РФ обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Согласно части 5 статьи 52 ГрК РФ застройщик (технический заказчик) заблаговременно, но не позднее, чем за семь рабочих дней до начала строительства объекта должен направить в уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации извещение о начале таких работ, к которому прилагаются, в том числе: общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ.
В соответствии с пунктом 5 РД-11-02-2006 в процессе реализации проекта лицом, осуществляющим строительство, ведется исполнительная документация, в которую, в том числе, включаются: Акты освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства, Акты разбивки осей объекта капитального строительства на местности.
При приемке монолитных конструкций на строительной площадке контроль качества бетона должен осуществляться комплексным применением следующих методов испытаний и контроля: показателей качества бетона по прочности в конструкциях по ГОСТ 18105; морозостойкости по ГОСТ 10060; водонепроницаемости по ГОСТ 12730.5 (пункт 5.18.5 СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции"). Согласно примечанию к пункту 5.18.5 при необходимости осуществляется контроль установленных в проектной документации и ГОСТ 26633 других показателей.
Согласно пункту 11.14 СП 45.13330.2017 "Земляные сооружения, основания и фундаменты" к актам приемки оснований прилагаются следующие документы: - материалы испытаний грунтов, выполненных, как в процессе текущего контроля производства работ, так и при приемке основания; - акты промежуточных проверок и приемок скрытых работ; - журналы производства работ; - рабочие чертежи по фактически выполненным работам.
Как отмечалось ранее, общество осуществляет строительство объекта капитального строительства "Школа в г. Чите" по адресу: Забайкальский край, городской округ "Город Чита", город Чита, Центральный административный район, Каштакский микрорайон, дом 5 на основании договора подряда от 11 марта 2022 года N 311-ГП, заключенного с ООО "Школа будущего".
В ходе выездной проверки в соответствии с программой проведения проверок от 21.03.2022 в отношении ООО "Геолайн Технологии" по извещению о сроках завершения работ, подлежащих проверке, от 27 апреля 2022 года Инспекцией выявлены нарушения обязательных требований.
Протоколом осмотра от 20.05.2022 и актом выездной проверки N 101/22 от 01.06.2022 подтверждается и по существу обществом не оспаривается, что по состоянию на момент проведения контрольного мероприятия в представленных актах по армированию фундаментной плиты указана арматура АIII диам. 12 мм и 16 мм, вместо 20 мм А500С; не представлена исполнительная документация: общий журнал работ, журнал бетонных работ, журнал сварочных работ, акт геодезической разбивочной основы объекта, акт разбивки осей объекта на местности, акты освидетельствования скрытых работ, документы о качестве на устройство бетонной подготовки под фундаменты, протоколы испытаний бетона на прочность на бетонную подготовку под фундаменты; исполнительная документация на устройство опалубки для монолитной железобетонной фундаментной плиты, протоколы испытаний бетона на прочностью, морозостойкость и водонепроницаемость на монолитную железобетонную фундаментную плиту в осях 7-22/А-Н; в представленном акте проверки качества грунтов основания в открытом котловане отсутствуют выводы оценки соответствия грунтов основания котлована. Также не подтверждено отсутствие промораживания и замачивания грунтов основания котлована. К акту не приложены материалы испытания грунтов, а также не определена возможность заложения фундаментов на проектной отметке.
01 июня 2022 года обществу выдано предписание N 101/22 об устранении указанных нарушений при строительстве объекта капитального строительства в срок до 01 июля 2022 года, которое к моменту проведения проверки выполнения предписания (12 июля 2022 года), не исполнено.
Названные нарушения обществом по существу не оспариваются, соответствующих документов в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Таким образом, ООО "Геолайн Технологии", как лицо осуществляющее строительство, не исполнило требования градостроительного законодательства.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года N 2423/13 изложены выработанные судебной практикой требования к предписанию.
В частности, как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, предписание административного органа должно отвечать условию законности.
Исполнимость предписания, по мнению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, является другим важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Так, критериями "исполнимости" предписания являются:
- предписание должно быть выдано именно тому лицу, которое вправе и в состоянии принять меры, которые в нем указаны и которым допущены нарушения, на устранение которых предписание направлено (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2012 года N 15331/11);
- предписание может вменять в обязанность совершение только тех действий, возможность совершения которых предусмотрена законом либо допустима с точки зрения законодательства, и не должно возлагать обязательств, приводящих к нарушению закона;
- предписание должно содержать указание на конкретные нарушения, которые должны быть устранены. Недопустимо указание на необходимость принятия каких-либо мер, если не указано, какие нарушения будут устранены в результате их принятия. Обратное допущение может привести к ситуации, когда, выявив одни нарушения, орган обяжет лицо принимать иные меры, с нарушениями не связанные. В таком случае не ясны критерии оценки исполнения предписания;
- не может быть признано исполнимым предписание, исполнение которого поставлено в зависимость от воли третьих лиц или предположительно могущих наступить событий.
В материалах дела отсутствует и обществом не представлены доказательства о наличии каких-либо препятствий для исполнения предписания.
На момент принятия судом первой инстанции решения обществом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства, что им предпринимались все возможные меры для исполнения законного предписания Инспекции, однако это стало невозможным при наличии причин, не зависящих от лица, осуществляющего строительство, связанных с действиями третьих лиц, либо обстоятельствами непреодолимой силы.
Доводы общества сводятся к тому, что предписанием N 101/22 от 01 июня 2022 обществу установлен срок до 01 июля 2022 года, однако последующими предписаниями, которые выданы 12 июля 2022 года N 142/22, 19 августа 2022 года N 174/22 срок продлен до 05 сентября 2022 года, в связи с чем нарушения с учетом предписаний N 142/22 и N 174/22 устранены в срок до 05 сентября 2022 года, что подтверждается извещением об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства от 05 сентября 2022 года.
Оценивая заявленный довод общества, суд первой инстанции правомерно указал, что предписания N 142/22 и N 174/22, выданы обществу по результатам проведения проверки на предмет исполнения выданных ранее предписаний, в связи с чем, они не продлевают срок устранения нарушения, а фиксируют неисполнение в установленный срок, выданных уполномоченным органом на проведение регионального строительного надзора предписаний.
Каждое выданное предписание является самостоятельным ненормативным правовым актом и ответственность наступает за неисполнение каждого из них.
При этом срок устранения нарушений может быть продлен уполномоченным органом по ходатайству субъекта предписания, однако в настоящем деле, общество не обращалось в Инспекцию за продлением срока предписания N 101/22.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Доказательства по делу об административном правонарушении согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ это любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Факт неисполнения обществом выданного предписания отражен в акте проверки N 101/22 от 01 июня 2022 года, протоколе осмотра и протоколе об административном правонарушении N 87/22 от 08 августа 2022 года.
Лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности в соответствии со статьей 58 ГрК РФ несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ указанные выше доказательства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что они являются достаточными для квалификации противоправных действий общества по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Делая вывод о виновности общества в совершении рассматриваемого административного правонарушения, суд первой инстанции исходил из следующего.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административное правонарушение в силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 14 апреля 2020 года N 17-П, определяя пределы, в которых несет административную ответственность юридическое лицо, законодатель хотя и не считает вину юридического лица тождественной вине лица физического или совокупной виновности нескольких физических лиц, тем не менее признает наличие связи между привлечением к административной ответственности юридического лица и виновными действиями (бездействием) физического лица, тем более что конечной целью наказания юридического лица со всей очевидностью является воздействие на волю и сознание связанных с ним физических лиц, с тем чтобы добиться частной превенции административных правонарушений.
При этом, поскольку совершение административного правонарушения юридическим лицом - это всегда действие (бездействие) действующих от его имени физических лиц, нельзя отрицать возможность учесть, привлекая юридическое лицо к административной ответственности, обстоятельства, характеризующие форму вины соответствующих физических лиц. Административное правонарушение как факт реальной действительности - это всегда единство субъективных и объективных элементов, что находит отражение как в его легальной дефиниции, так и в юридических конструкциях составов административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, а равно проявляется в том, что по объективным элементам можно судить и о субъективных. В частности, по фактическим обстоятельствам, установленным на основе исследования и оценки доказательств и отражающим характер и степень опасности нарушения, его последствия, можно определить и характеристики вины нарушителя, в том числе юридического лица.
Умышленный характер правонарушения, связанного с противоправным несоблюдением юридическим лицом правил и норм, может быть установлен исходя из характера и обстоятельств действий (бездействия), нарушивших соответствующие требования, характера самих требований (насколько они значимы для целей обеспечения безопасности), характера последствий, действий юридического лица по их предотвращению, устранению непосредственно в момент их возникновения.
ООО "Геолайн Технологии", осуществляя градостроительную деятельность, не могло не знать об установленных действующим законодательством требованиях по обязательному соблюдению положений технических регламентов, государственных стандартов в области строительства, а также неукоснительном исполнении предписаний органа государственного строительного надзора, однако не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению таких требований (в частности, не исполнило в установленный срок предписание инспекции).
Каких-либо существенных нарушений порядка проведения государственного строительного надзора и привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
О проведении внеплановой выездной проверки по факту исполнения предписания общество извещено надлежащим образом, решение о проведении выездной проверки и уведомление о проведении проверки от 06.05.2022 получено представителем общества 06.05.2022, что подтверждается соответствующей отметкой о получении на указанных документах.
Уведомление о явке для составления протокола 08 августа 2022 года в 10 час. 00 мин. направлено заказным письмом с уведомлением по месту регистрации общества и получено последним 22 июля 2021 года, что подтверждается почтовым отправлением N 80085974378115.
В соответствии с пунктом 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 19.5 Кодекса, вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный строительный надзор.
Как уже отмечалось, что таким органом является Инспекция.
Согласно пункту 2 Перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Инспекции от 19 ноября 2020 года N 164о/д, главный государственный инспектор отдела по строительному надзору вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Следовательно, протокол об административном правонарушении от 08 августа 2022 года N 87/22 составлен уполномоченным на совершение таких процессуальных действий должностным лицом Инспекции.
Таким образом, требования статей 25.1, 25.15, 28.2 и 28.3 КоАП РФ административным органом соблюдены.
Трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ (с учетом Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26 марта 2019 года N 823-О), на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не истек.
Суд апелляционной инстанции равно как суд первой инстанции не находит оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
Санкция части 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде административного штрафа в размере от 50 000 до 100 000 рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Учитывая отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, о таковых Инспекцией не заявлено, суд правомерно назначил наказание в виде штрафа в минимальном размере, определенном санкцией части 6 статьи 19.5 КоАП РФ - 50 000 рублей.
Также отсутствуют основания для применения наказания в виде предупреждения, поскольку частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ прямо предусмотрено, что административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного 19.5 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 сентября 2022 года по делу N А78-9627/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-9627/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО ГЕОЛАЙН ТЕХНОЛОГИИ