город Ростов-на-Дону |
|
09 ноября 2022 г. |
дело N А32-42749/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования г. Новороссийск
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2022 по делу N А32-42749/2021
по исковому заявлению Администрации муниципального образования город Новороссийск (ИНН 2315061988, ОГРН 1032309077635)
к индивидуальному предпринимателю главе КФХ Походня Александру Анатольевичу (ИНН 231518464745, ОГРНИП 318237500068150)
о взыскании суммы субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования г.Новороссийск (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе КФХ Походня Александру Анатольевичу (далее - Предприниматель) о взыскании излишне выделенных денежных средств в размере 190000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2022 в удовлетворении требований Администрации было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не учтены представленные Администрацией доказательства, свидетельствующие о нарушении порядка предоставления субсидии.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Предприниматель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
28.08.2019 в Администрацию поступило заявление Предпринимателя о предоставлении субсидий за счёт средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Новороссийск) в целях возмещения части затрат на производство и приобретение кормов для сельскохозяйственных животных малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе муниципального образования город Новороссийск.
23.09.2019 между Администрацией и личным подсобным хозяйством Предпринимателя было заключено соглашение о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на производство и приобретение кормов для сельскохозяйственных животных малых форм хозяйствования в муниципальном образовании г. Новороссийск (ст. Раевская).
Предметом соглашения является предоставление получателю Администрацией субсидии за счёт бюджетных средств на возмещение части затрат на производство и приобретение кормов для сельскохозяйственных животных малых форм хозяйствования, а также сотрудничество и взаимодействие сторон по реализации мероприятий Программы.
Из пункта 1.2 соглашения следует, что субсидия предоставляется получателю в соответствии с объемами финансирования, предусмотренными на реализацию соответствующего мероприятия Программы в пределах лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, доведенных Администрации на эти цели в текущем году.
В соответствии с пунктом 1.3 соглашения, предоставление субсидии осуществляется путем перечисления средств в сумме 540000 руб., на счёт получателя в течение 10 дней со дня заключения настоящего соглашения.
Денежные средства перечислены Предпринимателю, платёжным поручением от 25.09.2019 N 5995 на сумму 540000 рублей.
Администрацией установлено, что Предприниматель предоставил в уполномоченный орган неверный расчет размера субсидии за 2018 год, в связи с чем сумма субсидии на возмещение части затрат на производство и приобретение кормов для сельскохозяйственных животных малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе муниципального образования город Новороссийск за 2018 год, подлежащая выплате главе КФХ Походня А.А., составляет 350000 рублей.
Таким образом, установлен факт излишней выплаты субсидии в размере 190000 рублей.
Согласно пункту 3.4 соглашения в случае нарушения получателем условий, целей и порядка представления субсидий, сумма перечисленной субсидии подлежит возврату получателем в бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
Администрацией направлено претензионное письмо от 15.06.2021 N 02.5-22/260 в адрес Предпринимателя с требованием вернуть в местный бюджет выделенные субсидии в размере 190000 рублей. Претензия оставлена Предпринимателем без удовлетворения.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или 3 недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По правилам подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий. Установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях.
Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 29.11.2018 N 4886 "Об утверждении порядков предоставления возмещения (субсидирования) за счёт средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Новороссийск) части затрат малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе муниципального образования город Новороссийск" утвержден Порядок возмещения (субсидирования) за счёт средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Новороссийск) части затрат на строительство теплиц для выращивания овощей, ягод и винограда защищенного грунта малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе муниципального образования город Новороссийск (далее - Порядок), пунктом 1.2 которого установлено, что субсидия предоставляется в целях возмещения части затрат на производство и приобретение кормов для сельскохозяйственных животных в пределах средств, утвержденных решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск о местном бюджете (бюджете муниципального образования город Новороссийск) на текущий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на реализацию муниципальной подпрограммы "Развитие кредитно-финансовых механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, развитие микрофинансирования" муниципальной программы муниципального образования город Новороссийск "Поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Новороссийск на 2018-2020 годы", утверждённой постановлением Администрации от 30.10.2017 N 8400.
В соответствии с пунктами 2.3 и 2.4 Порядка субсидии претендентам предоставляются из расчета 20000 руб. на одну условную единицу в год, но не более 50% от фактически понесённых затрат и при условии заключения
Соглашения между Администрацией и получателем субсидии о предоставлении субсидий на возмещение части затрат малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе муниципального образования город Новороссийск, по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, размер субсидии рассчитывается с учётом коэффициента перевода поголовья сельскохозяйственных животных в условные единицы: крупный рогатый скот - 1,0, молодняк крупного рогатого скота - 0,6, овцы, козы - 0,1, птица - 0,02, кролики - 0,05.
При этом в соответствии с пунктом 2.5 Порядка к субсидированию принимаются затраты, понесенные претендентом в текущем календарном году, а также в течение календарного года, предшествующего году подачи заявления.
Суд первой инстанции обоснованно не поддержал выводы Администрации, поскольку постановление Администрации от 29.11.2018 N 4886 не предусматривает правил о том, что расчет субсидии надлежит производить на основании количества истекших месяцев текущего года.
Порядком предоставления субсидии и приложением N 3 к нему не предусмотрено ограничений срока содержания животных только количеством истекших месяцев года, в котором было подано заявления о предоставлении субсидии.
С учётом изложенного, судом первой инстанции произведённый Администрацией расчёт признан неверным.
Администрация не оспаривает сумму затрат понесённых Предпринимателем, а указывает на неверный расчёт представленный Предпринимателем.
Из материалов дела следует, что расчёт был проверен ведущим специалистом отдела Администрации и утверждён начальником отдела Администрации и заместителем главы Администрации.
Апелляционный суд считает, что Администрация не обосновала требования к Предпринимателю, а именно не указывает какое нарушение условий и целей получения субсидии было допущено Предпринимателем, в виду чего, распоряжение на возврат субсидии не соответствует Порядку и условиям соглашения о предоставлении субсидий от 23.09.2019.
Администрацией не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении порядка предоставления субсидии, или наступления обстоятельств, влекущих её возврат.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Администрации.
Доводы апелляционной жалобы Администрации, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Администрация, в данном случае, освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2022 по делу N А32-42749/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42749/2021
Истец: Администрация г.Новороссийск, Администрация муниципального образования г. Новороссийск
Ответчик: индивидуальный предприниматель глава КФХ Походня Александр Анатольевич, Походня Е А