г. Владимир |
|
09 ноября 2022 г. |
Дело N А11-3723/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.11.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.11.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.09.2022 по делу N А11-3723/2022,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владагропром" (ИНН 3328464400, ОГРН 1093328001887) о признании незаконным постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 29.03.2022 N ДПП-04-08/204.
В судебном заседании принял участие представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области - Петрова Е.И. по доверенности от 18.06.2020 N ДПП-4231-07-16 сроком действия 3 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Владагропром", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Владагропром" (далее - Общество) имеет лицензию на пользование недрами ВЛМ 80132 ТР от 25.05.2011 для геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийных пород на участке недр "Чураковское разведки 2011", расположенном в Юрьев-Польском районе вблизи д. Горки и д. Черкасово. Срок действия лицензии до 2031 года.
На основании решения от 25.02.2022 прокуратурой Юрьев-Польского района проведена проверка деятельности Общества в части соблюдения требований законодательства о недропользовании.
В ходе проверки прокуратурой Юрьев-Польского района выявлено, что статистическая отчетность по формам 5-ГР, 70-ТП, 71-ТП представлена Обществом в Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области (далее - Департамент) посредством размещения в личном кабинете недропользователя 07.02.2022 с нарушением установленного срока, чем нарушены требования, установленные пунктом 10 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), пунктом 8.2 лицензионных условий; не представлен отчет о выполнении условий пользования недрами за прошедший год и о выполнении предписаний, чем нарушены требования, установленные статьей 24 Закона о недрах; не представлен в срок до 01.09.2021 план развития горных работ на 2022 год в Центральное управление Ростехнадзора, чем нарушены требования, установленные пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1466 "Об утверждении Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых", пунктом 7.1 лицензионных условий.
По выявленным фактам в отношении Общества исполняющим обязанности прокурора Юрьев-Польского района вынесено постановление от 23.03.2022 о возбуждении производство об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Материалы дела направлены прокуратурой Юрьев-Польского района в Департамент для рассмотрения.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, должностное лицо Департамента 29.03.2022 вынесло постановление N ДПП-04-08/204 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 29.03.2022 N ДПП-04-08/204.
Решением от 21.09.2022 Арбитражный суд Владимирской области постановление от 29.03.2022 N ДПП-04-08/204 отменил в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просил решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что действия Департамента по определению характера и размера административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, соответствовали законодательству и были совершены с учетом требований справедливости и соразмерности.
Департамент настаивает, что доводы Общества о незначительном пропуске срока сдачи отчетности сами по себе не свидетельствуют о малозначительности совершенного противоправного деяния, а равно отсутствие у организации компетентных специалистов, финансов.
По мнению Департамента, необходимость согласования плана развития горных работ продиктована требованиями промышленной безопасности на объекте добычи полезных ископаемых, контроля антропогенного влияния добычи на окружающую среду и здоровье населения, нарушение которых не может рассматриваться в качестве малозначительного деяния.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Общества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дополнении к ней, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрено, что пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в пользовании недрами с нарушениями условий лицензии, а привлечение к соответствующей административной ответственности возможно только при условии фактического пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно преамбуле Закона о недрах недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
В соответствии с частью 1 статьи 1.2 Закона о недрах недра в границах Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
На основании статьи 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане и юридические лица. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В части 2 статьи 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства в области использования и охраны недр, а также выполнение условий, установленных лицензией.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).
Согласно пункту 10 статьи 20 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией. Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
В соответствии с пунктом 8.2 лицензионных условий недропользователь обязан ежегодно в срок до 05 февраля года, следующего за отчетным периодом, представлять в Департамент природопользования отчет по форме 5-гр о состоянии и движении запасов на месторождении, а также информационный отчет о выполнении условий пользования недрами за отчетный период и о выполнении предписаний; в срок до 25 января года, следующего за отчетным периодом, представлять статистические формы 70-ТП (об извлечении полезных ископаемых из недр), 71-ТП (о комплексном использовании полезного ископаемого).
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Общество имеет лицензию на пользование недрами ВЛМ 80132 TP от 25.05.2011 для геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийных пород на участке недр "Чураковское разведки 2011" (7 участков), расположенном в Юрьев-Польском районе вблизи д. Горки и д. Черкасово. Срок действия лицензии до 2031 года.
Для ведения деятельности Обществу выделено 7 земельных участков:
- "Чураковский", проектная площадь 27,09 га, кадастровый номер 33:04:081101:528;
- "Горкинский", проектная площадь 45,98 га ("Горкинский-1" - 35,88 га, кадастровый номер 33:04:081101:522,
- "Горкинский-2" - 10,1 га, кадастровый номер 33:04:081101:527);
- "Выползовский", проектная площадь 10,21 га, кадастровый номер 33:04:081101:536;
- "Новосельский", проектная площадь 8,61 га, формируется;
- "Каменка-Заречная", проектная площадь 10,57 га, кадастровый номер 33:04:081101:537;
- "Чековский", проектная площадь 13,38 га, формируется.
Фактическая деятельность по добыче полезных ископаемых ведется Обществом на участке "Горкинский-1" (земельный участок с кадастровым номером 33:04:081101:522), который расположен примерно в 900 м по направлению на север от с. Черкасово Юрьев-Польского района.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что в нарушение вышеуказанных требований Обществом отчеты по форме 5-гр, 70-ТП, 71-ТП представлены в Департамент посредством размещения в личном кабинете недропользователя с нарушением установленного срока (07.02.2022). Информационный отчет о выполнении условий пользования недрами за отчетный период и о выполнении предписаний не представлен.
Согласно пункту 7.1 лицензионного соглашения недропользователь обязан ежегодно в установленном порядке составлять и согласовывать план развития горных работ, объемов и нормативов потерь, разубоживания и схемы переработки полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1466 "Об утверждении правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых" заявление о согласовании плана развития горных работ направляется в орган государственного горного надзора (Ростехнадзор) до 01 сентября текущего года (года, предшествующего планируемому).
В нарушение установленных требований Обществом до 01.09.2021 не было направлено в Центральное Управление Ростехнадзора заявление о согласовании плана развития горных работ (далее - ПРГР) на 2022 год. Указанное заявление направлено в орган горного надзора с нарушением сроков лишь 22.03.2022.
Факт нарушения Обществом требований законодательства о недрах и лицензионных условий подтвержден материалами дела.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 7.3 КоАП РФ, является правильным.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом.
Вместе с тем, оценив характер совершенного Обществом правонарушения, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности применения к рассматриваемой ситуации положений статьи 2.9 КоАП РФ.
При квалификации вмененного Обществу правонарушения в качестве малозначительного суд первой инстанции принял во внимание признание Обществом выявленных нарушений и их устранение, а также отсутствие негативных последствий.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что установленные фактические обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности спорного правонарушения позволяют признать совершенное обществом правонарушение малозначительным.
В рассматриваемом случае невыполнение Обществом установленных требований не представляет существенной угрозы общественным отношениям в области лицензирования с учетом незначительности нарушения сроков представления отчетности и ПРГР. Пренебрежительного отношения со стороны Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей не усматривается.
Формальный состав правонарушения не исключает возможности наступления последствий от содеянного, тяжесть которых может свидетельствовать о существенном нарушении охраняемых общественных отношений, и напротив, отсутствие таких последствий может быть учтено при решении вопроса о малозначительности правонарушения. В настоящем деле доказательств причинения ущерба недрам не имеется.
Судом апелляционной инстанции также учитывается и отсутствие умысла на причинение государству ущерба, вреда жизни и здоровью населения, совершение Обществом административного правонарушения в связи со сложившимися финансовыми трудностями предприятия. Решением Арбитражного суда Владимирской области от 14.01.2020 N А11-14952/2018 Общество признано несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства. Данным обстоятельством объясняется отсутствие в штате организации квалифицированного персонала для подготовки ПРГР на 2022 год (наличие которого на момент получения лицензии не опровергнуто).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Уплата государственной пошлины по данной категории дел законом не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.09.2022 по делу N А11-3723/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-3723/2022
Истец: ООО "ВЛАДАГРОПРОМ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ