город Ростов-на-Дону |
|
09 ноября 2022 г. |
дело N А32-1273/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.07.2022 по делу N А32-1273/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ОГРН 1052303701922, ИНН 2308111927)
к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752)
о признании недействительным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее по тексту - юридическое лицо, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее по тексту - контролирующий орган, управление) от 30.09.2020 N 04-01-30-П-1.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в настоящее время водоканалом не получено КЭР и соответственно утверждение программы повышения экологической эффективности не требуется. Решением Прикубанского районного суда города Краснодара от 03.02.2021 по делу N 12-317/2021 рассматривалась законность постановления, вынесенного по результатам проверки, проведенной на основании распоряжения от 21.08.2020 N 14- 04/44. Обжалуемое в рамках данного дела предписание вынесено по результатам этой же плановой выездной проверки. Судом общей юрисдикции установлено, что результаты указанной проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения предприятием обязательных требований, установленных правовыми актами, в связи с чем, результаты проведенной в отношении юридического лица на основании распоряжения от 21.08.2020 N 14-04/44 проверки, неправомерно положены в основу выводов о виновности должностного лица ООО "Краснодар Водоканал". Судом общей юрисдикции установлены обстоятельства незаконности проведения проверки, по результатам которой вынесено предписание, оспариваемое в рамках настоящего дела. Общество полагает, что при вынесении распоряжения от 21.08.2020 N 14-04/44 о проведении плановой проверки, по результатам которой вынесено оспариваемое предписание в отношении ООО "Краснодар Водоканал", и ее проведении Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора были допущены грубые нарушения требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, которые влекут недействительность результатов данной проверки, поскольку распоряжение от 21.08.2020 N 14-04/44 о проведении проверки не соответствует вышеуказанному Постановлению Правительства РФ N 438, так как предусматривает проведение проверки с выходом непосредственно на проверяемое предприятие, его осмотр и отбор на нем необходимых проб, несмотря на прямой запрет, установленный п. 6 Постановления Правительства РФ N 438. Таким образом, все последующие действия административного органа, осуществляемые по результатам проверки, проведенной на основании распоряжения от 21.08.2020 N 14-04/44, в том числе вынесение предписания, также не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 01.11.2022 в связи с отсутствием судьи Ефимовой О.Ю. ввиду нахождения в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Глазунову И.Н., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
От ООО "Краснодар Водоканал" и Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступили ходатайства об участии представителей в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленные ходатайства об участии представителей ООО "Краснодар Водоканал" и Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебном заседании в режиме веб-конференции.
В назначенное время, возникли технические неполадки информационной системы "Картотека арбитражных дел".
Представители ООО "Краснодар Водоканал" и Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством телефонной связи сообщили о возможности рассмотрения дела без их участия в судебном заседании.
От Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступило ходатайство о приобщении отзыва на апелляционную жалобу, экспертных заключений и копий решений с сайта Краснодарского краевого суда к материалам дела.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство о приобщении отзыва на апелляционную жалобу, экспертных заключений и копий решений с сайта Краснодарского краевого суда к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1052303701922, дата присвоения ОГРН: 01.11.2005, ИНН 2308111927, адрес (место нахождения): Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Каляева, д. 198.
Основным видом деятельности ООС "Краснодар Водоканал" является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд (ОКВЭД 36.00.1), одним из дополнительных видов деятельности является сбор и обработка сточных вод (ОКВЭД 37.00). Проверяемые объекты эксплуатируются ООО "Краснодар Водоканал" и предназначены для очистки, обеззараживания сточных вод, поступающих от жилых районов и промышленных предприятий по главному фекальному коллектору в приемную камеру ГКНС-1, откуда часть сточных вод подается насосами на ОСК N 1.
Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на основании распоряжения от 21.08.2020 N 14-04/44 была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Краснодар Водоканал" по адресам:
* Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, д. 102 (объект 03-0123-001148-П Очистные сооружения канализации N 1);
* Краснодарский край, г. Краснодар, ст. Елизаветинская в 10 км от г. Краснодара, от северо-западной окраины ст. Елизаветинской, по трассе Темрюк-Краснодар-Кропоткин, по направлению от Краснодара в Кропоткин (объект 03-0123-001147-П Очистные сооружения канализации N 2).
По результатам проверки составлен акт проверки от 30.09.2020 N 04-01-30-П.
По результатам проведенной проверки в отношении ООО "Краснодар Водоканал" контролирующим органом вынесено постановление о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Обществу с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" выдано предписание от 30.09.2020 N 04-01-30-П-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
В соответствии с указанным предписанием заявителю необходимо в срок до 18.01.2021 устранить следующие нарушения на Объекте НВОС N 03-0123-001148-П "Очистные сооружения канализации N1":
1) Допущена эксплуатация ПГУ в отсутствии нанесенного на ПГУ регистрационного номера (рег. номер 02394);
2) Допущена эксплуатация ПГУ (рег. номер 02394) в отсутствии технического осмотра, включая проверки показателей работы и сведения о техническом состоянии. Соответствующая документация не приобщена к паспорту ПГУ;
3) Допущена эксплуатация ПГУ (рег. номер 02394) эффективность очистки загрязняющих веществ которой не отвечает паспортным данным ПГУ (не обеспечивается проектная очистка и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух);
4) Допускается эксплуатация источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух с нарушением мероприятий, предусмотренных план-графиком программы производственного экологического контроля;
5) Не обеспечено ведение учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов производства и потребления в полном объёме;
6) Не обеспечено внесение достоверной информации в заявку о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую
среду;
7)Допущено искажение информации, содержащейся в заявке о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а именно: некорректная постановка на государственный учет технологически связанного объекта негативного воздействия;
8) Не обеспечено соблюдение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект, в том числе допустимой концентрации загрязняющих веществ на выпуске сточных вод в пределах утвержденных лимитов сброса;
9) Допускается сброс в водные объекты загрязняющих веществ на которые не утверждены нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект;
10) Эффективность очистных сооружений не обеспечивает очистку сточных вод исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды;
11) Эксплуатация объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую природную среду, осуществляется в отсутствии разработанной и утвержденной программы повышения экологической эффективности.
В соответствии с указанным предписанием заявителю необходимо в срок до 18.01.2021 устранить следующие нарушения на Объекте HBOC N 03-0123-001147-П "Очистные сооружения канализации N2":
1) Допущена эксплуатация ИГУ в отсутствии нанесенного на ПГУ регистрационного номера (рег. номер 02395, номер 02396);
2) Допущена эксплуатация ПГУ (рег. номер 02395, номер 02396) эффективность очистки загрязняющих веществ которых не отвечает паспортным данным ПГУ (не обеспечивается проектная очистка и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух);
3) Допускается эксплуатация источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух с нарушением мероприятий, предусмотренных план-графиком программы производственного экологического контроля;
4) Не обеспечено ведение учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов производства и потребления в полном объёме;
5)Не обеспечено внесение достоверной информации в заявку о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую
среду;
6) Не обеспечено соблюдение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект, в том числе допустимой концентрации загрязняющих веществ на выпуске сточных вод в пределах утвержденных лимитов сброса;
7) Допускается сброс в водные объекты загрязняющих веществ на которые не утверждены нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект;
8) Эффективность очистных сооружений не обеспечивает очистку сточных вод исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды;
9) Эксплуатация объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую природную среду, осуществляется в отсутствии разработанной и утвержденной программы повышения экологической эффективности;
10)Не обеспечена охрана подземных водных объектов, что может повлечь загрязнение и (или) засорение горизонта подземных грунтовых вод.
Общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал", не согласившись с выводами контролирующего органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу о признании недействительным предписания Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.09.2020 N 04-01-30-П-1 (требования уточнены в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2021 по делу N А32 -1273/2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.12.2021 (с учетом исправительного определения от 22.12.2021), признано недействительным предписание управления от 30.09.2020 N 04-01-30-П-1.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.03.2022 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 по делу N А32-1273/2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
В постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.03.2022 указано, что судами не выяснено какие производственные объекты использует общество и к какой категории риска они относятся, к каким субъектам предпринимательства относится общество, включено ли оно в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу статьи 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Таким образом, всякая планируемая и осуществляемая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, рассматривается законодательством как потенциально опасная.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Частью 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 21.08.2020 N 14-04/44 управление провело плановую выездную проверку по адресам: г. Краснодар, ул. Калинина, д. 102 (объект 03-0123-001148-П "Очистные сооружения канализации N 1"); г. Краснодар, ст. Елизаветинская в 10 км от г. Краснодара, от северо-западной окраины ст. Елизаветинской, по трассе Темрюк - Краснодар - Кропоткин, по направлению от г. Краснодара в г. Кропоткин (объект 03-0123-001147-П "Очистные сооружения канализации N 2"), по результатам которой составило акт проверки от 30.09.2020 N 04-01-30-П, вынесло постановление о привлечении должностного лица общества к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выдало обществу предписание от 30.09.2020 N 04-01-30-П-1 об устранении выявленных нарушений.
Согласно предписанию от 30.09.2020 N 04-01-30-П-1 на объекте N 1 в срок до 18.01.2021 обществу необходимо устранить нарушения, состоящие в следующем: 1) допущена эксплуатация ПГУ в отсутствие нанесенного на ПГУ регистрационного номера (рег. номер 02394); 2) допущена эксплуатация ПГУ (рег. номер 02394) в отсутствие технического осмотра, включая проверки показателей работы и сведения о техническом состоянии. Соответствующая документация не приобщена к паспорту ПГУ; 3) допущена эксплуатация ПГУ (рег. номер 02394), эффективность очистки загрязняющих веществ которой не отвечает паспортным данным ПГУ (не обеспечивается проектная очистка и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух); 4) допускается эксплуатация источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух с нарушением мероприятий, предусмотренных план-графиком программы производственного экологического контроля; 5) не обеспечено ведение учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов производства и потребления в полном объеме; 6) не обеспечено внесение достоверной информации в заявку о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; 7) допущено искажение информации, содержащейся в заявке о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а именно: некорректная постановка на государственный учет технологически связанного объекта негативного воздействия; 8) не обеспечено соблюдение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект, в том числе допустимой концентрации загрязняющих веществ на выпуске сточных вод в пределах утвержденных лимитов сброса; 9) допускается сброс в водные объекты загрязняющих веществ, на которые не утверждены нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект; 10) эффективность очистных сооружений не обеспечивает очистку сточных вод исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды; 11) эксплуатация объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую природную среду, осуществляется в отсутствии разработанной и утвержденной программы повышения экологической эффективности.
Согласно предписанию от 30.09.2020 N 04-01-30-П-1 на объекте N 2 в срок до 18.01.2021 обществу необходимо устранить нарушения, состоящие в следующем: 1) допущена эксплуатация ИГУ в отсутствие нанесенного на ПГУ регистрационного номера (рег. номер 02395, номер 02396); 2) допущена эксплуатация ПГУ (рег. номер 02395, номер 02396) эффективность очистки загрязняющих веществ которых не отвечает паспортным данным ПГУ (не обеспечивается проектная очистка и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух); 3) допускается эксплуатация источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух с нарушением мероприятий, предусмотренных план-графиком программы производственного экологического контроля; 4) не обеспечено ведение учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов производства и потребления в полном объеме; 5) не обеспечено внесение достоверной информации в заявку о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; 6) не обеспечено соблюдение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект, в том числе допустимой концентрации загрязняющих веществ на выпуске сточных вод в пределах утвержденных лимитов сброса; 7) допускается сброс в водные объекты загрязняющих веществ, на которые не утверждены нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект; 8) эффективность очистных сооружений не обеспечивает очистку сточных вод исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды; 9) эксплуатация объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую природную среду, осуществляется в отсутствие разработанной и утвержденной программы повышения экологической эффективности; 10) не обеспечена охрана подземных водных объектов, что может повлечь загрязнение и (или) засорение горизонта подземных грунтовых вод.
В соответствии с письмом МПР от 29.01.2020 N 12-47/2081 "О разъяснении положений методики разработки НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную приказом Минприроды России от 17.12.2007 N 333" для водотоков НДС (концентрации) в случае, если природная фоновая концентрация превышает норматив качества воды водного объекта (ПДК), створ для определения которой должен располагаться выше проектируемого или действующего выпуска сточных, в том числе дренажных, вод на расстоянии, гарантирующем отсутствие влияния сточных, в том числе дренажных, вод иных водопользователей на качество вод водных объектов, тогда НДС (концентрации) принимается равной ПДК. При этом влияние иных водопользователей, места сброса сточных вод которых расположены выше по течению реки, а также сточные воды которых не позволяют обеспечивать ПДК в таком водном объекте, при расчете НДС исключается.
Таким образом, если фоновая загрязненность водного объекта, створ для определения которой в случае с водотоками определен в соответствии с пунктом 25 Методики, по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте (створе), в том числе и который расположен ниже по течению по сравнению с местом определения фоновой концентрации, то НДС (концентрация) для такого контрольного створа принимается равной ПДК. Превышение ПДК при этом будет являться нарушением природоохранного законодательства.
Факт несоответствия качества очистки сточных вод подтверждается результатами лабораторных исследований отобранных проб в рамках проверки.
В связи с чем, по результатам проверки обществу правомерно выдано предписание от 30.09.2020 N 04-01-30-П-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований в срок до 18.01.2021.
В силу части 1 статьи 26.2 Закона N 294-ФЗ в 2020 году не проводятся проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Судом установлено, что общество не выключено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Из материалов проверки следует, что правонарушение, допущенное ООО "Краснодар Водоканал", представляет собой нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение. При изучении материалов была выявлена угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, что явилось основанием для проведения проверки.
Выявленные обстоятельства посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ N 438 от 03.04.2020 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственно контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в 2020 году допускается проведение плановых проверок исключительно в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, а объекты N 1 и 2 имеют категорию риска - чрезвычайно высокая.
Судом установлено, что объект НВОС N 03-0123-001147-П, N 03-0123-001148-П (ОСК-1, 2) имеет категорию риска - чрезвычайно высокая.
Апелляционной коллегией не принимается довод общества о том, что при вынесении распоряжения от 21.08.2020 N 14-04/44 о проведении плановой проверки, по результатам которой вынесено оспариваемое предписание в отношении общества, и ее проведении Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора были допущены грубые нарушения требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, которые влекут недействительность результатов данной проверки, поскольку распоряжение от 21.08.2020 N 14-04/44 о проведении проверки не соответствует вышеуказанному Постановлению Правительства РФ N 438, так как предусматривает проведение проверки с выходом непосредственно на проверяемое предприятие, его осмотр и отбор на нем необходимых проб, несмотря на прямой запрет, установленный п. 6 Постановления Правительства РФ N 438.
Из письма Росприроднадзора от 01.06.2020 N СР-11-03-32/16562 следует, что привлекаемые к проведению проверки эксперты Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Краснодарскому краю" не являются должностными лицами органов государственного контроля (надзора) и на них не распространяются требования пункта 7 Постановления N 438 и пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году", а значит, проверочные мероприятия, связанные с непосредственным присутствием на объекте, могут выполняться указанными должностными лицами.
Из материалов дела следует, что выездная проверка организовывалась с целью отбора проб. Отбор проб в рамках документарной проверки невозможен.
В соответствии с ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Таким образом, отборы проб осуществлялись не на территории ООО "Краснодар Водоканал", а на общедоступной территории.
Материалами дела не подтверждено, что на территории ООО "Краснодар Водоканал" должностные лица управления проводили проверочные мероприятия.
Апелляционная коллегия полагает, что при проведении плановой проверки, по результатам которой вынесено оспариваемое предписание в отношении ООО "Краснодар Водоканал", Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора не были допущены грубые нарушения требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, которые влекут недействительность результатов данной проверки.
Экспертными заключениями установлено, что ООО "Краснодар Водоканал" допущено превышение нормативов допустимого воздействия на водный объект по цинку от установленной допустимой концентрации загрязняющего вещества на выпуске сточных вод в пределах лимита.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у контролирующего органа имелись правовые основания для вынесения в отношении общества предписания от 30.09.2020 N 04-01-30-П-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований в срок до 18.01.2021.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с пунктом 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду отсутствия совокупности предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ оснований для признания незаконным предписания управления, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований юридического лица.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2022 по делу N А32-1273/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1273/2021
Истец: ООО "Краснодар Водоканал"
Ответчик: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования РОСПРИРОДНАДЗОР Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопльзования, Южное Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-444/2023
09.11.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16645/2022
25.07.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-1273/2021
16.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1248/2022
06.12.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18377/2021
14.09.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-1273/2021