г. Владивосток |
|
11 ноября 2022 г. |
Дело N А59-1478/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 ноября 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Мокроусовой,
судей С.Н. Горбачевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания П.П. Васильевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алси Строй",
апелляционное производство N 05АП-6637/2022
на решение от 24.08.2022
судьи Т.С. Горбачевой
по делу N А59-1478/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Алси Строй" (ИНН 6501267133, ОГРН 1146501006420)
к Министерству строительства Сахалинской области (ИНН 6501026642, ОГРН 1026500539746)
третьи лица: государственное казенное учреждение "Дирекция по реализации Федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области", Министерство финансов Сахалинской области, Министерство финансов Сахалинской области, Управление Федерального казначейства по Сахалинской области
о взыскании разницы цены государственного контракта N 14/2020 от 26.02.2020 в сумме 68 150 546 руб.,
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Алси Строй" (далее - ООО "Алси Строй", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к Министерству строительства Сахалинской области (далее - Министерство, ответчик) о взыскании разницы цены государственного контракта N 14/2020 от 26.02.2020 в сумме 68 150 546 руб.
В порядке, предусмотренном положениями статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственное казенное учреждение "Дирекция по реализации Федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области", Министерство финансов Сахалинской области, Управление Федерального казначейства по Сахалинской области.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 24.08.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Алси Строй" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного в иске требования. В обоснование своей позиции заявитель в жалобе привел доводы о том, что расчет увеличения цены контракта за период с 01.01.2021 по 15.11.2021 вопреки выводу суда не требует проверки и одобрения государственной строительной экспертизой. Отметил, что 29.12.2021 общество направило заказчику претензию (исх. N 446) с требованием заключить дополнительное соглашение к контракту с условием о возможности изменения условий контракта в части увеличения его стоимости на 68 150 546 руб. за период с 01.01.2021 по 15.11.2021 согласно сводному сметному расчету, выполненному на основании положительного заключения повторной строительной экспертизы с применением повышающего коэффициента; претензия оставлена заказчиком без ответа, дополнительное соглашение с обществом не заключено, 29.12.2021 между сторонами контракта подписан акт приемки законченного строительством объекта по форме КС-11. Полагал, что отсутствие соответствующего бюджетного финансирования не может являться основанием для отказа в удовлетворении требования.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2022 апелляционная жалоба ООО "Алси Строй" принята к производству, судебное заседание по ее рассмотрению назначено на 07.11.2022.
В материалы дела от Министерства, ГКУ "Дирекция по реализации Федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области", Министерства финансов Сахалинской области поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ, в тексте которых ответчик и третьи лица просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В материалы дела от Министерства поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. В тексте ходатайства ответчик также поддержал доводы ранее представленного отзыва.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 07.11.2022 коллегией рассмотрено заявленное ответчиком ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя и на основании статей 156, 159, 184, 185, 258 АПК РФ удовлетворено.
Также в суд апелляционной инстанции от ООО "Алси Строй" поступило ходатайство об участии в судебном заседании с помощью использования системы веб-конференции. Данное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено определением от 26.10.2022, в заседании 07.11.2022 судом осуществлено подключение к системе веб-конференции, однако подключение представителя ООО "Алси Строй" - Горохова А.Н. к участию в онлайн-заседании не зафиксировано.
Поскольку лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц в порядке статьи 156 АПК РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела, искового заявления следует, что 26.02.2020 между государственным казенным учреждением "Дирекция по реализации Федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области" (заказчик) и ООО "Алси Строй" (подрядчик) заключен государственный контракт N 14/2020 (далее - контракт), согласно пункту 2.1 которого подрядчик обязуется выполнить строительно-монтажные работы по объекту: "Строительство жилых домов на острове Итуруп (в том числе проектные и изыскательские работы) и (или) приобретение квартир и новых жилых домах". Жилые дома на земельных участках: N 65:26:0000003:446, N 65:26:0000003:448, N 65:26:0000003:449. N 65:26:0000003:450 в г. Курильск", в соответствии с техническим заданием (приложение N 1) и проектной документацией, в срок, установленный контрактом, по цене, в соответствии со сметой стоимости работ (приложение N 2), а заказчик производит оплату фактически выполненных работ, обеспечивает контроль выполнения работ и приемку результатов выполнения работ.
Согласно пункту 3.1 контракта, сметы стоимости работ, являющейся приложением к контракту, его цена составляет 560 615 360 руб.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Постановления Правительства Сахалинской области от 15.11.2021 N 483 "О мерах, обеспечивающих возможность изменения (увеличения) цены контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства на территории Сахалинской области" между ГКУ "Дирекция по реализации Федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области" и ООО "Алси Строй" заключено дополнительное соглашение к контракту (далее - дополнительное соглашение), на основании которого изменен пункт 3.1 контракта, в новой редакции пункта 3.1 цена контракта составила 629 126 634,86 руб.
Согласно пункту 2 дополнительного соглашения цена контракта, указанная в пункте 1 дополнительного соглашения, и коэффициент удорожания 1,2771 на остаточные виды строительно-монтажных работ определены и согласованы сторонами на основании положительного заключения повторной государственной экспертизы N 65-1-1-2-076471-2021 от 12.12.2021, проведенной ОАУ "Управление государственной экспертизы Сахалинской области".
Согласно сводному сметному расчету, являющемуся приложением N 1 к дополнительному соглашению, увеличение стоимости работ по контракту составило 68 511 274,86 руб.
29.12.2021 сторонами подписан акт по форме КС-11 по контракту, согласно которому стоимость выполненных работ составила 620 623 260,04 руб.
Согласно пояснениям истца, которые не оспариваются ответчиком, увеличение стоимости работ указанным дополнительным соглашением произошло посредством пересчета стоимости выполненных работ по контракту за период с 15.11.2021 по 30.12.2021 с учетом повышающего коэффициента.
Истцом самостоятельно, без проведения государственной строительной экспертизы, произведен расчет стоимости работ, в котором стоимость работ по контракту, выполненных в период с 01.01.2021 по 15.11.2021, увеличена на коэффициент 1,2771, примененный при расчете сметы при заключении дополнительного соглашения, в результате чего стоимость работ увеличилась на 68 150 546,67 руб.
Претензией от 29.12.2021 истец предложил ответчику заключить дополнительное соглашение к контракту на данную сумму. Данная претензия оставлена ответчиком без ответа.
В связи с отсутствием ответа на претензию ООО "Алси Строй" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с настоящим исковым заявлением о взыскании суммы превышения цены контракта с Министерства.
Не установив оснований для взыскания с ответчика в пользу истца суммы превышения цены контракта, суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, как соответствующие материалам дела и закону, и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Возникшие между сторонам правоотношения по контракту на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Строительство жилых домов на острове Итуруп (в том числе проектные и изыскательские работы) и (или) приобретение квартир и новых жилых домах". Жилые дома на земельных участках: N 65:26:0000003:446, N 65:26:0000003:448, N 65:26:0000003:449. N 65:26:0000003:450 в г. Курильск", подлежат регулированию нормами главы 37 ГК РФ, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), а также общими положениями об обязательствах, содержащимися в главе 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
По государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (пункт 2 статьи 764 ГК РФ).
К отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется Федеральный закон N 44-ФЗ о подрядах для государственных или муниципальных нужд (статья 768 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Если иное не предусмотрено договором, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика (пункт 3 статьи 703 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
В силу пункта 1 статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Согласно пункту 2 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ установленная при заключении контракта цена является твердой и определяется на весь срок его исполнения.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами (часть 4 статьи 753 ГК РФ).
На основании статей 307, 309 и 310 ГК РФ обязательства возникают из договора, иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Основанием для прекращения обязательства является его надлежащее исполнение (статья 408 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 64, статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67, 68 АПК РФ об относимости и допустимости доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом, в силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон (часть 3 статьи 8 АПК РФ).
В качестве основания для увеличения стоимости строительно-монтажных работ по контракту и возможности взыскания с ответчика суммы превышения цены контракта истец в исковом заявлении указывает на Постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1315).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для обеспечения федеральных нужд (далее - контракт):
допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к настоящему постановлению, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при совокупности следующих условий:
- изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 процентов;
предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ) физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются;
- размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн. рублей, - по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (в редакции настоящего постановления);
- изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение;
- контракт заключен до 31.12.2022 и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
Из содержания иска следует, что истцом предъявлено требование о взыскании разницы между стоимостью выполненных работ по контракту и стоимостью этих же работ, увеличенной в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1315 на коэффициент удорожания 1,2771, примененный при увеличении цены контракта при заключении дополнительного соглашения.
Проанализировав конкретные обстоятельства настоящего дела, апелляционный суд не установил совокупности условий, названной в Постановлении Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 в качестве основания изменения (увеличения) цены контракта. В частности, в рассматриваемом случае, дополнительное соглашение об увеличении стоимости работ на спорную сумму сторонами не заключено; цена, предъявленная истцом, определена им на основании самостоятельно произведенного расчета, проверка данной цены путем проведения государственной экспертизы не проведена; обязательства по контракту сторонами исполнены. Кроме того, из материалов дела следует, что у ответчика имеются соответствующие лимиты бюджетных средств.
Ввиду приведенного нормативного и документального обоснования в настоящем постановлении апелляционный суд признал правомерным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований ООО "Алси Строй" о взыскании суммы превышения цены контракта с Министерства.
По изложенным выше основаниям апелляционным судом отклонены приведенные ООО "Алси Строй" в жалобе доводы.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемой судебный акт, апелляционная жалоба ООО "Алси Строй" в нарушение требований, предусмотренных статьями 9, 65 АПК РФ, не содержит.
Иное толкование апеллянтом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта по правилам, установленным частью 4 статьи 270 АПК РФ, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возложению на заявителя в соответствии с требованиями части 5 статьи 110 АПК РФ, подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 24.08.2022 по делу N А59-1478/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Мокроусова |
Судьи |
С.Н. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-1478/2022
Истец: ООО "Алси Строй"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Сахалинской области
Третье лицо: ГКУ "Дирекция по реализации Федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Сах. обл.", Министерство строительства Сахалинской области, Министерство финансов Сахалинской области