г. Хабаровск |
|
11 ноября 2022 г. |
А37-592/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
от мэрии города Магадана: Гейдарова З.Ф. по доверенности от 20.09.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства строительства Жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области на решение от 11.08.2022 по делу N А37-592/2022 Арбитражного суда Магаданской области по иску муниципального образования "Город Магадан" в лице мэрии города Магадана (ОГРН 1024900966133, ИНН 4909001626, адрес: 685000, г. Магадан, пл. Горького, д. 1) к Магаданской области в лице министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (ОГРН 1024900958708, ИНН 4909062523, адрес: 685000, г. Магадан, ул. Набережная реки Магаданки, д. 15) о взыскании 13 720 754 руб. 96 коп.; третьи лица: министерство финансов Магаданской области (ОГРН 1054900016786, ИНН 4909032670, место нахождения: 685000, г. Магадан, ул. Горького, д. 6), департамент строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана (ОГРН 1054900003366, ИНН 4909013773, адрес: 685000, г. Магадан, пр-т. Карла Маркса, д. 62-А),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Магаданской области обратилось муниципальное образование "Город Магадан" в лице мэрии города Магадана (далее - Мэрия, истец) с иском к Магаданской области в лице министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (далее - Министерство, ответчик) о взыскании 13 720 754,96 руб. по соглашению от 24.06.2021 N 1-СТ о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования "Город Магадан" в 2021 году в рамках государственной программы Магаданской области "Столица", утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 12.03.2021 N 167-пп (далее - Соглашение 1-СТ) в редакции дополнительного соглашения от 19.06.2021.
В обоснование исковых требований истец сослался на невозможность без предусмотренной Соглашением 1-СТ субсидии оплатить работы, выполненные в рамках реализации государственной программы Магаданской области "Столица".
Исковое заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А37-592/2022, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство финансов Магаданской области (далее - Министерство финансов), департамент строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана (далее - Департамент САТЭК).
Решением от 11.08.2022 суд удовлетворил иск по делу N А37-592/2022, взыскал с ответчика в пользу истца убытки в размере 13 720 754 руб. 96 коп.
Определением от 05.10.2022 Шестой арбитражный апелляционный суд принял к рассмотрению апелляционную жалобу Министерства на вышеуказанное решение.
Считая решение незаконным, необоснованным, подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска, апеллянт привел доводы и аргументы, которые им заявлялись при рассмотрении дела в суде первой инстанции: при рассмотрении документов, предоставленных истцом, при визуальном осмотре результата выполнения работ с привлечением специалиста в области строительного контроля, обнаружены недостатки качества выполненных работ, что является препятствие для предоставления истцу субсидии, поскольку оплате подлежат только те работы, которые выполнены в соответствии с установленными правилами и к качеству которых отсутствуют претензии.
Министерство финансов в отзыве поддержало апеллянта, указало на взыскание в пользу лица, не участвующего в деле (в пользу Мэрии, а не муниципального образования), на отсутствие в резолютивной части решения указания на источники выплаты взысканных убытков (отсутствие в решении указания на взыскание за счет казны муниципального образования).
В отзыве на апелляционную жалобу Мэрия не согласилась с доводами апеллянта, указала на устранение недостатков, просила оставить решение без изменения.
В судебном заседании, проведенном в отсутствие представителей апеллянта и третьих лиц, представитель Мэрии поддержал отзыв на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лица, участвовавшего в судебном заедании, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам относительно законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Поводом для предъявления иска послужили следующие обстоятельства.
24.06.2021 между истцом (Получатель) и ответчиком (Главный распорядитель) заключено Соглашение N 1-СТ.
Предметом указанного Соглашения является предоставление из областного бюджета в 2021 году бюджету муниципального образования "Город Магадан" субсидии на благоустройство территорий в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведёнными Главному распорядителю как получателю средств областного бюджета в рамках государственной программы Магаданской области "Столица", утверждённой постановлением Правительства Магаданской области от 12.03.2021 N 167-пп (пункт 1.1 Соглашения).
Общий размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету городского округа Магадан, составляет в 2021 году не более 84 539 600,00 руб. (пункт 2.2 Соглашения).
Дополнительным соглашением от 19.07.2021 внесены изменения в пункт 2.2 Соглашения в части финансового обеспечения расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а именно общий размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету городского округа город Магадан в соответствии с Соглашением, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия: уровня софинсирования, равного 94,6 %, составляет в 2021 году не более 179 777 706,00 руб.
Субсидия перечисляется Главным распорядителем в течение 10 рабочих дней с момента принятия заявок на получение субсидий из областного бюджета на мероприятие на благоустройство территорий городских округов (пункт 3.6 Соглашения). В случае приостановления предоставления субсидии Главный распорядитель обязуется информировать Получателя о причинах такого приостановления (пункт 4.1.4 Соглашения).
Между Департаментом САТЭК и обществом с ограниченной ответственностью "Восток-Капитал" (Подрядчик) заключен муниципальный контракт N 81120200012 от 18.05.2021 на выполнение работ по благоустройству территории в районе детского сада N 15 по Набережной реки Магаданки дом 55/5; в районе домов N 55, N 55/1, N 55/2, N 55/4, N 57/1, N 57/3 по Набережной реки Магаданки (далее - муниципальный контракт).
В рамках реализации мероприятий государственной программы Магаданской области "Столица" в адрес ответчика Департаментом САТЭК была направлена заявка на финансирование от 10.12.2021 N 4377 с приложением подтверждающих документов об осуществлении работ по благоустройству территории в районе детского сада N 15 по Набережной реки Магаданки дом 55/5; в районе домов N 55, N 55/1, N 55/2, N 55/4, N 57/1, N 57/3 по Набережной реки Магаданки на общую сумму 13 720 754,96 руб.
27.12.2021 ответчиком на имя главы муниципального образования "Город Магадан", мэра города Магадана направлено письмо, из которого следует, что по распоряжению губернатора Магаданской области от 29.10.2021 N 311-р "О создании рабочей группы по осуществлению контроля за ходом выполнения работ и приемкой выполненных работ в рамках реализации государственной программы "Столица" проведена визуальная проверка качества выполненных работ. В результате проверки выявлено наличие снежного покрова, что не позволяет осуществить приемку выполненных работ. Аналогичное письмо направлено Ответчиком 10.02.2022 N 432/25-12 в адрес департамента САТЭК мэрии города Магадана.
При этом размер субсидии следующим образом: в соответствии с пунктом 2.7 муниципального контракта для оплаты выполненных подрядчиком работ к оплате представлены оформленные документы: подписанные сторонами акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 на сумму 14 503 969,30 руб. Произведена оплата из средств бюджета муниципального образования "Город Магадан" на сумму 783 214,34 руб. (софинасирование - 5,4%). Размер субсидии составляет 13 720 754,96 руб. за счет средств областного бюджета (94,6%).
Вместе с тем истец настаивает, что порядок приемки работ по муниципальным контрактам не содержит условие, обязывающее Заказчика привлекать рабочую группу для осуществления контроля за ходом выполнения работ и приёмки выполненных работ в рамках государственной программы "Столица" (далее - Рабочая группа). Таким образом, отсутствие положительного заключения Рабочей группы не является основанием для отказа в перечислении денежных средств.
Согласно муниципальным контрактам на благоустройство городских территорий основанием для оплаты выполненных Подрядчиком работ являются подписанные Сторонами акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, счет и (или) счет-фактура либо универсальный передаточный документ. Предоставление иных документов муниципальным контрактом не предусмотрено.
15.02.2021 истцом в адрес ответчика направлена претензия N 184 с просьбой в течение 5 (пяти) дней с момента получения претензии, перечислить денежные средства на счет, открытый Получателем в Управлении Федерального казначейства по Магаданской области и указанный в Соглашении (л.д. 70-71 т. 1).
В предусмотренные пунктом 3.6 Соглашения сроки денежные средства в Мэрию не поступили, из-за чего у департамента САТЭК возникла просроченная задолженность перед подрядными организациями за фактически выполненные и принятые работы, что послужило поводом для предъявления иска.
Суд первой инстанции правильно установил вышеизложенные обстоятельства, правильно изложил существо спора, при рассмотрении спора применены следующие нормы права.
Согласно положениям статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; при этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как разъяснено в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25), по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В силу положений статей 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
Статьей 1071 ГК РФ определено, что в случаях, когда убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ.
Муниципальное образование "Город Магадан", в лице мэрии города Магадана, в спорной ситуации является участником как бюджетных, так и гражданских правоотношений и обладает в силу закона (статья 139 БК РФ) правом на получение финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации для обеспечения финансирования спорных обязательств перед подрядчиком.
Магаданская область, в лице Министерства, на основании принятых нормативных актов, приняла на себя обязательства по соответствующему софинансированию расходов на выполнение программных мероприятий.
В соответствии с пунктом 3.4. соглашения "О предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования "Город Магадан" в 2021 году в рамках государственной программы Магаданской области "Столица", утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 12.03.2021 N 167-пп" от 24.06.2021 N 1-СТ (далее - Соглашение), субсидия предоставляется при выполнении условий предусмотренных Порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением Правительства Магаданской области от 12.03.2021 N 167-пп "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Столица" (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка, субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до органов исполнительной власти Магаданской области, как получателей средств областного бюджета на предоставление субсидий.
Субсидия перечисляется Главным распорядителем в течение 10 рабочих дней с момента принятия заявок на получение субсидий из областного бюджета на мероприятие на благоустройство территорий городских округов (пункт 3.6 Соглашения). В случае приостановления предоставления субсидии Главный распорядитель обязуется информировать Получателя о причинах такого приостановления (пункт 4.1.4 Соглашения).
В соответствии с пунктом 9 Порядка (пунктом 7.9. порядка предоставления и распределения субсидий, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 30.12.2021 N 1093-пп "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Магаданской области") после завершения реализации соответствующего мероприятия городской округ (которому в соответствии с Соглашением предполагается предоставление субсидии) направляет Получателю (в рассматриваемом случае Министерство строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области") заявку на финансирование с приложением в том числе копий актов о приемке выполненных работ по форме КС-2, подписанного заказчиком и подрядчиком.
Получатель средств в течение 10 рабочих дней со дня предоставления документов (в частности актов КС-2) рассматривает их и в случае обнаружения недостатков возвращает пакет документов заявителю, информируя городской округ о необходимости принятия мер по устранению замечаний.
В рамках реализации мероприятий государственной программы Магаданской области "Столица" в адрес ответчика департаментом САТЭК направлена заявка на финансирование от 10.12.2021 N 4377 с приложением подтверждающих документов об осуществлении работ по благоустройству территории в районе детского сада N 15 по Набережной реки Магаданки дом 55\5; в районе домов N 55, N 55/1, N 55/2, N 55/4, N 57/1, N 57/3 по Набережной реки Магаданки на общую сумму 13 720 754,96 руб.
Согласно акту визуального осмотра работ благоустройства дворовой территории в рамках программы "Столица" от 27.09.2021, составленному сотрудниками ответчика, был произведен визуальный осмотр благоустройства дворовой территории, расположенной по адресу: ул. Набережная реки Магаданки, д.55, корп. 1,2,4,5, ул. Набережная реки Магаданки, д.57, корп.1,3. При визуальном осмотре были выявлены следующие нарушения: визуальный брак асфальтобетонного покрытия по всей дворовой территории, нарушена однородность асфальтобетонного покрытия (имеет пористый вид), некачественное устройство швов сопряжения полос (плохая обработка швов сопряжения полос битумом), асфальтобетонное покрытие имеет трещины (разрушение, вышелушивание асфальтобетона), новое асфальтобетонное покрытие не состыковано со старым; по ул. Набережная реки Магаданки, д.57, корп. 3 продольные трещины в асфальтобетонном покрытии в районе бордюрного камня (разрушение, вышелушивание асфальтобетонной связи). нарушена ровность асфальтобетонного покрытия, что в период дождей может вызвать скопление воды на дворовой территории;- бордюрный камень местами не имеет плотных стыков и неправильную укладку угла, не везде имеется отсыпка грунта; часть канализационных люков утоплены в асфальтобетонное покрытие, что не позволит обеспечить доступ к смотровым колодцам; на детской площадке не оборудован съезд для маломобнльных групп населения и детских колясок.
28.01.2022 департамент САТЭК направил в адрес ответчика письмо N 219 о том, что денежные средства в размере 13 720 754,96 руб. на расчётный счёт департамента САТЭК не поступили. В ответ на данное письмо Ответчиком в адрес департамента САТЭК направлено письмо от 10.02.2022 N 432/25-12 из которого следует, что по распоряжению губернатора Магаданской области от 29.10.2021 N 311-р "О создании рабочей группы по осуществлению контроля за ходом выполнения работ и приемкой выполненных работ в рамках реализации государственной программы "Столица" проведена визуальная проверка качества выполненных работ. В результате проверки выявлено наличие снежного покрова, что не позволяет осуществить приемку выполненных работ.
Ответчик настаивает, что при рассмотрении документов, предоставленных истцом, при визуальном осмотре результата выполнения работ с привлечением специалиста в области строительного контроля, обнаружены недостатки работ, при наличии которых принять положительное решение о предоставлении субсидии не представляется возможным, поскольку это в том числе противоречит положениям бюджетного законодательства о целевом характере бюджетных средств и принципе эффективности использования бюджетных средств (статьи 34,38 БК РФ).
Позиция ответчика заключается в том, что оплате подлежат только те работы, которые выполнены в соответствии с установленными правилами и к качеству которых отсутствуют претензии.
27.05.2022 в адрес главы муниципального образования "Город Магадана", мэра города Магадана поступило письмо N 2345/25-43 и.о. министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области в котором указывается, что нарушения выявленные актом визуального осмотра от 27.09.2021 устранены. При этом Министерство сообщает о необходимости дополнительной проверки благоустройства территории с привлечением специалиста строительного контроля.
Из акта визуального осмотра работ по благоустройству дворовой территории в рамках программы "Столица" от 18.07.2022, составленного представителями ответчика, третьего лица - департамента САТЭК, АНО "Дирекция по развитию социально значимых объектов Магаданской области", МОГКУ "Дирекция единого заказчика министерства строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области произведен визуальный осмотр выполненных работ по благоустройству дворовой территории спорных многоквартирных домов на основании представленной справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) от 10.12.2021 N 3 и акта о приемке выполненных работ (КС-2) от 10.12.2021 N 3 к муниципальному контракту N 81120200012 от 18.05.2021 рабочей группой были выявлены следующие нарушения:
- в криволинейных местах не подрезаны утлы бордюрного камня. согласно СИ 82.13330.2016 (и.6.25) устройство криволинейного борта радиусом 15 м и менее из прямолинейных камней не допускается (подрядчик ссылается на отсутствие необходимой расценки по резке бордюрных камней в сметной документации и отсутствие необходимых рекомендаций в проектной документации, именно по этой причине технология устройства бордюрных камней в криволинейных местах была им нарушена);;
- швы между бортовыми камнями в криволинейных местах превышают допустимые нормы: согласно СП 82.13330.2016 (н.6.25) швы не должны превышать 10 мм, по факту ширина швов составляет 30-60 мм;
- во многих местах, где расстояние между бордюрными камнями не превышает 10 мм - отсутствует растворный шов;
- в местах, где наблюдается превышение но толщине швов от 30 мм до 60 мм - швы заделаны (со слов подрядчика) сухой ремонтной смесью Скрепа М500, на которую предоставлены в электронном варианте свидетельство о государственной регистрации N
RU.77.01.34.015.E.001936.03.13 от 01.03.2013, экспертное заключение о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам N 77.01.03.П.002277.02.13 от 26.02.2013 и паспорт качества N 160422 от 25.04.2022.
Из содержания указанного акта, представитель департамента САТЭК от его подписания отказался.
Рассмотрев материалы дела, суд установил, что работы по резке бордюрных камней отсутствуют в ведомости объемов работ (приложение N 1 к муниципальному контракту), зазоры между бордюрными камнями залиты смесью. Работы, предусмотренные муниципальным контрактом, Подрядчиком выполнены в полном объеме, что подтверждается подписанным сторонами актом приёмки выполненных работ. Рассматриваемый Акт визуального осмотра работ по благоустройству дворовой территории в рамках программы "Столица" от 18.07.2022не может быть принят как основание для отказа в перечислении денежных средств со стороны Министерства. Кроме того, выявленные после принятия подрядных работ строительные недостатки подлежат устранению подрядчиком в рамках гарантийных обязательств.
Недостатки работ устранены, поэтому у ответчика наступили обязательства по уплате истцу субсидии в размере 13 720 754,96 руб.
Все выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и существу спорного правоотношения.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу положений главы 37 ГК РФ у заказчика муниципального контракта N 81120200012 возникла обязанность уплатить подрядчику денежные средства за работы по контракту. Такие денежные средства в силу вышеизложенных обстоятельств должны быть выплачены за счет Соглашения 1-СТ.
Удовлетворение настоящего иска не противоречит положениям бюджетного и гражданского законодательства, а также Постановлению Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Изложенные в отзыве Министерства финансов недостатки судебного акта являются исправимыми и устранимыми судом первой инстанции по правилам статей 178, 179 АПК РФ, в то же время суд апелляционной инстанции не считает возможным изменить или отменить по существу правильное решение исключительно по формальным основаниям.
Таким образом, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, решение - изменению или отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.08.2022 по делу N А37-592/2022 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-592/2022
Истец: Мэрия города Магадана
Ответчик: Магаданская область в лице Министерство строительства ЖКХ и энергетики Магаданской области
Третье лицо: Департамент САТЭК Мэрии г. Магадана, Министерство финансов Магаданской области