г. Киров |
|
10 ноября 2022 г. |
Дело N А28-1262/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Волковой С.С., Немчаниновой М.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителя заявителя - Павловой Л.С., действующей на основании доверенности от 24.01.2022;
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции во Втором арбитражном апелляционном суде представителя ответчика - Ускиревой М.В., действующей на основании доверенности от 14.01.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Вятскополянского района Кировской области, Министерства финансов Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 30.08.2022 по делу N А28-1262/2022
по заявлению Администрации Вятскополянского района Кировской области
(ИНН 4307001450, ОГРН 1024300613270)
к Министерству финансов Кировской области
(ИНН 4347015963, ОГРН 1034316505497)
третье лицо: Министерство спорта и молодежной политики Кировской области
о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Вятскополянского района Кировской области (далее - заявитель, Администрация, Администрация Вятскополянского района) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Министерству финансов Кировской области (далее - ответчик, Министерство финансов) о признании требований, установленных пунктами 1, 2, 4 представления Министерства финансов от 17.01.2022 N 53-19-05/064, недействительными.
Определением Арбитражного суда Кировской области от 21.03.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство спорта и молодежной политики Кировской области (далее - третье лицо, Министерство спорта).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 30.08.2022 заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным представление Министерства финансов от 17.01.2022 N 53-19-05/064 в части нарушений, указанных в пункте 1 описательной части представления от 17.01.2022 N 53-19-05/064, а также в части требований устранить нарушения, указанные в пункте 1 описательной части представления от 17.01.2022 N 53-19-05/064, в удовлетворении остальной части заявленных требований Администрации отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация и Министерство финансов обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Как указывает в апелляционной жалобе Министерство финансов, в связи с достижением Белоусовым М.В. возраста 35 лет на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы. Исключение семьи из списка участников подпрограммы в связи с достижением одним из супругов возраста, превышавшего 35 лет, призвано не допустить нецелевое использование бюджетных средств, так как бюджетные средства имеют адресный и целевой характер. В этой связи, по мнению ответчика, представление Министерства финансов от 17.01.2022 N 53-19-05/064 в указанной части является законным и обоснованным.
Администрация Вятскополянского района в апелляционной жалобе просит обжалуемое решение отменить в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействительными требований, установленных пунктами 2,4 оспариваемого представления Министерства финансов, и принять по делу новый судебный акт, которым требования Администрации удовлетворить в полном объеме.
По мнению заявителя, приобретенный семьей Белоусовых жилой дом соответствует положениям пункта 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение N 47), в связи с чем пункт 38 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 (далее - Правила N 1050) Администрацией не нарушен.
Более подробно позиции Администрации и Министерства финансов изложены в апелляционных жалобах.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу ответчика, в котором опровергает приведенные в ней доводы, просит оставить решение суда в обжалуемой Министерством финансов части без изменения.
Министерство финансов представило отзыв на апелляционную жалобу Администрации, в котором опровергает приведенные в ней доводы, просит оставить решение суда в обжалуемой заявителем части без изменения.
Министерство спорта отзыв на апелляционные жалобы сторон не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 06.10.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 07.10.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела, 05.12.2019 Министерством спорта издан приказ N 284 об утверждении списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2020 году по Кировской области. В данный список включена семья Белоусовых.
22.01.2020 между Министерством спорта (Субъект) и муниципальным казенным учреждением Администрация Вятскополянского района Кировской области (Муниципалитет) заключено соглашение N 33610000-1-2020-003 "О предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету на софинансирование расходных обязательств на представление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья" (далее - Соглашение).
Предметом указанного Соглашения является предоставление из областного бюджета Кировской области в 2020-2022 годах бюджету муниципального образования Вятскополянский муниципальный район Кировской области субсидии на софинансирование расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство жилья) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Субъекту как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, в рамках отдельного мероприятия "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в государственной поддержке" государственной программы Кировской области "Обеспечение граждан доступным жильем", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 N 753-П.
В силу пункта 4.3.8 Соглашения Муниципалитет обязуется выполнять обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий и настоящим соглашением.
Министерством финансов в отношении Администрации проведена плановая камеральная проверка на основании приказа Министра финансов от 15.09.2021 N 215 "О назначении контрольного мероприятия (плановой камеральной проверки)" и на основании плана контрольных мероприятий Министерства финансов по внутреннему государственному финансовому контролю на 2021 год, утвержденного приказом министра финансов Кировской области от 25.12.2020 N 271.
Предмет контрольного мероприятия: соблюдение целей, порядка и условий предоставления межбюджетной субсидии местным бюджетам из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья государственной программы Кировской области "Обеспечение граждан доступным жильем". Проверяемый период: с 01.01.2020 по 31.12.2020.
В ходе проверки Министерством финансов, установлено, что 02.07.2018 Белоусов Михаил Васильевич обратился в Администрацию Краснополянского городского поселения Кировской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма ввиду отсутствия достаточной площади жилого помещения для всех членов семьи.
Постановлением Администрации Краснополянского городского поселения Кировской области от 06.07.2018 N 129 "Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам" в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий без постановки на учет Белоусов Михаил Васильевич 12.09.1984 г.р. и члены его семьи в составе: жена: Белоусова Светлана Владимировна, 1989 г.р.; сын: Белоусов Никита Михайлович, 2013 г.р.; сын: Белоусов Кирилл Михайлович, 2018 г.р.; сын: Белоусов Даниил Михайлович, 2018 г.р.
Постановлением Администрации Вятскополянского района Кировской области от 31.07.2018 N 612 "О включении в список молодых семей-участников отдельного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" подпрограммы "Реализация социальной политики" муниципальной программы Вятскополянского района "Создание условий, способствующих развитию района" на 2014-2020 годы семья Белоусовых включена в список молодых семей-участников мероприятия.
На основании Протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений молодых семей, изъявивших желание принять участие в отдельном мероприятии "Обеспечение жильем молодых семей" подпрограммы "Реализация социальной политики муниципальной программы Вятскополянского района "Создание условий, способствующих развитию района" от 11.02.2020 N 14, комиссией принято решение выдать 27.02.2020 молодой семье Белоусовых свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. Срок действия Свидетельства от 27.02.2020 N 7, выданного семье Белоусова М.В., продлен до 27.11.2020.
Белоусова Светлана Владимировна, действующая от своего имени и как законный представитель от имени своих несовершеннолетних детей, и Белоусов Михаил Васильевич (далее - Покупатели) заключили договор купли-продажи от 03.09.2020 с Зубовой Галиной Васильевной (далее - Продавец), согласно которому Продавец продал, а Покупатель купил в общую долевую собственность (по 1/5 доли в праве у каждого) земельный участок и расположенный на нем жилой дом, общей площадью 47,1 кв.м., по адресу: Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Пароходная, д. 61. Цена приобретаемых в общую долевую собственность жилого дома и земельного участка определяется по соглашению сторон в сумме 1 325 000,00 рублей, в том числе стоимость жилого дома - 1 000 000,00 рублей, земельного участка 325 000,00 рублей.
В ходе проверки представлена заявка на перечисление средств местного, областного, федерального бюджетов, предоставляемых в качестве социальной выплаты, выделяемой молодым семьям в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на 21.09.2020 от Кировского РФ АО "Россельхозбанк" на получателя социальной выплаты семью Белоусовых.
Постановлением Администрации Вятскополянского района Кировской области от 21.09.2020 N 576 "О перечислении денежных средств" Администрация Вятскополянского района постановила отделу бухгалтерского учета перечислить денежные средства в размере 854 752,50 рубля в Кировский РФ АО "Россельхозбанк" на банковский счет семьи Белоусовых, согласно заявке. Белоусову Михаилу Васильевичу денежные средства перечислены Администрацией платежным поручением от 30.09.2020 N 839605 в сумме 854 752,50 рублей на счет, открытый в АО "Россельхозбанк".
На момент государственной регистрации права общей долевой собственности на указанный выше жилой дом (17.09.2020) и перечисления объектом контроля социальной выплаты (30.09.2020) Белоусов Михаил Васильевич 12.09.1984 г.р. достиг возраста 36 лет.
В соответствии с Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р, "молодая семья" - семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст участников увеличивается до 35 лет).
С момента утверждения списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, семья становится лишь претендентом на получение социальной выплаты, что не влечет за собой безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме, то есть и на дату предоставления ей социальной выплаты. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для участия в ведомственной целевой программе по категории "молодая семья".
Жилое помещение, расположенное по адресу: Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Пароходная, д.61, в момент приобретения его семьей Белоусовых не подключено к централизованным сетям отопления и горячего водоснабжения, не обеспечено инженерными системами (горячее водоснабжение, отопление), что не соответствует уровню благоустройства, установленному Постановлением Администрации города Вятские Поляны от 21.05.2001 N 405 "О средней степени благоустройства жилых помещений в городе Вятские Поляны" (далее-Постановление N 405). Решение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания (что оно отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) и о соответствии уровня благоустроенности, установленному Постановлением N 405, не принималось.
Администрация перечислила средства субсидии на выплату семье Белоусовых в отсутствие надлежащего контроля за тем, насколько приобретенное по договору купли-продажи от 03.09.2020 жилое помещение, расположенное по адресу: Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Пароходная, д.61, соответствует установленным обязательным требованиям. Тот факт, что семье Белоусовых ранее выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", не исключал обязанности Администрации по проверке соответствия приобретенного помещения установленным требованиям.
Перечисленные выше обстоятельства были отражены в Акте камеральной проверки муниципального казенного учреждения администрация Вятскополянского района Кировской области (Администрация Вятскополянского района) от 01.12.2021.
17.01.2022 Министерство финансов выдало Администрации представление N 53-19-05/064. В описательной части данного представления указано, в том числе следующее.
В нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, подпункта 31 пункта 1 статьи 14 Закона Кировской области от 19.12.2019 N 325-30 "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, устанавливающие порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, пункта 2 Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р, пункта 2 Порядка предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 N 753-П, пунктов 1.1, 4.3.8 Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету на софинансирование расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья от 22.01.2020 N 33610000-1-2020-003 (далее - Соглашение от 22.01.2020), Администрацией платежным поручением от 30.09.2020 N 839605 перечислены средства социальной выплаты на приобретение жилого помещения семье, не отвечающей требованиям, предъявляемым к молодым семьям, которые вправе участвовать в ведомственной целевой программе "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и утратившей право на получение соответствующей социальной выплаты, в связи с достижением одним из супругов возраста, превышающего 35 лет, в общей сумме 854 752,50 рублей, что в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств (пункт 1).
В нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пунктов 33, 38 Правил N 1050, пунктов 1.1, 1.2, 4.3.8 Соглашения от 22.01.2020, пункта 1 Постановления N 405 Администрацией в отсутствие надлежащего контроля перечислены средства социальной выплаты семье на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Пароходная, д.61, которое не отвечает степени благоустройства жилого помещения применительно к условиям г. Вятские Поляны (отсутствует центральное отопление и централизованное горячее водоснабжение), что привело к неправомерному расходованию бюджетных средств в общей сумме 854 752,50 рублей (пункт 3).
В нарушение пунктов 33, 47 Правил N 1050 Администрацией не обеспечена проверка сведений, содержащихся в документах, о соответствии жилых помещений, приобретенных молодыми семьями в 2020 году, требованиям статей 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (пригодны для постоянного проживания) и степени благоустроенности применительно к условиям населенных пунктов, в которых приобретались жилые помещения для постоянного проживания (пункт 4).
Резолютивная часть представления Министерства финансов от 17.01.2022 N 53-19-05/064 содержит, в том числе следующие требования.
1. В связи с нецелевым и неправомерным использованием средств субсидии:
1) устранить нарушение, указанное в пункте 1 описательной части настоящего Представления;
2) устранить нарушение, указанное в пункте 2 описательной части настоящего Представления,
путем возврата в областной бюджет средств субсидии в общей сумме 730 813,42 рубля и принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений.
2. По нарушениям, указанным в пункте 4 описательной части настоящего представления, принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений не позднее 04.02.2022.
Не согласившись с указанным представлением Министерства финансов в части пунктов 1, 2, 4 описательной части, Администрация обратилась в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав представителей сторон, поддержавших занятые по делу позиции, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).
В соответствии со статьей 28 БК РФ к принципам бюджетной системы Российской Федерации относятся, в том числе, эффективность использования бюджетных средств, адресность и целевой характер бюджетных средств.
В статье 38 БК РФ сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно положениям пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии со статьей 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений; контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;
контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В силу пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Приложением N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1050 право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - мероприятие ведомственной целевой программы) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.
Пунктом 6 Правил N 1050 установлено, что участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Законом Кировской области от 19.12.2019 N 325-ЗО "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Закон N 325-ЗО) утвержден объем субсидий бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (подпункт 31 пункта 1 статьи 14).
Приложением N 104 к Закону 325-ЗО утверждено распределение субсидий местным бюджетам из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья на 2020 год. Из данного приложения следует, что Вятскополянскому району предусмотрена субсидия в размере 1 607,79 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 N 753-П утверждена государственная программа Кировской области "Обеспечение граждан доступным жильем" (далее - Государственная программа).
Государственной программой утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей (далее - Порядок предоставления субсидий).
Пунктами 2-4 Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - мероприятие по обеспечению жильем молодых семей). Субсидия предоставляется Министерством спорта и молодежной политики Кировской области. Субсидия предоставляется в заявительном порядке муниципальным районам, муниципальным округам, городским округам Кировской области. Заявка на участие в реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в соответствующем году направляется муниципальным образованием в министерство по форме, утвержденной министерством, и в устанавливаемые им сроки.
Относительно доводов апелляционной жалобы Министерства финансов о том, что в пункте 1 описательной части оспариваемого представления ответчик правомерно указал на факт того, что Администрацией перечислены средства социальной выплаты на приобретение жилого помещения семье, не отвечающей требованиям, предъявляемым к молодым семьям, которые вправе участвовать в ведомственной целевой программе "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и утратившей право на получение соответствующей социальной выплаты, в связи с достижением одним из супругов возраста, превышающего 35 лет, апелляционный суд отмечает следующее.
Пунктом 6 Правил N 1050 установлено, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2020 N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" (далее - Закон N 489-ФЗ) определено, что молодежь, молодые граждане - это социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), имеющих гражданство Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 489-ФЗ молодая семья - это лица, состоящие в заключенном в установленном законодательством Российской Федерации порядке браке, в том числе воспитывающие ребенка (детей), либо лицо, являющееся единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей), в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона).
Частью 3 статьи 6 Закона N 489-ФЗ предусмотрено, что настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, актами высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации молодежной политики, в том числе при установлении мер поддержки отдельным категориям молодых граждан, молодых семей, молодых специалистов, может устанавливаться иной максимальный возраст, чем предусмотрено пунктами 1 - 3, 6 и 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, но не менее 35 лет включительно.
Пунктом 2 Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р, установлено, что молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники); молодая семья - это семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст участников увеличивается до 35 лет).
В силу пункта 1 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) срок исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
Согласно пункта 21 Правил N 1050 орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы. О принятом решении молодая семья письменно или в электронной форме посредством Единого портала уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.
Из пункта 22 Правил N 1050 следует, что основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы, в том числе является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил.
Как следует из пункта 24 Правил N 1050 орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 26 Правил N 1050 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.
В силу пункта 27 Правил N 1050, в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из системного толкования названных выше положений ГК РФ, Закона N 489-ФЗ, Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р, Правил N 1050, следует, что право молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы на получение социальной выплаты сохраняется до достижения одним из супругов либо одним родителем в неполной семье 36 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Как следует из материалов настоящего дела, Министерством спорта 05.12.2019 издан приказ N 284 об утверждении списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2020 году по Кировской области. В данный список включена семья Белоусовых. Таким образом, на момент включения семьи Белоусовых в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2020 году по Кировской области Белоусову М.В. было 35 лет, что не исключает возможности участия указанной семьи в Государственной программе.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что представление Министерства финансов от 17.01.2022 N 53-19-05/064 в части нарушений, указанных в пункте 1 описательной части оспариваемого представления, а также в части требований устранить нарушения, указанные в пункте 1 описательной части представления от 17.01.2022 N 53-19-05/064, не соответствует приведенным выше нормативным положениям и нарушает права и законные интересы заявителя. Доводы ответчика об обратном основаны на неверном толковании изложенных выше норм права, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Относительно доводов апелляционной жалобы Администрации апелляционный суд отмечает следующее.
В пунктах 2, 4 описательной части представления от 17.01.2022 N 53-19-05/064 ответчик указывает на то, что Администрацией в отсутствие надлежащего контроля перечислены средства социальной выплаты семье на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Пароходная, д.61, которое не отвечает степени благоустройства жилого помещения применительно к условиям г. Вятские Поляны (отсутствует центральное отопление и централизованное горячее водоснабжение), что привело к неправомерному расходованию бюджетных средств в общей сумме 854 752,50 рублей. Администрацией не обеспечена проверка сведений, содержащихся в документах, о соответствии жилых помещений, приобретенных молодыми семьями в 2020 году, требованиям статей 15 и 16 ЖК РФ (пригодны для постоянного проживания) и степени благоустроенности применительно к условиям населенных пунктов, в которых приобретались жилые помещения для постоянного проживания.
Пунктом 33 Правил N 1050 предусмотрено, что орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 31 настоящих Правил. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются: нарушение установленного пунктом 31 настоящих Правил срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 38 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 38 N 1050 распорядитель счета имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических лиц, за исключением указанных в пункте 2(1) настоящих Правил, и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынках жилья, уплаты цены договора участия в долевом строительстве, предусматривающего в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, или для строительства жилого дома, отвечающих требованиям, установленным статьями 15 и 16 ЖК РФ, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается (строится) жилое помещение для постоянного проживания.
Согласно пункту 12 Положения N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 37 Постановления от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении N 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Постановлением N 405 предусмотрено, что благоустроенным применительно к условиям города Вятские Поляны считается жилое помещение, имеющее следующие элементы благоустройства: центральное отопление; водопровод; централизованное горячее водоснабжение; канализация; ванна (душ).
Судом первой инстанции установлено, что город Вятские Поляны Кировской области имеет жилой фонд с теплоснабжением, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Как следует из материалов настоящего дела, приобретенный семьей Белоусовых жилой дом, расположенный по адресу: Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Пароходная, д.61, не подключен к централизованным сетям отопления и горячего водоснабжения, что не соответствует требованиям, установленным Постановлением N 405. Факт подключения спорного жилого дома к сети газоснабжения сам по себе в отсутствие доказательств обеспечения за счет газификации отопления и горячего водоснабжения данного дома не свидетельствует о соблюдении требований, установленных Постановлением N 405. При этом соответствующие доказательства в материалы дела не представлены.
Кроме того, согласно письму Администрации от 26.11.2021 N 02-29 в ее адрес 30.10.2020 поступило уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства, а 16.11.2020 - уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства. При этом обращений от семьи Белоусовых об обследовании жилого дома, расположенного по адресу: Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Пароходная, д.61, в целях принятия межведомственной комиссией г. Вятские Поляны решения о признании жилого помещения пригодным для проживания, в Администрацию не поступало.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимости, расположенный по адресу Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Пароходная, д.61 (жилой дом, год завершения строительства - 1960, материал наружных стен - деревянные) снят с кадастрового учета 03.12.2020.
Таким образом, надлежащих доказательств однозначно подтверждающих, что спорное жилое помещение соответствовало требованиям, установленным статьями 15 и 16 ЖК РФ, было благоустроено применительно к условиям населенного пункта- города Вятские Поляны, в котором приобретается жилое помещение для постоянного проживания, в материалы настоящего дела в нарушение статьи 65 АПК РФ Администрацией не представлено.
На основании изложенного, доводы Администрации о том, что спорное жилое помещение было газифицировано, поставка газа абоненту осуществляется с 20.09.2018, между обществом с ограниченной ответственностью "Водоканал" и Белоусовым М.В. заключен договор от 29.10.2020 о предоставлении коммунального ресурса (холодное) водоснабжение, в связи с чем, жилой дом, расположенный по адресу: Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Пароходная, д.61 соответствует всем условиям по благоустройству, подлежат отклонению.
В силу пунктов 33, 38, 47 Правил N 1050 несоответствие приобретаемого жилого помещения уровню благоустройства применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается жилое помещение, является препятствием для перечисления из местного бюджета денежных средств на приобретение такого помещения.
При этом орган местного самоуправления в течение 14 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет не только соответствие заявки данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты, но и соответствие представленных документов Правилам, в том числе требованию приобретения жилого помещения благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается жилое помещение.
Пунктом 4.3.8 Соглашения предусмотрено, что Администрация обязуется выполнять обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий и настоящим соглашением.
С учетом всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции признает правомерными выводы Арбитражного суда Кировской области о том, что пункты 2, 4 оспариваемого представления Министерства финансов являются законными и обоснованными, а относящиеся к ним доводы апелляционной жалобы Администрации - несостоятельными.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционных жалоб Администрации и Министерства финансов, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
При изложенных выше обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 30.08.2022 по делу N А28-1262/2022 следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы Администрации Вятскополянского района Кировской области и Министерства финансов Кировской области - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податели жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 30.08.2022 по делу N А28-1262/2022 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Администрации Вятскополянского района Кировской области, Министерства финансов Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-1262/2022
Истец: МКУ Администрация Вятскополянского района Кировской области
Ответчик: Министерство финансов Кировской области
Третье лицо: Министерство спорта и молодежной политики Кировской области