г. Ессентуки |
|
09 ноября 2022 г. |
Дело N А63-8238/2022 |
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Егорченко И.Н., рассмотрев апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Южная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.07.2022 (резолютивная часть) по делу N А63-8238/2022, принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Южная энергетическая компания", г. Москва (ОГРН 1037704023257) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь (ОГРН 1022601989508), с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Никифорова Дмитрия Христофоровича, о признании незаконным постановления от 20.04.2022 N 026/04/9.21-435/2022.
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Южная энергетическая компания" (далее - ЗАО "ЮЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - УФАС по СК, управление) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20.04.2022 N 026/04/9.21-435/2022 в отношении ЗАО "ЮЭК" о признании его виновным в нарушении части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства, 26.07.2022 принята резолютивная часть решения, согласно которой в удовлетворении требования общества отказано.
Мотивированное решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, изготовлено 02.09.2022 в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "ЮЭК" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, указывая, что в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ административная ответственность в виде наложения штрафа могла быть заменена на замечание. Также общество ссылается на незаконность и необоснованность принятого решения ввиду рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
В соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - постановление Пленума N 10) определением суда от 16.09.2022 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено без проведения судебного заседания, вызова сторон, осуществления протоколирования в письменной форме и использования средств аудиозаписи.
От УФАС по СК поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в УФАС по СК поступило обращение Никифорова Д.Х. на действия ЗАО "ЮЭК" по факту нарушения порядка подключения к электрическим сетям в части рассмотрения заявки N 297 и N 298.
По результатам анализа представленных материалов было установлено следующее.
13.12.2021 в личном кабинете заявителя была зарегистрирована заявка Никифорова Д.Х. N 297 на присоединение энергопринимающих устройств, в соответствии с которой необходимо осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям многоквартирных жилых домов с общественными помещениями, расположенными по адресу г. Лермонтов, пр-кт Лермонтова, 8, кадастровый номер земельного участка 26:32:030301:56, максимальная мощность присоединения 223,2 кВт, напряжения 0,4 кВ.
27.12.2021 Никифоровым Д.Х. была подана новая заявка с корректировками первоначальной заявки относительно заявляемой максимальной мощности, в соответствии с которой необходимо осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям многоквартирных жилых домов с общественными помещениями, расположенные по адресу: г. Лермонтов, пр-кт Лермонтова, 8 кадастровый номер земельного участка 26:32:030301:56, максимальная мощность присоединения 224,5 кВт, напряжения 0,4 кВ.
В результате подачи Никифоровым Д.Х. новой заявки от 27.12.2021 ранее поданная заявка от 13.12.2021 была аннулирована и мероприятия по ее выполнению были прекращены.
По заявке, принятой 27.12.2021, специалисты ЗАО "ЮЭК" вновь провели проверку предоставленных документов на их соответствие требованиям, предъявляемым Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Также специалистами, отвечающими за электросетевое хозяйство ЗАО "ЮЭК", проведена проверка энергетического оборудования на возможность технологического присоединения заявителя, в целях сохранения условий электроснабжения (установленной категории надежности и сохранения качества электрической энергии) для уже присоединенных потребителей электрической энергии.
Согласно акту "О техническом состоянии кабельной линии КЛ 6кВ диспетчерское наименование КЛ 6кВ Л-41-116" установлено, что в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств гражданина Никифорова Д.Х. с заявленной мощностью, пропускная способность кабельной линии не обеспечит прохождение возросшего тока. Эксплуатация в таком режиме вызовет чрезмерный нагрев и повреждение кабельной линии, что в свою очередь ставит под угрозу надежность электроснабжения и сохранение качества электроэнергии для потребителей, уже присоединенных к объектам электросетевого хозяйства ЗАО "ЮЭК", а также может ухудшить условия работы объектов электроэнергетики ЗАО "ЮЭК". Таким образом, установлено, что у ЗАО "ЮЭК", как сетевой организации, отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств с заявленной максимальной мощностью, указанных в заявке гражданина Никифорова Д.Х.
Усмотрев в действиях общества состав и событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, заместителем руководителя управления Сапуновым Д.Н. в отношении общества (при участии представителя Котова А.А. по доверенности от 24.12.2020 N 3) составлен протокол об административном правонарушении от 05.04.2022 N 150.
20.04.2022 заместитель руководителя управления Сапунов Д.Н., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении при участии представителя Котова А.А. по доверенности от 24.12.2020 N 3, составил в отношении ООО "ЮЭК" постановление N 026/04/9.21-435/2022, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Копия оспариваемого постановления направлена обществу почтовым отправлением РПО 80099171573617 (список внутренних почтовых отправлений от 22.04.2022 N 400, отчет об отслеживании почтового отправления) и возвращена отправителю из-за истечения срока хранения.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. Повторное совершение названного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 600 тыс. рублей до 1 млн. рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Во исполнение Закона N 35-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
В силу пункта 2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), строительство и обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
С 01.01.2011 не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетей организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединенных энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергии.
Аналогичные положения закреплены в Правилах N 861 и Методических указаниях по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 (далее - Методологические рекомендации).
В силу абзаца 5 пункта 17 Правил N 861 включение в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до границы участка заявителя, не допускается.
Инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС, в целях присоединение новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее, не учитываются при установлении платы за технологическое присоединение к сетям, за исключением случаев технологического присоединения генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства, отнесенных к ЕНЭС, при которых в состав платы за технологическое присоединение также включается инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС (пункт 8 приказа ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 "Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям").
В силу положений Главы III Правил N 861 технологическое присоединение возможно только при наличии такой возможности, критерии для которой предусмотрены в пункте 28 Правил N 861: отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение, а также отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружение новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) гарантирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя. В случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил N 861 критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует (пункт 29 Правил N 861).
Согласно акту "О техническом состоянии кабельной линии КЛ 6кВ диспетчерское наименование КЛ 6кВ Л-41-116" установлено, что в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств гражданина Никифорова Д.Х. с заявленной мощностью, пропускная способность кабельной линии не обеспечит прохождение возросшего тока. Эксплуатация в таком режиме вызовет чрезмерный нагрев и повреждение кабельной линии, что в свою очередь ставит под угрозу надежность электроснабжения и сохранение качества электроэнергии для потребителей, уже присоединенных к объектам электросетевого хозяйства ЗАО "ЮЭК", а также может ухудшить условия работы объектов электроэнергетики ЗАО "ЮЭК".
Таким образом, у ЗАО "ЮЭК", как сетевой организации, отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств с заявленной максимальной мощностью, указанных в заявке гражданина Никифорова Д.Х.
Следовательно, ЗАО "ЮЭК" в 30-дневный срок после получения заявки, было необходимо направить в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Вместе с тем, ЗАО "ЮЭК" с запросом об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не обращалось, о чем также указано в письме РТК СК.
ЗАО "ЮЭК" полный пакет документов к заявлению об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в адрес РТК СК был подготовлен 07.02.2022.
Дополнительно в соответствии с разделом III Правил N 861 Никифорову Д.Х. подготовлено письмо (от 10.02.2022) о направлении ЗАО "ЮЭК" в РТК СК заявления об установлении платы за технологическое присоединение.
При этом, как правильно отмечено судом первой инстанции, если заявление о получении платы за технологическое присоединение должно было быть подано до 27.01.2022, то и письмо заявителю должно было быть направлено не позднее трех дней от данной даты, что составляет 30.01.2022. Следовательно, письмо заявителю также было направлено с нарушением сроков, установленных Правилами N 861.
При таких обстоятельствах, административный орган правильно признал нарушение Правил N 861 в действиях общества по рассмотрению заявки Никифорова Д.Х. и ответа на нее.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) ЗАО "ЮЭК" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ЗАО "ЮЭК" уведомлено надлежащим образом. Протокол об административном правонарушении от 05.04.2022 составлен в присутствии представителя юридического лица Котова А.А., действующего на основании доверенности; постановление о назначении административного наказания от 20.04.2022 вынесено в присутствии представителя Котова А.А., действующего на основании доверенности.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об электроэнергетике.
При назначении административного наказания в соответствии с санкцией, определенной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ размер штрафа определен в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно частей 1, 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим, организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Из материалов дела следует, что ЗАО "ЮЭК" согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 08.04.2022 N ОЭ9965-22-15948537 с 10.02.2022 внесено в реестр как среднее предприятие.
Наказание назначено в пределах половины минимального размера санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ - 50 000 руб.
Ссылки заявителя ЗАО "ЮЭК" на наличие оснований для замены наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ, судом отклоняются по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае правовые основания для замены назначенного административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1, статьи 3.4 КоАП РФ отсутствуют, поскольку ранее Ставропольское УФАС России привлекало ЗАО "ЮЭК" к административной ответственности согласно постановлению о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 397.
Довод заявителя жалобы на неправомерное отклонение судом первой инстанции ходатайства о рассмотрении настоящего спора по общим правилам искового производства подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.
В рассматриваемом случае обстоятельств, перечисленных в части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции установлено не было, поэтому данное дело правомерно рассмотрено в порядке упрощенного производства. Доводы заявителя по существу заявленных требований не являются обстоятельством, которое влечет необходимость перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.07.2022 (резолютивная часть) по делу N А63-8238/2022 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Иной подход к интерпретации примененных судом нормативных положений и установленных обстоятельств не свидетельствует об ошибочном толковании и применении норм права непосредственно к установленным фактическим обстоятельствам, не подтверждает нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход спора, и не является достаточным основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.07.2022 (резолютивная часть) по делу N А63-8238/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-8238/2022
Истец: ЗАО "ЮЖНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: Никифоров Дмитрий Христофорович, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю