г. Санкт-Петербург |
|
10 ноября 2022 г. |
Дело N А56-29927/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Пивцаева Е.И., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шахрзаевым М.И.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен,
от ответчика: представители Суркова И.О., на основании доверенности от 28.06.2022, Левушкина Н.А., на основании доверенности от 21.10.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32066/2022) Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2022 по делу N А56-29927/2022 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое по иску
истец: Министерство имущественных отношений Московской области (адрес: Россия, 143407, Московская Область, город Красногорск, бульвар Строителей, дом 1, ОГРН: 1025005245055, Дата присвоения ОГРН: 25.12.2002, ИНН: 7725131814)
ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Свиньин и Партнеры" (адрес: Россия, 190020, Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, дом 199-201, литер А, помещение 11-Н офис 1, ОГРН: 1037816019340, Дата присвоения ОГРН: 03.03.2003, ИНН: 7806138649)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Свиньин и Партнеры" (далее - Общество) о взыскании платы за изменение вида разрешённого использования земельного участка площадью 44 700 кв.м с кадастровым номером 50:28:0070228:1357, расположенного по адресу: Московская область, Домодедовский район, в размере 190 561 240 руб. 50 коп.
Решением суда от 14.09.2022 с Общества в пользу Министерства взыскана плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:28:0070228:1357, площадью 44 700 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Домодедовский район, в размере 80 772 728 руб. 00 коп., в остальной части иска отказано, с Общества в доход федерального бюджета 200 000 руб. 00 коп. государственной пошлины.
Не согласившись с указанным решением, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение изменить, иск удовлетворить в полном объеме, считая решение незаконным, принятым при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с нарушением норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы её податель ссылается на то, что расчет размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, а также направление в адрес Общества соответствующего уведомления от 20.05.2021 и претензии от 30.08.2021 были произведены Министерством до вступления в законную силу решения Московского областного суда от 01.09.2021 по делу N За-1032/2021, а потому указанный судебный акт не возлагает на Министерство обязанность по пересчету размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, в связи с чем расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, произведенный на основании справок о кадастровой стоимости, на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка составляет 190 561 240 руб. 50 коп. и подлежал взысканию с ответчика в полном объеме.
В судебное заседание представитель Министерства не явился, направил заявление, в котором поддержал доводы апелляционной жалобы и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Общества просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с подпунктами 13.36(1), 13.36(2), 13.83,13.10(2) пункта 13, подпунктом 14.4 пункта 14 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства МО от 29.10.2007 N 842/27, Министерство наделено полномочиями осуществлять расчет размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с порядком, установленным Правительством Московской области, уведомлять собственника земельного участка о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, осуществлять контроль за поступлением средств в бюджет Московской области и выполнением бюджетных заданий в пределах компетенции Министерства, в том числе за поступлением платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, обеспечивать взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке, представлять и защищать интересы Московской области в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, в исполнительном производстве, в органах прокуратуры и иных правоохранительных органах по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
Согласно письму Управления Росреестра по Московской области от 29.04.2021 N 15ВХ-18879 на основании заявления собственника от 16.04.2021 N КУВД-001/2021-15237671 о государственном кадастровом учете изменений недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество 29.04.2021 изменён вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:28:0070228:1357 с "для сельскохозяйственного производства" на "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), обслуживание жилой застройки".
При этом на дату подачи заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка собственником земельного участка с кадастровым номером 50:28:0070228:1357 являлись владельцы инвестиционных паев фонда закрытого паевого инвестиционного фонда комбинированного "Новый Земельный", находящегося в д.у. ООО "Управляющая компания "Свиньин и партнеры", в связи с чем Министерство осуществило расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка и направило соответствующее уведомление от 20.05.2021 N 15ИСХ-14763 (далее - уведомление) на общую сумму 190 561 240 руб. 50 коп. в адрес Общества.
Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России уведомление получено адресатом 27.05.2021 и 21.06.2021.
В связи с не поступлением в бюджет Московской области платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, Министерство направило в адрес Общества претензию от 30.08.2021 N 15ИСХ-27091 с требованием осуществить оплату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере 190 561 240 руб. 50 коп., однако указанная претензия оставлена Обществом без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Министерства с настоящим иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд не находит оснований для её удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу решения на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу положений пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 37 ГрК РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу части 3 статьи 37 ГрК РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Частью 4 статьи 37 ГрК РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Соответственно, выбор вида разрешенного использования осуществляется правообладателем земельного участка самостоятельно, при этом выбранный вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать разрешенным видам использования, предусмотренным градостроительным регламентом (зонированием территории).
По смыслу части 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 43-ФЗ), условием, при котором возможно изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, является внесение платы, а ссылка на учет разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования указывает на необходимость применения дифференцированного подхода при определении такой платы.
Системное толкование норм градостроительного и земельного законодательства позволяют сделать вывод о том, что принятие в населенном пункте правил землепользования и застройки (установление градостроительных регламентов) определяет пределы (перечень видов разрешенного использования в отношении участка), которые может выбрать собственник.
В двух субъектах Российской Федерации (городе Москве и Московской области) такой выбор измененного вида разрешенного использования порождает обязанность уплатить платеж, установленный статьей 22 Федерального закона N 43-ФЗ.
Соответственно, обязанность по внесению платы за изменение вида разрешенного использования в силу Федерального закона N 43-ФЗ возникает только в случае изменения собственником земельного участка вида разрешенного использования на тот вид, который предполагает капитальное строительство.
Таким образом, изменением вида разрешенного использования является избрание собственником земельного участка иного (в пределах возможных, установленных правилами землепользования и застройки) нежели отражено в кадастре недвижимости вида разрешенного использования, а поскольку в данном случае избранный Обществом вид разрешенного использования из определенных правилами землепользования и застройки предполагает возможность капитального строительства, то Общество в силу Федерального закона N 43-ФЗ обязано внести соответствующую плату за такое изменение вида разрешенного использования в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Оснований для освобождения Общества от внесения соответствующей платы судом первой инстанции не установлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Министерства о взыскании с Общества платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно пункту 8 приложения N 1 к Порядку "Ставки для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица" для многоэтажной застройки ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования равна 50%.
Как видно из справок о кадастровой стоимости от 18.05.2021 N КУВИ-002/2021-57688164 и от 18.05.2021 N КУВИ-002/2021-57692051 кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка (КС1) равна 310 665 руб. 00 коп., а кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка (КС2) равна 381 433 146 руб. 00 коп., соответственно.
С учетом изложенного истцом произведен расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:28:0070228:1357: Рп = 50% (381 433 146 руб. - 310 665 руб.) = 190 561 240 руб. 50 коп., который обоснованно признан судом неверным, поскольку вступившим в законную силу решением Московского областного суда от 01.09.2021 по делу N 3а-982/2021 кадастровая стоимость земельного участка (КС2) установлена в размере его рыночной стоимости по состоянию на 21.04.2021 в размере 161 856 121 руб. 00 коп.
Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле (часть 3 статьи 69 АПК РФ).
Следовательно, величина кадастровой стоимости (КС2) земельного участка с измененным видом разрешенного использования земельного участка, которую следует принять при расчете платы за вид разрешенного использования земельного участка составляет 161 856 121 руб. 00 коп., а размер соответствующей платы - 80 772 728 руб. 00 коп.
При этом порядок пересчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в случае выявления ошибок при определении кадастровой стоимости и выставление повторного уведомления прямо действующим законодательством не предусмотрено, однако, как правомерно отмечено судом первой инстанции, в силу части 6 статьи 13 АПК РФ если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, поскольку плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка подлежит зачислению в бюджет Московской области, по аналогии могут быть применены положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), регламентирующие порядок пересчета сумм налогов, где кадастровая стоимость объектов является налоговой базой, при исправлении ошибок в сведениях ЕГРН.
Пунктом 1.1 статьи 391 НК РФ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения) (пункт 1 статьи 54 НК РФ).
С учетом приведенного, учитывая, что вышеназванный размер кадастровой стоимости спорного объекта установлен судом общий юрисдикции с 21.04.2021, доводы апелляционной жалобы Министерства о необходимости расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка на основании справок о кадастровой стоимости на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка со ссылкой на направление расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, а также уведомления от 20.05.2021 и претензии от 30.08.2021 до вступления в законную силу решения Московского областного суда от 01.09.2021 по делу N За-1032/2021 отклоняются апелляционной коллегией как несостоятельные и основанные на ошибочном толковании вышеназванных норм материального права.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, в пределах суммы, согласно контррасчету, подставленному Обществом, с отказом в остальной части иска.
На основании изложенного при вынесении решения от 14.09.2022 судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела и установленным по делу обстоятельствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого по делу судебного, при вынесении решения судом также не допущено, а потому решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2022 следует оставить без изменения, а жалобу Министерства - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2022 по делу N А56-29927/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.А. Нестеров |
Судьи |
Е.И. Пивцаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-29927/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Свиньин и Партнеры"