г. Красноярск |
|
11 ноября 2022 г. |
Дело N А33-7720/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барыкина М.Ю.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии в судебном заседании: от заявителя - публичного акционерного общества "Россети Сибирь": Маркова И.В., представитель по доверенности от 21.04.2022 N 24/95, диплом, паспорт; от заинтересованного лица - администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края: Мартыненко О.В., представитель по доверенности от 14.09.2022 N 3360, диплом, справка о заключении брака от 24.03.2015 N700, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Березовского района на решение Арбитражного суда Красноярского края от 23.06.2022 по делу N А33-7720/2022,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее также - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным решения администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края от 16.02.2022 об отказе (письмо исх. N 330) в выдаче разрешения на размещение объекта по титулу рабочей документации: "Строительство ВЛИ - 0,4 кВ от ТП 40-11-15 для технологического присоединения нежилого здания, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Сурикова, 16 А, кадастровый номер земельного участка N24:04:6101010:1865" (шифр: 2400.000958.2021)" эл. вх. N 168 от 28.01.2022, вх. N 209 от 04.02.2022 (N 1,3/22,3/173-исх от 28.01.2022), об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем повторного рассмотрения заявления в течение 14 дней с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда по настоящему заявлению.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 18.04.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Эргешова Анастасия Батыровна.
Арбитражный суд Красноярского края определением от 18.04.2022 принял к рассмотрению заявление, как требования к администрации Березовского района, а не как к администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края.
Решением суда от 23.06.2022 требования заявителя удовлетворены.
Суд первой инстанции признал недействительным решение, изложенное в письме от 16.02.2022 N 330, вынесенное администрацией поселка Березовка Березовского района Красноярского края, не привлеченной к участию в деле.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация Березовского района обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить.
Определением от 13.10.2021 Третий арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее также - АПК РФ) для рассмотрения дела в суде первой инстанции, так как суд первой инстанции принял решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, привлек к участию в настоящем деле в качестве соответчика администрацию поселка Березовка Березовского района.
Администрация Березовского района Эргешова Анастасия Батыровна, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с требованиями статей 121 и 123 АПК РФ, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено без участия представителей указанных лиц, участвующих в деле.
В ходе судебного заседания представитель администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края поддержал доводы отзыва и просил отказать в удовлетворении требований. Представитель общества отклонил доводы администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края и просил удовлетворить свои требования в заявленном виде в полном объеме.
Третий арбитражный апелляционный суд, оценив доводы лиц, участвующих в деле, и исследовав представленные в материалы дела доказательства, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 28.01.2022 общество обратилось в администрацию поселка Березовка Березовского района Красноярского края (далее также - администрация) с заявлением о выдаче разрешения на размещение объекта - линии электропередач классом напряжения до 35 кВ, для размещения которого не требуется разрешение на строительство ("Строительство ВЛИ - 0,4 кВ от ТП 40-11-15 для технологического присоединения нежилого здания, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Сурикова, 16 "А", кадастровый номер земельного участка: 24:04:6101010:1865" (шифр: 2400.000958.2021)").
К заявлению приложена схема испрашиваемого земельного участка.
Согласно письму от 16.02.2022 исх. N 330 администрацией отказано обществу в выдаче разрешения на размещение объекта, поскольку земельный участок с кадастровым номером 24:04:6101010:1865 расположен в территориальной зоне "Р-5" "ландшафтная", строительство любых зданий в которой запрещено, администрация разрешение на ввод здания на земельном участке с кадастровым номером 24:04:6101010:1865 не выдавала, здание на указанном земельном участке не зарегистрировано, дело о законности аренды и зарегистрированного объекта недвижимости находится в суде.
Полагая, что отказ, выраженный в письме, является необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
По существу заявления, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из системного толкования приведенных правовых норм, а также части 1 статьи 198 и статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 2 и 3 Порядка и условий размещения объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 N 677-п (далее также - Порядок N 677-П), размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - размещение объектов) осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого по форме согласно приложению N 1 к Порядку органом исполнительной власти Красноярского края или органом местного самоуправления муниципального образования Красноярского края, уполномоченным на предоставление соответствующих земель или земельных участков. Уполномоченным органом является орган местного самоуправления муниципального образования Красноярского края, на территории которого планируется разместить соответствующий объект, в случае размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность которых не разграничена, за исключением размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Оспариваемое решение, согласно положениям части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 3 Порядка N 677-П, подписано главой поселка, следовательно, уполномоченным лицом компетентного органа.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, в пункт 5 которого включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В силу пункта 4 Порядка N 677-П условиями размещения объектов являются: соответствие размещаемого объекта утвержденным документам территориального планирования; соответствие предполагаемого к размещению объекта видам объектов, утвержденным Постановлением N 1300.
Пункт 5 Порядка N 677-п предусматривает, что для получения разрешения заинтересованное физическое или юридическое лицо, либо представитель заявителя подает заявление о выдаче разрешения на размещение объекта в уполномоченный орган.
Согласно пункту 9 Порядка N 677-П решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: размещаемый объект не соответствует условиям, указанным в пункте 4 Порядка; заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7 Порядка, за исключением документов, представленных заявителем по собственной инициативе; земельный участок, необходимый для размещения объекта, предоставлен гражданину или юридическому лицу.
Таким образом, приведенные в оспариваемом решении основания для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта не соответствуют пункту 9 Порядка N 677-П и, как следствие, не могут быть основанием для принятия решения об отказе в выдаче испрашиваемого заявителем разрешения. Наличие или отсутствие иных оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта, установленных пунктом 9 Порядка N 677-П, администрацией не проверялось и не устанавливалось.
В отзыве администрацией указано, что технические условия, согласно которым планируется размещение линий электропередач, являются невыполнимыми, поскольку земельный участок с кадастровым номером 24:04:6101010:1865 с 07.07.2022 находится в собственности муниципального образования, на земельном участке отсутствуют строения, в том числе нежилые здания или энергопринимающие устройства.
Отсутствие на земельном участке с кадастровым номером 24:04:6101010:1865 нежилого здания и (или) энергопринимающего устройства в силу пункта 9 Порядка N 677-П не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения.
Из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:04:6101010:1865 муниципальным образованием поселок Березовка Березовского района Красноярского края зарегистрировано 07.07.2022, тогда как оспариваемое решение принято администрацией 16.02.2022.
По данным сервиса "судебное делопроизводство" на официальном интернет-сайте Березовского районного суда Красноярского края решением от 13.12.2021 по делу N 2-722/2021 спорный земельный участок был истребован в собственность муниципального образования поселка Березовка Березовского района Красноярского края. Решение было обжаловано и вступило в законную силу 18.04.2022.
Поскольку указанный довод о невыполнимости технических условий в связи с переходом земельного участка в собственность поселка не отражен в оспариваемом решении, не являлся и не мог являться основанием для его принятия, то этот довод подлежит отклонению, как не свидетельствующий о законности оспариваемого решения администрации. На основании части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ проверка законности оспариваемого ненормативного правового акта производится арбитражным судом только применительно к основаниям принятия ненормативного правового акта, в нем указанным. В силу главы 24 АПК РФ арбитражный суд обязан оценить оспариваемое решение на предмет соответствия закону. Арбитражный суд не может подменять орган местного самоуправления по вопросам, отнесенным к его компетенции и обосновывать (дополнять) отраженную в оспариваемом решении позицию, а уполномочен проверять обоснованность и законность такого решения органа местного самоуправления.
Доводы о недействительности договора технологического присоединения в связи со сменой собственника земельного участка отклоняются также в связи с тем, что смена собственника земельного участка после заключения договора не может свидетельствовать о недействительности (ничтожности) договора.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленные обществом требования к администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края подлежат удовлетворению, оспариваемое решение подлежит признанию недействительным в полном объеме. В свою очередь, в удовлетворении требований к администрации Березовского района надлежит отказать, поскольку она является ненадлежащим ответчиком по делу.
Доводы администрации о том, что оспариваемое решение не нарушает чьих-либо прав и законных интересов в связи со сменой собственника земельного участка, являются необоснованными, поскольку из материалов дела и пояснений заявителя не следует, что у общества на момент рассмотрения спора утрачена заинтересованность в получении им испрашиваемого разрешения. Тем более, что испрашиваемый земельный участок может быть использован для размещения линии электропередач для подключения иного объекта.
Согласно части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях обеспечения восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, при соблюдении баланса частных и публичных интересов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в качестве восстановительной меры необходимо возложить на администрацию обязанность повторного рассмотрения заявления общества с учетом выводов суда апелляционной инстанции в 30-дневный срок.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в размере 3 000 руб. подлежат взысканию с администрации в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 23.06.2022 по делу N А33-7720/2022 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края, изложенное в письме от 16.02.2022 N 330, об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта по титулу рабочей документации: "Строительство ВЛИ-0,4 кВ от ТП 40-11-15 для технологического присоединения нежилых зданий, расположенных по адресу: Красноярский край, Березовский район, пгт. Березовка, ул. Сурикова, 16А", шифр: 2400.000958.2021.
Обязать Администрацию поселка Березовка Березовского района Красноярского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов публичного акционерного общества "Россети Сибирь" путем повторного рассмотрения заявления публичного акционерного общества "Россети Сибирь" от 28.01.2022 вх. N 1.3/22.3/173 о выдаче разрешения на размещение объекта по титулу рабочей документации: "Строительство ВЛИ-0,4 кВ от ТП 40-11-15 для технологического присоединения нежилых зданий, расположенных по адресу: Красноярский край, Березовский район, пгт. Березовка, ул. Сурикова, 16А", шифр: 2400.000958.2021 с учетом выводов суда, содержащихся в настоящем постановлении, в течение 30 рабочих дней со дня вступления в законную силу настоящего постановления.
В удовлетворении требований к Администрации Березовского района отказать.
Взыскать с Администрации поселка Березовка Березовского района Красноярского края в пользу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" 3 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
М.Ю. Барыкин |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-7720/2022
Истец: ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ"
Ответчик: Администрация Березовского района
Третье лицо: Эргешова Анастасия Батыровна