город Ростов-на-Дону |
|
11 ноября 2022 г. |
дело N А32-13462/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н., судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
отдела надзорной деятельности и профилактической работы Павловского района
управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного
управления МЧС России по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2022 по делу N А32-13462/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аякс"
к заинтересованному лицу отделу надзорной деятельности и профилактической
работы Павловского района управления надзорной деятельности и
профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому
краю; Главному управлению МЧС России по Краснодарскому краю
о признании недействительными пунктов предписания,
при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "Аякс":
Мирошниченко С.А. по доверенности от 07.10.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аякс" (далее - заявитель, общество, ООО "Аякс") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к отделу надзорной деятельности и профилактической работы Павловского района, МЧС России ГУ по Краснодарскому краю (далее - заинтересованные лица) о признании незаконным предписания от 10.02.2022 N 8/1 в части пунктов 1, 2, 3 (с учетом уточнений, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2022 признано недействительным предписание отдела надзорной деятельности и профилактической работы Павловского района от 10.02.2022 N 8/1 в части пунктов 1, 2, 3. Взыскано с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "Аякс" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, отдел надзорной деятельности и профилактической работы Павловского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в отзыве на заявление общества, и сводятся к следующему.
В обоснование законности первого пункта оспариваемого предписания заявитель жалобы ссылается на пп. "б" п. 5 ч. 1 статьи 32 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", декларацию пожарной безопасности, зарегистрированную ОНД и ПР Павловского района 04.03.2022 N ГУ-08-1033 и указывает, что объект защиты АЗС N 30, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, автомагистраль "Дон" км 1196+300 (слева), относится к классу функциональной пожарной опасности Ф5.1 (производственные здания, сооружения, производственные и лабораторные помещения, мастерские). Следовательно, наружные установки, здания, сооружения и помещения производственного объекта подлежат категорированию по пожарной и взрывопожарной опасности. Обращает внимание, что на момент проведения проверки обществом не обеспечено категорирование зданий по взрывопожарной и пожарной опасности.
Заявитель жалобы также указывает, что законность второго пункта оспариваемого предписания обусловлена тем, что на момент проведения осмотра помещений АЗС N 30 по адресу: Краснодарский край, Павловский район, автомагистраль "Дон" км. 1196+300 (слева) было установлено, что прибор приемно-контрольный пожарный установлен в коридоре на пути эвакуации, что не соответствует пункту 5.12 СП 484.1311500.2020. Указанная информация подтверждается фототаблицей, являющейся приложением к протоколу осмотра.
Законность третьего пункта оспариваемого предписания, по мнению заявителя жалобы, заключается в том, что в нарушение статьи 21 Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О пожарной безопасности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022), обществом для отделки потолков на путях эвакуации из помещения кухни применяются материалы (пластик) с неподтвержденным классом пожарной опасности, что является нарушением требований действующего законодательства. Указанное подтверждается фототаблицей, являющейся приложением к протоколу осмотра.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Аякс" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Дело слушанием откладывалось.
В материалы дела от отдела надзорной деятельности и профилактической работы Павловского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю поступили дополнения к апелляционной жалобе. Суд приобщил данные дополнения к материалам дела.
Также от отдела надзорной деятельности и профилактической работы Павловского района управления надзорной деятельности поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле. Суд счел данное ходатайство подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании представитель ООО "Аякс" поддержал занимаемую правовую позицию по рассматриваемому спору.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, отделом надзорной деятельности и профилактической работы Павловского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю была проведено контрольное (надзорное) мероприятие в отношении ООО "Аякс" по адресу: 352040, Краснодарский край, Павловский район, автомагистраль "Дон", км 1196+300 (слева).
В результате проверки в отношении ООО "Аякс" выдано предписание от 10.02.2022 N 8/1 об устранении выявленных нарушений.
В пунктах 1, 2, 3 предписания от 10.02.2022 N 8/1 указаны следующие нарушения:
- отсутствует система пожаротушения в торговом зале;
- приемно-контрольный прибор АПС установлен не в помещении пожарного поста и не исключает доступа третьих лиц;
- не предоставлена (отсутствует) документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности к отделке потолка (пластик) на путях эвакуации из помещения кухни.
Несогласие с предписанием административного органа в части пунктов 1, 2, 3, послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции с учетом положений статей 198 - 201 АПК РФ, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда подлежит изменению на основании следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона N 69-ФЗ обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно статье 6 Федерального закона N 69-ФЗ федеральный государственный пожарный надзор осуществляется органами государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе государственными учреждениями указанного федерального органа исполнительной власти.
Из чего следует, что в силу статьи 20 Федерального закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Оценивая правомерность пункта 1 оспариваемого предписания об отсутствии системы пожаротушения в торговом зале, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221 "Об утверждении свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" (вместе с "СП 156.13130.2014. Свод правил...") установлены требования пожарной безопасности для автозаправочных станций, предназначенных для приема, хранения моторного топлива и заправки им наземных транспортных средств (далее - СП 156.13130.2014).
В соответствии с пунктом 6.39 СП 156.13130.2014 все помещения АЗС, за исключением помещений категорий В4 и Д, механизированной мойки и помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей, должны быть оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации.
Помещения категорий В1 и В2 по пожарной опасности площадью более 20 м2 (помещения постов технического обслуживания и складские помещения при наличии ГГ, ЛВЖ и ГЖ - независимо от площади), а также помещения многотопливных АЗС, КриоАЗС, АГЗС или АГНКС, в которых размещается оборудование с СУГ, КПГ и/или СПГ, относящиеся к технологической системе АЗС, должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения.
Указанные помещения с оборудованием, в котором обращается газообразное топливо, допускается не оснащать автоматическими установками пожаротушения в случае, если удельная пожарная нагрузка, не относящаяся к КПГ или СПГ, а также к СУГ и размещенная в этих помещениях, не превышает "180 МДж х м2".
Торговый зал магазина по продаже ЛВЖ и ГЖ должен быть оборудован автоматическими установками пожаротушения, если количество и способ размещения в нем пожарной нагрузки соответствует количеству и способу размещения пожарной нагрузки в помещении категорий В1 или В2 по пожарной опасности.
Непосредственное отнесение помещений к той или иной категории производится в соответствии с критериями, определенными Сводом правил СП 12.13130.2009 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности", утвержденным Приказом МЧС РФ ОТ 25.03.2009 N 182.
В соответствии с пунктом 1.1. Приказа МЧС РФ от 25.03.2009 N 182 "Об утверждении свода правил "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности" (вместе с "СП 12.13130.2009...") свод правил разработан в соответствии со статьями 24, 25, 26, 27 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает методы определения классификационных признаков отнесения зданий (или частей зданий между противопожарными стенами - пожарных отсеков), сооружений, строений и помещений (далее по тексту - зданий и помещений) производственного и складского назначения класса Ф5 к категориям по взрывопожарной и пожарной опасности, а также методы определения классификационных признаков категорий наружных установок производственного и складского назначения (далее по тексту - наружные установки) по пожарной опасности.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) по пожарной и взрывопожарной опасности помещения производственного и складского назначения независимо от их функционального назначения подразделяются на следующие категории:
1) повышенная взрывопожароопасность (А);
2) взрывопожароопасность (Б);
3) пожароопасность (Bl - В4);
4) умеренная пожароопасность (Г);
5) пониженная пожароопасность (Д).
В силу части 2 статьи 27 Федерального закона N 123-ФЗ здания, сооружения и помещения иного назначения разделению на категории не подлежат.
В соответствии со сводом правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", Федеральным законом N 123-ФЗ, торговый зал АЗС N 30, расположенный по адресу: Краснодарский край, Павловский район, автомагистраль "Дон" км 1196+300 (слева) не подлежит категорированию, так как не имеет назначения как производственное или складское, и следовательно, не относится к помещению категории В1 и В2.
Как следует из материалов дела, заявителем представлено техническое заключение N 01/22 по объекту: ООО "Аякс" АЗС N 30 Краснодарский край, автомагистраль "Дон" км 1196+300 (слева) ООО "Управляющая экспертная компания "ПОЖАУДИТ-ЮГ", в соответствии с которым были определены категории помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности. Так, суммированная площадь всех помещений АЗС N 30 составляет 100 м2, из них только по двум помещениям: склад (улица) площадью 7,6 м2 и склад (возле кабинета управляющего) 12,6 м2 присвоена категория В2 (стр. 47 Технического заключения), в соответствии с которой данные помещениях должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения. При этом, торговый зал, как помещение, не имеющее назначение производственного или складского в соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона N 123-ФЗ, категорированию не подлежало (л.д. 79-107).
Кроме того, суд апелляционной инстанции определением от 20.10.2022 предложил административному органу представить пояснения, в которых указать, к какому классу пожароопасности и по каким основаниям относится торговый зал (п. 1 предписания).
Во исполнение указанного определения административный орган соответствующих доказательств не представил. Указание в дополнениях к жалобе на возможность отнесения торгового зала к категории В1 - В2 само по себе не является основанием для требования об обеспечении торгового зала системой пожаротушения.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона N 123-ФЗ, торговый зал не должен быть оборудован системой пожаротушения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает вывод суда о незаконности требования, изложенного в пункте 1 оспариваемого предписания, обоснованным.
Оценивая правомерность пункта 2 оспариваемого предписания о том, что прибор приемно-контрольный пожарный АПС установлен не в помещении пожарного поста и не исключает доступа третьих лиц, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Приказом МЧС России от 31.07.2020 N 582 "Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования" (вместе с "СП 484.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования") установлены нормы и правила проектирования и последующего содержания систем пожарной сигнализации и автоматизации противопожарной защиты для зданий, сооружений, оборудования, наружных установок различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями (далее - СП 484.1311500.2020).
В соответствии с пунктом 5.12 СП 484.1311500.2020 функциональные модули индикации и управления, ИБЭ следует устанавливать в помещении пожарного поста. Допускается установка указанных устройств в других помещениях при одновременном выполнении условий:
а) обеспечение указанными устройствами уровня доступа 2 (для лиц, ответственных за пожарную безопасность объекта, т.е. лиц, уполномоченных на принятие решений по изменению режимов и состояний работы технических средств) и уровня доступа 3 (для лиц, осуществляющих техническое обслуживание и наладку СПА объекта);
б) обеспечение передачи всех извещений, предусмотренных указанными устройствами, на пожарный пост с целью отображения световой индикации и звуковой сигнализации, а также обеспечения функций ручного управления, регламентируемых национальными и межгосударственными стандартами.
При отсутствии на объекте круглосуточного пребывания дежурного персонала требования к пожарному посту предъявляются только в части, касающейся помещения и размещения оборудования в нем.
Согласно протоколу осмотра от 07.02.2022 на момент проведения осмотра помещений АЗС N 30 по адресу: Краснодарский край, Павловский район, автомагистраль "Дон" км 1196+300 (слева) было установлено, что прибор приемно-контрольный пожарный установлен в коридоре на пути эвакуации. Указанное подтверждается фототаблицей, являющейся приложением к протоколу осмотра (л.д. 11-13, 17, 18).
При отсутствии на объекте круглосуточного пребывания дежурного персонала требования к пожарному посту предъявляются только в части, касающейся помещения и размещения оборудования в нем.
Таким образом, прибор приемно-контрольный пожарный установлен не в помещении пожарного поста, а также к нему имеется доступ лиц не обладающими уровнем доступа 2 (для лиц, ответственных за пожарную безопасность объекта, т.е. лиц, уполномоченных на принятие решений по изменению режимов и состояний работы технических средств) и уровня доступа 3 (для лиц, осуществляющих техническое обслуживание и наладку СПА объекта).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о нарушении пункта 5.12 СП 484.1311500.2020 и правомерности пункта 2 оспариваемого предписания, соответственно.
Относительно пункта 3 оспариваемого предписания в части непредставления (отсутствия) документации, подтверждающей пределы огнестойкости, класс пожарной опасности к отделке потолка (пластик) на путях эвакуации из помещения кухни, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Статьей 21 Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.
Требование о необходимости обоснования в проектной документации принимаемых значений характеристик огнестойкости и пожарной опасности элементов строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения установлено статьей 17 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ).
В соответствии с пунктом 44 статьи 2 Федерального закона N 123-ФЗ степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков - классификационная характеристика зданий, сооружений и пожарных отсеков, определяемая пределами огнестойкости конструкций, применяемых для строительства указанных зданий, сооружений и отсеков.
Классификация строительных конструкций по огнестойкости и пожарной опасности установлена статьей 34 Федерального закона N 123-ФЗ. В зданиях и сооружениях должны применяться основные строительные конструкции с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости зданий, сооружений и классу их конструктивной пожарной опасности (статья 57 Федерального закона N 123-ФЗ).
Пределы огнестойкости и классы пожарной опасности строительных конструкций должны определяться в условиях стандартных испытаний по методикам, установленным нормативными документами по пожарной безопасности (часть 9 статьи 87 Федерального закона N 123-ФЗ).
Из таблицы N 21, являющейся приложением к Техническому регламенту (Федеральный закон N 123-ФЗ) следует, что данным нормативным актом установлены требования к пределам огнестойкости строительных конструкций в зависимости от степени огнестойкости здания зданий, где они применяются.
Таким образом, вышеприведенные нормативные положения позволяют сделать вывод о том, что требования пожарной безопасности, предъявляемые к строительным конструкциям в целом, в равной мере распространяются и на элементы этих конструкций, и на строительные изделия, из которых состоят эти элементы.
Согласно протоколу осмотра от 07.02.2022 на момент проведения осмотра помещений АЗС N 30 по адресу: Краснодарский край, Павловский район, автомагистраль "Дон" км 1196+300 (слева) было установлено, что на путях эвакуации из помещения кухни для отделки потолка применяются материалы (пластик) с неподтвержденным классом пожарной опасности. Указанное подтверждается фототаблицей, являющейся приложением к протоколу осмотра (л.д. 11-13, 19, 20).
В разделе 6 рабочей документации комплекса дорожного сервиса в ст. Павловской Краснодарского края АЗС 2003-05 ГП, АС, КМ, ТТ, ОВ, ВК, НВК, Э,А., предоставленной ООО "АЯКС", отсутствует информация о материалах, применяемых для отделки потолков в здании АЗС.
Таким образом, для отделки потолков на путях эвакуации из помещения кухни применяются материалы (пластик) с неподтвержденным классом пожарной опасности, что является нарушением требований действующего законодательства.
Утверждения общества о том, что отсутствие на объекте защиты в настоящее время требуемой Правилами документации, не является нарушением требований пожарной безопасности, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного апелляционный суд считает, что требование, указанное в пункте 3 предписания, является правомерным.
Суд апелляционной инстанции дополнительно принимает во внимание, что требования пожарной безопасности установлены в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от пожаров, и дальнейшая эксплуатация АГЗС не в соответствии с названными требованиями приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных требований общества в части признания недействительными пунктов 2 и 3 предписания у суда первой инстанции не имелось.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2022 по делу N А32-13462/2022 подлежит изменению на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2022 по делу N А32-13462/2022 изменить, изложив абзац третий судебного акта в следующей редакции:
"Признать недействительным предписание отдела надзорной деятельности и профилактической работы Павловского района от 10.02.2022 N 8/1 части пункта 1 предписания. В остальной части заявленных требований отказать.".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13462/2022
Истец: ООО "АЯКС"
Ответчик: Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю, ГУ Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Павловского района управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по КК, Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Павловского района
Третье лицо: ГУ МЧС России по Краснодарскому краю