г. Москва |
|
14 ноября 2022 г. |
Дело N А41-81264/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Виткаловой Е.Н., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Ломовской Д.А.,
в судебном заседании участвуют представители:
от Администрации Сергиево- Посадского муниципального района (ИНН 5042022397, ОГРН 1035008354193) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ИНН 7716642273, ОГРН 1097746296977) представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 7727270299) -представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Акционерного общества "Почта России" - Стаценко Д.А. представитель по доверенности от 16.06.2022;
рассмотрев апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ИНН: 7716642273,ОГРН:1097746296977) на решение Арбитражного суда Московской области от 26 августа 2022 года по делу N А41-81264/21,
по исковому заявлению Администрации Сергиево- Посадского муниципального района Московской областик Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, АО "Почта России",
УСТАНОВИЛ:
Администрация Сергиево- Посадского муниципального районаМосковской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - Территориальное управление) с требованиямио признании отсутствующим право собственности РФ на объект недвижимости: нежилое помещение площадью 14,1 кв.м., с кадастровым номером 50:05100218527, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, с. Муханово, ул. Центральная, д. 1/2..
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлеченоУправление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,АО "Почта России".
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 августа 2022 года по делу N А41-81264/21исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, Территориальное управление области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель АО "Почта России" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей истца, ответчикаи Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,,извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, в собственности Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области находится нежилое помещение с кадастровым номером 50:05:0100218:1527, расположенное по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, с. Муханово, ул. Центральная, д. .
28.01.2019 между Администрацией муниципального образования городское поселение Богородское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и ФГУП "Почта России" заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом N 01, согласно которому Администрацией передано предприятию в безвозмездное пользование на срок с 28.01.2019 по 26.01.2020 данное нежилое помещение для размещения отделения почтовой связи.
В соответствии со статьей 1 Закона Московской области от 20.03.2019 N 32/2019-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Сергиево-Посадского муниципального района" объединены территории городского поселения Краснозаводск Сергиево-Посадского муниципального района, городского поселения Пересвет Сергиево-Посадского муниципального района, городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района, городского поселения Скоропусковский Сергиево-Посадского муниципального района, городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского муниципального района, сельского поселения Березняковское Сергиево-Посадского муниципального района, сельского поселения Васильевское Сергиево-Посадского муниципального района, сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района, сельского поселения Реммаш Сергиево-Посадского муниципального района, сельского поселения Селковское Сергиево-Посадского муниципального района, сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района. Муниципальное образование, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Сергиево-Посадского муниципального района, наделено статусом городского округа (далее - Сергиево-Посадский городской округ).
20.05.2021 в адрес Управления муниципальной собственности Администрации городского округа поступило уведомление от ОСП Пушкинского почтамта о том, что с 05.05.2021 прекращено право муниципальной собственности на нежилое помещение отделения почтовой связи "Муханово" с кадастровым номером 50:05:0100218:1527, расположенное по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, с. Муханово, ул. Центральная, д. 1/2, пом. 5.
Из приложенной к уведомлению выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 05.05.2021 следует, что собственником нежилого помещения с 05.05.2021 года является Российская Федерация. Документом-основанием для смены правообладателя в выписке из ЕГРН указано свидетельство об удостоверении факта, нотариально удостоверенное врио нотариуса города Москвы Гончаровой Ф.Ю. Мальцевой А.В. 22.04.2021.
Считая, что запись в ЕГРН о праве собственности Российской Федерации на объект недвижимости нарушает законные права Администрации на распоряжение нежилым помещением, истец обратился с настоящими требованиями в суд.
Удовлетворяя требования суд первой инстанции, исходил из того, что запись в ЕГРП, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права истца.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Для возникновения права собственности необходимо наличие основания приобретения права собственности. Если имущество уже имеет собственника, то необходимо также наличие основания прекращения у него права собственности.
Основанием для регистрации права собственности РФ на спорное помещение послужило свидетельство об удостоверении факта в порядке ст. 20 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.06.2018 N 171-ФЗ).
Статьей 19 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ установлены особенности порядка реорганизации ФГУП "Почта России" (далее - Предприятие) при создании Общества, а статьей 20 - особенности учета объектов недвижимого имущества и оформления прав на них при реорганизации Предприятия.
В соответствии частью 1 статьи 19 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ АО "Почта России" создается путем реорганизации (преобразования) Предприятия.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ Общество является правопреемником Предприятия. Со дня государственной регистрации Общества в ЕГРЮЛ к нему в неизменном виде переходят все права и обязанности Предприятия, за исключением прав Предприятия на движимое и недвижимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении или постоянном (бессрочном) пользовании Предприятия, а также на праве безвозмездного пользования, в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом.
Со дня государственной регистрации Общества оно приобретает право собственности на указанное движимое и недвижимое имущество в порядке, установленном Законом N 171-ФЗ. Состав имущественного комплекса Предприятия, подлежащего передаче Обществу в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества, определяется передаточным актом (часть 12 статьи 19 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ);
Согласно части 24 статьи 19 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ объекты недвижимого имущества Российской Федерации, предоставленные Предприятию на праве аренды, праве безвозмездного пользования и иных имущественных правах, подлежат включению в передаточный акт с учетом положений статьи 20 данного Федерального закона.
Частью 25 статьи 19 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ установлено, что право собственности Общества на объекты, указанные в части 24 настоящей статьи, возникает в силу положений данного Федерального закона.
Таким образом, исходя из буквального содержания положений пунктов 24 и 25 статьи 19 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ в состав имущественного комплекса Предприятия, подлежащего передаче АО "Почта России" в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества, подлежат включению объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности только Российской Федерации и предоставленные Российской Федерацией Предприятию на праве аренды, праве безвозмездного пользования и иных имущественных правах.
В отношении недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности либо в собственности субъектов Российской Федерацией, такая норма в Федеральном законе от 29.06.2018 N 171-ФЗ отсутствует.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ при инвентаризации имущества Предприятие (АО "Почта России") составляет перечень объектов недвижимого имущества с указанием их назначения, который включает в себя: 1) объекты недвижимого имущества, закрепленные за Предприятием на праве хозяйственного ведения и: а) учтенные в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", б) не учтенные в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 2) объекты недвижимого имущества, предоставленные Предприятию Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по договорам аренды или безвозмездного пользования (при условии отсутствия вещных прав иных лиц на указанные объекты); 3) объекты недвижимого имущества, находящиеся в фактическом пользовании Предприятия; 4) земельные участки, в том числе занятые объектами недвижимого имущества, подлежащими включению в передаточный акт, с учетом положений части 22 статьи 19 данного Федерального закона.
Нормы этой части регулируют порядок составления перечня объектов недвижимого имущества при инвентаризации имущества Предприятия в ходе его реорганизации в акционерное общество, так же как и часть 4 статьи 20 данного закона, которая устанавливает необходимость проведения мероприятий по подготовке объектов недвижимого имущества к внесению их в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества.
При этом в части 6 статьи 20 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ предусмотрено, что объекты недвижимого имущества, которые указаны в данной статье и право собственности Российской Федерации на которые будет признано на основании судебного акта после подписания передаточного акта, а также земельные участки, занятые такими объектами недвижимого имущества, подлежат включению в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества.
Из изложенного следует, что Федеральный закон от 29.06.2018 N 171-ФЗ не содержит норм права о прекращении права собственности муниципального образования либо права собственности субъекта Российской Федерации на недвижимое имущество, переданное в аренду или безвозмездное пользование Предприятию или Обществу, не устанавливает оснований приобретения права собственности Российской Федерации на данное имущество, также не содержит положений о принудительной безвозмездной передаче муниципальной собственности либо собственности субъекта Российской Федерации в собственность Российской Федерации.
Из разъяснений, данных в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу федеральных законов о регистрации.
Исходя из правовой природы иска о признании права, по общему правилу, удовлетворение такого иска имеет правоподтверждающее, а не правообразующее значение.
Соответственно, для возникновения права, которое было бы подтверждено в результате удовлетворения такого иска, необходимо наличие юридического состава, на основании которого право собственности возникло бы до обращения в суд с соответствующим требованием.
Как указано выше, ни специальный Федеральный закон от 29.06.2018 N 171-ФЗ, ни нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не содержат оснований для прекращения права собственности на объект, принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию, и возникновения права у Российской Федерации.
сходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ, указанный закон определяет особенности правового регулирования отношений в области организации, создания основ деятельности АО "Почта России", устанавливает особенности порядка его реорганизации и ликвидации, осуществления АО "Почта России" своей деятельности.
Соответственно, в сферу действия указанного закона не входит перераспределение имущества между публично-правовыми образованиями.
В соответствии с абзацем 2 статьи 24 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ) в целях осуществления деятельности по оказанию услуг почтовой связи, а также иной деятельности на основании данного Федерального закона операторы почтовой связи могут приобретать необходимое имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Средства почтовой связи, подъездные пути и иное имущество могут принадлежать организациям федеральной почтовой связи на праве собственности, аренды или ином вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 6 статьи 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предоставляют организациям федеральной почтовой связи соответствующие технологическим нормам нежилые помещения в существующих (или строящихся) жилых или иных зданиях в порядке и на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Исходя из приведенных положений факт того, что соответствующие нежилые помещения используются для целей осуществления деятельности по оказанию услуг почтовой связи, не свидетельствует о том, что такие помещения могут находиться только в федеральной собственности.
Законодательство предусматривает возможность предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующего имущества, в том числе на праве аренды, безвозмездного пользования или ином праве на условиях, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Таким образом, факт передачи помещения на основании договора безвозмездного пользования Предприятию для оказания услуг связи не влечет автоматической невозможности нахождения имущества в муниципальной собственности, прекращения права и возникновения обязанности передать его в федеральную собственность.
Гражданский кодекс, Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ, Федеральный закон от 29.06.2018 N 171-ФЗ таких норм не содержат.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2021 N 307-ЭС21-9712 по делу N А05-3535/2020, от 08.02.2022 N307-ЭС21-15330 по делу N А56-14076/2020. Сведений о том, что указанный объект на момент удостоверении факта от 22.04.2021 не являлся собственностью муниципального образования, суду не представлено.
На запрос суда Росимуществом представлен ответ, об отсутствии сведений в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 50:05:0100218:1527, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, с. Муханово, ул. Центральная, д. 1/2, пом. 5 в базе данных "Реестр федерального имущества", ведение которой осуществляется Территориальным управлением в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", а также, что сведения о вышеуказанном объекте недвижимости отсутствуют.
Также Росимуществом представлен Технический паспорт на помещения N 1,2,3,4,5, расположенные по адресу: с.Муханово, ул.Центральная, д.1/2литера 4, составленный Государственным унитарным предприятием "Московское областное бюро технической инвентаризации" 18.11.2011 содержит информацию, что указанный объект является Зданием дома культуры.
Таким образом, возникновение права собственности ответчика на спорный объект документально не подтвержден.
Судом установлено, что муниципальная собственность на спорное нежилое помещение у Сергиево-Посадского района Московской области возникла в особом порядке, установленном Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В приложении N 3 к указанному постановлению содержался перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности и подлежащих передаче в муниципальную собственность городов и районов.
Процедура передачи государственного имущества в муниципальную собственность на основании указанного постановления, регулировалась сначала распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп "Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", а затем Указом Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в РФ" и распоряжением Госкомимущества от 05.02.1993 N 217-р "Об упорядочении процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения", согласно которым органам местного самоуправления было предоставлено право самостоятельного утверждения перечня объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, руководствуясь Постановлением N 3020-1.
Последующее разграничение муниципального имущества - здания дома культуры, в котором находится Нежилое помещение, между органами местного самоуправления Сергиево-Посадского района Московской области подтверждается: - Законом Московской области от 20.07.2007 N 132/2007-03 "О разграничении муниципального имущества между Сергиево-Посадским муниципальным районом Московской области и городским поселением Богородское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области", согласно которому право собственности на здание дома культуры, расположенное по адресу Московская обл., Сергиево-Посадски-й рн, с. Муханово, ул.Центральная, д. 1/2, площадью 664 кв.м, Сергиево-Посадского района Московской области передано в собственность городскому поселению Богородское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области; - Законом Московской области от 20.03.2019 N 32/2019-03 "Об организации местного самоуправления на территории Сергиево-Посадского муниципального района", согласно которому объединены территории всех городских и сельских поселений, входивших в состав Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, в том числе и территория городского поселения Богородское Сергиево-Посадского муниципального района.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона со дня формирования органов местного самоуправления Сергиево-Посадского городского округа прекращены полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления всех городских и сельских поселений, входивших в состав СергиевоПосадского муниципального района, а также самого Сергиево-Посадского муниципального района;
- Решением Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 17.09.2019 N 01/09 "О правопреемстве органов местного самоуправления Сергиево-Посадского городского округа", согласно которому органы местного самоуправления городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Сергиево-Посадского муниципального района и всех городских и сельских поселений, входивших в его состав, с даты формирования соответствующих органов местного самоуправления СергиевоПосадского городского округа;
- выпиской из реестра муниципального имущества N 2430 от 15.09.2021, согласно которой субъектом права на Нежилое помещение, реестровый номер 1130020790, является казна Сергиево-Посадского городского округа Московской области;
- договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом 28.01.2019 N 01, заключенным между муниципальным учреждением Администрация муниципального образования городское поселение Богородское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и акционерным обществом "Почта России", согласно пункту 1.3 которого муниципальное имущество
- нежилое помещение, расположенное по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, городское поселение Богородское, с.Муханово, ул.Центральная, д. 1/2, общей площадью 14,49 кв.м является собственностью муниципального образования городское поселение Богородское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области. Передача имущества ссудополучателю в безвозмездное пользование не влечёт за собой передачу права собственности.
В силу статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Для возникновения права собственности необходимо наличие основания приобретения права собственности. Если имущество уже имеет собственника, то необходимо также наличие основания прекращения у него права собственности.
В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Суд отмечает, что возникновение права собственности АО "Почта России" в силу приобретательной давности возникает, если лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным в течение пятнадцати лет.
Однако, как установлено материалами дела, указанный объект 28.01.2019 был передан третьему лицу собственником имущества (муниципальным учреждением Администрация муниципального образования городское поселение Богородское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области) по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом 28.01.2019 N 01.
Таким образом, АО "Почта России" владело нежилым помещением на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом N 01 от 28.01.2019, то есть не владело нежилым помещением как своим собственным.
На момент законодательного разграничения государственной собственности в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 здание, в котором расположено нежилое помещение, не являлось имуществом Российской Федерации, организацией почтовой связи для оказания услуг почтовой связи не использовалось, в нем с момента постройки располагался дом культуры, что также подтверждено сведениями из БТИ.
Сам факт того, что нежилое помещение используются для целей осуществления деятельности по оказанию услуг почтовой связи, не свидетельствует о том, что такое помещение может находиться только в федеральной собственности. Законодательство предусматривает возможность предоставления муниципальными образованиями соответствующего имущества, в том числе на праве аренды или ином праве на условиях, определенных органами местного самоуправления.
В соответствии с абзацем 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
Поскольку запись в ЕГРН нарушает право истца, и это право не может быть защищено ни путём признания права, ни путём истребования имущества из чужого незаконного владения, то оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено истцом путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
При этом доказательств передачи нежилого помещения, либо здания дома культуры из муниципальной собственности в федеральную собственность в материалы дела не представлено, равно как и доказательств, подтверждающих, что спорный объект относится в силу закона к собственности Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт предоставления нежилого помещения органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, так же наличия права постоянного (бессрочного) пользования, оперативного управления, права аренды, права безвозмездного срочного пользования.
Кроме того, ни в выписке из ЕГРН, ни в деле правоустанавливающих документов на спорный объект нет сведений подтверждающих, что данный квартира находится в федеральной собственности на основании федерального закона, на основании возникновения права собственности при разграничении государственной собственности, либо она приобретена Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что запись в ЕГРН о праве собственности Российской Федерации на объект недвижимости: нежилое помещение площадью 14,1 кв.м., с кадастровым номером 50:05100218527, расположенное по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, с. Муханово, ул. Центральная, д. 1/2. нарушает законные права истца в отношении спорного объекта и не позволяют ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по решению вопросов местного значения, связанных с использованием находящегося в его ведении муниципального имущества
Ответчик в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 августа 2022 года по делу N А41-81264/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-81264/2021
Истец: Администрация Сергиево-Посадского городского округа МО
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "ПОЧТА РОССИИ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГУП "ПОЧТА РОССИИ"