г. Москва |
|
14 ноября 2022 г. |
Дело N А41-43905/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Виткаловой Е.Н., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Ломовской Д.А.,
в судебном заседании участвуют представители:
от ООО СЗ "РКС Нахабино" - Илюхина М.Г. представитель по доверенности от 01.11.2022, Якуба Ю.В. представитель по доверенности от 01.11.2022;
от Министерства имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055, ИНН 7725131814) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью СЗ "РКС Нахабино" на решение Арбитражного суда Московской области от 11 августа 2022 года по делу N А41-43905/22,
по заявлению ООО СЗ "РКС Нахабино" к Министерству имущественных отношений Московской области, о признании незаконным требования,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РКС Нахабино" (далее - ООО "РКС Нахабино" ) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Министерству имущественных отношений Московской области(далее - Министерство) - с требованиями о признании незаконным требования N Р001-8125154583-55960585 от 02.02.2022 о необходимости внести плату за изменение вида разрешенного использования в отношении земельного участка с КН 50:11:0030102:15 в размере 218 910 256,65 руб., об обязании в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:11:0030102:15 с вида разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" на вид разрешенного использования: "среднеэтажная жилая застройка" из расчета его кадастровой стоимости равной 757 493 000,00 рублей, подготовить и направить в адрес Общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "РКС Нахабино" уведомление о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:11:0030102:15 и дополнительное соглашение о внесении изменений в пункт 3 и Приложение "График внесения платы за изменение вида разрешенного использования Земельного участка" Соглашения о предоставлении рассрочки по внесению платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка N 103 от 04.03.2022 из расчета его кадастровой стоимости равной 757 493 000,00 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 августа 2022 года по делу N А41-43905/22в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "РКС Нахабино" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "РКС Нахабино" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:11:0030102:15, общей площадью 110 000 кв.м.. расположенного по адресу: обл. Московская, р-н Красногорский, вблизи п. Нахабино (далее - Земельный участок), о чем 30.11.2021 в Едином государственном реестре недвижимости сделана соответствующая запись N 50:11:0030102:15-50/422/2021-6.
На момент приобретения права собственности Земельный участок имел категорию земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для индивидуального жилищного строительства". 24.01.2022 заявитель обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о смене вида разрешенного использования (далее - ВРИ) Земельного участка с "для индивидуального жилищного строительства" на "среднеэтажная жилая застройка". На основании заявления общество получило уведомление от Министерства имущественных отношений Московской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) N Р001-8125154583-55960585 от 02.02.2022 о необходимости внести плату за изменение вида разрешенного использования Земельного участка в размере 218 910 256,65 руб. (далее - Уведомление).
Заявитель указал, что 04.03.2022 между обществом и Министерством заключено соглашение о предоставлении рассрочки по внесению платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка N 103 (далее - Соглашение о рассрочке).
Рассрочка по внесению платы за изменение вида разрешенного использования Земельного участка в размере 218 910 256,65 руб. предоставлена на три года с 04.03.2022 по 03.03.2025, где ежеквартальный платеж составляет 18 242 521,65 руб.
После заключения Соглашения о рассрочке Заинтересованным лицом по результатам рассмотрения заявления общества в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) внесены сведения об изменения ВРИ земельного участка на "среднеэтажная жилая застройка". ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" произведен расчет кадастровой стоимости земельного участка заявителя с уже измененным видом разрешенного использования. Кадастровая стоимость земельного участка была определена ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" в размере 757 493 000,00 руб. и внесена Управлением Росреестра по Московской области в ЕГРН.
Кадастровая стоимость земельного участка с измененным ВРИ заявителя на 183 015 800,00 руб. ниже среднего показателя кадастровой стоимости земельного участка (КС2), примененной Заинтересованным лицом при установлении размера платы за изменение вида разрешенного использования Земельного участка в Уведомлении.
Полагая, что расчет платы за изменение ВРИ земельного участка, приведенный в обжалуемом уведомлении, является некорректным, несправедливым, противоречащим фактическим данным о кадастровой стоимости, а действия Министерства являются незаконными, заявитель обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, указал, что что оснований для удовлетворения требований не имеется.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе истец указывает на то, что решение суда необоснованное.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Порядок внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен статьей 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 г. N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон N23/96), а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 г. N 1190/57 "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического липа, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области" (далее - Положение N1190/57).
В соответствии с п. 14.3-14.5 ч. 1 ст. 4 Закона N 23/96 уполномоченный орган Московской области осуществляет расчет размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с порядком, установленным Правительством Московской области; уведомляет собственника земельного участка о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; принимает правовой акт о невозможности возврата вида разрешенного использования земельного участка к виду разрешенного использования, установленному на день подачи заявления собственником земельного участка, и обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке.
Основанием взимания платы являются ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 5.1 Закона Московской области N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области", Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 N 1190/57 (далее - Порядок).
Согласно ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
На основании п. 13.36.1-13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27 органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Министерство имущественных отношений Московской области.
В соответствии с п. 11 ст. 5.1 Закона N 23/96, размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется с учетом разницы между установленной кадастровой стоимостью земельного участка и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования или условно разрешенным видом использования.
Подобное правило расчета содержится и в п. 9.2. Положения N 1190/57, согласно которому размер платы (Рп) за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле: Рп = С х(КС2-КС1),где; С - ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно приложению N 1 Положения N 1190/57 ставка для расчета для среднеэтажной застройки составляет 45%, КС1 - кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Кадастровая стоимость на дату обращения составляла 454 041 563,00 руб., КС2 - кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка.
Министерство указало, что текущая кадастровая стоимость составляет 757 493 000 руб. согласно выписке из ЕГРН от 16.05.2022.
Согласно оспариваемому уведомлению и соглашению о рассрочке, величина КС2 Министерством определена расчетным путем в размере 940 508 800 руб. как произведение площади 110 000 кв.м и УПКС в размер 8 550,08 руб./кв.м. 5 83_12718922 Министерство имущественных отношений Московской области при расчете платы за изменение ВРИ земельного участка КС2 определял расчетным методом по формуле: КС2 = S х УПКС, где: S - площадь земельного участка; УПКС - средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастровых кварталов и групп видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный в установленном порядке правовым актом Московской области, действующий на дату подачи заявления, соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок.
На территории Московской области УПКС установлен распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 N 15ВР1634 "Об утверждении средних значений кадастровой стоимости".
Согласно расчету заявителя, плата за изменения ВРИ Земельного участка должна быть определена в следующем размере 136 553 146,65 руб. = 45% х (757 493 000,00 - 454 041 563,00). Министерством имущественных отношений Московской области определена плата за изменения ВРИ Земельного участка в следующем размере 218 910 256,65 руб. = 45% х (940 508 800,00 - 454 041 563,00).
Заявителем 03.02.2022 года было направлено в Министерство имущественных отношений Московской области обращение с просьбой произвести перерасчет платы за изменение ВРИ земельного участка. Ответа на данное обращение получено не было. 31.05.2022 было направлено обращение с просьбой произвести перерасчет платы за изменение ВРИ земельного участка Административного истца на основании данных о кадастровой стоимости с уже измененным ВРИ на среднеэтажную жилую застройку, размещенных в ЕГРН.
Начиная с 23.07.2021 в целях получения расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования собственник Земельного участка обращается за предоставлением государственной услуги "Предоставление расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка на территории Московской области" путем подачи заявления посредством государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг Московской области".
Посредством портала РПГУ было подано заявление от 24.01.2022 Р001- 8125154583-55960585 на предоставление Государственной услуги "Предоставление расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка на территории Московской области" (далее - Государственная услуга).
В соответствии с п. 9.1 Порядка срок предоставления расчета размера платы за изменение ВРИ земельного участка не может превышать 15 рабочих дней со дня поступления в Минмособлимущество указанного заявления. Порядком предусмотрен перечень платных ВРИ земельных участков.
При этом ВРИ "Среднеэтажная жилая застройка" (код 2.5) включен в перечень платных ВРИ. Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Соответственно, согласно ст. 5.1 Закона и п. 9.2 Порядка в случае, если КС2 превышает КС1, размер платы за изменение ВРИ земельного участка определяется по формуле: Рп= С х(КС2-КС1), где: Рп - размер платы за изменение ВРИ земельного участка; С - ставка для расчета платы за изменение ВРИ земельного участка (%), установленная постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 N 1190/57; КС1 - кадастровая стоимость земельного участка на дату подачи Заявления собственника земельного участка, в том числе в соответствии с правилами землепользования и застройки, о предоставлении разрешения на условно разрешенный ВРИ земельного участка; КС2 - кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке ВРИ определяется по формуле: КС2 = S х УПКС, где: КС2 - кадастровая стоимость земельного участка с измененным ВРИ; S - площадь земельного участка; УПКС - средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастровых кварталов и групп видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный в установленном порядке правовым актом Московской области, действующий на дату подачи заявления, соответствующего ВРИ для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок.
Согласно Распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 N 158ВР-1634 "Об утверждении средних значений кадастровой стоимости" средний удельный показатель кадастровой стоимости в кадастровом квартале 50:11:0030102 для ВРИ "Среднеэтажная жилая застройка" составляет 8550,08 руб.
Таким образом КС2, в соответствии с вышеуказанной формулой, составила 940 508 800,00 руб.
В соответствии со сведениями, предоставленными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, КС1 составляет 454 041 563, 00 руб. С учетом произведенных расчетов и предоставленных сведений Минмособлимущество осуществило расчет и направило в адрес ООО СЗ "РКС - Нахабино" уведомление о расчете размера платы за изменение ВРИ Земельного участка от 02.02.2022 N б/н на сумму 218 910 256,65 руб.
У суда отсутствуют основания считать, что направив в адрес общества спорное уведомление, Министерство имущественных отношений Московской области действовало незаконно либо злоупотребило своими правами.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе,, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 11 августа 2022 года по делу N А41-43905/22, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-43905/2022
Истец: ООО Специализированный застройщик "РКС Нахабино"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Московской области
Третье лицо: МИО МО