г. Тула |
|
14 ноября 2022 г. |
Дело N А09-7649/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.11.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Капустиной Л.А. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осиповой Д.И., в отсутствие сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Брянская мясная компания" на решение Арбитражного суда Брянской области от 18.03.2022 по делу N А09-7649/2021 (судья Азаров Д.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Брянская мясная компания" (Брянская область, Трубчевский район, п. Прогресс, ИНН 3252005997, ОГРН 1083252000501) к Семецкой сельской администрации (Брянская область, Почепский район, с. Семцы, ИНН 3252001801, ОГРН 1053249541355), третьи лица: Администрация Почепского муниципального района (Брянская область, Почепский район, г. Почеп, ИНН 3224001817, ОГРН 1023200930830), глава КФХ Цыбренок М.В. (Брянская область, Почепский район, с. Валуец, ИНН 322400669859, ОГРН 31332562400129) об обязании заключить договор купли-продажи,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Брянская мясная компания" (ОГРН 1083252000501, ИНН 3252005997, далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Семецкой сельской администрации Почепского района Брянской области (ОГРН 1053249541355, ИНН 3252001801, далее - ответчик, администрация) об обязании заключить договор купли-продажи 17 земельный долей (доли в праве общей долевой собственности) на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 32:20:0000000:125 на условиях, предусмотренных абз. 1 п. 4 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее также - Закон N 101-ФЗ-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Почепского муниципального района Брянской области (ОГРН 1023200930830, ИНН 3224001817, далее - районная администрация) и индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Цыбренок Максим Васильевич (ОГРНИП 313325624200129, ИНН 322400669859, далее - предприниматель).
Решением суда области от 18.03.2022 в иске отказано.
Истец обратился с апелляционной жалобой об отмене решения, считает ошибочным вывод суда области о необходимости проведения торгов при наличии нескольких заявок на приобретение спорных долей, поскольку истец имеет преимущественное право приобретения как участник долевой собственности. Указал, что суд неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства об истребовании и исследовании журнала входящей корреспонденции. Считает, что предпринимателем не представлено надлежащих доказательств использования земельного участка в сельскохозяйственных целях.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. От истца поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств.
Вместе с тем, заявитель не лишен был возможности направить доказательства в суд любыми средствами связи и обеспечить их поступление до судебного заседания. С учетом сроков рассмотрения апелляционной жалобы, положений ч. 2 ст. 268 АПК РФ, принимая во внимание, что заявителем не раскрыто содержание доказательств, которые, по его мнению, необходимо представить, как и невозможность их представления при рассмотрении дела в суде первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отложения судебного разбирательства.
Изучив материалы дела и доводы заявителя, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 25.08.2020 в Единый государственный реестр недвижимости внесена регистрационная запись N 32:20:0000000:125-32/082/2020-46 от 25.08.2020 о возникновении права собственности муниципального образования "Семецкое сельское поселение Почепского района Брянской области" на 17/495 долей в праве собственности на земельный участок с государственным кадастровым учётным номером 32:20:0000000:125.
Обществом в адрес Администрации направлено письмо о приобретении 17 земельных долей (т. 1 л.д. 12).
Письмом от 07.12.2020 администрация сообщила обществу о нецелесообразности продажи испрашиваемого земельного участка.
В газете "Земельная газета" от 28.08.2020 N 14 (1478) администрацией опубликовано извещение о возникновении права собственности муниципального образования на 17/495 в праве общей долевой собственности на земельный участок N 32:20:0000000:125 и возможности их (долей) приобретения сельскохозяйственными организациями или крестьянско-фермерскими хозяйствами, использующими земельный участок в порядке, предусмотренном ст. 12 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения) (т. 1 л.д. 10-11).
Общество, ссылаясь на то, что оно обладает исключительным правом на приобретение указанных земельных долей в общую долевую собственность без проведения торгов, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ), регулирующей особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, установлено, что к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Исходя из системного толкования п. 1 ст. 250 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Федерального закона N 101-ФЗ, орган местного самоуправления обязан предложить сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности с муниципальным образованием, приобрести долю муниципального образования на условиях абз. 1 ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 101-ФЗ.
Одним из условий реализации права на льготный выкуп принадлежащих муниципальному образованию долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения является использование сельскохозяйственной организацией (крестьянским (фермерским) хозяйством) земельного участка до регистрации права муниципальной собственности на земельные доли.
Доказательствам использования земельного участка могут быть не только договоры аренды, безвозмездного пользования, иные, заключенные в соответствии с действовавшим на момент их заключения законодательством, но и любые относимые и допустимые доказательства, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, о проведении посевных работ и уборке урожая и другие) в случае, если указанные субъекты использовали земельный участок без оформления правоотношений.
Таким образом, условиями реализации права на приобретение находящихся в муниципальной собственности земельных долей являются особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, находящегося в долевой собственности; использование земельного участка должно иметь место до государственной регистрации права муниципальной собственности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2016 N 309-КГ16-8101).
Из материалов дела следует, что истец является правообладателем долей земельного участка с кадастровым номером 32:20:0000000:125, что подтверждается выпиской из ЕГРН (т. 1, л. д. 27-35). Право долевой собственности за истцом зарегистрировано 07.05.2020, 11.06.2020, 03.08.2020, 06.08.2020, 18.08.2020, 21.08.2020, т.е. до возникновения права муниципальной собственности на доли.
Право муниципальной собственности на доли зарегистрировано 25.08.2020, публикация в газете о праве их приобретения осуществлена 28.08.2020, истец с заявлением об их приобретении обратился 04.09.2020, т.е. в пределах установленного ч. 4 ст. 12 Закона N 101-ФЗ срока.
Факт использования истцом земельного участка подтверждается представленными в материалы документами, в том числе справками и путевыми листами.
Кроме того на основании постановления администрации от 07.09.2020 N 27 создана комиссия по обследованию земельных участков, актом обследования которой от 08.09.2020 установлен факт использования истцом земельного участка с кадастровым номером 32:20:0000000:125 (т. 1, л. д. 15).
Фактическое использования истцом данного земельного участка ответчиком не оспаривалось при рассмотрении настоящего дела.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 5 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25, если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов другой стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (п. 2 ст. 10 ГК РФ).
В соответствии с п. 4 письма Минэкономразвития от 25.11.2011 N Д23-4894 разъяснено, в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок без оформления соответствующих правоотношений в надлежащей форме, в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельных долей или земельных участков на льготных условиях, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др.).
Ссылаясь на наличие оснований для проведения конкурсных процедур при наличии двух конкурирующих заявок на выкуп спорных долей, ответчик указывает, что поступило несколько заявок от лиц, использующих земельный участок в сельскохозяйственной деятельности, а именно на наличие заявки от Главы КФХ Цыбренок М.В. от 20.09.2020 (т. 2, л. д. 20).
Вместе с тем, на момент подачи заявления Главы КФХ Цыбренок М.В. от 20.09.2020 ни ответчиком, ни третьим лицом не представлено каких-либо доказательств использования Главой КФХ Цыбренок М.В. спорного земельного участка.
Как следует из материалов дела, к заявлению от 20.09.2020 соответствующих документов не приложено.
Определением от 29.06.2022 суд апелляционной инстанции предложил Семецкой сельской администрации представить в материалы дела заявление ИП Цыбренок М.В. о приобретении 17 земельных долей в земельном участке с кадастровым номером 32:20:0000000:125 c приложенными к нему документами, ООО "Брянская мясная компания" и ИП Цыбренок М.В. представить доказательства фактического использования земельного участка с кадастровым номером 32:20:0000000:125.
В материалы дела поступило заявление (без указания на приложенные документы), выписки из ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами 32:20:0500102:645 и 32:20:0500102:644, которые не входят в состав единого землепользования спорного земельного участка (т. 1, л. д. 28) 32:20:0500102:814 (выделен из единого землепользования), налоговые декларации за 2019-2021 (не подтверждают факт использования именно спорного земельного участка), а также газета с публикацией о завершении третьим лицом весенне-полевых работ на территории района, что также не подтверждает факт использования именно спорного земельного участка.
Представленный ответчиком акт осмотра от 31.08.2022 не принимается судом, поскольку составлен после направления оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка.
Ссылка ответчика на заключение договора купли-продажи земельных долей от 25.11.2013 и свидетельство о государственной регистрации права за Цыбренок М.В. на 55/945 долей в отношении земельного участка с кадастровым номером 32:20:0000000:125 не принимается, поскольку из актуальной выписки в отношении указанного земельного участка не следует, что данное лицо обладает долей в общей собственности на него.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что ни ответчиком, ни третьим лицом не представлено относимых и допустимых доказательств использования ИП Цыбренок М.В. земельного участка с кадастровым номером 32:20:0000000:125, что свидетельствует об отсутствии права данного лица на выкуп спорных долей на льготных условиях.
Сам по себе факт подачи конкурентной заявки на выкуп спорных земельных участков без предоставления доказательств использования земельных участков не свидетельствует о наличии у лица права на их выкуп в порядке п. 4 ст. 12 Закона N 101-ФЗ и не является основанием для проведения торгов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении АС ЦО от 07.12.2018 N А09-12823/2017, Определении ВС РФ от 08.4.2019 N 310-ЭС19-3043.
Публичное объявление муниципального образования является офертой. Заявление истца является акцептом предложения ответчика.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи с чем решение суда области следует отменить, иск удовлетворить.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, с ответчика в пользу истца следует взыскать 6 000 руб. государственной пошлины по иску и 3 000 руб. - по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 18.03.2022 по делу N А09-7649/2021 отменить.
Иск удовлетворить.
Обязать Семецкую сельскую администрацию Почепского района Брянской области (ОГРН 1053249541355, ИНН 3252001801) заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Брянская мясная компания" (ИНН 3252005997, ОГРН 1083252000501) договор купли-продажи 17 земельный долей (доли в праве общей долевой собственности) на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 32:20:0000000:125 на условиях, предусмотренных абз. 1 п. 4 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Взыскать с Семецкой сельской администрации Почепского района Брянской области (ОГРН 1053249541355, ИНН 3252001801) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Брянская мясная компания" (ИНН 3252005997, ОГРН 1083252000501) 6 000 руб. судебных расходов по иску и 3 000 руб. судебных расходов по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-7649/2021
Истец: ООО "Брянская мясная компания"
Ответчик: Семецкая сельская администрация Почепского района Брянской области
Третье лицо: Администрация Почепского района, ИП Цыбренок Максим Васильевич