г. Самара |
|
14 ноября 2022 г. |
Дело N А49-7371/2022 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Харламова А.Ю.,
рассмотрев апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Русский Кондитеръ" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 23.08.2022 по делу N А49-7371/2022 (судья Столяр Е.Л.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Русский Кондитеръ" (ОГРН 1025801202932, ИНН 5835042955), г. Пенза,
к Саратовской таможне (ОГРН 1036405207046, ИНН 6452016790), г. Саратов,
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Русский кондитеръ" (далее в т.ч. - общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, в котором просило:
-признать незаконным и отменить Постановление Саратовской таможни (далее в т.ч. - таможенный орган, административный орган) от 24.06.2022 N 10413000-378/2022 "О назначении административного наказания по делу об административном правонарушении".
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 11.07.2022 указанное заявление ООО "Русский кондитеръ" было принято к производству и рассмотрению в порядке упрощенного производства.
ООО "Русский кондитеръ" представило в материалы дела ходатайство, в котором просило суд первой инстанции на основании ст. 25.5.1 КоАП РФ допустить к участию в деле в качестве защитника Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области.
Определением от 15.08.2022 Арбитражный суд Пензенской области отказал ООО "Русский кондитеръ" в удовлетворении данного ходатайства, поскольку защитник привлекается для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Поскольку производство по данному делу об административном правонарушении окончено вынесением Саратовской таможней оспариваемого Постановления и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пензенской области не был привлечен к участию в деле об административном правонарушении в качестве защитника, оснований для привлечения его в данном качестве в рамках рассмотрения настоящего дела не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 229 АПК РФ по результатам рассмотрения дела судом первой инстанции было вынесено решение от 23.08.2022, которым заявление ООО "Русский кондитеръ" от 08.07.2022 входящий номер 7371 было оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ООО "Русский кондитеръ" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Пензенской области и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований, либо в случае отказа суда в удовлетворении заявленных обществом требований применить положения ч. 5 ст. 4.4. КоАП РФ и назначить лицу, совершившему четыре административных правонарушения административное наказание а за совершение одного административного правонарушения..
Саратовская таможня представила в материалы дела письменный мотивированный Отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит суд апелляционной инстанции отказать в ее удовлетворении и оставить без изменений обжалуемый судебный акт суда первой инстанции.
В соответствии с п. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Согласно ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ, а также учитывая п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений ГПК РФ и АПК РФ об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными ст. 335.1 ГПК РФ, ст. 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй ст. 232.4 ГПК РФ, абз. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 229 АПК РФ не применяются.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке гл. 34 АПК РФ, исследовав доводы ООО "Русский кондитеръ", изложенные в апелляционной жалобе, контрдоводы Саратовской таможни, изложенные в Отзыве на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов настоящего дела и было установлено судом первой инстанции, ООО "Русский кондитеръ" зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Октябрьского района г. Пензы 27.05.2002 N 198, запись о регистрации внесена в ЕГРЮЛ N 1025801202932.
22.04.2022 ООО "Русский кондитеръ" представило в Саратовскую таможню статистическую форму учета перемещения товаров N ЕD20220422144819134 (зарегистрирована за номером 10413000/220422/С552792) на товар - "пружина сжатия, L=54, D=24, d=3", страна происхождения товара - Беларусь, которая 27.05.2022 была аннулирована обществом и взамен нее представлена статистическая форма N ED20220527110522862 (зарегистрирована за номером 10413000/270522/С699658) за отчетный период - декабрь 2021 года.
В соответствии с Уведомлением от 27.05.2022 Саратовская таможня предложила представителю ООО "Русский кондитеръ" прибыть для составления протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
02.06.2022. Телеграммой от 27.05.2022 ООО "Русский кондитеръ" было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении - на 02.06.2022. При этом данная Телеграмма была вручена представителю общества - 27.05.2022.
02.06.2022 уполномоченным должностным лицом Саратовской таможни в присутствии представителя ООО "Русский кондитеръ" был составлен Протокол "Об административном правонарушении" N 10413000-378/2022, в соответствии с которым действия общества были квалифицированы в качестве совершенного административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ, в котором в качестве нарушения указано следующее: ООО "Русский кондитеръ" представило 22.04.2022 статистическую форму учета перемещения товара за декабрь 2021 года N ЕD20220422144819134 с нарушением установленного срока - 21.01.2022, которая 27.05.2022 была аннулирована и взамен нее представлена форма N ED20220527110522862.
Определением Саратовской таможни от 20.06.2022 рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 24.06.2022.
Телеграммой от 20.06.2022 ООО "Русский кондитеръ" было извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении - на 24.06.2022.
Данная Телеграмма была вручена представителю общества - 21.06.2022.
23.06.2022 в Саратовскую таможню поступило ходатайство ООО "Русский кондитеръ" о рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие представителя общества. При этом ООО "Русский кондитеръ" указало, что поскольку 20.05.2022 в отношении общества уже было составлено 3 протокола об административном правонарушении, а 02.06.2022 - еще один протокол об административном правонарушении, указанные в них нарушения выявлены по результатам одного контрольного мероприятия, следовательно, санкция должна быть назначена как за совершение одного административного правонарушения. ООО "Русский кондитеръ" также указало, что отсутствует его вина в совершении вменяемого административного правонарушения, т.к. на менеджера общества - Сафонову Л.Н. возложена обязанность по подаче форм статистической отчетности в таможенный орган.
24.06.2022 в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного ООО "Русский кондитеръ" уполномоченное должностное лицо - и.о.заместителя руководителя Саратовской таможни был рассмотрен Протокол от 02.06.2022 N 10413000-378/2022 "Об административном правонарушении" и вынесено Постановление от 24.06.2022 N 10413000-378/2022 "О назначении административного наказания по делу об административном правонарушении", согласно которому общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. 00 коп.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "Русский кондитеръ" в суд первой инстанции с рассматриваемым заявлением.
Повторно рассмотрев настоящее дело суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В с.илу ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащих недостоверные сведения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В п. 2 примечания к данной статье КоАП РФ указано, что в случае добровольного представления лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом в таможенный орган, осуществивший регистрацию статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, заявления об аннулировании этой статистической формы учета перемещения товаров с одновременным представлением новой статистической формы учета перемещения товаров, содержащей достоверные сведения, лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления заявления об аннулировании статистической формы учета перемещения товаров и регистрации новой статистической формы учета перемещения товаров, таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом, предметом по которому являются сведения о товарах, указанные в заявлении об аннулировании статистической формы учета перемещения товаров.
Особо значимым объектом вышеуказанных правонарушений является порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в РФ с территорий государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) или вывозимых из РФ на территорию государств - членов ЕАЭС. Объективная сторона правонарушений выражается в несвоевременном представлении лицом в таможенный орган статистической формы отчетности.
Субъектом ответственности являются лица, на которых возложена обязанность представления в таможенный орган статистических форм. Отношения, связанные с ввозом товаров в РФ, вывозом товаров из РФ, их перевозкой по территории РФ под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин урегулированы Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон N 289-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 278 Закона N 289-ФЗ статистика взаимной торговли товарами РФ с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источника информации.
Согласно ч. 2 ст. 278 Закона N 289-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в РФ с территории государств - членов Союза или вывозятся из РФ на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами РФ с государствами - членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством РФ. Правительство РФ вправе устанавливать статистические пороги учета товаров в статистике взаимной торговли товарами РФ с государствами - членами Союза.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 891 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами РФ с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила), которые определяют порядок ведения статистики взаимной торговли товарами РФ с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Союз) в отношении товаров, полученных российским лицом в РФ с территорий государств - членов Союза или отгруженных российским лицом из РФ на территории государств - членов Союза (далее - статистика взаимной торговли товарами РФ), статистическую форму учета перемещения товаров и Правила заполнения статистической формы учета перемещения товаров.
Согласно п. 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в РФ с территорий государств - членов Союза или вывозятся из РФ на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в лично кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет), независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
В соответствии с п. 9 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ об административных правонарушениях (п. 16 Правил).
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции по результатам изучения и оценки имеющихся в деле доказательств было установлено, что в соответствии с Договором от 23.02.2021 N 360-СО/21 на основании Счета-фактуры (инвойса) от 08.12.2021 N 1063 и Товарной накладной от 08.12.2021 N 0535331 ООО "Русский кондитеръ" ввезло на территорию РФ из Республики Беларусь товары:
-пружина сжатия, L=54, D=24, d=3, приобретенные у ООО "АгроПищеПром" (Республика Беларусь).
ООО "Русский кондитеръ" должно было представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров не позднее 21.01.2022, но, фактически учетная форма была представлена обществом в таможенный орган -22.04.2022, т.е. со значительным нарушением установленного законом срока.
Данный факт нарушения подтверждается материалами дела и обществом не оспорен.
Судом первой инстанции также было установлено, что ООО "Русский кондитеръ" в нарушение требований ч. 1 ст. 65 АПК РФ не представило надлежащих доказательств принятия всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение норм действующего законодательства РФ, за нарушение которых ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность.
Разрешая возникши между сторонами спор суд первой инстанции пришел к выводу, с чем соглашается суд апелляционной инстанции, о том, что в данном случае отсутствуют основания полагать, что допущенное обществом нарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля общества при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Согласно Справке Саратовской таможни от 20.05.2022 ООО "Русский кондитеръ" Постановлением от 02.08.2021 N 10413000-000438/2021, которое вступило в законную силу 09.09.2021, было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, материалами дела подтверждается событие административного правонарушения и вина ООО "Русский кондитеръ" в его совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Довод общества об отсутствии его в совершении административного правонарушения суд обосновано отклонил в качестве несостоятельного и опровергнутого имеющимися в деле доказательствами, поскольку общество несет и должно нести ответственность за действия своих работников.
Суд первой инстанции также правомерно признал ошибочной ссылку общества в обоснование своей позиции по делу на нарушение административным органом ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что таможенным органом было проведено какое-либо контрольное (надзорное) мероприятие в рамках осуществления государственного контроля (надзора), по результатам проведения которого были выявлены нарушения сроков представления статистических форм перемещения товаров.
В рассматриваемом случае ООО "Русский кондитеръ" 22.04.2022 самостоятельно представило в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
Суд первой инстанции также обосновано не усмотрел предусмотренных законом оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п.п. 18 и 18.1 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление ВАС РФ N 10), квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Данные обстоятельства в силу ч.ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности административным органом не нарушен, поскольку в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено в течение одного года со дня совершения административного правонарушения.
Правонарушение совершено ООО "Русский кондитеръ" 22.01.2022, а оспариваемое Постановление было вынесено таможенным органом - 24.06.2022, т.е. в пределах установленного законом срока.
Таким образом, судом первой инстанции было установлено, что административным органом в пределах прав, предоставленных ему ст. 23.8 КоАП РФ, было вынесено оспариваемое Постановление при наличии состава совершенного обществом административного правонарушения, с соблюдением установленного законом порядка привлечения к административной ответственности и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в данном конкретном случае основания для снижения административного штрафа ниже низшего предела, а также замены административного штрафа на предупреждение отсутствуют.
При повторном рассмотрении данного дела по апелляционной жалобе общества суд апелляционной инстанции не находит законных оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции, поскольку данный вывод основан на результатам изучения и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст.ст. 71 и 162 АПК РФ и при правильном применении норм материального и процессуального права.
В силу ч. 3 с. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, соответствует закону, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение именно для данного дела юридически значимые обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
То обстоятельство, что в обжалуемом решении не указаны какие-либо конкретные доказательства, либо доводы, не свидетельствует о том, что они не были исследованы и оценены судом первой инстанции. Из текста решения суда первой инстанции усматривается, что все представленные в материалы дела доказательства были исследованы и оценены в порядке ст. 71 АПК РФ и, что по ним судом первой инстанции были сделаны соответствующие выводы.
При том, что оценка какого-либо доказательства, сделанная судом первой инстанции не в пользу стороны, представившей это доказательства, не свидетельствует об отсутствии как таковой оценки доказательства со стороны суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствующее положениям ст. 170 АПК РФ является законным и обоснованным, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 23.08.2022 по делу N А49-7371/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Ю. Харламов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-7371/2022
Истец: ООО "Русский кондитеръ"
Ответчик: САРАТОВСКАЯ ТАМОЖНЯ