г. Пермь |
|
14 ноября 2022 г. |
Дело N А71-9074/2022 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Васильевой Е.В.
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, ООО "УК-Ижкомцентр",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республике
От 22 августа 2022 года (мотивированное решение от 06 сентября 2022 года).
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А71-9074/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр" (ИНН 1841022974, ОГРН 1111841013811, сокращенное наименование - ООО "УК-Ижкомцентр")
к Административной комиссии при Администрации Устиновского района г. Ижевска
о признании незаконным и отмене постановления от 24.02.2022 N 18ОН002337 о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
ООО "УК-Ижкомцентр" (далее также - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации Устиновского района г. Ижевска (далее - административная комиссия) от 24.02.2022 N 18ОН002337 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее - Закон N 57-РЗ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 августа 2022 года (мотивированное решение от 06 сентября 2022 года) в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановление административной комиссии от 24.02.2022 N 18ОН002337 признано не подлежащим исполнению в сумме, превышающей 11 000 рублей штрафа.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит названное решение отменить.
В апелляционной жалобе общество ссылается на то, что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ, в связи с этим наказание, назначенное обществу, должно быть исполнено в размере, предусмотренном санкцией для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Минимальный размер штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ для индивидуальных предпринимателей, составляет 7000 рублей. Представленный на ознакомление акт осмотра территории (объекта) от 09.02.2022 не имеет никакой информации; фототаблицей от 09.02.2022 не зафиксировано необеспечение надлежащего содержания многоквартирного дома (МКД); кроме того, отсутствует дата произведенной фотосъемки; членом административной комиссии не осуществлялся повторный выход 09.02.2022.
Административной комиссией отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, 08.02.2021 с 14 час.55 мин. до 15 час.10 мин. и повторно 09.02.2022 с 10 час. 48 мин. до 11 час. 00 мин. членом административной комиссии при осмотре объекта благоустройства - крыши многоквартирного жилого дома N 95 по ул. Союзная г. Ижевска (далее также - МКД) установлено, что не обеспечено содержание объекта благоустройства, а именно не проведены работы по очистке кровли, карниза, водостоков МКД от сосулек, снежно-ледяных образований. Сосульки, снежно-ледяные образования расположены над пешеходной зоной и входными группами. На момент осмотра работы по очистке кровли от снежных навесов не проводились.
Нарушения зафиксированы в актах осмотра территории (объект) от 08.02.2022, 09.02.2022 с приложением фотоматериалов и схем места осмотра.
В соответствии с информацией, размещенной на сайте gzhi.udmurt.ru и https://dom.gosuslugi.ru/#!/houses, 5-этажный дом N 95 по ул. Союзной г. Ижевск находится под управлением ООО "УК-Ижкомцентр".
15.02.2022 по факту нарушения пунктов 3.1, 3.1.3, 4.5, 4.5.11 Правил благоустройства города Ижевска, утвержденных Решением Городской думы г. Ижевска от 28.06.2012 N 308 (далее - Правила благоустройства N308), административной комиссией в присутствии представителя общества Шишкиной Ю.В. по доверенности от 10.02.2022 составлен протокол об административном правонарушении N 18РН002337.
Постановлением административной комиссии от 24.02.2022 N 18ОН002337 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Несогласие заявителя с указанным постановлением послужило основанием для его обращения с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводам о наличии состава административного правонарушения, отсутствии существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ непроведение предусмотренных муниципальными правовыми актами работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в том числе работ по уборке (очистке) территорий, очистке кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега, сосулек, ледяных наростов и удалению зимней скользкости, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до четырех тысяч рублей, на должностных лиц - от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Решением Городской думы г.Ижевска от 28.06.2012 N 308 утверждены Правила благоустройства города Ижевска (далее - Правила благоустройства N 308).
В соответствии с пунктом 3.1.3 Правил благоустройства в целях благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске юридические лица, физические лица в соответствии и в пределах, установленных настоящими Правилами, обязаны обеспечивать содержание территорий, уборку мест общего пользования зданий, сооружений, очистку территорий от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, ликвидацию зимней скользкости, гололеда, удаление обледенений.
На основании пунктов 4.1, 4.2 Правил благоустройства физические и юридические лица обязаны осуществлять содержание (в том числе очистку и уборку), а также обеспечивать благоустройство объектов благоустройства самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств. Ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства являются физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе на территориях земельных участков и зданиях многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилищным фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления.
Мероприятия по содержанию территорий общего пользования, объектов благоустройства, в том числе включают в себя: очистку территорий объектов благоустройства, а также улиц, дорог, проездов, тротуаров, бульваров и площадей от снега; удаление снежно-ледяных образований и уплотненного снега (пункт 4.5.1 Правил).
Пунктами 4.5.11, 4.5.23 Правил благоустройства предусмотрено, что очистка крыш от снега и удаление сосулек, ледяных наростов на карнизах, крышах и водосточных трубах производится ежедневно с обязательным соблюдением мер безопасности, в том числе во избежание несчастных случаев с пешеходами и повреждений воздушных сетей, светильников, зеленых насаждений, объектов благоустройства, а именно: назначение дежурных, ограждение тротуаров, оснащение страховочным оборудованием лиц, работающих на высоте. Собственники (владельцы) зданий (сооружений), организации, осуществляющие управление жилым фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления, обеспечивают в этот же день уборку сброшенного на тротуар, пешеходную дорожку, проезд и (или) проезжую часть снега и льда.
Все работы по уборке и содержанию территорий общего пользования, объектов благоустройства (в том числе территорий) в осенне-зимний период должны быть закончены к 10 часам утра. В результате выполнения мероприятий по содержанию и уборке должны быть обеспечены порядок и чистота. При невозможности выполнения работ в указанный срок в связи с погодными условиями уборочные работы могут быть продолжены в течение дня.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что многоквартирный жилой дом N 95 по ул. Союзная г. Ижевска находится под управлением ООО "УК-Ижкомцентр".
Актами осмотра территории (объекта) от 08.02.2021, 09.02.2022 с приложенными к ним фототаблицами, картами-схемами, протоколом об административном правонарушении от 15.02.2022 подтверждается, что по состоянию на 08.02.2022, 09.02.2022 обществом не осуществлены работы по удалению снежных навесов с кровли, карниза, водостоков многоквартирного жилого дома N 95 по ул. Союзная г. Ижевска.
Фотоматериалы являются приложением к актам осмотра территории (объекта) и их частью, вопреки доводам заявителя, содержат даты производства фотоснимков (08.02.2022, 09.02.2022) и подтверждают наличие сосулек и снежно-ледяных образований на кровле и карнизах МКД.
Доводы жалобы об отсутствии в деле доказательств наличия снежных навесов над входными группами и пешеходной зоной многоквартирного дома N 95 по ул. Союзная, поскольку на представленных фотографиях отражена задняя часть здания, подлежат отклонению, поскольку отсутствие пешеходных дорожек не исключает нахождение людей в непосредственной близости от стен дома.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.5.1 Правил благоустройства содержание в осенне-зимний период включает в себя мероприятия по удалению снежно-ледяных образований и уплотненного снега при содержании территорий общего пользования, объектов благоустройства, оговорок относительно необходимости уборки снежных образований только над подъездами и со стороны пешеходных дорожек не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. При этом в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности указано, что у общества имелась возможность для соблюдения требований Правил благоустройства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению очистки от снежных навесов кровли, карниза, водостоков многоквартирного жилого дома.
Доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению Правил благоустройства, а также отсутствия возможности для их соблюдения, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности (2 месяца).
Поскольку правонарушение совершено обществом в период, когда оно считалось подвергнутым административному наказанию (постановлением административной комиссии от 25.03.2021), наказание назначено обществу в виде штрафа в размере 25 000 руб. (в размере выше минимального штрафа для юридических лиц - 20 000 рублей).
Оснований для замены административного штрафа на предупреждение не имеется, так как рассматриваемом правонарушение не является впервые совершенным обществом.
Как верно установлено судом и подтверждается сведениями общедоступного ресурса https://rmsp.nalog.ru/, ООО "УК-Ижкомцентр" является субъектом малого предпринимательства, отнесено к малому предприятию с 01.08.2016 и по состоянию на момент совершения административного правонарушения включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ (введенной в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ) при назначении административного наказания в виде административного штрафа юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если этой санкцией не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица.
При этом размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса для должностного лица (часть 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ не предусмотрено специальное наказание в виде административного штрафа для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Следовательно, административный штраф юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, подлежал назначению в соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ - в размере от половины минимального до половины максимального, то есть от 10 000 рублей до 50 000 рублей.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое постановление не подлежащим исполнению в части взыскания штрафа в размере, превышающем 11000 руб.
Доводы заявителя о том, что наказание, назначенное обществу, должно быть исполнено в размере 7000 рублей (минимальный штраф для должностного лица), подлежит отклонению как основанный на неверном толковании статьи 4.1.2 КоАП РФ (сделанном без учета части 2 указанной статьи).
Кроме того, при определении штрафа, подлежащего уплате обществом, суд учел обстоятельство, отягчающее его вину (повторность совершения однородного правонарушения), наличие которого обществом не оспаривается. Назначенный обществу штраф находится в пределе от 10 000 до 50 000 рублей.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республике от 22 августа 2022 года (мотивированное решение от 06 сентября 2022 года) по делу N А71-9074/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9074/2022
Истец: ООО "Управляющая компания - Ижкомцентр"
Ответчик: Администрация Устиновского района г.Ижевска УР