г. Москва |
|
14 ноября 2022 г. |
Дело N А41-47198/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "ФСК ЕЭС" на решение Арбитражного суда Московской области от 07.09.2022 по делу N А41-47198/22, принятое судьей Кузьминой О.А., по иску Комитета лесного хозяйства Московской области (ОГРН: 1125024004918, ИНН: 5024129468) к ПАО "ФСК ЕЭС" (ОГРН: 1024701893336, ИНН: 4716016979) об обязании за свой счет в течении 30-ти (тридцати) календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу в выделе 15 квартала 83 ОреховоЗуевского сельского участкового лесничества (защитные леса) вблизи д. Васютино городского округа Орехово-Зуево Московской области складированную древесину отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра,,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ПАО "ФСК ЕЭС" с требованиями об обязании за свой счет в течении 30-ти (тридцати) календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу в выделе 15 квартала 83 Орехово-Зуевского сельского участкового лесничества (защитные леса) вблизи д. Васютино городского округа Орехово-Зуево Московской области складированную древесину отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.09.2022 исковые требования Комитета удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
31.10.2022 в материалы дела от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Комитета лесного хозяйства Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель ПАО "ФСК ЕЭС" поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 03 июня 2021 г. государственным лесным инспектором Московской области при патрулировании лесного участка, расположенного в выделе 15 квартала 83 Орехово-Зуевского сельского участкового лесничества (защитные леса) вблизи д. Васютино городского округа Орехово-Зуево Московской области выявлен факт нарушения лесного законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно, при эксплуатации ЛЭП, ПАО "ФСК ЕЭС" допустило нарушение правил пожарной безопасности в лесах, которое выразилось в том, что просека, на которой находится линия электропередач 220 кВ "Шатура-Шибаново" не свободна от горючих материалов, а именно: заготовленная древесина, сложенная в штабеля, не отделена противопожарной минерализованной полосой не менее 1,4 метра.
30 июня 2021 года в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" был составлен протокол об административном правонарушении N 9-143/2021.
19 августа 2021 г. заместителем начальника Шатурского территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области было вынесено Постановление о назначении административного Указания N 9-143/2021.
Согласно данного постановления ПАО "ФСК ЕЭС" было признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей 00 копеек.
Не согласившись с принятым решением ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось в Орехово-Зуевский городской суд Московской области с требованием отменить Постановление о назначении административного наказания от 19 августа 2021 г N 9-143/2021.
Решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области, дело N 12-785/2021, постановление о назначение административного наказания от 19 августа 2021 г. N 9-143/2021 г. изменено в части назначенного административного наказания в виде административного штрафа, размер которого снижен до 60 000,00 рублей, а жалоба ПАО "ФСК ЕЭС" оставлена без удовлетворения.
Платежным поручением N 12014 от 31.01.2022 г. административный штраф в размере 60 000 руб. 00 копеек оплачен ответчиком.
Заявляя данные требования, истец ссылается, что ответчиком по настоящее время не отделена противопожарная полоса шириной не менее 1,4 м. В связи с чем истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Пунктом 2 статьи 60 ЗК РФ закреплено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Исходя из статей 8 и 9 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, использование которых возможно после приобретения таких участков на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. п. а) п. 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах
В силу п. п. а) п. 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах (пункт 23).
Кроме того, пункт 23 "Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 160 от 24 февраля 2009 г., обязывает сетевые организации обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
С 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Правительства от 07.10.2020 г N 1614 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах".
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила N 1614), устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридиескими лицами и гражданами.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельных участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
На стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции в материалы дела представлен акт осмотра лесного участка от 17.08.2022 г. согласно которому установлено, что на участке лесного фонда лесах в кварталах 30, 31, 45, 65, 66, 67, 68, 69 Яковлевского участкового лесничества, кварталов 62, 83 Орехово-Зуевского участкового лесничества Орехово-Зуевского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенного вблизи д. Савинская, д. Васютино, д. Софряково Орехово-Зуевского городского округа Московской области, а именно: на лесном участке в квартале 83 выделе 15 Орехово-Зуевского сельского участкового лесничества, по которому проходит просека линии электропередачи 220 кв "Шатура-Шибаново" имеется оставленная заготовленная древесина, собранная в штабеля на расстоянии 20 метров от леса, не отделенная противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчиком не представлено доказательств того, что устранены нарушения, послужившие основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку ответчика на невозможность принуждения к исполнению предписания в порядке искового производства по следующим основаниям.
Комитет в соответствии с Положением о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, наделен полномочиями проводить государственную политику и осуществлять межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Основными задачами комитета в соответствии с пунктом 11 Положения являются устойчивое и эффективное управление лесами в целях сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении комитета.
Согласно пункту 14.5 указанного Положения комитет имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
В настоящем случае комитет обратился в суд с исковым заявлением об обязании произвести работы, связанные с обеспечением противопожарной безопасности леса, а не за побуждением исполнить предписание, как указал заявитель жалобы.
Принимая во внимание изложенное выше, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
В этой связи доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.09.2022 года по делу N А41-47198/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-47198/2022
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчик: ПАО "ФСК ЕЭС" в лице филиала Московское ПМЭС