город Воронеж |
|
14 ноября 2022 г. |
Дело N А35-3392/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аришонковой Е.А.,
судей Протасова А.И.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Латышевым Е.П.,
при участии в судебном заседании:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу: Раскильдиева М.И. - представителя по доверенности N 1-64 от 19.08.2022, предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ,
от открытого акционерного общества Спиртзавод "Бекетовский": Гиценко Т.В., представителя по доверенности от 30.05.2022, предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ; Ткачева С.В. - генерального директора, паспорт гражданина РФ, приказ N 26 от 01.04.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Курской области от 14.07.2022 по делу N А35-3392/2022 по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу о привлечении открытого акционерного общества Спиртзавод "Бекетовский" к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к открытому акционерному обществу Спиртзавод "Бекетовский" (далее - ОАО Спиртзавод "Бекетовский", Общество, ответчик) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением Арбитражного суда Курской области от 14.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования.
Обосновывая доводы апелляционной жалобы, Управление ссылается на доказанность события и состава вменяемого административного правонарушения, поскольку объем произведенного Обществом этилового спирта в 3 квартале 2021 года не соответствует норме минимального использования производственной мощности.
Одновременно административный орган обращает внимание на возобновление Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка с 01.07.2021 использования основного технологического оборудования Общества в силу изменения редакции Закона N 171-ФЗ, о чем была внесена информация в Единый государственный реестр мощностей основного технологического оборудования. Указанное опровергает выводы суда области о простое основного технологического оборудования в период с 01.07.2021 по 10.08.2021.
При этом в соответствии с редакцией п. 10 ст. 8 Закона N 171-ФЗ, действующей с 01.07.2021, проведение внепланового ремонта основного технологического оборудования не учитывается лицензирующим органом при установлении факта несоблюдения организацией нормы минимального использования производственной мощности при условии, что необходимость такого ремонта обусловлена наступлением обстоятельств непреодолимой силы, которые привели к невозможности эксплуатации оборудования. Тогда как таких обстоятельств применительно к периоду с 01.07.2021 по 10.08.2021 не установлено.
Также административный орган полагает, что судом первой инстанции использовались неверные исходные данные, поскольку общая производственная мощность оборудования ответчика составляет 915 000 дал (что подтверждается указанными в расчетах самого Общества данными), тогда как в акте проверки и в протоколе об административном правонарушении Управление ошибочно исходило из расчетной мощности производства за указанный период в 144 000 дал (эти ошибочные данные использованы также судом).
В представленном в материалы дела отзыве ОАО Спиртзавод "Бекетовский" возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Так, Общество указывает, что приостановление использования организацией основного технологического оборудования имело место с 06.05.2021 (до внесения в Закон N 171-ФЗ изменений, предусматривающих, в том числе, ограничения по срокам приостановки основного технологического оборудования), возобновлено использование оборудования на основании уведомления N 2 с 11.08.2021. Таким образом, период с 01.07.2021 по 10.08.2021 правомерно исключен из расчета использования производственной мощности в 3 квартале 2021 г.
Также Общество полагает, что при установлении факта несоблюдения организацией нормы минимального использования производственной мощности суд правомерно исходил из размера минимальной расчетной мощности основного технологического оборудования, отраженной в протоколе об административном правонарушении и подтвержденной в судебном заседании представителем административного органа. При этом то обстоятельство, что данный показатель установлен применительно к лицензии, выданной лицензирующим органом только 10.11.2021, означает лишь то, что Управление необоснованно проверяло соответствие Общества лицензионным требованиям, не относимым к спорному периоду, доработка протокола об административном правонарушении невозможна при рассмотрении дела по существу.
В судебном заседании представители МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО и ОАО Спиртзавод "Бекетовский" поддержали занимаемые правовые позиции.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО поступило поручение Росалкогольрегулирования от 19.01.2022 N 588/02-03, согласно которому в результате проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдения за соблюдением обязательных требований) в отношении организаций, имеющих на 01.07.2021 действующую лицензию на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового коньячного, кальвадосного, вискового) или на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) на предмет соблюдения нормы минимального использования производственной мощности в 3 квартале 2021 года, установлено, что ОАО Спиртзавод "Бекетовский" не соблюдена норма минимального использования производственной мощности - 70%.
На основании указанного поручения Управлением было принято решение от 20.01.2022 N р1-2 о проведении внеплановой документарной проверки деятельности ОАО Спиртзавод "Бекетовский".
В результате проведенной сверки объемов производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.07.2021 по 30.09.2021 по состоянию на 08.02.2022 14:22:09 в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) - УТМ "Отчет об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" с представленными ОАО Спиртзавод "Бекетовский" документами, истребованными в мотивированном запросе исх. от 21.021.2022 N у1-918/06, было установлено, что с 10.09.2021 по 09.10.2021 (30 календарных дней) ОАО Спиртзавод "Бекетовский" проводило плановый ремонт основного технологического оборудования, в связи с чем, Росалькогольрегулированием были внесены соответствующие сведения в Единый государственный реестр мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта (письмо от 27.10.2021 N 18211/01-01).
В представленных объяснениях Общество сослалось на то, что ранее на основании уведомления N 1 от 29.04.2021 ОАО Спиртзавод "Бекетовский" приостановило использование основного технологического оборудования для производства этилового спирта с 06.05.2021.
При подготовке возобновления использования основного технологического оборудования было выявлено нарушение работы бражной колонны и теплообменной установки основного технологического оборудования, в результате обследований был назначен и проведен внеплановый ремонт оборудования в период с 01.07.2021 по 10.08.2021.
В соответствии с уведомлением N 2 от 06.08.2021 Общество возобновило использование вышеуказанного оборудования с 11.08.2021.
Письмом от 10.08.2021 N 13761/01-01 Управление сообщило Обществу о рассмотрении уведомлений и указало на вступление с 01.07.2021 в силу новых требований Закона N 171-ФЗ в отношении запрета на производство этилового спирта в случае, если квартальный объем его производства не соответствует норме минимального использования производственной мощности, равной 70% производственной мощности.
Также Управление разъяснило Обществу, что проведение внепланового ремонта основного технологического оборудования должно быть обусловлено наступлением обстоятельств непреодолимой силы, которые привели к невозможности его эксплуатации и подтверждаются приложенными к уведомлению документами.
С учетом указанных обстоятельств, сведения о возобновлении использования оборудования внесены в единый государственный реестр мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта с 01.07.2022.
Полагая, что приостановление производства на основании уведомлений в период с 01.07.2021 по 10.08.2021 является необоснованным, Управление произвело расчет минимальной нормы использования производственной мощности за соответствующий отчетный период, исключив из данного расчета лишь период планового ремонта основного технологического оборудования продолжительностью 21 день (с 10.09.2021 по 30.09.2021).
На основании сведений, отраженных в отчетах об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлено, что в 3 квартале 2021года Обществом произведено 47, 34917 тыс. дал этилового спирта, при расчетной мощности в 144 000 дал, что составляет 32,88%.
Ввиду указанных обстоятельств лицензионный орган пришел к выводу о нарушении ОАО Спиртзавод "Бекетовский" п.10 ст.8 Федерального закона N 171-ФЗ в части соблюдения нормы минимального использования производственной мощности.
Указанное нарушение было отражено в акте внеплановой документарной проверки от 08.02.2022 N у1-а85/06.
Управление пришло к выводу о том, что выявленные факты образуют в действиях ОАО Спиртзавод "Бекетовский" состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО в отношении Общества в присутствии законного представителя ОАО Спиртзавод "Бекетовский" Ткачева С.В. 10.03.2022 был составлен протокол N 0103/100322/01011-1 об административном правонарушении, выразившемся в несоблюдении в 3 квартале 2021 года минимальной нормы использования производственной мощности основного технологического оборудования, установленной требованиями п.10 ст.8 Закона N 171-ФЗ.
Законный представитель вину Общества в совершении вменяемого административного нарушения не признал.
На основании статьи 202 АПК РФ административный орган обратился в суд с заявлением о привлечении ОАО Спиртзавод "Бекетовский" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого административного нарушения, полагая, что при установлении факта несоблюдения организацией нормы минимального использования производственной мощности в 3 квартале 2021 года не должны учитываться периоды с 01.07.2021 по 10.08.2021 (уведомление о приостановлении в отношении которого было направлено в лицензирующий орган до вступления в законную силу соответствующих изменений в Закон N 171-ФЗ, ограничивающих возможность соответствующего приостановления), а также с 10.09.2021 по 30.09.2021.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Исходя из этих законоположений, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности, в том числе соблюдение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции установлено, что процедура привлечения общества к административной ответственности не нарушена.
В соответствии с частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объектом указанного административного правонарушения является установленный государственный порядок производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в действиях (бездействии), в результате которых нарушаются лицензионные требования к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Субъектом указанного деяния могут выступать юридические лица, имеющие лицензию на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности.
Возможность привлечения лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава административного правонарушения.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Исходя из подпункта 1 статьи 2 Закона N 171-ФЗ, этиловый спирт - спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, спирты винный, виноградный, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.
Под производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается производство такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд. (подпункт 15 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
В подпункте 19 статьи 2 Закона N 171-ФЗ определено, что норма минимального использования производственной мощности - минимально возможный годовой объем производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта на принадлежащем организации в установленном ею основном технологическом оборудовании для производства соответствующей продукции, выраженный в декалитрах.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением, в частности, производства и оборота фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензии выдаются, в том числе на производство, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
Пунктом 5 статьи 18 Закона N 171-ФЗ установлено, что лицензии на производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдаются только заявителям, которые имеют оборудование, отвечающее требованиям статьи 8 данного Федерального закона.
Частью 10 статьи 8 Закона N 171-ФЗ (в редакции, действующей с 01.07.2021), устанавливающей правила использования оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотрено, что не допускается производство этилового спирта, если квартальный объем его производства не соответствует норме минимального использования производственной мощности, равной 70 процентам производственной мощности.
В случае, если одной организации принадлежит более 70 процентов акций другой организации (других организаций), осуществляющей (осуществляющих) производство этилового спирта, и (или) непосредственно принадлежащая одной организации доля (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации (других организаций), осуществляющей (осуществляющих) производство этилового спирта, составляет (составляют) более 70 процентов (далее - группа организаций) и суммарная производственная мощность основного технологического оборудования для производства этилового спирта группы организаций составляет не менее 20 миллионов декалитров в год, установление факта несоблюдения нормы минимального использования производственной мощности осуществляется в целом для группы организаций исходя из их общего объема произведенного этилового спирта.
При этом в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается несоблюдение нормы минимального использования производственной мощности при производстве этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта (пункт 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ).
Также пунктом 10 статьи 8 Закона N 171-ФЗ установлено, что если в квартале, за который осуществляется определение объема произведенного этилового спирта, проводится ремонт основного технологического оборудования для его производства, период такого ремонта не учитывается лицензирующим органом при установлении факта несоблюдения организацией нормы минимального использования производственной мощности при условии, что организацией в лицензирующий орган по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, до даты начала ремонта направлено уведомление о проведении ремонта данного оборудования с указанием даты начала и даты окончания проведения ремонта, и при выполнении одного из следующих условий:
период планового ремонта (ремонтов) основного технологического оборудования для производства этилового спирта не превышает 30 календарных дней в течение календарного года;
проведение внепланового ремонта основного технологического оборудования для производства этилового спирта обусловлено наступлением обстоятельств непреодолимой силы, которые привели к невозможности его эксплуатации и подтверждаются приложением к уведомлению о проведении такого ремонта копии справки (акта, заключения) уполномоченной организации (органа), подтверждающей факт наступления обстоятельств непреодолимой силы.
В случае невозможности соблюдения нормы минимального использования производственной мощности организация направляет в письменной форме в лицензирующий орган уведомление о приостановлении использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта с указанием даты приостановления.
До возобновления использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта организация направляет в письменной форме в лицензирующий орган уведомление о возобновлении использования такого оборудования с указанием даты возобновления.
В случае приостановления использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта период такого приостановления не учитывается лицензирующим органом при установлении факта несоблюдения организацией нормы минимального использования производственной мощности.
При установлении факта несоблюдения группой организаций нормы минимального использования производственной мощности за четвертый квартал календарного года такая норма признается нарушенной в случае, если за календарный год, на который приходится данный квартал, общий годовой объем производства этилового спирта группой организаций составил менее 5 миллионов декалитров независимо от периодов приостановления использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта в течение этого календарного года.
Период приостановления использования основного технологического оборудования для производства алкогольной продукции с использованием этилового спирта не учитывается лицензирующим органом при установлении факта несоблюдения организацией нормы минимального использования производственной мощности.
Порядок направления в лицензирующий орган уведомлений о приостановлении или возобновлении использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта утверждается регулирующим органом.
Статья 4 Федерального закона от 30.04.2021 N 125-ФЗ закрепила, что указанные положения Закона N171-ФЗ вступают в силу с 1 июля 2021 года.
При этом частью 10 статьи 8 Закона N 171-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.07.2021, было установлено, что не допускается осуществлять производство этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, если объем такого производства не соответствует норме минимального использования производственной мощности, установленной Правительством Российской Федерации.
В случае невозможности соблюдения нормы минимального использования производственной мощности организация направляет в форме электронного документа в лицензирующий орган уведомление о приостановлении использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта с указанием даты приостановления.
На основании изложенного, до 01.07.2021 законодательством была установлена только годовая норма минимального использования производственной мощности. В случае невозможности соблюдения указанной годовой нормы организация имела возможность уведомить лицензирующий орган о приостановлении использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, а затем о возобновлении, чтобы период такого приостановления не учитывался лицензирующим органом при установлении факта несоблюдения организацией годовой нормы минимального использования производственной мощности.
При этом условия, при которых период ремонта основного технологического оборудования для производства этилового спирта может быть исключен из общего рабочего периода предприятия при рассмотрении вопроса о выполнении нормы минимального использования производственной мощности редакция закона, действующая до 01.07.2021 не предусматривала.
Таким образом, проанализировав приведенные положения законодательства в совокупности с требованиями пункта 10 статьи 8 Закона N 171-ФЗ, действовавшими в редакции до 01.07.2021, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае ответчик, реализовав в порядке, действовавшем до 01.07.2021, право на уведомление Росалкогольрегулирования о приостановлении использования основного технологического оборудования в период с 06.05.2021, имеет право на исключение данного периода (до момента возобновления использования основного технологического оборудования в соответствии с уведомлением самого предприятия) из общего рабочего периода предприятия в третьем квартале 2021 года при рассмотрении вопроса о выполнении нормы минимального использования производственной мощности.
Тогда как само по себе внесение Росалкогольрегулированием в Единый государственный реестр мощностей основного технологического оборудования информации о возобновлении использования оборудования ОАО Спиртзавод "Бекетовский" с 01.07.2021 со ссылкой на изменение действующего законодательства произведено в отсутствие соответствующего уведомления организации и без учета того нормативного регулирования, которое действовало на момент соответствующего приостановления.
К тому же сведения о возобновлении использования оборудования ОАО Спиртзавод "Бекетовский" с 01.07.2021 внесены в период невозможности использования данного оборудования ввиду проведения его ремонта, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами (том 1 л.д. 111-118).
При этом доказательств, свидетельствующих о фактической эксплуатации оборудования в спорный период для производства этилового спирта, административным органом в ходе проверки не выявлено, в материалы дела не представлено.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании изложенного, период с 01.07.2021 по 10.08.2021 не подлежит учету при рассмотрении вопроса о выполнении нормы минимального использования производственной мощности Обществом в 3 квартале 2021 года наряду с периодом с 10.09.2021 по 31.09.2021 (проведения планового ремонта оборудования).
Из материалов дела усматривается, что административный орган при возбуждении дела об административном правонарушении, а также при рассмотрении дела об административном правонарушении в Арбитражном суде Курской области исходил из показателя нормы минимального использования производственной мощности оборудования ОАО Спиртзавод "Бекетовский" -144 000 дал, что составляет 70% от квартальной производственной мощности оборудования 207 000 дал, исходя из показателя годовой мощности в размере 828 000 дал. Соответствующие показатели отражены в расчетах мощности основного технологического оборудования по состоянию на 08.10.2021 (том 1 л.д. 77- 86), письме Росалкогольрегулирования от 19.01.2022 N 588/02-03, акте внеплановой документарной проверки от 08.02.2022 и протоколе об административном правонарушении от 10.03.2022.
В письменных пояснениях от 31.05.2022 N У1-10361/10, представленных в ходе рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции, МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО указало, что квартальная мощность основного технологического оборудования для производства спирта этилового составляет 206 250 дал в квартал (825 000 дал в год) (том 2 л.д. 2-16).
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол. В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе место совершения и событие административного правонарушения, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
По смыслу статей 26.2, 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, факт совершения административного правонарушения (его событие) устанавливается именно протоколом об административном правонарушении
Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Следовательно, доказать наличие обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, обязан административный орган, составивший протокол.
Применительно к доводам административного органа относительно использования при расчете минимальной мощности основного технологического оборудования ОАО Спиртзавод "Бекетовский" для производства этилового спирта недостоверного показателя нормы производственной мощности в 3 квартале 2021 года, который фактически составляет 915 000 дал в год, апелляционный суд учитывает, что соответствующие доводы приведены Управлением впервые лишь в апелляционной жалобе, тогда как при рассмотрении дела об административном правонарушении судом первой инстанции представитель Управления настаивал на применении именно тех показателей, которые отражены в обжалуемом решении суда первой инстанции. Также соответствующие доводы противоречат протоколу по делу об административном правонарушении, в котором состав вменяемого правонарушения квалифицирован путем установления не соблюдения нормы расчетной мощности производства за указанный период в 144 000 дал.
Недостатки протокола об административных правонарушениях не могут быть компенсированы иными документами, составленными в ходе производства по делу об административных правонарушениях. В силу конституционного принципа разделения властей на суд не возложена обязанность по устранению допущенных административным органом нарушений при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, с учетом положений ст. 268 АПК РФ, судом апелляционной инстанции отказано в приобщении к материалам дела копии решения N 0127-п от 17.03.2020 о выдаче лицензии, которым, в том числе, установлена производственная мощность организации 915 000 дал, поскольку указанное доказательство не представлялось в суд первой инстанции, а также не было положено в основу обстоятельств, отраженных в акте проверки и в протоколе по делу об административном правонарушении.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции правомерно оценил наличие в действиях ответчика состава вменяемого правонарушения исходя из сведений и обстоятельств, установленных административным органом и отраженных в протоколе по делу об административном правонарушении.
С учетом приведенных выше периодов приостановления использования основного технологического оборудования (ремонта оборудования), судом установлено, что норма минимального использования производственной мощности в 3 квартале 2021 года (исходя из показателя, отраженного в протоколе по делу об административном правонарушении) Обществом не нарушена.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда относительно отсутствия в действиях ответчика состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Кроме того, апелляционная коллегия также учитывает, что в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Срок давности привлечения к ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ в силу положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 14 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Следовательно, срок давности привлечения Общества к административной ответственности исчисляется с 01.10.2021 (дата окончания 3 квартала 2021 г.) и, соответственно истек 01.10.2022.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 18 и 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", установленные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Курской области от 14.07.2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается; государственная пошлина фактически не уплачена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 14.07.2022 по делу N А35-3392/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Аришонкова |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-3392/2022
Истец: МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу
Ответчик: ОАО СПИРТЗАВОД "БЕКЕТОВСКИЙ"
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд