г. Тула |
|
14 ноября 2022 г. |
Дело N А62-3549/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.11.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю., при участии представителей истца - государственного учреждения - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026701424287, ИНН 6730018330) - Тимофеевой Т.Л. (доверенность от 09.03.3022 N 36, паспорт, диплом), в отсутствие представителя ответчика - Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 7 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области" (ОГРН 1026700667069, ИНН 6714020155), извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция), апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Колония-поселения N 7 управления Федеральной службы исполнения наказания по Смоленской области" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.08.2022 по делу N А62-3549/2022 (судья Ерохин А.М.),
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - региональное отделение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 7 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области" (далее - учреждение) о взыскании 309 438 руб. 36 коп.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.08.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает на то, что региональным отделением несвоевременно и ненадлежаще осуществлялся контроль за достоверностью представленных страхователем сведений, что и привело к излишне понесенным расходам. Полагает, что спорные суммы должны быть взысканы не с учреждения, а с физических лиц - Киндеевой Т.А. и Сапроненковой А.Ю.
От регионального отделения в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что филиалом N I регионального отделения (далее - филиал) была проведена выездная проверка полноты и достоверности предоставляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения страхователя - учреждения на основании решения о проведении выездной проверки полноты и достоверности представляемых страхователей сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения от 09.08.2021 N 67012180003681.
По результатам проверки было установлено, что учреждением в региональное отделение 30.08.2019 представлен электронный реестр на оплату листка нетрудоспособности N 348278861375 в отношении работника Киндеевой Т.А. за период с 04.08.2019 по 23.08.2019.
На основании представленного реестра региональным отделением было начислено пособие по временной нетрудоспособности Киндеевой Т.Д. в размере 16 417 руб. 80 коп.
У данного работника страховой стаж составляет 35 лет 10 месяцев, средний заработок 599 252 руб. 81 коп, сумма среднедневного заработка для исчисления пособия составляет 820 руб. 89 коп.
При определении среднего дневного заработка для оплаты пособий по временной нетрудоспособности в 2017 и 2018 годах учреждением была завышена сумма выплат, исходя из которого исчисляются пособия но временной нетрудоспособности, на сумму 167 322 руб. 99 коп.
Пособие было выплачено данному работнику в размере 16 417 руб. 80 коп.
По результатам проверки установлено, что пособие должно было быть выплачено в размере 14 071 руб. 40 коп.
В представленном страхователем в региональное отделение реестре сведений страхователем был указан завышенный средний заработок Киндеевой Т.Л., рассчитанный за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности.
Таким образом, страхователь представил недостоверные сведения в региональное отделение о размере среднего заработка работника, влияющие на размер пособия по оплате листков временной нетрудоспособности.
Согласно расчету сумма излишне понесенных региональным отделением расходов составила - 2346 руб. 40 коп.
Ответчиком в региональное отделение 23.03.2019 был представлен электронный реестр на выплату пособия по уходу за ребенком в отношении работника Сапроненковой А.Ю. за период с 24.12.2018 по 09.04.2020.
На основании представленного реестра региональным отделением производилась выплата пособия по уходу за ребенком Сапроненковой А.Ю. за период с 24.12.2018 по 09.04.2020.
Пособие по уходу за ребенком рассчитано страхователем исходя из завышенного среднего дневного заработка.
В расчетном периоде согласно лицевым счетам за два календарных года, предшествовавших году наступления страхового случая, доход работника составил 178 557 руб. 29 коп. (за 2016 год - 17 033 руб. 92 коп., за 2017 год -162 523 руб. 37 коп.).
Следовательно, сумма пособия должна составить: с января 2019 года по март 2020 года - 4465 руб. 20 коп. ежемесячно; за апрель 2020 года - 1339 руб. 56 коп.
Однако страхователь указал средний заработок за два календарных года в размере 1 473 000 руб. (за 2016 год -718 000 руб., за 2017 год - 755 000 руб.).
Таким образом, пособие составило: с января 2019 года по март 2020 года - 24 536 руб. 57 коп. ежемесячно, за апрель 2020 года - 7360 руб. 97 коп.
В представленном страхователем в региональное отделение реестре сведений страхователем был указан завышенный средний заработок Сапроненковой А.Ю., рассчитанный за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая.
Таким образом, страхователь представил недостоверные сведения в региональное отделение о размере среднего заработка работника, влияющие на размер пособия по уходу за ребенком.
Сумма излишне понесенных региональным отделением расходов составила 307 091 руб. 96 коп.
Общая сумма по двум вышеизложенным фактам выявленных нарушений составляет 309 438 руб. 36 коп. (307 091 руб. 96 коп.+2346 руб. 40 коп.).
По результатам выездной проверки филиалом были вынесены акт выездной проверки от 23.08.2021 и решение о возмещении расходов от 15.09.2021.
В адрес учреждения было направлено требование о возмещении расходов от 01.10.2021 об уплате в добровольном порядке суммы ущерба в размере 309 438 руб. 36 коп. До настоящего времени денежные средства от учреждения на расчетный счет регионального отделения не поступили.
Указанное явилось основанием для регионального отделения обратиться в арбитражный суд за взысканием спорной суммы.
Рассматривая исковое заявление и удовлетворяя его, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу статей 144 - 145 Бюджетного кодекса Российской Федерации денежные средства Фонда социального страхования Российской Федерации имеют целевое назначение в соответствии с действующим законодательством.
На основании пункта 3 части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) страхователи обязаны зарегистрироваться в территориальном органе страховщика и своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности..." и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения..." региональное отделение с01.01.2019 участвует в реализации пилотного проекта по обеспечению лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию пособиями по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 2 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294, при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом заявления и документов, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации, поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия (пункт 3 Положения).
Часть 1 статьи 1 Закона N 255-ФЗ определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Частью 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
Срахователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 1 части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ).
Судом установлено, что в период временной нетрудоспособности Киндеевой Т.А. с 04.08.2019 по 23.08.2019, в период отпуска по уходу за ребенком Сапроненковой А.Ю. с 24.12.2018 по 09.04.2020 региональным отделением производились выплаты им пособия исходя из представленных учреждением сведений о размере среднего заработка работника, влияющих на размер пособия.
Согласно статье 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В случае если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В подпункте 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закона N 165-ФЗ) страховщику предоставлено право на обращение в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
На основании пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 этой статьи).
Статья 1082 ГК РФ в качестве одного из способов возмещения вреда указывает на возмещение причиненных убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 утверждено Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, согласно которому указанный фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
При этом на основании части 3 статьи 13 и частью 2 статьи 19 Закона N 165-ФЗ, а также пункта 2 этого положения средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью и изъятию не подлежат, а их нецелевое расходование не допускается.
В связи с необоснованной выплатой спорных денежных сумм пособий по временной нетрудоспособности и по уходу за ребенком, излишне израсходованные истцом средства являются его убытками.
Расчет убытков судом проверен и признан верным, контррасчет учреждением не представлен.
Ссылка учреждения на несвоевременный и ненадлежащий контроль страховщика за достоверностью представляемых страхователем сведений, правомерно не принята во внимание, поскольку, во-первых, она не нашли своего подтверждения по представленным доказательствам; во-вторых, установление вины конкретного должностного лица (главного бухгалтера) в предоставлении недостоверных сведений, не освобождает от ответственности страхователя.
Факт представления недостоверных сведений о среднем заработке Киндеевой Т.А. и Сапроненковой А.Ю. учреждением не оспаривается.
В силу пункта 1 статьи 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
В связи с тем, что действующее законодательство не предусматривает возможности проверки сведений в момент их поступления от страхователей, поскольку целью пилотного проекта ФСС является именно ускоренная выплата пособия, без проведения проверки документов, основываясь лишь на тех сведениях (реестре без вложений документов), которые представил работодатель, именно на страхователя, в данном случае на учреждение, возложена ответственность за представление недостоверных сведений.
С учетом сказанного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных исковых требований.
Мнение учреждения о том, что спорные суммы должны быть взысканы не с учреждения, а с физических лиц - Киндеевой Т.А. и Сапроненковой А.Ю., основано на неверном толковании норм материального права.
Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.08.2022 по делу N А62-3549/2022 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-3549/2022
Истец: ГУ СМОЛЕНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОЛОНИЯ-ПОСЕЛЕНИЕ N 7 УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ