г. Владимир |
|
15 ноября 2022 г. |
Дело N А43-40033/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.11.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НЕДРА 152" (ОГРН 1205200036953, ИНН 521601001) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.08.2022 по делу N А43-40033/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НЕДРА 152" о признании недействительным решения администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области, формализованного в письме от 12.11.2021 NИсх-121-527616/21.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "НЕДРА 152" (далее по тексту - Общество) 04.10.2021 в целях реализации права пользования участком недр местного значения "Саровский" расположенного в границах земельных участков с кадастровыми номерами 52:55:0090001:417, 52:55:0090001:424, 52:55:0090001:426 обратилось в администрацию Дивеевского муниципального округа Нижегородской области (далее по тексту - Администрация) с заявлением о принятии решения о подготовке предложений и внесении изменений в действовавший на тот период Генеральный план сельского поселения "Дивеевский сельсовет", утвержденный решением сельского Совета Дивеевского сельсовета от 21.03.2014 N 10. Также Общество просило подготовить предложения о включении участка недр местного значения строительных песков "Саровский", расположенного в 4 км южнее с.Кременки Дивеевского района, в границах земельных участков с кадастровыми номерами 52:55:0090001:417, 52:55:0090001:424, 52:55:0090001:426, и изменения функциональной зоны, в части отнесения указанных земельных участков к "производственной зоне" (код 701010401), в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 09.01.2018 N 10, а также установлении соответствующих территориальных зон в правилах землепользования и застройки указанного поселения (л.д. 18-20, том 1).
Администрация письмом от 12.11.2021 N Исх-121-527616/21 отказала Обществу в принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план, ввиду наличия публично-правового интереса муниципального округа в развитии сельскохозяйственной отрасли, отсутствия исключительности случая перевода и целесообразности изменения документов территориального планирования.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Петров Роман Николаевич, Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, Правительство Нижегородской области, общество с ограниченной ответственностью "Недра 52".
Решением от 30.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела. По мнению Общества, спорные земельные участки не относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям и более того, не являются сельскохозяйственными угодьями по определению ГОСТ Р 59055-2020.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, а также внесения изменений в такие планы.
В силу части 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимается соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план (часть 16 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса (часть 17 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (пункты 1, 2 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территориальное планирование направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 5 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документов территориального планирования Российской Федерации осуществляется на основании отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, в том числе генеральных схем в топливно-энергетических и транспортных отраслях, стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения безопасности с учетом положений стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, национальных проектов, межгосударственных программ, государственных программ Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, решений органов государственной власти, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, а также сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее также - информационная система территориального планирования).
Согласно части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Из совокупного толкования приведенных правовых норм следует, что определение назначения территорий, в том числе, при рассмотрении вопроса о внесении изменений в утвержденный Генеральный план, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, которые вправе самостоятельно определять направление развития муниципального образования и принимать в соответствии с этим соответствующие нормативные акты.
При этом задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования, правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 утверждена стратегия национальной безопасности Российской Федерации (далее также - Стратегия), являющаяся на основании пункта 2 базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
В соответствии с пунктом 83 Стратегии достижение целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение, в том числе, следующих задач: обеспечение экологически ориентированного роста экономики, стимулирование внедрения инновационных технологий, развитие экологически безопасных производств; обеспечение рационального и эффективного использования природных ресурсов, развитие минерально-сырьевой базы; предотвращение деградации земель и снижения плодородия почв, рекультивация нарушенных земель, ликвидация накопленного вреда окружающей среде, экологическая реабилитация территорий.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N101-ФЗ) предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на сохранении целевого использования земельных участков.
Как следует из материалов дела, Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области 20.08.2021 выдало Обществу лицензию НЖМ 00727 ТР на геологическое изучение, разведку и добычу строительных песков на участке недр местного значения "Саровский".
Участок недр местного значения "Саровский" расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами 52:55:0090001:417, 52:55:0090001:424, 52:55:0090001:426.
Вышеуказанные земельные участки принадлежат на праве собственности Петрову Роману Николаевичу и предоставлены Обществу на праве аренды.
В соответствии с выписками из ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 52:55:0090001:417, 52:55:0090001:424, 52:55:0090001:426 установлено, что данные участки относятся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства".
Судом установлено, что основанием для обращения Общества в Администрацию с заявлением от 04.10.2021 N 288 послужило намерение перевести земельные участки с кадастровыми номерами 52:55:0090001:417, 52:55:0090001:424, 52:55:0090001:426, в переделах которых расположен Участок недр местного значения "Саровский", из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства" в категорию "земли промышленности" с отнесением к "производственной зоне".
При рассмотрении указанного обращения Общества Администрацией установлено расположение указанных земельных участков на плодородных землях.
Указанное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела выкопировками с карты градостроительного зонирования территории Дивеевского сельсовета, письмом Управления капитального строительства и архитектуры Администрации от 05.03.2022 N 43, согласно которым указанные земельные участка расположены в зоне сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, в функциональной зоне "пашни".
Следовательно, отказывая Обществу письмом от 12.11.2021 в принятии решения о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки сельского поселения "Дивеевского сельсовета", Администрация действовала в соответствии с требованиями статей 9, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, Закона N101-ФЗ, согласно которым спорные земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственный угодий, подлежат особой охране, в том числе, в соответствии с утвержденной Стратегией национальной безопасности Российской Федерации.
Администрацией обоснованно определен приоритет сохранения и развития сельскохозяйственных земель, и, как следствие, сельскохозяйственного производства.
Довод Общества о допущенном Администрации нарушении требований пункта 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ судом правомерно отклонен как необоснованный, поскольку положения указанного закона к рассматриваемой ситуации рассмотрения вопроса о подготовке в порядке статей 9, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложений о внесении изменений в документы территориального планирования, не подлежат применению. В силу положений пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации Администрация не обладает полномочиями по переводу земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую.
Довод Общества о непригодности спорных земельных участков для сельскохозяйственного производства со ссылкой на результаты испытаний почвы о незаконности оспариваемого решения не свидетельствует. Отнесение спорных земельных участков к сельскохозяйственным угодьям Обществом не опровергнуто.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при заключении договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 52:55:0090001:417, 52:55:0090001:424, 52:55:0090001:426 от 27.08.2021 Общество приняло на себя обязательство использовать их по целевому назначению и виду разрешенного использования.
При этом информация об установленном виде разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" является общедоступной.
Следовательно, об имеющихся ограничениях по использованию земель сельскохозяйственного назначения и собственнику Петрову Р.Н., и арендатору Обществу было известно на момент их приобретения в 2021 году. Установление для земельных участков соответствующего правового режима, не соответствующего планам арендатора, не является нарушением его прав.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Администрацией не допущено нарушения прав и законных интересов Общества, вследствие вынесения оспариваемого решения.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции в настоящее время решениями Совета депутатов Дивеевского муниципального округа Нижегородской области от 12.08.2022 N 49 и N 51 признаны утратившим силу решение сельского Совета Дивеевского сельсовета Дивеевского муниципального района Нижегородской области от 21.03.2014 N 10 "Об утверждении генерального плана территории сельского поселения "Дивеевский сельсовет" Дивеевского района Нижегородской области и решение от 20.06.2014 N 22 "Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения "Дивеевский сельсовет" Дивеевского района Нижегородской области".
Постановлением Правительства Нижегородской области N 485 от 30.06.2022 утвержден новый генеральный план Дивеевского муниципального округа Нижегородской области применительно к населенным пунктам, входящим в состав адимнистративно-территориального образования Дивеевский сельсовет.
В связи с чем, избранный Обществом способ защиты права путем оспаривания решения об отказе в подготовке предложений о внесении изменений в утратившие силу документы территориального планирования не приведет к восстановлению прав.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ Администрации соответствуют требованиям действующего законодательства.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.08.2022 по делу N А43-40033/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НЕДРА 152" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-40033/2021
Истец: ООО "НЕДРА 152", ООО "НЕДРА 52"
Ответчик: Администрация Дивеевского муниципального округа Нижегородской области
Третье лицо: Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Петров Роман Николаевич, Правительство Нижегородской области