г. Москва |
|
14 ноября 2022 г. |
Дело N А40-102120/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Т.Б. Красновой,
судей: |
И.В. Бекетовой, С.Л. Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2022 по делу N А40-102120/22
по заявлению Федерального государственного автономного научного учреждения "Федеральный научный центр исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П. Чумакова РАН" (Институт Полиомиелита) (ОГРН: 1167746624847, ИНН: 7751023847)
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН: 1097746680822, ИНН: 7726639745)
3-и лица: 1) Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (ОГРН: 1187746579690, ИНН: 9710062939);
2) ТУ Росимущества по Москве (ОГРН: 1097746349535, ИНН: 7708701670)
3) Департамент городского имущества г. Москвы (ОГРН: 1037739510423, ИНН: 7705031674)
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Хабарова О.а. по дов. от 10.01.2022; |
от ответчика: |
Скиперский А.с. по дов. от 17.01.2022; |
от третьего лица: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; 3) Конфектова А.Н. по дов. от 19.11.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное автономное научное учреждение "Федеральный научный центр исследования и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П. Чумакова РАН" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным и отмене решения от 18.04.2022 N КУВД-001/2022-56040638/8.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.08.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя возражал по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и ТУ Росимущества по Москве в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности Российской Федерации на здание по адресу: Российская Федерация, г. Москва, Московский п., п. Института Полиомиелита, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером 77:17:0000000:11563 по адресу: г. Москва, пос. Московский, п. Института Полиомиелита, влд. 8, являющегося собственностью Российской Федерации (запись в ЕГРН от 09.02.2018 N 77:17:0000000:11563-77/012/2018-1) и переданного учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования (запись в ЕГРН от 09.02.2018 N 77:17:0000000:11563-77/012/2018-2).
В качестве документа - основания представлен технический план здания от 24.12.2021, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием здания, расположенного по адресу: Российская Федерация, Москва, Московский п, Института Полиомиелита п.
По итогам рассмотрения представленных документов Управление отказало в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав уведомлением от 18.04.2022 N КУВД-001/2022-56040638/8 в связи с тем, что представленный технический план по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, содержащихся в ней сведений", а именно: в соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. В представленном техническом плане отсутствуют документы, подтверждающие, что заявленный к регистрации объект недвижимости является вспомогательным.
Полагая, что решение Управления от 18.04.2022 N КУВД-001/2022-56040638/8 нарушает законные права и интересы Учреждения, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В ходе проведенной правовой экспертизы ответчиком установлено, что в представленном техническом плане здания от 24.12.2021 отсутствует документ, подтверждающий завершение строительства объекта недвижимости и вводе его в эксплуатацию.
Из заключения кадастрового инженера представленного технического плана здания от 24.12.2021 следует, что заявленный к регистрации объект недвижимости представляет собой "Создаваемый объект недвижимости "Склад химреактивов" является вспомогательным строением, для основного здания с кадастровым номером 77:17:0000000:3958", вместе с тем отсутствует информация, какую выполняет вспомогательную функцию и в чём именно данная функция заключается.
В то же время судом установлено, что Распоряжением Совета Министров СССР от 05.06.1956 N 3237р Научно-исследовательскому институту полиомиелита Академии медицинских наук СССР были переданы здания и сооружения санатория "Внуково" Министерства здравоохранения РСФСР. Министерству здравоохранения СССР было разрешено построить дополнительно в 1956-1957 гг. здания для Научно-исследовательского института полиомиелита Академии медицинских наук СССР. Строительство осуществлялось силами Главмосстроя.
Распоряжением Исполнительного комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся от 19.07.1956 N -2854 под строительство Научно-исследовательскому институту полиомиелита Академии медицинских наук СССР дополнительно (к территории уже переданного бывшего санатория "Внуково" 4,18 га) был отведен земельный участок площадью 7,0 га.
Решением Исполнительного комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся от 23.10.1956 N -59/31 в дополнение к уже существующим объектам предусмотрено размещение новых объектов института на свободных площадках.
29.10.1956 за N 207/3044-ОПЗ получено разрешительное письмо из Архитектурно-планировочного управления гор. Москвы.
Исполкомом Московского областного Совета депутатов трудящихся от 06.06.1957 установлено, что на земельном участке площадью 11,18 га (отведенный участок 7 га и территория бывшего санатория "Внуково" 4,18 га) предусмотрено строительство научно-исследовательского института по изучению полиомиелита (корпус института, жилые дома, корпуса для размещения подопытных животных, котельная, гараж, трупосжигалка и другие хозяйственные постройки).
11.11.1959 получен Акт бессрочного пользования земельным участком площадью 7,0 га из свободных земель, прилегающих к территории бывшего санатория "Внуково", кв. 18 Внуковского лесопарка в границах, обозначенных на плане, прилагаемом к Акту.
Государственным актом на право пользования землей от 13.07.1990, выданным председателем Видновского районного (городского) Совета депутатов трудящихся, за Институтом полиомиелита и вирусных энцефалитов Академии медицинских наук СССР на праве постоянного бессрочного пользования был закреплен земельный участок площадью 15,1 га, утвержден план земельного участка с описанием его границ.
С 1960 года по настоящее время в границах земельного участка с кадастровым номером 77:17:0000000:11563 по адресу: г. Москва, пос. Московский, п. Института Полиомиелита, влд. 8, являющегося собственностью Российской Федерации, расположено здание (склад химреактивов) площадью 105,8 кв.м.
Указанное здание склада фигурирует во всех разрешительных документах, связанных со строительством комплекса зданий.
Данные обстоятельства позволяют отнести объект "склад химреактивов" к сооружениям вспомогательного назначения.
Согласно п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В соответствии с Письмом Росреестра от 13.04.2020 N 3215-АБ/20 "Об объектах вспомогательного использования" к числу объектов капитального строительства вспомогательного использования, по мнению Росреестра, могут относиться здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания другого (главного) объекта капитального строительства. При этом размещение объекта капитального строительства вспомогательного использования предусматривается проектной документацией. Вместе с тем застройщиком может быть принято решение о создании объекта капитального строительства вспомогательного использования и в процессе эксплуатации ранее созданных основных (главных) объектов капитального строительства, в связи с чем в указанном случае размещение объекта вспомогательного использования не будет предусмотрено проектной документацией.
В силу ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании:
- технического плана такого объекта недвижимости;
- правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Из заключения кадастрового инженера следует, что спорный объект представляет собой отдельно стоящее здание, используемое в настоящее время под складское помещение, а именно для хранения химреактивов.
Соответственно, данный объект выполняет вспомогательную функцию по отношению к деятельности основного здания научного центра исследования и разработки иммунобиологических препаратов. При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на объект вспомогательного назначения.
Каких-либо доказательств законности и обоснованности отказа заявителю ответчиком не представлено.
Поскольку оспариваемое уведомление нарушает права и законные интересы заявителя, а также создает Учреждению препятствия для осуществления обычной хозяйственной деятельности, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
Совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.08.2022 по делу N А40-102120/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102120/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТКИ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ ИМ. М.П. ЧУМАКОВА РАН" (ИНСТИТУТ ПОЛИОМИЕЛИТА)
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, Министерство науки и высшего образования РФ, ТУ Росимущества в г.Москве