г. Пермь |
|
14 ноября 2022 г. |
Дело N А60-22812/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляевой Е.И.,
судей Дружининой О.Г., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Марковой И.А.,
при участии:
от заявителя: Исаев О.И., паспорт, диплом, доверенность N 16370-024/8 от 12.02.2022,
от заинтересованного лица: не явились,
от третьего лица: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 августа 2022 года по делу N А60-22812/2022
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (ИНН 6658006919, ОГРН 1026602310129)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107),
третье лицо: Российская Федерация в лице Министерства науки и высшего образования Российской Федерации,
о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ответчик) о признании недействительным уведомления N 66-ВС06/1582 от 17.02.2022 об отказе в согласовании передачи в аренду находящегося в федеральной собственности имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российская Федерация в лице Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11 августа 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обжаловал решение суда в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, заявление удовлетворить. Считает отказ в согласовании незаконным как по форме, так и по содержанию. Полагает, что в согласовании отказано немотивированно, без обоснований неэффективности использования имущества путем передачи его в аренду, ссылается, что в свою очередь при рассмотрении дела заявителем полностью доказана эффективность использования переданного ему в аренду имущества.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В судебное заседание явился представитель заявителя, который придерживался доводов апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
По ходатайству представителя заявителя к материалам дела приобщена на основании части 2 статьи 268 АПК РФ в качестве дополнительного доказательства копия письма Министерства науки и высшего образования РФ от 28.10.2022.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие заинтересованного лица, третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, за Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Институтом экономики Уральского отделения Российской академии наук на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество: помещения первого этажа N 24, общей площадью 18,1 кв. м; N N 28-31, общей площадью 11,0 кв. м; помещения подвала NN 47-52, помещения первого этажа N 93, общей площадью 113,7 кв. м; помещения первого этажа N78, общей площадью 19,7 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29.
Письмом от 30.12.2021 N МН-21/6310 Министерство науки и высшего образования Российской Федерации обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области за согласованием сделки по передаче в аренду вышеуказанного имущества.
Уведомлением N 66-ВС-06/1582 от 17.02.2022 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области отказало в согласовании передачи в аренду закрепленного за истцом на праве оперативного управления имущества.
Полагая, что отказ в согласовании передачи недвижимого имущества в аренду не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным уведомления N 66-ВС06/1582 от 17.02.2022, которым выражен отказ в согласовании.
Принимая решение, суд первой инстанции не установил совокупности обстоятельств для признания обжалуемого уведомления недействительным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд первой инстанции приходит к следующим выводам.
Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 АПК РФ).
Согласно положениям части 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Как установлено пунктом 3 статьи 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).
Согласно положениям статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (пункт 9 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (пункт 10 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Для целей названного Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Перечни особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя (пункты 11, 12 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения" утверждено Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения (далее - Положение).
Согласно подпунктам "м" и "н" пункта 3 Положения орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке:
согласовывает с учетом требований, установленных пунктом 4 настоящего Положения, распоряжение недвижимым имуществом федерального бюджетного учреждения, в том числе передачу его в аренду по договорам, типовые условия которых утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с федеральными законами;
согласовывает с учетом требований, установленных пунктом 4 настоящего Положения, внесение федеральным бюджетным учреждением в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления), иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или передачу им такого имущества иным образом в качестве их учредителя или участника.
В пункте 4 Положения предусмотрено, что решения по вопросам, указанным в подпунктах "м" и "н" пункта 3 настоящего Положения (далее - решение), принимаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, за исключением решений в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации и Федерального агентства морского и речного транспорта (в отношении подведомственных ему федеральных бюджетных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов), посредством размещения на портале проекта решения.
Взаимодействие органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом осуществляется через межведомственный портал по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - портал) посредством размещения электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом рассматривает проект решения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и не позднее 15 рабочих дней со дня его размещения на портале (в случае заключения договоров аренды в отношении федерального имущества государственных образовательных организаций, являющихся федеральными бюджетными учреждениями, федеральных бюджетных научных учреждений - не позднее 15 календарных дней со дня его размещения на портале) согласовывает проект решения либо направляет мотивированный отказ в согласовании посредством размещения на портале (в случае заключения договоров аренды в отношении федерального имущества государственных образовательных организаций, являющихся федеральными бюджетными учреждениями, федеральных бюджетных научных учреждений - не позднее 15 календарных дней со дня его размещения на портале) уведомления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В случае непоступления от Федерального агентства по управлению государственным имуществом соответствующей информации в течение 30 рабочих дней со дня размещения на портале (в случае заключения договоров аренды в отношении федерального имущества государственных образовательных организаций, являющихся федеральными бюджетными учреждениями, федеральных бюджетных научных учреждений - в течение 30 календарных дней со дня размещения на портале) проекта решения органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решение считается согласованным.
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, уведомляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом о принятом решении (с приложением копии решения в электронном виде) посредством размещения на портале уведомления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его принятия.
Как следует из материалов дела, за Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Институтом экономики Уральского отделения Российской академии наук на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество: помещения первого этажа N 24, общей площадью 18,1 кв. м; N N 28-31, общей площадью 11,0 кв. м; помещения подвала NN 47-52, помещения первого этажа N 93, общей площадью 113,7 кв. м; помещения первого этажа N78, общей площадью 19,7 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29.
Письмом от 30.12.2021 N МН-21/6310 Министерство науки и высшего образования Российской Федерации обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области за согласованием сделки по передаче в аренду вышеуказанного имущества.
Уведомлением N 66-ВС-06/1582 от 17.02.2022 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области отказало в согласовании передачи в аренду закрепленного за истцом на праве оперативного управления имущества.
Таким образом в установленном порядке обращение ответчиком рассмотрено, на него дан мотивированный ответ.
В заявлении заявителем не указано, в чем заключается противоречие решения ответчика закону.
То обстоятельство, что при отказе в согласовании передачи имущества в аренду ответчик действовал в пределах полномочий, участвующими в деле лицами не оспаривается.
Доводы заявителя о том, что в согласовании отказано немотивированно, без обоснований неэффективности использования имущества путем передачи его в аренду, при рассмотрении дела заявителем доказана эффективность использования переданного ему в аренду имущества, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены с учетом изложенного выше.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не установил оснований для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции. В удовлетворении жалобы следует отказать.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 августа 2022 года по делу N А60-22812/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.И. Гуляева |
Судьи |
О.Г. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-22812/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ НАУКИ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ