г. Москва |
|
14 ноября 2022 г. |
Дело N А40-88213/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.08.2022 по делу N А40-88213/22
по исковому заявлению ООО "ИБФ-Лизинг" (ИНН: 7735508690)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо - Акционерное общество "Железнодорожная торговая компания"
о признании незаконными решений
при участии:
от заявителя: |
Ермоленко А.А. по доверенности от 08.02.2022; |
от заинтересованного лица: |
Клименко Н.А. по доверенности от 17.01.2022; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ИБФ-Лизинг" обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с требованием о признании незаконными решений N КУВД-001/2021-27979857/9, КУВД001/2021-27979857/10, КУВД-001/2021-27979876/11, КУВД-001/2021-27979876/12, КУВД-001/2021- 27980141/9, КУВД-001/2021-27980141/10, КУВД-001/2021-27979892/9, КУВД001/2021- 27979892/10, обязании зарегистрировать переход права собственности на следующие объекты недвижимости здание 1 нежилое, площадь: 339,2 кв.м., кадастровый номер 77 01003019:1009, адрес: ул. Ольховская д. 11, стр. 1, земельный участок под Зданием 1, площадь 240 кв.м., кадастровый номер: 77:01:0003019:1001, Здание 2 нежилое, площадь: 21,5 кв.м., кадастровый номер: 77:01:0003019:1008, адрес: ул. Ольховская, вл. 11, стр. 2, Земельный участок под Зданием 2, площадь: 40 кв.м., кадастровый номер: 77:01:0003019:1002.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.08.2022 требования ООО "ИБФ-Лизинг" удовлетворены.
Административный орган, не согласившись с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель общества в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы прокуратуры полагает необоснованными.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Акционерное общество "Железнодорожная торговая компания", в судебное заседание представитель не явился, извещен надлежащим образом.
Через канцелярию суда от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке ст.262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 30.04.2021 АО "Железнодорожная торговая компания" (далее - АО "ЖТК", покупатель) опубликовало информацию о проведении открытого аукциона в электронной форме N 08мф-ЖТК/21 на право заключения договора купли-продажи имущества, находящегося в собственности АО "ЖТК".
Предмет аукциона: Здание1 нежилое, площадь: 339,2 кв.м., кадастровый номер 77 01003019:1009, адрес: ул. Ольховская д. 11, стр. 1, Земельный участок под Зданием1, площадь 240 кв.м., кадастровый номер: 77:01:0003019:1001, Здание2 нежилое, площадь: 21,5 кв.м., кадастровый номер: 77:01:0003019:1008, адрес: ул. Ольховская, вл. 11, стр. 2, Земельный участок под Зданием2, площадь: 40 кв.м., кадастровый номер: 77:01:0003019:1002 (далее совместно "Объекты недвижимого имущества").
03.06.2021 ООО "ИБФ-Лизинг" перечислил обеспечительный платеж в размере 4.383.473,80 руб. платежным поручением N 865.
08.06.2021 Протоколом N 1/08МФ-ЖТК/21 аукцион был признан несостоявшимся в связи с тем, что на участие в аукционе подана одна заявка.
21.06.2021 АО "ЖТК" (продавец) и ООО "ИБФ-Лизинг" (покупатель) заключили договор купли-продажи объектов недвижимого имущества N 08-МФЖТК/2. 21.06.2021 Объекты недвижимого имущества были переданы покупателю по актам приема-передачи.
24.06.2021 покупателем произведена полная оплата по Договору купли-продажи в размере 39.451.273,20 руб. платежным поручением N 1105.
Актом сверки на 30.06.2021 продавцом подтверждается отсутствие задолженности по Договору купли-продажи 08мф-ЖТК/21.
29.06.2021, между продавцом и покупателем заключен Договор N 008МФ-ЖТК/21 купли-продажи оборудования - 4 кондиционеров.
Покупателем произведена полная оплата платежным поручением N 1119 от 29.06.2021.
Оборудование передано покупателю по акту приема-передачи. Актом сверки на 30.06.2021 продавцом подтверждается отсутствие задолженности по Договору купли-продажи 008мф-ЖТК/21.
08.07.2021 покупатель и продавец подали документы на регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимого имущества в Росреестр.
19.07.2021 Росреестр уведомил о приостановлении государственной регистрации, срок приостановки: до 19.10.2021.
04.10.2021 продавец подал заявление о продлении приостановления государственной регистрации, что подтверждается Уведомлением Росреестра от 15.10.2021.
15.10.2021 Уведомление Росреестра о приостановлении государственной регистрации, срок приостановки: до 04.04.2022.
04.04.2022 Управление Росреестра по Москве отказало в государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимого имущества.
Отказ в регистрации мотивирован несоответствием сведений о Здании1: по данным реестра прав Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) площадь Здания1 составляет 353 кв.м.; по данным кадастра недвижимости ЕГРН площадь Здания1 составляет 339,2 кв.м., в то время как разрешительная документация на изменение объекта недвижимости, подтверждающая законность изменение объекта не представлена. Посчитав указанное уведомление незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, выслушав доводы представителей, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд установил, что требования заявителя заявлены обоснованно и подлежали правомерному удовлетворению по следующим основаниям. Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Порядок регистрации недвижимого имущества регулируется Законом о регистрации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
П. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: представленный технический план по форме либо содержанию не соответствовал требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется в порядке, определенном п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости. Основным этапом является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о недвижимости, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Основания для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество указаны в п. 2 ст. 14 Закона о недвижимости.
Как следует из фактических обстоятельств дела и установлено судом, Управление Росреестра по Москве указывает, что в соответствии с ч. 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Вся необходимая информация в договоре отражена, при этом площадь Здания1, указанная в договоре, соответствует той площади, которая зафиксирована в кадастре недвижимости ЕГРН (339,2 кв.м).
Это означает, что о произведенных изменениях площади Росреестр уведомлен надлежащим образом, в противном случае, информация не могла была быть внесена в кадастр недвижимости ЕГРН.
В 2017 вступил в силу Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости", который предусматривал внедрение новой системы учета прав и хранения информации об объектах недвижимого имущества - Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
ЕГРН объединяет в себе одновременно как данные о правах на объекты (ранее хранились в ЕГРП), так и технические характеристики таких объектов, которые до 2017 года хранились в отдельной системе - Государственном кадастре недвижимости.
По этой причине для первоначального формирования ЕГРН в него по каждому объекту были добавлены данные из ранее существовавших систем. Объединение разных систем вероятно могло привести к расхождению отдельных характеристик по многим объектам.
Так как никаких перепланировок бывшим собственником Здания 1 не проводилось, расхождения сведений в кадастрах прав и недвижимости ЕГРН вызвано технической ошибкой.
Таким образом, вопреки доводам Управления Росреестра по Москве, сведения, необходимые для регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости, представлены и являются достоверными, а основания для отказа в регистрации отсутствуют.
АО "ЖТК" не обязано было предоставлять документы, подтверждающие раскрытие сведений бенефициаром о подконтрольных лицах (с приложением квитанции, подтверждающей принятие налоговым органом документов), непредоставление таких сведений не может являться основанием для отказа в регистрации перехода права собственности.
В отказах в регистрации перехода права собственности Управление Росреестра по Москве также указало, что АО "ЖТК" должно также предоставить документы, подтверждающие раскрытие сведений бенефициаром о подконтрольных лицах (с приложением квитанции, подтверждающей принятие налоговым органом документов) в соответствии с п. б, ч. 1 Указа Президента Российской Федерации N 81 от 01.03.2022. Между тем, необходимо учитывать, что договор заключен 21.06.2021, а документы на регистрации перехода права собственности были поданы 08.07.2021, то есть, за 9 месяцев до принятия Указа Президента РФ N 81 от 01.03.2022.
Вопреки доводам административного органа, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу невозможности применения к сложившимся между сторонами правоотношениям положений Указа Президента РФ от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации". Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и в постановлениях Правительства Российской Федерации, определяются правилами главы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как указал Конституционный Суд РФ, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие.
Вместе с тем, законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 7-0 "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантия социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации").
Таким образом, под обратной силой закона понимается распространение действия нормативно-правовых актов на отношения, возникшие до вступления таких правовых актов в силу.
Указ Президента РФ от 01.03.2022 N 81 не содержит ретроспективные нормы и не распространяется на отношения, возникшие до 02 марта 2022 года.
Как указывает Управление, согласно сведениям реестра прав ЕГРН право собственности АО "ЖТК" зарегистрировано на объект недвижимости площадью 353 кв.м.
Однако в соответствии с кадастром недвижимости ЕГРН указанный объект недвижимости имеет иные характеристики, иную площадь 339.2 кв.м.".
Кадастровый паспорт содержит площадь 339.2 кв.м. Технический паспорт 2008 года содержит указание на площадь 339.2 кв.м.
Архивная копия экспликации на 12.07.1994 и актуализированная на 28.08.2008 содержит площадь 339.2 кв.м. (при сложении): 165.6 кв.м. итого по 1 этажу + 161.7 кв.м. итого по 2 этажу, + 7.0 кв.м. итого л/кл 1 с тамбуром, + 4.9 кв.м. итого л/кл 2.
Параметры Технического паспорта 2008 г. и архивной копии экспликации совпадают: общая площадь 339.2 кв.м., полезная площадь 265.3 кв.м.
Единственное указание на площадь "353 кв.м." содержится только в особых отметках выписки из ЕГРН, происхождение которых неизвестно.
Представленные материалы регистрационного дела не раскрывают источник площади 353 кв.м.
Управление полагает, что вправе отказывать в регистрации всех объектов недвижимости, у которых по любым причинам внесена запись "актуальные незасвидетельствованные" до тех пор, пока эта запись не будет устранена самими же сторонами.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, приведенным в Письме Росреестра от 10.07.2018 N 01-7126-ГЕ/18 "О применении норм законодательства по вопросу изменения статуса "актуальные незасвидетельствованные" о характеристиках объекта недвижимости в ЕГРН": "Изменение статуса сведений о характеристике объекта недвижимости с "актуальные незасвидетельствованные" на "актуальные", учитывая положения Закона N 218-ФЗ, не является государственным кадастровым учетом изменений основных характеристик объекта недвижимого имущества, и, следовательно, возможно в порядке информационного взаимодействия как на основании документов, поступивших посредством межведомственного взаимодействия, так и на основании заявления заинтересованного лица, поступившего в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.
В последнем случае орган регистрации прав вне зависимости от того, приобщил заявитель подтверждающие изменения документы или нет, в течение трех рабочих дней со дня получения такого заявления самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия решения об изменении статуса сведений о характеристике объекта недвижимости, в соответствующих органах государственной власти и органах местного самоуправления".
Вместе с тем, Управление соответствующее взаимодействие не произвело, никаких документов не запрашивало, что подтверждается материалами регистрационного дела. Порядок ведения ЕГРН N 943 от 16.12.2015, на который ссылается Управление в отзыве, утратил силу 29.06.2021 с принятием Приказа Минэкономразвития России от 04.05.2021 N 243.
Приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241 утвержден новый Порядок, который не допускает изменение сведений по заявлению заинтересованного лица, в связи с чем у заявителя отсутствует возможность защиты своих прав иным образом.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 ГК РФ и частью 1 статьи 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными, таким образом, требования заявителя подлежали правомерному удовлетворению.
Доводы, заявленные в апелляционной жалобе, в полном объеме были рассмотрены судом первой инстанции и по ним сделаны соответствующие выводы. Таким образом, Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.08.2022 законно и обосновано, и оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.08.2022 по делу N А40-88213/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-88213/2022
Истец: ООО "ИБФ-ЛИЗИНГ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ"