г. Москва |
|
14 ноября 2022 г. |
Дело N А40-104261/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова
судей: |
Т.Б. Красновой, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.Е. Ярахтиным, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО Торговая фирма "ТХН" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.08.2022 по делу N А40-104261/22 (21-770)
по заявлению ООО Торговая фирма "ТХН"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третьи лица: 1) Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы;
2) Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы;
3) Управление Росреестра по г. Москве;
о признании незаконным и отмене отказа,
при участии:
от заявителя: |
Васильева Е.Л. по доверенности от 14.06.2022, |
от ответчика: |
Горчакова Е.А. по доверенности от 29.12.2021, |
от третьих лиц: |
1) Савин А.С. по доверенности от 15.12.2020, 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО ТФ "ТХН" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее Департамент) о признании незаконным и отмене решения об отказе от предоставления государственной услуги по заключению договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001029:2120 по адресу: г.Москва, Лихоборская набережная, вл.18, стр.4, формализованный в письме N 33-5- 121398/21-(0)-8 от 24.02.2022, с требованием обязать Департамент городского имущества города Москвы принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов ООО ТФ "ТХН", путем приведения в соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001029:2120 по адресу: г.Москва, Лихоборская набережная, вл.18, стр.4. с фактическим использованием Здания (кадастровый номер 77:09:0001029:1070) - код ВРИ 6.9.- Склады.
Решением суда от 23.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступали.
Представитель ООО Торговая фирма "ТХН", в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебное заседание Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы и Управление Росреестра по г. Москве своих представителей не направили, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявитель является правообладателем нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0001029:1070, расположенного по адресу: Москва, Лихоборская набережная, вл.18, стр.4 (далее-Здание), на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001029:2120.
18 июня 2020 года общество обратилось в Департамент городского имущества города Москвы за государственной услугой по заключению договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001029:2120, расположенного под Зданием.
Ответчиком был подготовлен проект договора аренды земельного участка сроком до 18.06.2069 с целевым назначением земельного участка "для целей эксплуатации здания под промышленно-производственную деятельность в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка".
31.07.2020 общество подписало договор аренды земельного участка с протоколом разногласий к проекту договора (N 33-5-44324/20-(0)-1) в части внесения изменений в пункт 1.5-изменено целевое назначение арендуемого участка, а именно установление цели использования - склады.
19.08.2020 Департаментом повторно был предоставлен проект договора аренды земельного участка, в который внесены изменения, в части цели предоставления земельного участка, а именно - для целей эксплуатации здания в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка.
09.09.2020 ООО ТФ "ТХН" повторно подписало договор аренды с протоколом разногласий к проекту договора аренды земельного участка (вх. N 33-5-44324/20-(3)-0), в части внесения изменений в пункт 1.5., в части целей предоставления испрашиваемого земельного участка, а именно установление цели использования - склады.
Письмом от 17.09.2020 N 33-5-44324/20-(0)-5 ответчик сообщил об отказе в предоставлении государственной услуги по заключению договора аренды земельного участка.
10.12.2021 ООО ТФ "ТХН" повторно направило запрос на предоставление земельного участка в аренду (вх. N 33-5-121398/21-(0)-0 от 10.12.2021).
Письмом N 33-5-121398/21-(0)-8 от 24.02.2022 ответчик отказал в предоставлении услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строение, сооружений, расположенных на земельном участке", по аналогичным основаниям.
В связи с чем, заявитель обратился в Арбитражный суд г.Москвы с настоящим заявлением.
Заявитель в судебном заседании пояснил, что исходя из данных, содержащихся в ЕГРН (фонд данных государственной кадастровой оценки) по состоянию на 01.01.2018, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001029:2120 соответствовало фактическому использованию- объекты размещения складских предприятий (1.2.9.), объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001029:2120 по адресу: г. Москва, Лихоборская набережная, вл.18, стр.4 относится к территориальным зонам сохраняемого землепользования:
- 3.9.3 - размещение объектов капитального строительства для проведения изысканий, испытаний опытных промышленных образцов, для размещения организаций, осуществляющих научные изыскания, исследования и разработки;
- 6.0.0 - промышленно-производственная деятельность. Размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 6.2.0-6.8.0 (N 70-78), 6.11.0 (N 81).
На основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 27.04.2018 N 13540 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001029:2120" в ЕГРН установлен ВРИ "6.0.0- промышленно-производственная деятельность. Размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом. Содержание данного разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 6.2.0-6.8.0, 6.11.0".
Постановлением правительства Москвы от 29.01.2021 N 73-ПП "О внесении изменений в постановление правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП в ПЗЗ города Москвы в производственной зоне N 45 "Автомоторная" установлены границы КРТ N 3, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001029:2120 расположен в границах территориальной зоны, для которой установлены коды ВРИ 3.0, 3.1.1., 4.1., 4.2., 4.3., 4.4., 4.5., 4.6, 4.8.1, 4.8.2, 4.9, 4.10, 5.1.2, 4.1.3, 12.0.1, 6.2, 6.2.1, 6.3., 6.3.1, 6.4., 6.5., 6.6., 6.7., 6.8., 6.11., 6.12., 12.0.2 (объекты промышленного, коммунального спортивного и общественно-делового назначения).
В связи с изложенными обстоятельствами, по мнению заявителя, при внесении изменений в ПЗЗ не учтен вид разрешенного использования участка в соответствии с видом разрешенного использования Здания и Классификатором.
В обосновании заявленных требований, заявитель ссылается на правовую позицию, изложенную в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2020 N 301-ЭС20-1089.
Суд, отказывая, в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Суд, исследовав фактические обстоятельства дела, пришел к выводу, что заявителем избран неверный способ защиты, в связи со следующим.
Гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ). Признание судом названных актов недействительными является одним из способов защиты гражданских прав.
В этом случае нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ (абзац шестой статьи 12, статья 13 ГК РФ).
При этом Гражданский кодекс Российской Федерации в соответствии с вытекающими из Конституции Российской Федерации основными началами гражданского законодательства (п.1 ст. 1 ГК РФ) не ограничивает гражданина в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия способов специальных.
Юридические лица вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению с учетом ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права. Определение наиболее эффективного способа защиты своих прав осуществляется самим заявителем.
Кроме того, при выборе способа защиты нарушенного права необходимо учитывать, что судебный акт должен обладать свойством исполнимости, в случае, если принятие решения по такому делу не позволяет восстановить нарушенные права и не изменяет сложившуюся правовую ситуацию, отказ в иске является правомерным, поскольку способ защиты не приводит к восстановлению прав и имущественных интересов лиц.
Из фактических обстоятельств дела, судом установлено, что ответчик не уклоняется от оформления земельно-правовых отношений.
Суд пришел к выводу, что фактически между сторонами возникли разногласия по согласованию условий договора.
Суд отмечает, что предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным пунктом 1.5 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Административный регламент).
Суд учитывает, что в соответствии с п. 2.10.1.44 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является поступление от заявителя повторного протокола разногласий к проекту договора аренды земельного участка.
Судом установлено, что между сторонами имеет место спор относительно существенных условий договора аренды земельного участка, а именно п.1.5. - где редакция Департамента выражена как "для целей эксплуатации здания под промышленно-производственную деятельность в соответствии с установленным видом разрешенного земельного участка", в то время как Заявитель подписывает договор аренды с протоколом разногласий, указывая редакцию п. 1. 5., как "цель использования - склады".
Из материалов дела следует, что заявитель дважды направлял протокол разногласий на согласование ответчику.
В силу пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. Для передачи разногласий на рассмотрение суда установлен тридцатидневный срок (абзац второй пункта 1 статьи 445 ГК РФ).
В связи с изложенным, заявитель имел право урегулировать возникшие разногласия в судебном порядке.
Вместе с тем, удовлетворение заявленных требований не приведет к разрешению спора, так как Департамент исполняя решения Суда направить проект договора аренды в редакции Департамента, что свидетельствует о наличии спора по существенным условиям договора аренды, который может быть разрешен в порядке искового производства.
В рассматриваемом случае, заявителем подано заявление в рамках главы 24 АПК РФ.
Судом проверены основания отказа в предоставлении государственной услуги.
В качестве оснований Департамент указал на наличие разногласий, применив надлежащий пункт административного регламента, отказал в предоставлении государственной услуги.
Более того, заявитель просит суд обязать Департамент городского имущества города Москвы принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов ООО ТФ "ТХН", путем приведения в соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001029:2120 по адресу: г.Москва, Лихоборская набережная, вл.18, стр.4 с фактическим использованием Здания (кадастровый номер 77:09:0001029:1070) - код ВРИ 6.9.- Склады.
Суд отмечает, что указанный способ восстановления прав заявителя не связан с предметом спора.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001029:2120 по адресу: г.Москва, Лихоборская наб., вл. 18, стр. 4 сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет.
Земельный участок сформирован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001029:6 в соответствии с распоряжением ДЗР от 12.09.2012 N 54536 "Об утверждении схемы расположения земельного", предусматривающим установление формируемому земельному участку видов разрешенного использования - объекты размещения складских предприятий (1.2.9.), объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7).
26.03.2018 правообладателя земельного участка ГУП "РЭМ" Департаментом было издано распоряжение от 27.04.2018 N 13540 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001029:2120", предусматривающее установление данному земельному участку вида разрешенного использования "Промышленно-производственная деятельность. Размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 6.2.0-6.8.0, 6.11.0 (6.0.0)".
В настоящее время данный вид разрешенного использования земельного участка внесен в сведения ЕГРН.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 29.01.2021 N 73-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП" земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001029:2120 расположен в границах территориальной зоны, предусматривающей установление видов разрешенного использования: 3.0, 3.1.1, 4.1,4.2, 4.3, 4.4, 4.5,4.6, 4.8.1, 4.8.2, 4.9, 4.10, 5.1.2, 5.1.3, 6.2, 6.2.1, 6.3, 6.3.1,6.4, 6.5, 6.6, 6.7, 6.8, 6.11, 6.12, 12.0.1, 12.0.2.
Согласно статье 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.
Основой правоотношений, регулируемых градостроительным законодательством, является градостроительная деятельность в целях развития соответствующей территории, которая осуществляется в том числе в виде градостроительного зонирования территорий, представляющего собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункты 1, 6 статьи 1, глава 4 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30, части 1 статьи 31 ГрК РФ в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки, которые разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов, устанавливаются виды разрешенного использования земельного участка.
Правила землепользования и застройки включают в себя также положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 26.03.2020 N 631-О и от 30.06.2020 N 1491-О, приведенные положения пункта 4 статьи 85 ЗК РФ и части 8 статьи 36 ГрК РФ призваны на основе необходимого баланса частных и публичных интересов обеспечить стабильность ранее сложившихся земельных и имущественных отношений, поскольку возможность принятия органом местного самоуправления решений об изменении градостроительного зонирования территорий и градостроительных регламентов должна быть уравновешена необходимыми гарантиями для лиц, которые на законных основаниях приобрели права на земельные участки до принятия и вступления в силу указанных изменений и вправе были рассчитывать, что их правовой статус, неразрывно связанный с правовым режимом земельных участков, будет уважаться государством, а также органами местного самоуправления как неотъемлемой частью единого механизма управления делами государства.
Следовательно, и земельное, и градостроительное законодательство исходят из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (статья 30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
С учетом, что в соответствии с п.1 ч.6 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Суд учитывает, что Департамент не может изменять вид разрешенного использования земельного участка, так как последние устанавливаются ПЗЗ, относительно приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с фактическим назначением Здания.
Суд учитывает, что у ответчика имеются лишь полномочия по приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствие только в том случае, если вид разрешенного использования является устаревшим и не соответствует Приказу Минэкономразвития от 01.09.2014 N 540.
В связи с изложенным, суд пришел к выводу, с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2020 N 301-ЭС20-10890 по делу N А43-31876/2019, в рассматриваемом споре Департамент городского имущества города Москвы не является лицом, на которое возлагается обязанность совершить действия по внесению изменений в виды разрешенного использования земельного участка.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что совокупность условий, предусмотренных ч.1 ст.198 АПК РФ и необходимых для признания незаконным оспариваемого распоряжения, отсутствует, оспариваемый акт является законным, обоснованным, принят в полном соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.08.2022 по делу N А40-104261/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-104261/2022
Истец: ООО ТОРГОВАЯ ФИРМА "ТХН"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ, КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ГОРОДА МОСКВЫ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ