15 ноября 2022 г. |
Дело N А83-19951/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Горбуновой Н.Ю., |
|
|
|
Баукиной Е.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каримовым А.А.,
при участии в судебном заседании представителя:
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" Мельниковой Оксаны Владимировны по доверенности от 10.01.2022 N 20,
в отсутствие представителя надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания: Товарищества собственников недвижимости "ЗУЯ",
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "ЗУЯ" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.07.2022, по делу N А83-19951/2021 по иску государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" к Товариществу собственников недвижимости "ЗУЯ" о взыскании задолженности и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к Товариществу собственников недвижимости "ЗУЯ" (далее - Товарищество) с исковым заявлением о взыскании 22 598,10 руб., из них: 21 807,49 руб. задолженность за услуги по водоснабжению и отведению сточных вод на содержание общего имущества в многоквартирных домах; 790,61 руб. пени, а также государственная пошлина в размере 2000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 04.07.2022 исковые требования удовлетворены. С Товарищества взыскано 22 598,10 руб., из них: задолженность за услуги по водоснабжению и отведению сточных вод на содержание общего имущества в многоквартирных домах в размере 21 807,49 руб., пени в размере 790,61 руб.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт и отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд необоснованно оставил без внимания доводы о том, что договор между Товариществом "ЗУЯ" и Предприятием Вода Крыма" на дату судебного заседания не заключен. Товарищество "ЗУЯ" путем направления заказного письма в адрес Предприятия с вложенными неподписанными экземплярами договоров сообщило о невозможности заключения представленного договора в силу отсутствия в МКД возможности отбора холодной воды и сброса сточных вод на общедомовые нужды. Таким образом, из направленных в адрес Предприятия писем от 20.07.2019, 30.08.2018, 29.10.2018, 17.02.2020, 03.09.2019, 21.12.2020, 18.05.2021 усматривается, что стороны не достигли соглашения о существенных условиях договора.
Кроме того, факт выставленных счетов не является доказательством надлежащего оказания услуг.
Товарищество неоднократно указывало на то, что отбор воды и сброс сточных вод на общедомовые нужды не производится, так как все МКД, находящиеся в управлении Товарищества, не имеют централизованной системы отопления, горячей воды и не оснащены газом, Таким образом, промывка и опрессовка систем отопления не производится. Также в домах отсутствует оснащенность мест общего пользования водозаборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Товарищество в силу конструктивных особенностей домов не имеет технической возможности пользоваться коммунальной услугой, предоставляемой Предприятием. В связи с чем, собственники фактически оплачивают данную услугу напрямую Предприятию "Вода Крыма".
Апеллянт полагает, что Предприятие необоснованно выставляет счета за фактически не оказанные услуги.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы, Товарищество дополнило, что в данном случае рассмотрению подлежит плата за водоотведение в многоквартирных домах, не оборудованных приборами учета (в силу невозможности их установки), а также не оборудованные отоплением и горячим водоснабжением. Согласно комиссионным актам осмотра МКД точка отбора холодной воды и сброса сточных вод отсутствует.
В представленном отзыве Предприятие "Вода Крыма" изложило свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание Товарищество собственников недвижимости "ЗУЯ" представителя не направило, извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Товарищество собственников недвижимости "ЗУЯ" является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами в пгт. Зуя Белогорского района. Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ответчика является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
В управлении Товарищества "ЗУЯ" находятся многоквартирные дома, расположенные по адресам:
- Белогорский, пгг. Зуя. ул. Ленина, д. 5;
- Белогорский, пгт. Зуя. ул. Ленина, д. ба;
- Белогорский, пгт. Зуя. ул. Ленина, д. 7;
- Белогорский, пгт. Зуя, ул. Ленина, д. 9а;
- Белогорский, пгт. Зуя, ул. Ленина, д. 11.
Предприятие в адрес Товарищества 25.09.2020 направило проект Договора водоснабжения, отведения сточных вод для Управляющих организаций N 3/405 от 22.09.2020 (далее - Договор), который был получен ответчиком (письмо N 2202/01-16/04 от 25.09.2020).
Согласно пункту 12 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (в редакции. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134) (далее - Правила N 644) абонент в течение 30 дней со дня поступления проектов договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора организации водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к такому договору документов, подтверждающих правомочия лица, действующего от имени абонента и подписавшего договор. Договор считается заключенным со дня получения организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией) подписанного абонентом договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не установлено настоящими Правилами или соответствующим договором.
В случае если по истечении 30 дней со дня поступления абоненту от организации водопроводно-канализационного хозяйства проектов указанных договоров абонент не представил подписанные договоры либо предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", настоящих Правил и условиям типовых договоров (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом), такие договоры считаются заключенными на условиях, содержащихся в договорах, представленных организацией водопроводно-канализационного хозяйства (абз. 2 п. 12 Правил N 644).
Поскольку от Товарищества в установленный срок подписанный договор не поступил, предложений об изменении представленного проекта договора также не поступило, Договор считается заключенным на условиях, предложенных Предприятием.
Согласно пункту 4.3 договора расчетный период по настоящему договору устанавливается равным одному календарному месяцу.
Исполнитель производит оплату Ресурсоснабжающей организации за полученную питьевую воду и/или сброшенные сточные воды путем перечисления денежных средств на расчетный счет Ресурсоснабжающей организации до 15 числа месяца, следующего за расчетным месяцем (пункт 4.4 Договора).
В соответствии с пунктом 2.2.4 договора Ресурсоснабжающая организация имеет право требовать от Исполнителя внесения платы в полном объеме за потребленные коммунальные ресурсы, а также в случаях, установленных нормативными актами и (или) договором уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Предприятие "Вода Крыма" в адрес Товарищества направляло счета на оплату, расшифровки к счетам и акты выполненных работ.
Истцом ответчику за оказанные услуги по холодному водоснабжению и отведению сточных вод на содержание общего имущества в многоквартирных домах выставлены на оплату счета на общую сумму 21 807,49 руб. (счета N 6517 от 30.10.2020 (произведена корректировка N 14 от 16.04.2021), N 6868 от 23.11.2020 (произведена корректировка N 15 от 16.04.2021), N 7330 от 23.12.2020 (произведена корректировка N 16 от 16.04.2021), N 7674 от 27.01.2021 (произведена корректировка N 17 от 16.04.2021), N 7731 от 26.02.2021(произведена корректировка N 18 от 16.04.2021), счет N 8320 от 26.03.2021 (произведена корректировка N 19 от 16.04.2021), счет N 8514 от 16.04.2021, счет N 9089 от 25.05.2021).
Однако Товарищество выставленные счета не оплатило.
Предприятие направило в адрес Товарищества претензию N 1321/01-16/04 от 22.06.2021.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Предприятия "Вода Крыма" в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим исковым заявлением.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции верно квалифицировал отношения сторон как регулируемые общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об обязательствах и положениями главы 30 ГК РФ об энергоснабжении, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также иными подзаконными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопринимающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии.
Согласно пункту 12 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) абонент в течение 30 дней со дня поступления проектов договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора организации водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к такому договору документов, подтверждающих правомочия лица, действующего от имени абонента и подписавшего договор. Договор считается заключенным со дня получения организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией) подписанного абонентом договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не установлено настоящими Правилами или соответствующим договором.
В случае, если по истечении 30 дней со дня поступления абоненту от организации водопроводно-канализационного хозяйства проектов указанных договоров абонент не представил подписанные договоры либо предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), настоящих Правил и условиям типовых договоров (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом), такие договоры считаются заключенными на условиях, содержащихся в договорах, представленных организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в ответе на 9 вопрос Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом МКД во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а РСО выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и РСО в соответствии с пунктом 1 статьи 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
Аналогичным образом управляющая организация, осуществляющая управление общим имуществом и потребляющая коммунальные ресурсы в указанных целях, не может ссылаться на отсутствие договора, от подписания которого она отказалась.
Отсутствие договора-документа, опосредующего отношения между потребителем и гарантирующей организацией, в любом случае не исключает их квалификацию судом в соответствии с пунктом 3 статьи 434, пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как фактически сложившихся договорных отношений по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
Поскольку направленный истцом ответчику проект договора последним не подписан, то между сторонами сложились фактические отношения, связанные с оказанием услуг холодного водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущества МКД.
Из материалов дела усматривается, что управляемые ответчиком МКД не оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды и сточных бытовых вод.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В части 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную и горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества МКД, при условии, что конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В постановлении Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 306) указано, что норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Согласно пункту 29 Правил N 306, определение размера расходов, исходя из норматива, обусловлено необходимостью оплаты нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов (технически неизбежных и обоснованных потерь ресурса во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании МКД), а также оплаты ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня.
Согласно минимальному перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в части и холодного водоснабжения и водоотведения такие расходы, в том числе, обуславливаются обязательностью промывки участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе; очистки и промывка водонапорных баков; промывки систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений, проведения гидравлических испытаний.
Работы, касающиеся систем водоотведения многоквартирных домов, предусмотрены пунктами 18, 23 Правил N 290. Это, например, контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации; проверка исправности, работоспособности запорной арматуры, каналов; переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока; промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе; промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений; влажная уборка мест общего пользования и другие.
Соответственно, оказание услуг по содержанию общедомового имущества (далее - СОИ) невозможно без водопотребления на данные цели. В свою очередь, водопотребление предполагает и отведение сточных вод.
Оплата управляющей организации за выполнение данных работ - это плата потребителей за водоотведение на СОИ, рассчитанная исходя из утвержденного норматива отведения сточных вод на СОИ, установленного тарифа на данную услугу и площади общего имущества дома.
Исходя из вышеизложенного следует, что конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующей ресурсов при содержании общего имущества при предоставлении потребителям в МКД коммунальных услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения с использованием внутридомовых инженерных систем. В связи с этим отдельное утверждение перечня ресурсоснабжающего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества МКД, для утверждения норматива не требуется.
Из буквального толкования пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) следует, что потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг.
Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что возможность взимания платы за потребленные коммунальные ресурсы на содержание общего имущества в многоквартирном доме поставлена в зависимость, в том числе от конструктивных особенностей многоквартирного дома.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанцией, разногласия у сторон возникли относительно возможности оказания услуг водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды в связи с тем, что, по утверждению ответчика, конструктивные особенности спорных МКД не предусматривают возможность потребления соответствующих коммунальных услуг.
Вместе с тем, судебная коллегия обращает внимание, что в рассматриваемом случае следует учитывать, что коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения предоставляются при наличии в МКД внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода подается в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а сточные воды отводятся от данных помещений.
Исходя из буквального толкования вышеприведенных норм, потребление коммунального ресурса в виде холодной воды в целях СОИ в МКД состоит не только из его непосредственного забора из внутридомовых инженерных систем для выполнения услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего СОИ в МКД, но также включает в себя нормативные технологические потери коммунального ресурса, используемого в целях оказания коммунальной услуги, то есть технически неизбежные и обоснованные потери, обусловленные, в том числе техническими параметрами МКД.
Соответственно, само по себе отсутствие мест общего пользования, оборудованных санитарно-техническим приборами либо водоприемниками, на что ссылается апеллянт, не может являться основанием для отказа в оплате коммунального ресурса для целей содержания имущества в многоквартирных домах. В случае, если в многоквартирном доме имеется общее имущество, в том числе внутренние общедомовые сети, через которые осуществляется централизованное водоснабжение, и в указанные дома поставляются коммунальные ресурсы, то в отношении такого дома плата за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, начисляется вне зависимости от наличия или отсутствия водоразборных устройств в местах общего пользования, вне зависимости от открытой или закрытой системы водоснабжения, в силу наличия такой внутридомовой системы и факта поставки в нее ресурса.
Указанная правовая позиция подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2019 N АПГ18-14.
В спорной ситуации МКД, в отношении которых предприятие осуществляет водоснабжение и водоотведение, имеют внутренние общедомовые сети.
Представленные ответчиком акты обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности потребления коммунального ресурса (водоснабжения, водоотведения) на содержание общего имущества в МКД, находящихся в управлении общества, не могут служить достаточными доказательствами для освобождения управляющей организации от оплаты объема коммунального ресурса, поставленного в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Согласно Правилам N 491 и Правилам N 354, расходы на оплату ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда МКД находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно пункту 4 постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями" (далее - Правила N 124) управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления МКД, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в РСО для заключения договора ресурсоснабжения.
На управляющую организацию возлагается обязанность по содержанию общего имущества в МКД и предоставлению собственникам помещений в МКД, избравшим способ управления домом управляющей компанией.
С 01.01.2017 отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме является жилищной услугой. Это следует из пунктов 1,2 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, включается в плату за содержание жилого помещения. В соответствии с частью 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2007.
Истец произвел расчет объема холодного водоснабжения и водоотведения, потребленной при содержании общего имущества многоквартирных домов за спорный период, где отсутствуют общедомовые приборы учета, как произведение площадей мест общего пользования спорных многоквартирных домов и норматива потребления ХВС на содержание общего имущества.
Апеллянт возражений относительно порядка расчета платы и ее размера не заявил.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 21 (1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета, определяется за расчетный период (расчетный месяц) исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) норматив потребления коммунальных ресурсов целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - это определяемый в соответствии с названными Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату, в том числе, отведения сточных вод, при выполнении Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Правила N 290).
Пунктом 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее по тексту - Правила N 306) предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании МКД), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества определяются по видам коммунальных ресурсов в зависимости от степени благоустройства МКД и наличия ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества, а в соответствии с пунктом 11 Правил N 306 устанавливаются едиными для МКД, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства и расположенных в аналогичных климатических условиях.
При этом, потребление коммунальных услуг может происходить в ходе выполнения обязательных, включенных в минимальный перечень работ, услуг (например, потребление холодной воды и отведение стоков при ежегодной промывке внутридомовых сетей отопления и горячего водоснабжения, после замены внутридомовых сетей тепло- и водоснабжения), также в виде технологически неизбежных потерь холодной воды во внутридомовых инженерных системах МКД.
Более того, действующее законодательство в жилищно-коммунальной сфере не связывает факт потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в МКД с такими конструктивными особенностями МКД, как наличие или отсутствие выпускных кранов.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 года N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органы государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 года обязаны утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Расчет платы за содержание общего имущества в МКД производится в соответствии с нормативами, утвержденными Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 17.07.2020 N 394-А "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым" (далее по тексту - Приказ N 394-А).
Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 17.08.2020 N 455-А "О внесении изменений в приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 17.07.2020 N 394-А "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым" распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 17.07.2020.
В соответствии с пунктом 22 (ж) Правил N 124 установлено, что при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Коэффициент 1,5 применяется к сумме оплаты, а не к нормативу, взятому за основу при расчетах, то в данном случае он никак не влияет на объем КР на СОИ.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 07.08.2020 N 441-А "О внесении изменений в приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 17.07.2020 N 394-А "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым" внесены изменения и приложение N 2.
На основании внесенных изменений норматив потребления коммунального ресурса в отношении водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением составляет 0,0173.
Судебная коллегия признает правильным расчет объема холодного водоснабжения и водоотведения, потребленной при содержании общего имущества многоквартирных домов, произведенный истцом в соответствии с пунктом 21 (1) Правил N 124.
При изложенных обстоятельствах исковые требования в части взыскания основного долга подлежат удовлетворению в полном объеме.
Требование истца о взыскании пени в размере 790,61 руб. за период с16.11.2020 по 31.05.2021 судом апелляционной инстанции также оценено как обоснованное и подлежащее удовлетворению, исходя из следующего.
На основании статей 329 и 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, которой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Согласно части 6.4 статьи 13 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения или единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Аналогичные условия содержатся в пункте 7.5 Договора.
Частью 6.4 статьи 14 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ установлен аналогичный порядок начисления пеней за нарушения сроков исполнения обязательств по оплате услуг по водоотведению.
Поскольку факт нарушения сроков оплаты услуг по водоснабжению и водоотведению установлен судом, истец вправе требовать от ответчика уплаты неустойки (пени) в соответствии с частями 6.4 статей 13 и 14 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ.
Проверив представленный истцом расчет, суд апелляционной инстанции признает его арифметически верным.
Ответчиком ходатайств о применении положений статьи 333 ГК РФ, не заявлено, доказательств наличия оснований для освобождения от ответственности либо уменьшения ее размера не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции верно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.07.2022 по делу N А83-19951/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников недвижимости "ЗУЯ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А Ольшанская |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-19951/2021
Истец: ГУП БЕЛОГОРСКИЙ ФИЛИАЛА РК "ВОДА КРЫМА"
Ответчик: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ЗУЯ"