г. Москва |
|
15 ноября 2022 г. |
Дело N А41-20352/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автогород" на решение Арбитражного суда Московской области от 06.09.2022 по делу N А41-20352/22, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автогород" к администрации городского округа Люберцы Московской области о признании,
при участии в заседании:
от ООО "Автогород" - Соломатина Т.А. по доверенности от 14.02.2022;
от администрации городского округа Люберцы Московской области - Осипов Ю.С. по доверенности от 14.10.2022;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автогород" (далее - общество, ООО "Автогород", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Люберцы Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 17.01.2022 N 7078/1-1-6 и обязании администрации продлить договоры от 15.05.2020 на право размещения нестационарных торговых объектов по следующим адресам: Московская обл., г. Люберцы, ул. Строителей, у дома N 8/9; Московская обл., г. Люберцы, ул. Октябрьский проспект, у дома N 350; Московская обл., г. Люберцы, ул. Побратимов, у дома N 12; Московская обл., г. Люберцы, ул. Красная у дома N 1.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.09.2022 по делу N А41-20352/22 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании проведенной конкурсной процедуры администрацией в 2016 году выданы обществу свидетельства о праве на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта на территории города Люберцы, в соответствии с которыми разрешалось разместить нестационарные торговые объекты по адресам: Московская обл., г. Люберцы, ул. Строителей, у дома N 8/9; Московская обл., г. Люберцы, ул. Октябрьский проспект, у дома N 350; Московская обл., г. Люберцы, ул. Побратимов, у дома N 12; Московская обл., г. Люберцы, ул. Красная у дома N 1.
Указанные объекты общество разместило в период действия Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Люберцы, утвержденной на 2014-2018 годы.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.06.2019 по делу N А41-5539/19 суд обязал администрацию заключить с обществом договоры на размещение нестационарных торговых объектов на новый срок до 31.12.2020.
15.05.2020 между администрацией и обществом заключены договоры на право размещения нестационарных торговых объектов по адресам: Московская обл., г. Люберцы, ул. Строителей, у дома N 8/9; Московская обл., г. Люберцы, ул. Октябрьский проспект, у дома N 350; Московская обл., г. Люберцы, ул. Побратимов, у дома N 12; Московская обл., г. Люберцы, ул. Красная у дома N 1. Срок действия - до 31.12.2020.
Постановлением администрации от 27.04.2017 N 1620-ПА утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Люберцы Московской области на 2017-2021 годы.
Распоряжением Губернатора Московской области от 10.04.2020 N Исх6896/01-01 утвержден План мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Московской области в 2020 году.
Пунктом 28 указанного распоряжения установлено продление схем размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на 12 месяцев.
12.08.2020 между администрацией и обществом заключено дополнительное соглашение N 1 к договорам от 15.05.2020 о продлении срока их действия до 31.12.2021.
Постановлением администрации от 14.05.2020 N 1431-ПА действие схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Люберцы Московской области на 2017-2021 годы продлено до 31.12.2022.
По истечении срока действия договоров от 15.05.2020 общество обратилось в администрацию с заявлением о продлении срока действия договоров до 31.12.2022.
Решением от 17.01.2022 N 7078/1-1-6 администрация отказала в продлении срока действия договора без проведения конкурсных процедур.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В силу положений пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Нормой статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" установлены отдельные особенности размещения нестационарных торговых объектов.
Так, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 10).
Во исполнение указанной нормы федерального законодательства Министерством потребительского рынка и услуг Московской области принято Распоряжение от 02.06.2014 N 16РВ-34 "Об утверждении Методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области", которое действовало до 12.10.2020, то есть являлось действующим в период заключения спорного договора на размещение нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 3.1 Методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области, утвержденных Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 02.06.2014 N 16РВ-34, размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области осуществляется по результатам проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области, который проводится органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области после утверждения схемы в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.
Исходя из содержания пункта 3.3 названных Методических рекомендаций основанием для размещения нестационарного торгового объекта является схема и договор на размещение нестационарного торгового объекта или иной договор, заключенный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, предметом которого является предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой.
На территории муниципального образования - городское поселение Люберцы Решением Совета депутатов городского поселения Люберцы от 17.04.2014 N 350/2 было утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Люберцы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного Положения размещение нестационарных торговых объектов на территории города Люберцы осуществляется в местах, определенных Схемой, утвержденной Постановлением администрации города Люберцы сроком на пять календарных лет, или на земельных участках, находящихся в частной собственности, на основании постановления администрации города Люберцы с учетом требований настоящего Положения.
Согласно пункту 3 статьи 4 Положения, основанием для размещения и эксплуатации нестационарного торгового объекта являются проект и свидетельство, подтверждающие соответствие установленного объекта требованиям настоящего Положения.
Основанием для изготовления субъектом торговли нестационарного торгового объекта и осуществления предварительных работ по его установке на территории города Люберцы в месте, определенном Схемой, являются Выписка из протокола заседания комиссии по проведению конкурсов на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Люберцы и проектная документация.
Выписка не дает права на эксплуатацию нестационарного торгового объекта без получения свидетельства.
После проведения предварительных работ по установке нестационарного торгового объекта субъект торговли обращается в администрацию города Люберцы с заявлением о выдаче Свидетельства.
К данному заявлению прилагается подписанный со стороны субъекта торговли проект типового договора на право размещения специализированного нестационарного торгового объекта, на территории города Люберцы.
При этом размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на конкурсной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, в соответствии с утвержденной Схемой (пункт 4 статьи 4 Положения).
Пунктом 15 статьи 4 Положения предусмотрено, что в соответствии с решением комиссии в течение пяти рабочих дней с момента официального опубликования результатов конкурса победителю конкурса на основании письменного обращения организатора конкурса выдается Выписка из протокола конкурсной комиссии.
Согласно пункту 16 статьи 4 Положения свидетельство выдается на основании постановления администрации города Люберцы на срок, указанный в решении комиссии, вместе с подписанным со стороны администрации города Люберцы договором на право размещения специализированного нестационарного торгового объекта на территории города в течение десяти дней с момента подачи субъектом торговли в администрацию города Люберцы заявления о выдаче Свидетельства.
При этом, если одному субъекту торговли принадлежит несколько нестационарных торговых объектов, то Свидетельство и договор на право размещения нестационарного торгового объекта на территории города Люберцы выдаются и заключаются на каждый нестационарный торговый объект.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Положения субъект торговли в срок не более трех месяцев до даты окончания срока действия Свидетельства вправе обратиться в администрацию города Люберцы о продлении срока действия Свидетельства.
Пунктом 2 статьи 6 Положения предусматривался перечень документов, который подается для продления срока действия свидетельства и заключения нового договора на размещение нестационарного торгового объекта. По результатам рассмотрения документов орган местного самоуправления мог принять решение о продлении срока действия свидетельства на срок не более двух лет, либо отказать в продлении свидетельства и заключении нового договора по основаниям, указанным в пункте 4 статьи 6 Положения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, вышеуказанное Положение является действующим и не было отменено или изменено в установленном законном порядке.
При этом ссылка на Постановление администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области от 17.03.2017 N 846-ПА "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Люберцы" не может быть принята во внимание апелляционным судом, поскольку данный документ в данном виде опубликован не был и утратил свою силу в связи с изданием постановления администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от 05.03.2022 N 758-ПА.
Пунктом 28 Плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Московской области в 2020 году, утвержденного Распоряжением Губернатора Московской области от 10.04.2020 N Исх6896/01-01, предусмотрено: введение для малых форматов торговли отсрочки на 6 месяцев платежей по договорам за размещение нестационарных торговых объектов (НТО); продление схем размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на 12 месяцев.
Пунктом 3 постановления Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 13.10.2020 N 20РВ-306 органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области рекомендовано: продлить сроки действия схем на 12 календарных месяцев с текущей даты окончания срока действия (однократно, в качестве меры поддержки, в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Московской области в 2020 году, утвержденным Губернатором Московской области А.Ю. Воробьевым 10.04.2020); продлевать сроки действия договоров с учетом сроков продления действия схем в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 настоящего распоряжения без проведения аукциона, изменения цены договора.
При этом из совокупного толкования вышеуказанных положений следует, что действие договора может быть продлено с учетом сроков продления действия схемы размещения нестационарных торговых объектов, на 12 календарных месяцев.
При окончании срока действия договора на право размещения объектов, администрация организует проведение аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Люберцы в утвержденной схеме, а какое-либо преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта согласно схеме размещения без участия в аукционе у заявителя отсутствует.
Делая вышеуказанный вывод, апелляционный суд также исходит из того, что схема размещения нестационарных торговых объектов сама по себе не предусматривает размещение именно ООО "Автогород" нестационарных торговых объектов, а предоставляет право ООО "Автогород" на заключение договора на размещения нестационарных торговых объектов путем участия в аукционе.
Ссылка общества на то, что не имеется оснований, установленных пунктами 4.2 и 4.3 договора, для расторжения договора, не имеет правового значения, поскольку в настоящем случае договор прекратился в связи с истечением срока действия договора.
При таких обстоятельствах, не имеется правовых оснований для признания решения, изложенного в письме от 17.01.2022 не соответствующим положениям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.09.2022 по делу N А41-20352/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20352/2022
Истец: ООО "АВТОГОРОД"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЛЮБЕРЦЫ ЛЮБЕРЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЛЮБЕРЦЫ ЛЮБЕРЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ